Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 418

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


территории субъекта РФ и структурные подразделения которых

осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной

аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений.

110

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2010

№ 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольнонадзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»

1

. Закон внес изменения и дополнения

в Закон РФ «Об образовании», в Федеральный закон от 22.08.1996

№ 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

2

, в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

3

, в Федеральный закон от

06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»4

, в отдельные статьи Бюджетного кодекса РФ, НК РФ, КоАП РФ. Поправки имели целью усовершенствовать контрольно-надзорные функции и оптимизировать предоставление государственных услуг в данной сфере.

Большое количество изменений и дополнений по вопросам контроля и надзора, лицензированию образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений было внесено в Закон РФ «Об образовании». Прежде всего это была передача

еще одного полномочия Российской Федерации в области образования для осуществления на региональный уровень, а именно, передано

полномочие подтверждения документов государственного образца об

образовании, об ученых степенях и ученых званиях путем проставления на них штампа «апостиль». Это было закреплено в ст. 28.1 Закона

РФ «Об образовании» и дополнительно в этом Законе появилась

ст. 27.1 «Подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях».

В ст. 28.1 Закона РФ «Об образовании» было внесено несколько

изменений и дополнений, способствующих совершенствованию контрольно-надзорных функций. Так, дополнения, внесенные в подп. 1

п. 1 ст. 28.1 Закона РФ «Об образовании», позволяли расширить полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, в части осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования. С этого момента органы исполнительной власти субъектов РФ,


исполняющие переданные полномочия, получили право осуществлять

государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства

РФ в области образования не только за образовательными учреждениями, расположенными на территории субъекта РФ (за исключением

образовательных учреждений, указанных в подп. 24 ст. 28 Закона РФ

1 Собрание законодательства РФ. 2010. № 46. Ст. 5918.

2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

3 Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.

4 Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

111

«Об образовании»), но и иными организациями, осуществляющими


образовательную деятельность, а также принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том

числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям.

В ранее существовавшей редакции данной статьи были указаны

лишь образовательные учреждения, расположенные на территории

субъекта РФ, в отношении которых мог осуществляться государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в

области образования, а иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, не подпадали под действие данной статьи, и

при нарушении законодательства РФ в области образования и прав

граждан при осуществлении образовательной деятельности принимать какие-либо меры и даже просто проводить проверку органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные

полномочия, в отношении таких организаций не имели право. В силу

Федерального закона № 293-ФЗ, эта позиция изменена.

Был дополнен также подп. 3 п. 1 ст. 28.1 Закона РФ «Об образовании». К полномочиям Российской Федерации в области образования,

переданным для осуществления органам государственной власти

субъектов РФ, стали относиться полномочия не только по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных организаций, расположенных на территории

субъекта РФ (за исключением образовательных организаций, указанных в подп. 24 ст. 28 Закона), но и лицензирование образовательной

деятельности учреждений, которые расположены на территории субъекта РФ и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о

деятельности аккредитованных образовательных учреждений, что

также расширяет полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в области образования.

Значительные дополнения появились в рассматриваемый период в

ст. 32 Закона РФ «Об образовании». Пункт 2 данной статьи дополнен

подп. 24 и 25, которые обязывали образовательное учреждение обеспечить функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования, а также создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.


Также статья была дополнена п. 4 и 5, согласно которым образовательные организации обязаны обеспечивать открытость и доступность

некоторых сведений и копий определенных документов. Информация,

указанная в п. 4 ст. 32, подлежала размещению на официальном сайте

образовательной организации в сети Интернет и обновлению в тече-

112

ние 30 дней со дня внесения соответствующих изменений. Отсутствие

на официальных сайтах образовательных учреждений информации

стало квалифицироваться как нарушение законодательства.

Утратила свою силу ст. 33 Закона РФ «Об образовании» и вместо

нее добавлены ст. 33.1 «Лицензирование образовательной деятельности» и 33.2 «Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций».

Согласно ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензирование

образовательной деятельности стало осуществляться в соответствии с

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных этой статьей. Это важное изменение, так как раньше лицензирование образовательной деятельности осуществлялось только на основе положений ст. 33 Закона

РФ «Об образовании» и положения о лицензировании образовательной деятельности.

Самое значительное изменение, которое внесено данной статьей,

— лицензия на право ведения образовательной деятельности стала

бессрочной. Была изменена и процедура проведения лицензирования

образовательной деятельности, с января 2011 г. не проводится выездная экспертиза условий ведения образовательной деятельности, но

вместе с тем, по истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку

соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения проверки лицензиата в план

проведения проверок на соответствующий календарный год.

Сокращены также сроки рассмотрения документов и принятия решения о выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности или об отказе в выдаче лицензии заявителю. Теперь это 45 дней.

Введено еще одно новое положение, согласно которому при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии, временной лицензии

или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии
, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти.

Важно обратить внимание и на тот факт, что лицензия в соответствии с изменением, вступившими в силу с 1 января 2011 г., аннулируется только решением суда на основании рассмотрения заявления

лицензирующего органа. По нормам, действующим ранее, лицензирующий орган был сам вправе аннулировать лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Изменения и дополнения в части государственной аккредитации

образовательных учреждений и научных организаций отражены в ст.

33.2 Закона РФ «Об образовании».

Согласно внесенным изменениям государственная аккредитация

проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и

видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений),

реализующих образовательные программы, к которым установлены

ФГОС или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ «Об образовании», и в отношении указанных образовательных программ.

Это означает, что государственная аккредитация не проводится в

отношении образовательных программ, к которым не установлены

ФГОС или федеральные государственные требования и как исключение программы дошкольных образовательных учреждений. А следовательно, не аккредитуются дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, учреждения

дополнительного образования взрослых, реализующие образовательные программы к которым не установлены ФГОС или федеральные

государственные требования.

Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и

изменяются по решению учредителя (учредителей). Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы. При проведении экспертизы могут привлекаться эксперты, но только те, что прошли аттестацию и включены в

реестр экспертов.