Файл: Учебное пособие по дисциплине Информационные системы в бухгалтерском учете (курс лекций) Для.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52 множество значений в соответствии с количеством строк табличной части.
Исходные реквизиты вводятся пользователем с клавиатуры, расчетные — вычисляются по формулам. Каждый реквизит описывается набором ха- рактеристик: наименование реквизита, тип реквизита, тип значения рекви- зита, максимальный размер или длина значения реквизита.
Вместе с программой поставляется некоторое количество готовых шаблонов документов, пригодных для использования, в которые пользо- ватель всегда может внести исправления и дополнения. Описания шабло- нов документов и расчетов хранятся в специальном справочнике, который содержит оформленный в виде таблицы список наименований хранимых документов и расчетов.
Отчетность.'>5. Отчетность.
Разработка бухгалтерской отчетности является важнейшей состав- ляющей работы бухгалтера. Программы автоматизация бухгалтерского учета позволяют получать стандартные виды бухгалтерской отчетности по синтетическому и аналитическому учету, специализированные отчеты, представляемые в налоговые органы и во внебюджетные фонды, и формы статистической отчетности. Готовые к использованию стандартные фор- мы бухгалтерской отчетности предусмотрены в типовых конфигурациях, а произвольные формы могут настраиваться самим бухгалтером или про- граммистом.
Отчетность
в системе «БЭСТ-4»
Программа позволяет получать разнообразные формы внутренней и внешней отчетности, которые формируются во всех подсистемах про- граммы и делятся на две группы. В первую группу входят отчеты по дан- ным сводного учета, составленные на основании книги хозяйственных операций. Состав отчетов данной группы одинаков во всех подсистемах.
Вторую группу составляют отчеты по данным оперативного учета, сфор- мированные на основании первичных документов и данных аналитиче- ского учета. Отчеты этой группы могут быть получены только в соответ- ствующих модулях подсистемы.
Внутренняя отчетность, реализуемая в рамках «АРМ Главного бух-
галтера»
Если в меню «Режим работы» выбрать позицию «Общесистемная от- четность», на экране появляется меню «Отчеты» следующей структуры:

протокол ввода данных;

синтетические отчеты;

аналитические отчеты;

архив книги операций;

53

печать и просмотр готовых отчетов.
При выборе позиции «Синтетические отчеты» на экране появляется список отчетов, к числу которых относятся:

Ведомость операций по счету;

Оборотная ведомость по счету;

Оборотно-сальдовый баланс;

Журнально-ордерные отчеты;

Ведомости движения валют;

Главная книга;

Шахматная ведомость;

Оборотно-сальдовая ведомость;

Отчеты по оборотам;

Синтетическая справка по счету.

Внешняя отчетность, реализуемая в рамках «АРМ Главного бух- галтера»
Для формирования документов внешней отчетности в меню «Режим работы» выбирается позиция «Внешняя отчетность» и на экране появля- ется меню «Баланс и налоги» следующей структуры: расчет и вывод до- кументов, генерация форм документов, просмотр архива документов, экс- порт данных. Чтобы вывести список форм отчетности, необходимо войти в меню «Расчет и вывод документов». Программа предлагает следующий список форм внешней отчетности:

Баланс предприятия;

Отчет о финансовых результатах;

Отчет о движении денежных средств;

Налог на добавленную стоимость;

Справка об авансовых взносах в бюджет;

Налог от фактической прибыли;

Расчет налога на доходы;

Налог на пользователей автодорог;

Налог на владельцев транспортных средств;

Расчет по налогу на приобретение автотранспортных средств;

Расчет по налогу на реализацию ГСМ;

Расчет среднегодовой стоимости имущества.

Отчетность в системе «1-С: Бухгалтерия»

Стандартная отчетность

Программа формирует следующую стандартную отчетность:

оборотно-сальдовая ведомость;

«шахматка»;


54

анализ счета — документ, содержащий итоги по корреспонди- рующим счетам;

обороты счета — документ, содержащий сальдо и обороты по дебету и кредиту счета за указанный период;

журналы-ордера и ведомости по счетам;

сводные проводки, содержащие итоги по всем коррес- пондирующим счетам;

анализ счета по датам;

карточка счета;

карточка субконто.
Для формирования стандартных отчетов используются команды группы «Отчетность» главного меню. Все отчеты, кроме отчетов по Жур- налу операций используют рассчитанные итоговые данные, поэтому соот- ветствующие пункты меню будут доступны лишь в том случае, если пред- варительно были рассчитаны итоги. Перед формированием стандартных отчетов программа выводит запрос параметров настройки отчета, который зависит от вида отчета. Общие для всех стандартных отчетов параметры устанавливаются в пункте «Параметры отчетов» группы «Сервис» главно- го меню программы. Наиболее часто используемые отчеты можно зада- вать с помощью кнопок панели инструментов.
Оборотно-салъдовая ведомость
Стандартный отчет Оборотно-сальдовая ведомость по счету исполь- зуется для получения информации об остатках средств (ресурсов) по счету на начало отчетного периода, их обороте и остатках на конец отчетного периода. Для формирования документа выбирается пункт «Оборотно- сальдовая ведомость» из меню «Отчеты» главного меню программы. На экран выдается диалог настройки параметров документа, имеющий две закладки — «Параметры» и «Развернутое сальдо».
Шахматка
Стандартный отчет Шахматка содержит табличное представление оборотов между счетами за некоторый выбранный период. Для формиро- вания документа выбирается команда «Шахматка» из меню «Отчеты» главного меню программы.
Анализ счета
Стандартный отчет Анализ счета содержит обороты счета с другими счетами за выбранный период, а также сальдо на начало и конец периода.
Для формирования документа выбирается команда «Анализ счета» из ме- ню «Отчеты» главного меню программы. На экран выдается запрос пара- метров анализа счета. Установив нужные параметры настройки, не- обходимо нажать кнопку «Сформировать», в результате программа сфор- мирует отчет и выведет его для просмотра.

55
Карточка счета
Стандартный отчет Карточка счета включает все проводки с данным счетом или проводки по данному счету по конкретным значениям анали- тического учета. Для формирования документа выбирается команда «Кар- точка счета» из меню «Отчеты» главного меню программы. В документе показываются остатки на начало и конец периода, обороты за период, ос- татки после каждой проводки.
Главная книга
Стандартный отчет Главная книга предназначен для вывода оборотов и остатков по каждому счету. Для получения документа выбирается ко- манда «Обороты счета» из меню «Отчеты» главного меню программы. На экран выводится запрос параметров формирования оборотов счета. Из списка счетов выбираются те, по которым должны быть сформированы обороты. Имеются режимы, позволяющие задать период формирования оборотов: за месяц, квартал, год. Установив нужные параметры настройки и нажав кнопку «Сформировать», получим выведенные программой для просмотра обороты счетов.
Регламентированная отчетность
Регламентированная отчетность — это документы внешней отчетно- сти (финансовой, налоговой, статистической), которые предназначаются для передачи их различным контролирующим инстанциям. Состав и на- значение отчетов этой группы определяется соответствующими государ- ственными органами. Заполнение показателей типовых форм отчетности может быть осуществлено тремя способами:

при ручном способе программа формирует бланк документа ти- повой формы, в который заносятся только некоторые общие ре- квизиты (наименование организации, реквизиты руководителя предприятия, главного бухгалтера, отдельных ответственных исполнителей). Значения остальных показателей вводятся вруч- ную на основе предварительного анализа данных бухгалтерско- го и налогового учета;

при автоматическом способе программа самостоятельно запол- няет все или почти все показатели, используя специальный ал- горитм интерпретации данных бухгалтерского и налогового уче- та;

при использовании автоматизированной формы программа сама выбирает режим заполнения, производит корректировку показа- телей с автоматическим пересчетом результирующих показате- лей, осуществляет подготовку отчетных форм в нужных форма- тах.
Программа обеспечивает разработку:


56

бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках);

отчетности, представляемой в государственные социальные фонды (Фонд социального страхования, Пенсионный фонд,
Фонд обязательного медицинского страхования, Государствен- ный фонд занятости населения);

налоговой отчетности (разработку налоговой декларации по на- логу на добавленную стоимость);

произвольных отчетов, отражающих особенности конкретного предприятия.
Формы представляемой отчетности ежеквартально изменяются в со- ответствии с текущими нормативными документами и бесплатно попол- няются фирмой-разработчиком программного обеспечения для ее зареги- стрированных пользователей.
1   2   3   4   5   6   7

Тема
8. Тенденции и перспективы развития бухгалтерских ин-
формационных
систем.
1. Тенденции развития автоматизированных систем бухгалтер-
ского
учета.
Новые требования к программам бухгалтерского учета
За последние годы бухгалтерский учет стал сложнее на всех участ- ках. В систему учета и отчетности введены новые объекты и понятия, из- менились методы и формы учетной работы и, как результат, изменился подход к выбору программ автоматизации бухгалтерского учета. В на- стоящее время уже недостаточно, когда бухгалтерская программа обеспе- чивает только ведение бухгалтерского учета. Это должны быть програм- мы с большим функциональным наполнением, способные решать задачи анализа хозяйственной деятельности, налогового учета и многие другие. В программу могут быть заложены различные принципы работы.
Если, например, в программе принят принцип работы «От доку- мента», то в базе данных вся вводимая информация будет храниться толь- ко в привязке к первичным документам, а все получаемые отчеты и справ- ки будут рассчитываться на основании их данных. Принцип предполагает постоянное и интенсивное обращение системы к документам, любой факт совершаемой хозяйственной деятельности отражается в информационной базе с помощью электронных форм стандартных первичных документов.
На их основе автоматически создаются бухгалтерские проводки. Элек- тронные формы документов максимально приближены к типовым унифи- цированным формам, с которыми привык работать бухгалтер. С любым

57 документом в процессе его подготовки можно работать, многократно со- храняя промежуточную информацию. Реквизиты большинства докумен- тов программа способна ввести автоматически на основании форм, ранее внесенных в информационную базу.
Если в программе принят принцип ведения бухгалтерского учета
«От проводки», то сначала в базе данных регистрируется «открытая», ни с чем не связанная проводка, а затем вводятся все недостающие по ней дан- ные. Учет может вестись как на уровне отдельных проводок, так и на уровне типовых операций. Такой подход обеспечивает дополнительную гибкость ведения учета, но не обладает наглядностью, как при работе «От
Документа». Современные программные средства обеспечивают возмож- ность перехода от одного метода к другому.
Внедрение западных систем автоматизации.
Эффективность системы управления может быть повышена за счет внедрения западных систем автоматизации. Российские программные продукты ориентированы в основном на решение задач учета. Зарубеж- ные включают широкий набор управленческих функций: гибкие механиз- мы ценообразования, возможность формирования бюджетов компаний с последующим контролем их исполнения, прогнозирование потребностей в денежных и товаро-материальных ресурсах и другие. Внедрение западных разработок связано с проблемами, вызванными спецификой отечественно- го бухгалтерского учета. Главная сложность объясняется различными ме- тодологиями ведения учета.
В отечественном учете принята однострочная запись проводок:
«дебет — кредит — сумма». В западной бухгалтерии используется много- строчная запись: «счет — сумма — тип оборота: дебетовый или кредито- вый». При этом одна проводка состоит из нескольких записей по дебету и кредиту счетов. В одной проводке в западной бухгалтерии может одно- временно дебетоваться и кредитоваться сразу несколько счетов, что не по- зволяет определить суммарный оборот между двумя коррес- пондирующими счетами. Для расчета ряда показателей российской отчет- ности такие данные необходимы. В западном бухгалтерском учете не ис- пользуются такие понятия, как «красное сторно», «развернутое двухсто- роннее сальдо», применяемые в российской бухгалтерии. Преодолеть имеющиеся различия можно лишь с помощью ряда искусственных прие- мов, которые существенно повышают трудоемкость ведения учета.
Тенденции развития программ бухгалтерского учета
Совершенствование пользовательского интерфейса
Имеет целью сделать работу пользователя с программой ком- фортной и осуществляемой в соответствующей программно-технической среде. Пользовательский интерфейс определяет вид, размер, и местополо- жение основного экрана, функции обработки, доступные через систему


58 меню, панели инструментов и т.д. Программные продукты должны гаран- тировать надежную и безопасную работу как для компьютера, так и для информационной системы пользователя, обеспечивая сохранность уст- ройств компьютера, программного обеспечения и данных.
Создание условий для автоматизации деятельности специалистов
Означает, что создаваемые автоматизированные рабочие места полностью поддерживают профессиональную деятельность конечного пользователя. Многие АРМы наряду с основными функциями обработки обеспечивают выполнение и вспомогательных, сервисных функций, таких как копирование, восстановление, экспорт-импорт данных и другие.
Создание инструментальных средств конечного пользователя
обеспечивает совершенствование функций обработки, создание новых приложений силами конечного пользователя. Для программ бухгалтерско- го учета такими инструментальными средствами являются:

генератор экранных форм — позволяет создавать новые и отменять существующие экранные формы (расположение на экране рек- визитов, соответствующих полям базы данных, использование текста под- сказок, цветовое оформление и др.);

язык запросов — обеспечивает поиск и фильтрацию записей базы данных, выборку машинных документов, вычисления над данными базы данных;

макропрограммирование включает клавишные и языковые макрокоманды (макросы), предназначенные для автоматизации рутинных операций обработки;

генератор отчетов — обеспечивает вывод запросной инфор- мации, формирование различного уровня итогов и другого;

интегрированные пакеты — наборы нескольких про- граммных продуктов, функционально дополняющих друг друга и поддер- живающих единые информационные технологии. Среда интегрированного пакета — это в определенном смысле автоматизированное рабочее место, обеспечивающее работу пользователя мощными и гибкими средствами.
Расширение функциональных возможностей программ обес- печивает расширение сфер их действия.
Одни разработчики программного обеспечения занимаются расши- рением возможностей программ за счет совершенствования средств орга- низации аналитического учета и их настройки, пытаются выйти за преде- лы задач учета, расширив сферу их применения. В результате в рамках чисто бухгалтерской модели обработки пользователь получает возмож- ность решать задачи оперативного учета и анализа. Другие ориентируются на разработку не отдельных компонентов автоматизации, а на создание комплексных информационных систем масштаба предприятия или корпо-