Файл: Образование играет определяющую роль в развитии общества. Как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 408
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
осуществлять выдачу организациям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Регламент устанавливает права и обязанности лиц, в отношении
которых осуществляются мероприятия по надзору. В частности,
уполномоченный представитель организации, в отношении которой
исполняется государственная функция, имеет право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от Рособрнадзора, его должностных лиц информацию,
которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии
или несогласии с ними, а также с отдельными действиями
должностных лиц Рособрнадзора;
представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в
отношении акта проверки и (или) выданного организации
предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований в целом или его отдельных
положений в течение 15 дней с даты получения акта проверки в
случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием.
При этом организация вправе приложить к таким возражениям
документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии, либо в согласованный срок передать их в Рособрнадзор.;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, повлекшие за собой нарушение прав организации при
проведении проверки, в административном и (или) судебном
порядке в соответствии с законодательством РФ;
привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав
предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проведении проверки.
132
При проведении проверок организация обязана обеспечить присутствие уполномоченных представителей.
Результатом исполнения государственной функции является:
составление акта проверки организации;
принятие мер, предусмотренных законодательством РФ в случае выявления нарушения обязательных требований:
а) выдача организации, допустившей такое нарушение, предписания об устранении выявленного нарушения;
б) возбуждение дела об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ;
в) выдача повторно предписания об устранении ранее не устраненного нарушения;
г) запрещение приема в данную организацию полностью или частично;
д) в случае исполнения выданного повторно предписания — возобновление приема в организацию;
е) в случае неустранения нарушений в установленный срок исполнения выданного повторно предписания — приостановление действия лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращение в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.
Как видим, в содержании этих двух регламентов есть немало аналогичных либо сходных норм. Этот факт можно объяснить сходством
и даже определенным единством контроля и надзора, что позволяет
объединять эти две функции в рамках единой контрольно-надзорной
деятельности. В то же время присутствует и некоторая специфика в
правовом регулировании контроля и надзора.
Таким образом, в Российской Федерации сформирована нормативная база, необходимая для успешной реализации контрольнонадзорной функции в сфере образования. Но одного только наличия
правовых норм, даже если предположить, что они не содержат существенных пробелов и отвечают самым высоким требованиям с точки
зрения содержания и юридической техники, явно недостаточно.
Стоит вспомнить, что в правовом пространстве действуют не нормы, а люди. Именно человек как субъект права своими действиями
воспроизводит правовую реальность
1
, конструирует конкретные правоотношения. Прежде всего это относится к лицам, которые наделены
правоприменительными полномочиями. В итоге реализация контроля и
надзора в сфере образования зависит не только и не столько от содержания соответствующих правовых норм, сколько от менталитета, правосознания, действий субъектов контрольно-надзорной деятельности.
1 Честнов И.Л. Человеческое измерение правовой реальности: на пути к
формированию персоноцентристской теории права // Актуальные проблемы
права в современной России: сб. науч. ст. Вып. 10. М., 2009. С. 55.
133
3.3. Тенденции развития контроля
и надзора в сфере образования
Образовательное законодательство не представляет собой застывший массив правовых норм, оно находится в развитии и постоянно
совершенствуется.
Существенное влияние на вопросы правового регулирования отношений при осуществлении государственного контроля (надзора), в
том числе в сфере образования, безусловно, имеет состояние государственной политики, которая охватывает комплекс мер, принимаемых
государством, его органами и другими субъектами политического
действия в отношении контроля и надзора.
В последнее время со стороны руководства государства предпринимаются активные меры по оптимизации деятельности контрольнонадзорных органов и защите законных интересов субъектов малого и
среднего бизнеса.
Данные вопросы нашли свое отражение в ежегодном Послании
Президента РФ Федеральному собранию РФ от 04.12.2014, в котором
Президент ставит ряд конкретных задач органам законодательной и
исполнительной власти по снижению административного давления на
бизнес со стороны контрольно-надзорных органов, оптимизации контрольно-надзорной деятельности в целом и освобождению от проверок добросовестных предпринимателей, не допускающих нарушения
соответствующих правил, нормативов и стандартов
1
.
Следует отметить, что в настоящее время имеется ряд факторов,
препятствующих повышению результативности и эффективности
действующих систем государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В-первых, на федеральном законодательном уровне не установлены единые правовые основы системы государственного контроля
(надзора), включающие принципы, предмет и общие правовые нормы,
регулирующие осуществление различных видов контроля, надзора и
разрешительных функций.
Во-вторых, методологически не проработаны и законодательно не
установлены принципы формирования показателей результативности
и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в разных сферах деятельности, отсутствует методика их расчета и мониторинг результативности и эффективности
контрольно-надзорной деятельности. Отмечается также дублирование
1
Домрачев Д.Г. Основные проблемы оптимизации контрольно-надзорной
деятельности в свете Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 г. // Вестник Вятского государственного
гуманитарного университета. 2015. № 1. С. 90–95.
134
различных контрольно-надзорных и разрешительных полномочий,
наличие отдельных избыточных и неэффективных контрольнонадзорных процедур.
Совершенствование законодательного регулирования контрольнонадзорной деятельности должно способствовать:
достижению высокого уровня защищенности прав и законных
интересов граждан, коммерческих и некоммерческих организаций
, государства от различных угроз, в том числе возникающих
в сфере экономики;
снижению рисков, связанных с открытием и ведением бизнеса,
повышению интенсивной привлекательности Российской Федерации;
повышению эффективности системы государственного управления в целом.
Для решения поставленных задач Минэкономразвития России разработало и внесло на рассмотрение в Парламент проект федерального
закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в
Российской Федерации», который является логическим продолжением Концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014–2018 гг., подготовленной Министерством по поручению Президента РФ (28.06.2013).
В то же время разработка Концепции проекта федерального закона
о государственном и муниципальном контроле и самого проекта закона не только вызвана формальными основаниями для ее разработки —
поручением Президента РФ, но и является следствием неоднократного обсуждения проблем правового регулирования государственного
контроля (надзора), а также контрольно-надзорной деятельности на
мероприятиях различного уровня.
Основной целью законопроекта является создание правовой основы для формирования единой системы государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации, а именно:
построение прозрачной, доверительной и действенной системы
взаимоотношений власти, граждан и бизнеса;
снижение избыточного давления на бизнес;
стимулирование добросовестной конкуренции;
определение и установление четких границ разрешительной деятельности, государственного и муниципального контроля и
надзора;
повышение эффективности и результативности контрольнонадзорной деятельности;
135
эффективное использование бюджетных средств1
Также законопроектом устанавливается риск-ориентированный
подход к осуществлению государственного контроля (надзора).
Распоряжением Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию
контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на
2016–2017 гг. План направлен на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов
риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении
контрольно-надзорной деятельности.
Целями «дорожной карты» являются:
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
снижение при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля административных и финансовых издержек граждан и организаций, осуществляющих
предпринимательскую и иные виды деятельности, в том числе
путем исключения существующих и предотвращения установления новых избыточных контрольно-надзорных функций, избыточных и устаревших обязательных требований, а также
обеспечения соответствия обязательных требований достижениям науки, техники и уровню развития экономики;
оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Итогами реализации мероприятий «дорожной карты» в 2016 г. стали разработка и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о
федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской
Федерации, а также подготовка предложений об исключении избыточных и дублирующих контрольных функций.
Также по результатам реализации мероприятий «дорожной карты»
будут внесены изменения в следующие правовые акты РФ:
1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
1
Домрачев Д.Г. О некоторых вопросах совершенствования административного контроля (надзора) в Российской Федерации (по материалам межрегиональной научно-практической конференции) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 10. С. 98–102.
136
2. Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого
контроля (надзора)»1
.
3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 №Об
утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных
планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2
.