Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от Рособрнадзора, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от
26.12.2008 № 294-ФЗ;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии
или несогласии с ними, а также с отдельными действиями
должностных лиц Рособрнадзора;
представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в
отношении акта проверки в течение 15 дней с даты получения
акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки. При этом организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их в Рособрнадзор. Указанные документы могут быть направлены в
форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной
подписью уполномоченного лица организации;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, повлекшие за собой нарушение прав организации при
проведении проверки, в административном и (или) судебном
порядке в соответствии с законодательством РФ;
привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите
прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав
предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.
При проведении проверок организация обязана обеспечить присутствие уполномоченных представителей организации.
Описание результата исполнения государственной функции
Регламент устанавливает, что результатом исполнения государственной функции является:
составление акта проверки организации;
направление уведомления организации о невыявлении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по
имеющим государственную аккредитацию образовательным
программам ФГОС при проведении проверки;
127
приостановление действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования,
укрупненных групп профессий, специальностей и направлений
подготовки и установление срока устранения выявленного
несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС;
возобновление либо лишение организации государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней
образования, укрупненных групп профессий, специальностей и
направлений подготовки в случае, если в установленный Рособрнадзором срок организация не устранила выявленное несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по
имеющим государственную аккредитацию образовательным
программам ФГОС.
Административный регламент исполнения Рособрнадзором
государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования утвержден приказом
Минобрнауки России от 28.09.2016 № 12301
. Этот документ определяет сроки и последовательность административных процедур и действий при исполнении указанной государственной функции Рособрнадзора.
В соответствии с Регламентом предметом государственного надзора является соблюдение требований, установленных законодательством РФ в сфере образования:
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные
программы среднего профессионального образования в сферах
обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии РФ, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;
российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории РФ, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, представительствами РФ при между-
1
Российская газета. 26.10.2016. № 242.
128
народных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения
филиала на территории РФ.
Регламент определяет, что при осуществлении государственной
функции проводятся следующие действия:
в ходе документарной проверки рассматривается имеющаяся в
Рособрнадзоре информация о деятельности организации в соответствии с целями и задачами проверки, в том числе акты
предыдущих проверок Рособрнадзора, предписания, материалы
рассмотрения дел об административных правонарушениях и
иные документы о результатах осуществленной в отношении
этой организации Рособрнадзором государственной функции, а
также информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации; должностные лица Рособрнадзора,
уполномоченные на проведение проверки, проводят анализ и
экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе ее локальных нормативных
правовых актов в соответствии с целями и задачами проверки;
в ходе выездной проверки устанавливается соответствие организации обязательным требованиям посредством:
а) анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим
проверке, в том числе локальных нормативных правовых актов
организации по вопросам, подлежащим проверке;
б) анализа информации, размещенной образовательной организацией на ее официальном сайте;
в) осмотра зданий, помещений, материально-технической базы
организации в порядке, установленном законодательством РФ;
г) проведения беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации
по вопросам, подлежащим проверке.
Права и обязанности должностных лиц
при осуществлении государственного надзора
Регламент устанавливает, что при осуществлении государственной
функции должностные лица Рособрнадзора имеют право:
посещать организацию при предъявлении копии распорядительного акта Рособрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения;
запрашивать от организации документы и иные сведения, представление которых предусмотрено законодательством РФ по
вопросам, подлежащим проверке;
129
знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и
предметом выездной проверки, осматривать территорию, а
также используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;
проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
проводить беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по
вопросам, подлежащим проверке, получать объяснения работников организации, в том числе письменные;
проводить анализ информации, размещенной на официальном
сайте образовательной организацией в сети Интернет;
проводить выездную проверку при установлении признаков
нарушений обязательных требований, выявленных при рассмотрении представленных организацией документов в ходе
документарной проверки в порядке, установленном Регламентом.
При осуществлении государственной функции должностные лица
Рособрнадзора, в соответствии с Регламентом, обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в
соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы
организации, проверка которой проводится;
проводить проверку на основании распорядительного акта Рособрнадзора о ее проведении в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных
обязанностей, выездную проверку только при предъявлении
служебных удостоверений, копии распорядительного акта Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о
согласовании проведения проверки с органами прокуратуры РФ
в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
составлять протоколы об административных правонарушениях,
предусмотренных КоАП РФ;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу
или уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять уполномоченному представителю организации,
присутствующему при проведении проверки, информацию и
документы, относящиеся к предмету проверки;
130
ознакомить уполномоченного представителя организации с результатами проверки;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями в порядке, установленном законодательством РФ;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные федеральными законами от 26.12.2008 № 294-ФЗ, от 29.12.2014
№ 473-ФЗ, от 13.07.2015 № 212-ФЗ и Регламентом;
ознакомить перед началом проведения выездной проверки
уполномоченного представителя организации по его просьбе с
положениями Регламента;
при проведении выездной проверки осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии);
довести до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении
проверки установлено, что деятельность организации представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести
нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья
людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав
и законных интересов граждан и организаций;
выдавать предписание организации об устранении выявленного
нарушения в том числе повторно, с указанием срока его исполнения;
принимать меры по контролю за устранением выявленных
нарушений, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ.
В то же время, при осуществлении государственной функции
должностные лица Рособрнадзора не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям Рособрнадзора, от имени которого действуют эти должностные лица;
проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР
и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ;
проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в
установленном законодательством РФ порядке;
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в
случае отсутствия при ее проведении уполномоченного представителя организации;
131
требовать представления документов, информации, если они не
являются объектами проверки или не относятся к предмету
проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
требовать от организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
превышать установленные сроки проведения проверки;
получать от Рособрнадзора, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от
26.12.2008 № 294-ФЗ;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии
или несогласии с ними, а также с отдельными действиями
должностных лиц Рособрнадзора;
представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в
отношении акта проверки в течение 15 дней с даты получения
акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки. При этом организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их в Рособрнадзор. Указанные документы могут быть направлены в
форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной
подписью уполномоченного лица организации;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, повлекшие за собой нарушение прав организации при
проведении проверки, в административном и (или) судебном
порядке в соответствии с законодательством РФ;
привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите
прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав
предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.
При проведении проверок организация обязана обеспечить присутствие уполномоченных представителей организации.
Описание результата исполнения государственной функции
Регламент устанавливает, что результатом исполнения государственной функции является:
составление акта проверки организации;
направление уведомления организации о невыявлении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по
имеющим государственную аккредитацию образовательным
программам ФГОС при проведении проверки;
127
приостановление действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования,
укрупненных групп профессий, специальностей и направлений
подготовки и установление срока устранения выявленного
несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС;
возобновление либо лишение организации государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней
образования, укрупненных групп профессий, специальностей и
направлений подготовки в случае, если в установленный Рособрнадзором срок организация не устранила выявленное несоответствие содержания и качества подготовки обучающихся по
имеющим государственную аккредитацию образовательным
программам ФГОС.
Административный регламент исполнения Рособрнадзором
государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования утвержден приказом
Минобрнауки России от 28.09.2016 № 12301
. Этот документ определяет сроки и последовательность административных процедур и действий при исполнении указанной государственной функции Рособрнадзора.
В соответствии с Регламентом предметом государственного надзора является соблюдение требований, установленных законодательством РФ в сфере образования:
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные
программы среднего профессионального образования в сферах
обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии РФ, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;
российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории РФ, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, представительствами РФ при между-
1
Российская газета. 26.10.2016. № 242.
128
народных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения
филиала на территории РФ.
Регламент определяет, что при осуществлении государственной
функции проводятся следующие действия:
в ходе документарной проверки рассматривается имеющаяся в
Рособрнадзоре информация о деятельности организации в соответствии с целями и задачами проверки, в том числе акты
предыдущих проверок Рособрнадзора, предписания, материалы
рассмотрения дел об административных правонарушениях и
иные документы о результатах осуществленной в отношении
этой организации Рособрнадзором государственной функции, а
также информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации; должностные лица Рособрнадзора,
уполномоченные на проведение проверки, проводят анализ и
экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе ее локальных нормативных
правовых актов в соответствии с целями и задачами проверки;
в ходе выездной проверки устанавливается соответствие организации обязательным требованиям посредством:
а) анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим
проверке, в том числе локальных нормативных правовых актов
организации по вопросам, подлежащим проверке;
б) анализа информации, размещенной образовательной организацией на ее официальном сайте;
в) осмотра зданий, помещений, материально-технической базы
организации в порядке, установленном законодательством РФ;
г) проведения беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации
по вопросам, подлежащим проверке.
Права и обязанности должностных лиц
при осуществлении государственного надзора
Регламент устанавливает, что при осуществлении государственной
функции должностные лица Рособрнадзора имеют право:
посещать организацию при предъявлении копии распорядительного акта Рособрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения;
запрашивать от организации документы и иные сведения, представление которых предусмотрено законодательством РФ по
вопросам, подлежащим проверке;
129
знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и
предметом выездной проверки, осматривать территорию, а
также используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;
проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
проводить беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по
вопросам, подлежащим проверке, получать объяснения работников организации, в том числе письменные;
проводить анализ информации, размещенной на официальном
сайте образовательной организацией в сети Интернет;
проводить выездную проверку при установлении признаков
нарушений обязательных требований, выявленных при рассмотрении представленных организацией документов в ходе
документарной проверки в порядке, установленном Регламентом.
При осуществлении государственной функции должностные лица
Рособрнадзора, в соответствии с Регламентом, обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в
соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы
организации, проверка которой проводится;
проводить проверку на основании распорядительного акта Рособрнадзора о ее проведении в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных
обязанностей, выездную проверку только при предъявлении
служебных удостоверений, копии распорядительного акта Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о
согласовании проведения проверки с органами прокуратуры РФ
в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
составлять протоколы об административных правонарушениях,
предусмотренных КоАП РФ;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу
или уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять уполномоченному представителю организации,
присутствующему при проведении проверки, информацию и
документы, относящиеся к предмету проверки;
130
ознакомить уполномоченного представителя организации с результатами проверки;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями в порядке, установленном законодательством РФ;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные федеральными законами от 26.12.2008 № 294-ФЗ, от 29.12.2014
№ 473-ФЗ, от 13.07.2015 № 212-ФЗ и Регламентом;
ознакомить перед началом проведения выездной проверки
уполномоченного представителя организации по его просьбе с
положениями Регламента;
при проведении выездной проверки осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии);
довести до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении
проверки установлено, что деятельность организации представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести
нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья
людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав
и законных интересов граждан и организаций;
выдавать предписание организации об устранении выявленного
нарушения в том числе повторно, с указанием срока его исполнения;
принимать меры по контролю за устранением выявленных
нарушений, установленные Федеральным законом № 273-ФЗ.
В то же время, при осуществлении государственной функции
должностные лица Рособрнадзора не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям Рособрнадзора, от имени которого действуют эти должностные лица;
проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР
и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ;
проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в
установленном законодательством РФ порядке;
осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в
случае отсутствия при ее проведении уполномоченного представителя организации;
131
требовать представления документов, информации, если они не
являются объектами проверки или не относятся к предмету
проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
требовать от организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
превышать установленные сроки проведения проверки;