Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разработать положение о коллегиальном органе, создать его и включить в процесс государственной аккредитации образовательной деятельности и не только.
Следует учесть, что изменения, внесенные в ст. 92 Федерального
закона № 273-ФЗ, напрямую связаны с процедурой осуществления
федерального государственного контроля качества образования и
принятия мер по его результатам.
Серьезные изменения претерпели положения ст. 93 Федерального
закона № 273-ФЗ, начиная от определения понятия федерального государственного контроля качества образования до системы мер, применяемых органом по контролю и надзору в сфере образования по результатам проверок по федеральному государственному надзору в
сфере образования и федеральному государственному контролю качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или органов местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 500-ФЗ установлено, что
организация проверок и принятие мер по их результатам будет опираться не только на нормы, установленные Федеральным законом от
26.12.2008 № 294-ФЗ, но и на нормы, установленные Федеральным
законом № 273-ФЗ, а именно, система мер, применяемая органом контроля и надзора, будет разной по результатам проверок по федеральному государственному контролю качества образования и федеральному государственному надзору в сфере образования.
Согласно внесенным изменениям под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по
118
оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся
по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных ч. 9 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ. Это значительно меняет предмет проверок федерального государственного контроля качества образования и приближает его к аккредитационной экспертизе.
Исходя из этого определения, результатом проверок будет соответствие или несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС.
Учитывая, что в связи с внесенными изменениями, выявляются не
нарушения, как прежде, а несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам ФГОС, то и применять меры, которые
ранее применялись невозможно, именно поэтому и внесено дополнение в ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
При выявлении несоответствий содержания и качества подготовки,
обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС предписание не выдается, а сразу приостанавливается действие государственной аккредитации и устанавливается срок устранения выявленных несоответствий.
Если несоответствия не будут устранены в установленный срок, то
организация лишается государственной аккредитации образовательной деятельности в порядке, который установлен Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.
Таким образом, федеральный государственный контроль качества
образования приближен к государственной аккредитации образовательной деятельности, и путь к лишению организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации
образовательной деятельности стал короче.
Отличается от предыдущего порядка и новый порядок действия
органов по контролю и надзору в сфере образования в случае неисполнения предписания, выданного при выявлении нарушений обязательных требований законодательства, т.е. по результатам проверок
по федеральному государственному надзору в сфере образования.
Согласно новой редакции статьи, в случае неисполнения предписания орган по контролю и надзору в сфере образования одновременно возбуждает дело об административной ответственности, выдает
повторно предписание со сроком исполнения до трех месяцев и запрещает прием в организацию полностью или частично.
При принятии судом решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, прием в организацию воз-
119
обновляется со дня следующего за днем вступления в законную силу
решения суда.
При принятии судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, к административной
ответственности за неисполнение в установленный срок предписания,
орган по контролю и надзору в сфере образования в течение 30 дней
после получения уведомления об исполнении повторно выданного
предписания проводит внеплановую проверку содержащейся в уведомлении информации и возобновляет прием в организацию при
условии устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный срок. Внеплановая проверка проводится в
соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом
от 26.12.2008 № 294-ФЗ, по основанию в связи с истечением срока исполнения предписания.
Если же повторное предписание не исполнено, то орган по контролю и надзору приостанавливает действие лицензии на осуществление
образовательной деятельности до решения суда и обращается в суд за
аннулированием данной лицензии.
В части применения мер, установленных в связи с неисполнением
повторно выданного предписания органам исполнительной власти
субъектов РФ и органам местного самоуправления, то они остались
без изменения.
Дальнейшие изменения будут связаны с вступлением в силу законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном
контроле», который разработан в соответствии с поручением Президента РФ и направлен на совершенствование контрольно-надзорных
процедур в Российской Федерации.
3.2. Нормативно-правовые основы государственного
контроля (надзора) в сфере образования
Любая контрольно-надзорная деятельность может эффективно
осуществляться только на основе жесткого правового регулирования.
Принцип законности можно рассматривать как один из базовых для
контроля и надзора, в том числе, и в сфере образования. Неуклонное
соблюдение действующего законодательство способно не только
обеспечить достижение всех целей контрольно-надзорной деятельности, но и будет способствовать предотвращению возможных злоупотреблений полномочиями.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного
(контроля) надзора в сфере образования применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон-
120
троля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей,
установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает:
порядок организации и проведения проверок юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора),
муниципального контроля;
порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального
контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и
законных интересов.
В Федеральном законе № 273-ФЗ контролю (надзору) в сфере образования посвящена ст. 93. Анализ данной статьи показывает, что
государственный контроль (надзор) в сфере образования фактически
состоит из двух блоков: он включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.
В ст. 93 даны определения федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора
в сфере образования.
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством
организации и проведения проверок качества образования и принятия
по их результатам предусмотренных законодательством мер.
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушения органами государственной власти
субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок
органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
121
Статьей 93 установлены дополнительные основания для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора)
в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:
1) выявление аккредитационным органом нарушения требований
законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в
том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе
образования, предусмотренного ст. 97 Федерального закона №
273-ФЗ.
В соответствии с ч. 10 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ Правительство РФ постановлением от 25.07.2013 № 627 утвердило требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере
образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну1
. Особенностью данного акта является то, что он предусматривает проведение проверки деятельности образовательной организации, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, на основе законодательства о государственной тайне.
Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно
осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является Рособрнадзор. Служба находится в ведении
Министерства образования и науки РФ. Кроме того, полномочия по
контролю и надзору, переданные Российской Федерацией в сфере образования, исполняются уполномоченными органами в субъектах РФ.
Контрольно-надзорные функции реализуются на основе соответствующих административных регламентов. Согласно действующему
законодательству административные регламенты по вопросам осуществления переданных полномочий принимает федеральный орган