Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 414

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важно отметить тот факт, что информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети

Интернет.

В отличие от норм, действовавших ранее, новым положением ст.

33.2 определено, что решение коллегиального органа аккредитационного органа о рассмотрении заключения комиссии по аккредитационной экспертизе имеет рекомендательный характер для аккредитационного органа.

Статьей 33.2 Закона РФ «Об образовании» определен срок принятия решения о государственной аккредитации образовательного

учреждения или научной организации, который составил не более 105

дней, чего не было в предыдущих законодательных нормах. Также

изменены сроки действия свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций.

114

Изменен и срок действия свидетельства о государственной аккредитации, он составляет:

 шесть лет для образовательного учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального или дополнительного профессионального образования, научной организации;

 12 лет для иного образовательного учреждения.

Значительных изменений претерпела ст. 38 Закона РФ «Об образовании». Это нашло отражение в ее названии — она стала называться

«Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. Государственный контроль

качества образования». По сравнению с предыдущей редакцией статья

стала включать в себя основные положения по государственному

надзору за соблюдением законодательства РФ в области образования.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного

контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в области

образования, государственного контроля качества образования посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок, применяются требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального

контроля»

1

.

Следующим шагом в оптимизации контрольно-надзорной деятельности в области образования стало принятие Федерального закона


от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

2

.

Данным Законом внесены изменения в Закон РФ «Об образовании» в

части осуществления государственного контроля (надзора), в том

числе и при осуществлении государственного контроля качества образования, а именно, государственный контроль качества образования

перестал существовать как отдельное полномочие Российской Федерации в области образования, переданное органам государственной

власти субъектов РФ. В соответствии с внесенными изменениями государственный контроль (надзор) в области образования включает в

себя федеральный государственный надзор в области образования и

федеральный государственный контроль качества образования.

В декабре 2012 г. Президентом РФ Владимиром Путиным подписан Федеральный закон № 273-ФЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2013 г. и собой заменил два действовавших образовательных

закона: Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем

1 Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

2 Собрание законодательства РФ. 2011. № 30. Ст. 4590.

115

и послевузовском профессиональном образовании». Федеральный закон № 273-ФЗ направлен на обеспечение государственных гарантий и

реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства.

Законом внесено такое новое понятие, как «государственная регламентация образовательной деятельности», связанное с контрольнонадзорной деятельностью в сфере образования. В ст. 91, 92 и 93 Федерального закона № 273-ФЗ раскрыты нормы по лицензированию и

государственной аккредитации образовательной деятельности, государственному контролю (надзору) в сфере образования.

Несмотря на то, что Федеральный закон № 273-ФЗ был принят и

вступил в силу относительно недавно, в него уже вносились изменения, в том числе связанные с регламентацией контрольно-надзорной

деятельности. Одним из последних значительные изменения внес Федеральный закон от 31.12.2014 № 500-ФЗ «О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации»1

. Согласно

данному Закону внесены изменения и дополнения не только в Федеральный закон № 273-ФЗ, но и в Федеральный закон от 21.12.1996



№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

2

, и в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении

государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Но прежде всего изменения коснулись процедур государственной

аккредитации образовательной деятельности, системы мер, применяемых органом по контролю и надзору в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих обучение, и органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих государственное

управление в сфере образования, или органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по результатам проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования и федеральному государственному контролю качества образования, а также процедур распределения и установления контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки.

В части совершенствования механизмов государственной аккредитации образовательной деятельности исключено требование об обязательном наличии обучающихся, завершающих обучение в текущем

учебном году, по основным профессиональным образовательным

программам при заявлении организации, осуществляющей образова-

1 Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (ч. 1). Ст. 53.

2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

116

тельную деятельность, на проведение государственной аккредитации

образовательной деятельности.

Изменение вышеназванной нормы позволит образовательной организации подавать заявление на прохождение процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности в любой период реализации образовательных программ, в том числе и основных

профессиональных образовательных программ.

Согласно изменениям, внесенным в процедуры предоставления

временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, временное свидетельство о государственной

аккредитации теперь выдается аккредитационным органом только в

случаях реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме разделения или выделения.


При реорганизации в форме присоединения свидетельство о государственной аккредитации реорганизованной организации переоформляется на период до окончания срока его действия.

При реорганизации образовательной организации в форме слияния

свидетельство о государственной аккредитации переоформляется на

период до окончания срока действия свидетельства о государственной

аккредитации образовательной деятельности реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

Уточнены основания, по которым аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность,

государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки.

Исключено основание в связи с аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Это обосновано прежде всего тем, что при аннулировании лицензии образовательная деятельность не ведется, соответственно не может быть ее государственной аккредитации.

Внесены изменения в позиции, которые устанавливаются Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности,

утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

1

. В соответствии с внесенными изменениями Положением о государственной

аккредитации дополнительно устанавливаются:

 случаи и основания, при наличии которых аккредитационный

орган принимает решение о возврате заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов;

1 Собрание законодательства РФ. 2013. № 47. Ст. 6118.

117

 порядок принятия решения о государственной аккредитации, об

отказе в государственной аккредитации, о приостановлении

действия государственной аккредитации, возобновлении действия государственной аккредитации или лишении государственной аккредитации, в том числе с участием коллегиального

органа аккредитационного органа;

 особенности проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности при отсутствии обучающихся, завершающих обучение по реализуемым образовательным программам в текущем учебном году.


Значительным изменением в процедуре принятия решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации, о приостановлении действия государственной аккредитации,

возобновлении действия государственной аккредитации или лишении

государственной аккредитации является необходимость принятия их с

участием коллегиального органа аккредитационного органа. Учитывая данное нововведение, аккредитационному органу необходимо