Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разработать положение о коллегиальном органе, создать его и включить в процесс государственной аккредитации образовательной деятельности и не только.

Следует учесть, что изменения, внесенные в ст. 92 Федерального

закона № 273-ФЗ, напрямую связаны с процедурой осуществления

федерального государственного контроля качества образования и

принятия мер по его результатам.

Серьезные изменения претерпели положения ст. 93 Федерального

закона № 273-ФЗ, начиная от определения понятия федерального государственного контроля качества образования до системы мер, применяемых органом по контролю и надзору в сфере образования по результатам проверок по федеральному государственному надзору в

сфере образования и федеральному государственному контролю качества образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или органов местного самоуправления, осуществляющих

управление в сфере образования.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 500-ФЗ установлено, что

организация проверок и принятие мер по их результатам будет опираться не только на нормы, установленные Федеральным законом от

26.12.2008 № 294-ФЗ, но и на нормы, установленные Федеральным

законом № 273-ФЗ, а именно, система мер, применяемая органом контроля и надзора, будет разной по результатам проверок по федеральному государственному контролю качества образования и федеральному государственному надзору в сфере образования.

Согласно внесенным изменениям под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по

118

оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся

по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных ч. 9 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ. Это значительно меняет предмет проверок федерального государственного контроля качества образования и приближает его к аккредитационной экспертизе.


Исходя из этого определения, результатом проверок будет соответствие или несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС.

Учитывая, что в связи с внесенными изменениями, выявляются не

нарушения, как прежде, а несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию

образовательным программам ФГОС, то и применять меры, которые

ранее применялись невозможно, именно поэтому и внесено дополнение в ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

При выявлении несоответствий содержания и качества подготовки,

обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС предписание не выдается, а сразу приостанавливается действие государственной аккредитации и устанавливается срок устранения выявленных несоответствий.

Если несоответствия не будут устранены в установленный срок, то

организация лишается государственной аккредитации образовательной деятельности в порядке, который установлен Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Таким образом, федеральный государственный контроль качества

образования приближен к государственной аккредитации образовательной деятельности, и путь к лишению организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации

образовательной деятельности стал короче.

Отличается от предыдущего порядка и новый порядок действия

органов по контролю и надзору в сфере образования в случае неисполнения предписания, выданного при выявлении нарушений обязательных требований законодательства, т.е. по результатам проверок

по федеральному государственному надзору в сфере образования.

Согласно новой редакции статьи, в случае неисполнения предписания орган по контролю и надзору в сфере образования одновременно возбуждает дело об административной ответственности, выдает

повторно предписание со сроком исполнения до трех месяцев и запрещает прием в организацию полностью или частично.

При принятии судом решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, прием в организацию воз-



119

обновляется со дня следующего за днем вступления в законную силу

решения суда.

При принятии судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, к административной

ответственности за неисполнение в установленный срок предписания,

орган по контролю и надзору в сфере образования в течение 30 дней

после получения уведомления об исполнении повторно выданного

предписания проводит внеплановую проверку содержащейся в уведомлении информации и возобновляет прием в организацию при

условии устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный срок. Внеплановая проверка проводится в

соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом

от 26.12.2008 № 294-ФЗ, по основанию в связи с истечением срока исполнения предписания.

Если же повторное предписание не исполнено, то орган по контролю и надзору приостанавливает действие лицензии на осуществление

образовательной деятельности до решения суда и обращается в суд за

аннулированием данной лицензии.

В части применения мер, установленных в связи с неисполнением

повторно выданного предписания органам исполнительной власти

субъектов РФ и органам местного самоуправления, то они остались

без изменения.

Дальнейшие изменения будут связаны с вступлением в силу законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном

контроле», который разработан в соответствии с поручением Президента РФ и направлен на совершенствование контрольно-надзорных

процедур в Российской Федерации.

3.2. Нормативно-правовые основы государственного

контроля (надзора) в сфере образования

Любая контрольно-надзорная деятельность может эффективно

осуществляться только на основе жесткого правового регулирования.

Принцип законности можно рассматривать как один из базовых для

контроля и надзора, в том числе, и в сфере образования. Неуклонное

соблюдение действующего законодательство способно не только

обеспечить достижение всех целей контрольно-надзорной деятельности, но и будет способствовать предотвращению возможных злоупотреблений полномочиями.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного

(контроля) надзора в сфере образования применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон-


120

троля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей,

установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает:

 порядок организации и проведения проверок юридических лиц,

индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора),

муниципального контроля;

 порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

 права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального

контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

 права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

(надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и

законных интересов.

В Федеральном законе № 273-ФЗ контролю (надзору) в сфере образования посвящена ст. 93. Анализ данной статьи показывает, что

государственный контроль (надзор) в сфере образования фактически

состоит из двух блоков: он включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования.

В ст. 93 даны определения федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора

в сфере образования.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством

организации и проведения проверок качества образования и принятия

по их результатам предусмотренных законодательством мер.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение,

выявление и пресечение нарушения органами государственной власти

субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок


органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

121

Статьей 93 установлены дополнительные основания для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора)

в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований

законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в

том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе

образования, предусмотренного ст. 97 Федерального закона №

273-ФЗ.

В соответствии с ч. 10 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ Правительство РФ постановлением от 25.07.2013 № 627 утвердило требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере

образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну1

. Особенностью данного акта является то, что он предусматривает проведение проверки деятельности образовательной организации, содержащие сведения, составляющие

государственную тайну, на основе законодательства о государственной тайне.

Федеральным органом исполнительной власти, непосредственно

осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является Рособрнадзор. Служба находится в ведении

Министерства образования и науки РФ. Кроме того, полномочия по

контролю и надзору, переданные Российской Федерацией в сфере образования, исполняются уполномоченными органами в субъектах РФ.

Контрольно-надзорные функции реализуются на основе соответствующих административных регламентов. Согласно действующему

законодательству административные регламенты по вопросам осуществления переданных полномочий принимает федеральный орган