Файл: Учебное пособие по дисциплине Информационные системы в бухгалтерском учете (курс лекций) Для.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59 рации и не ограничиваются только решением задач бухгалтерского и опе- ративного учета.
2. Перспективы развития автоматизированных систем бухгал-
терского
учета.
Тенденции
развития программ автоматизации
В настоящее время определились две тенденции развития. Первая характеризует переход от эпохи алгоритма к эпохе модели. Алгоритм по- степенно утрачивает свою значимость, на практике пользователь не ис- пользует алгоритмическую форму представления информации, не обеспе- чивающую ему необходимого удобства во взаимоотношениях с ЭВМ.
Модель определяет, «что надо вычислить», а алгоритм — «как надо вы- числить», и хотя без обеих названных составляющих не обойтись, модели оттесняют алгоритм, превращаясь из пассивных элементов в активные.
Вторая предполагает отказ от закрытости систем и переход к от- крытым системам. Чтобы программный продукт был конкурентоспособ- ным, он должен обладать:
•
способностью к переносимости прикладных программ на раз- личные платформы ЭВМ;
•
способностью к унифицированному обмену данными между различными платформами ЭВМ;
•
возможностью замены одного компьютера на другой без ка- ких-либо затруднений.
Перспективы развития программ автоматизации:
•
применение новейших информационных технологий;
•
реализация новых возможностей по адаптации программ к потребностям конечного пользователя;
•
развитие механизмов взаимодействия с другими про- граммами;
•
развитие систем управления документооборотом;
•
взаимодействие с западными системами бухгалтерского уче- та;
•
обеспечение соответствия систем бухгалтерского учета и сис- тем налогообложения требованиям законодательства и соответствующих нормативных документов;
•
создание новых версий программ, включающих допол- нительные возможности ведения как финансового, так и управленческого учета;
•
формирование показателей отчетности предприятия в автома- тическом режиме;
60
•
обеспечение открытости систем.
Аспекты открытости систем выражаются в стандартизации:
•
интерфейсов прикладных программ с операционным ок- ружением;
•
межпрограммного интерфейса, включая языки програм- мирования;
•
сетевого взаимодействия;
•
пользовательского интерфейса;
•
средств защиты информации.
Перспективы развития в области языков программирования
В связи с необходимостью отражения в языках программирования новых возможностей ЭВМ сформировались три подхода к их развитию:
•
расширение существующих языков;
•
создание новых языков для конкретных типов машин;
•
создание новых языков, не ориентированных на конкретную вычислительную систему.
Представителем последнего подхода является язык JAVA — про- стой, объектно-ориентированный, распределенный, переносимый, много- поточный и динамичный язык.
'Перспективы развития в области систем управления базами дан-
ных
Совершенствование систем управления базами данных оп- ределяется всеобщей ориентацией на объектное программирование. Реля- ционные СУБД представляют собой значительный прогресс в технологии управления данными, однако они оказались неудобными из-за необходи- мости приведения данных к нормальной форме, в результате чего теряется смысл данных. С развитием объектно-ориентированного подхода по- явилась возможность описывать не только сложные структуры данных, но и поведение объектов реального мира. В ближайшем будущем ставится задача перевода реляционных баз данных в объектно-ориентированные.
3. Режимы взаимодействия пользователя и ЭВМ в бухгалтер-
ских
информационных системах.
При проектировании автоматизированной системы управления важ- ным является вопрос о выработке форм взаимодействия пользователя и
ЭВМ, способов обмена информацией. Поскольку ЭВМ не в состоянии не- посредственно воспринимать информацию, содержащуюся в документах, а также речевые команды, возникает вопрос о способе ввода информации.
Пакетная обработка — решаемые задачи собираются в пакет и пропускаются по одной в порядке установленной очереди. В машину вво- дятся исходные данные и программа решения задачи, а она выдает
61 оформленные результаты (отчета!), имеющие самостоятельное значение и пригодные для непосредственного использования в работе. Обработанная информация может выдаваться в виде таблиц, ведомостей, графиков. При таком способе работники экономических служб осуществляют сбор, кон- троль и комплектование информации, передачу ее в центр обработки, а после получения результатов решения — их использование в работе. Па- кетный режим не обеспечивает оперативной, непосредственной связи пользователя с ЭВМ. Между тем потребность в такой связи возникает во многих случаях, когда требуется оперативное получения разного рода сведений, участие заинтересованных пользователей в производимых ма- шиной расчетах, оперативное изменение хранящихся данных.
Интерактивное взаимодействие пользователя с
ЭВМ ха- рактеризуется тем, что компьютер реагирует на воздействие пользователя настолько быстро, что это позволяет влиять на ход решения задачи. Дан- ный режим обеспечивает:
•
непосредственный контакт пользователя с системой;
•
оперативный поиск необходимых пользователю данных;
•
возможность практически одновременно обслуживать не- скольких пользователей в условиях, когда потребность в об- служивании непредсказуема.
В интерактивных системах типа «запрос-ответ» взаимодействие с пользователем осуществляется в нескольких вариантах: на языке, близком к естественному, путем заполнения пользователем форматов, предъявляе- мых машиной, путем выбора из меню необходимого варианта решения за- дачи. Одним из типов интерактивных систем являются диалоговые систе- мы.
Требования к диалоговым системам
Такие системы должны быть:
•
доступными любому пользователю независимо от уровня его подготовки в области информационных систем и языков про- граммирования;
•
нечувствительными к ошибкам пользователя. Если смысл не- правильно введенного сообщения можно определить из кон- текста, система должна откорректировать неправильный ответ, для чего в формулировке запросов пользователей должна до- пускаться некоторая избыточность сообщений;
•
способными выдавать пользователю информацию о даль- нейших действиях при возникновении затруднений в процессе диалога. Система обеспечивает возможность корректировки ранее введенных сообщений на любой стадии диалога, осуще-
62 ствляет выдачу сообщений об ошибках, позволяющих их обна- руживать и исправлять.
Задачи, решаемые в диалоговом режиме:
Если система информационная, то в диалоговом режиме решаются следующие задачи:
•
ввод информации в ЭВМ в системе диалога, при этом часть ра- боты по проверке правильности ввода информации выполняет человек, если ее невозможно или нецелесообразно по каким- либо причинам передавать машине;
•
поиск информации и получение ответов на запросы;
•
редактирование текстовой информации;
•
инструктирование, программное обучение.
Если система человеко-машинная, то в диалоговом режиме осущест- вляются:
•
диалоговое программирование, имеющее целью написание, проверку, корректировку, переработку программ и изменение условий работы как отдельных подпрограмм, так и всей про- граммы в целом. Результатом является готовая и отлаженная программа;
•
конструирование, имеющее целью рассмотрение и оценку с разных точек зрения возможных вариантов конструкторских решений;
•
принятие решений, включающее в себя как сложные ин- формационные системы, способные к дедуктивному и ин- дуктивному обобщению, так и комплекс моделей системы управления, в которой необходимо принимать решения.
Тема
9. Налоговый учет в автоматизированных системах бух-
галтерского
учета.
1. Понятие и принципы ведения налогового учета.
Предприятия любой формы собственности и организационно- правовых образований имеют тесную связь с налоговыми службами. Каж- дое их них обязано зарегистрироваться в территориальной налоговой ин- спекции, прежде чем ему будет открыт расчетный или валютный счет.
Деятельность предприятий и налоговых служб направлена на выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Выполнение обяза- тельств предприятий-налогоплательщиков возложено их бухгалтерские службы.
Главой 25 Налогового кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января
63 2002 г., введено понятие «налоговый учет». Принцип налогового учета за- ключается в группировке данных первичных документов в аналитические регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на при- быль и заполнения налоговой декларации. Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о доходах и расхо- дах предприятий и организаций для определения налоговой базы по при- были.
Цели налогового учета:
•
формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляе- мых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
•
обеспечение информацией внутренних и внешних пользовате- лей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчис- ления и уплаты налогов в бюджет.
Принципы ведения налогового учета:
•
организуется налогоплательщиком самостоятельно;
•
применяется последовательно от одного налогового периода к другому;
•
непрерывно и в хронологическом порядке отражает все опера- ции и объекты учета для целей налогообложения;
•
руководствуется нормами и правилами определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленными Налоговым кодексом РФ.
Понятия
налогового учета:
объекты налогового учета — это имущество, обязательства и хозяй- ственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или нало- говой базы последующих периодов;
единицы налогового учета — это объекты налогового учета, инфор- мация о которых используется более одного отчетного (налогового) пе- риода;
показатели налогового учета — это перечень характеристик, суще- ственных для объекта учета;
данные налогового учета — это информация о величине той или иной характеристики показателя, определяющая объект учета;
аналитические регистры налогового учета — это совокупность по- казателей сводных форм, применяемых для систематизации данных нало- гового учета за отчетный (налоговый) период, без распределения по сче- там бухгалтерского учета.
2. Подходы к организации налогового учета.
64
Существует несколько подходов к организации налогового учета:
- налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому. Данный под- ход является теоретическим, так как трудно представить организацию, ко- торая вела бы полностью параллельный бухгалтерскому налоговый учет и создала для этих целей отдельное структурное подразделение;
- налоговый учет ведется вместо бухгалтерского. При таком подходе учет ведется с использованием утвержденного Минфином и действующе- го Плана счетов бухгалтерского учета, но доходы и расходы группируют- ся на бухгалтерских счетах;
- налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета. Данный подход предполагает адаптацию для налогового учета бухгалтерского
Плана счетов — пересмотр порядка аналитического учета доходов и рас- ходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ве- дение в одном плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Однако по причине частого несовпадения сумм доходов и расходов и дат их при- нятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете полностью совместить два учета в одном не представляется возможным;
- прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректи- руется для целей налогообложения. На практике этот способ может при- меняться только небольшими организациями, где расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом минимальны;
- налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов.
Сущность подхода состоит в том, что к бухгалтерскому Плану счетов до- полнительно вводятся налоговые счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 Налогового кодекса РФ. За- писи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов. Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период.
Это удобно бухгалтерам, ведущим учет с использованием бухгалтерских программ. Если в бухгалтерском и налоговом учете учет одних и тех же операций ведется по-разному, то в схемы бухгалтерских проводок к хо- зяйственным операциям добавляются дополнительные проводки по нало- говым счетам и составляются новые алгоритмы хозяйственных операций.
Технология ведения налогового учета:
•
определение и классификация доходов и расходов;
•
организация ведения налогового учета доходов и расходов;
•
формирование и ведение аналитических регистров налогового учета;
•
определение и расчет налоговой базы.
Формирование информации налогового учета:
65
•
на первом этапе (общем для бухгалтерского и налогового учета) производится сбор учетной информации, ее систематизация и группиров- ка;
•
на втором этапе производится расчет налогов. Здесь между дву- мя видами учета проявляется противоречие, поскольку налоговый учет предполагает специфические методы расчета налоговой базы, уникальные для каждого налога, которые не укладываются в рамки бухгалтерского учета.
Раздельное ведение налогового и бухгалтерского учета повышает трудоемкость учета, поэтому применение компьютерных систем, позво- ляющих автоматизировать процедуры параллельного ведения бухгалтер- ского и налогового учета, снизить трудоемкость работ, повысить опера- тивность учетной информации, становится весьма актуальным.
Требования к решению задач налогового учета:
•
введение дополнительных аналитических признаков на балансо- вых счетах рабочего Плана счетов бухгалтерского учета;
•
использование вспомогательных забалансовых счетов;
•
ведение бухгалтерского и налогового учета на параллельных планах счетов;
•
использование специальных документов налогового учета.
Одни налоги рассчитываются автоматически по данным бух- галтерского учета, что достигается введением дополнительных аналитиче- ских признаков на балансовых счетах, использованием забалансовых сче- тов. Расчет других налогов требует необходимой корректировки данных бухгалтерского учета для исчисления по ним налоговой базы. Для налогов третьей группы экономически оправдано исчисление налоговой базы вне- системно.
3. Учетная политика предприятия для целей налогообложения.
Порядок ведения налогового учета устанавливается нало- гоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утвер- ждаемой приказом руководителя предприятия. Дата приказа должна предшествовать году, для которого устанавливается порядок ведения на- логового учета. Решения о любых вносимых изменениях, начале любого нового вида деятельности и т.д. обязательно должны найти отражение в учетной политике для целей налогообложения. Учетная политика для це- лей бухгалтерского учета и учетная политика целей налогообложения — это принципиально разные документы как по форме, так и по содержа- нию:
66
•
в бухгалтерском учете экономическое содержание имеет при- оритет перед правовой формой. Учетная политика предприятия в части бухгалтерского учета должна отвечать требованиям полноты, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности;
•
в налоговом учете правовая форма должна соответствовать экономическому содержанию. В противном случае не будет выполняться одно из требований Налогового кодекса ФР, согласно которому все доку- менты, подтверждающие расходы, должны быть оформлены в соответ- ствии с законодательством Российской Федерации.
Отражение операций в бухгалтерском учете, если исходить только из их экономического содержания, может и не совпадать с отражением этих же операций в налоговом учете, так как для налогового учета равно важны и правовая форма, и экономическое содержание. В учетной поли- тике для целей налогообложения формулируются все аспекты организа- ции налогового учета, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Она включает методические и организационно-технические аспекты ведения налогового учета:
•
методические аспекты отражают способы формирования инфор- мации для правильного исчисления налогов и сборов: способы формиро- вания налоговой базы, предусмотренные налоговым законодательством; способы формирования налоговой базы, вариантность которых обуслов- лена противоречивостью налогового законодательства;
•
методологические аспекты отражают выбранные в соответствии с
Налоговым кодексом РФ варианты учета доходов и расходов, устанавли- вают порядок признания доходов (расходов), осуществляемый по соответ- ствующему методу;
•
организационно-технические аспекты отражают способы органи- зации технологического процесса ведения налогового учета. В данном разделе содержатся разработанные и утвержденные организацией формы аналитических регистров налогового учета и первичных документов.
Здесь определяются: организация работы бухгалтерской службы в части налогового учета; состав, формы и способы формирования аналитических регистров налогового учета; организация документооборота; порядок хра- нения документов и регистров налогового учета.
1 2 3 4 5 6 7