Файл: Развитие словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследовать понимание ребенком различных грамматических категорий (форм словоизменения, предложно падежных конструкций, уменьшительных суффиксов, глаголов единственного и множественного числа).

Процедура исследования

Проверка понимания ребенком различных форм словоизменения.

Задание 1. Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных. Ребенка просят показать на картинках изображения предметов, животных.

- Глаз – глаза, окно – окна, стул – стулья, лист – листья.

Задание 2. Дифференциация предложно–падежных конструкций.

Ребенка просят показать на картинках указанные изображения.

- Цыпленка стоящего в корытце, на корытце, у корытца; цыпленок который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.

Задание 3. Дифференциация существительных с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Ребенка просят показать на картинках изображение предметов.

- Носок – носочек, чашку – чашечку, окно – окошечко.

Задание 4. Дифференциация глаголов с различными приставками. Ребенку предлагают последовательно показать на картинках конкретные действия.

- Птица которая вылетает из клетки, птица влетает в клетку.

Категория оценивания.

3 балла. Ребенок хорошо понимает различные формы словоизменения.

2 балла. Ребенок понимает не все формы словоизменения.

1 балл. Ребенок понимает лишь простейшие формы словоизменения.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование понимание отдельных предложений и связной речи. Цель.

Исследовать понимание ребенком: отдельных предложений, содержание знакомой сказки.

Процедура проведения.

Задание 1. Исследовать понимание предложений. Ребенка просят показать картинку с конкретным предложением.

- «Собака бежит за мальчиком», «Мальчик бежит за собакой».

Задание 2. Исследуем понимание содержание знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку знакома сказка, ему рассказывают ее с опорой на картинку и только после этого задают по ней вопросы или просят показать картинки.

- Сказка «Колобок». Кто испек Колобка? Из чего бабка испекла Колобка? Куда покатился колобок? Кого первого встретил Колобок в лесу? Какую песенку спел Колобок зайчику? и т.д.

Критерии оценивания.

3 балла. Ребенок хорошо понимает содержание предложений и сказок.

Уверенно отвечает на вопросы или показывает соответствующие картинки.

2 балла. Ребенок понимает содержание предложений и сказок. Возможны незначительные несущественные неточности.


1 балл. Ребенок понимает вопросы не сразу, требуется повторить вопрос несколько раз, при ответах допускает ошибки и неточности.

0 баллов. Не отвечает на вопросы. Картинки не показывает.

Исследование состояния активного словаря Цели. Выявить объем словаря

1. Номинативного (существительных по различным лексическим темам, обобщающих слов, слов обозначающих названия частей тела и частей предмета).

2. Предикативного (глаголов).

3. Атрибутивного (название цвета и нормы).

Исследование номинативного словаря.

Задание 1. Ребенку предлагают вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп.

- «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».

Задание 2. Ребенку предлагают узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов.

- Нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина машины.

Задание 3. Ребенку предлагают одним словом изображение нескольких предметов.

- Мебели, овощей, фруктов, птиц.

Исследование предикативного словаря.

Проверяя состояние глагольного словаря, ребенку предлагают перечислить, что делают те, кто изображен на картинках. Ребенка просят ответить на вопросы, без зрительной основы.

- Как передвигаются птицы? Как передвигаются рыбы? Как передвигается змея? Как передвигается лягушка? Как передвигается человек? Кошка мяукает. А собака что делает? А как подает голос корова? Как подает голос петух?

Исследование атрибутивного словаря.

Задание 1. Ребенку предлагается рассмотреть на картинке разноцветные чашки, блюдца и носки. Затем ребенка просят назвать предмет и его цвет на картинке по показу.

- Красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевая, розовая, голубая чашки.

Задание 2. Ребенку предлагают назвать форму предметов, изображенных на картинках, помогая при этом вопросами: «Мяч какой формы?», «На какую форму похож платок?» и др.

- Солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный.

Критерии оценивания.

3 балла. Номинальный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка соответствует возрастной норме или опережает его.

2 балла. Номинальный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка ниже возрастной норме

1 балл. Номинальный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка значительно отстает от возрастной нормы.

0 баллов. Номинальный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка практически не сформирован.



Исследование состояния грамматического строя речи Цели. Выявить состояние словоизменения:

- употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, в косвенных падежах;

- образование существительных множественного числа в родительном падеже;

- согласование прилагательных с существительными единственного числа;

- употребление предложно–падежных конструкций;

- употребление числа «два» и «пять» с существительными Выявить состояние словообразования:

- употребление существительных с уменьшительно–ласкательными суффиксами;

- образование названий детенышей животных;

- образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида.

Процедура исследования

Исследование состояния словоизменения

Задание 1. Для проверки способности образовывать форму множественного числа имен существительных ребенку предлагают назвать пары картинок.

- Глаз – глаза, рот – рты, река – реки, ухо – уши, кольцо – кольца.

Задание 2. Для проверки способности образовывать формы имен существительных в косвенных падежах ребенку предлагают отвечать на вопросы по картинкам.

- Что есть у мальчика? (мяч) Чего нет у мальчика? (мяча) Кому мальчик дает мяч? (девочке) Что ты видишь на картинке? (машину) Чем рисует девочка? (карандашом) О ком думает кошка? (о мышке)

Задание 3. Для проверки способности образовывать существительные множественного числа в родительном падеже, предлагая ответить по картинкам на вопрос «Много чего?»

- Карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.

Задание 4. Для проверки способности согласовать имена прилагательные с именами существительными единственного числа ребенку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Что это?»

- Оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.

Задание 5. Для проверки способности употреблять предложно– падежные конструкции ребенку предлагают ответить на вопросы по картинкам.

- «Где сидит снегирь?» (на дереве), «Где стоит машина?» (в гараже), «У кого кукла?» (у девочки), «Где стоит коза?» (за забором), «Где едет машина?» (по дороге).

Задание 6. Для проверки способности согласовывать имена числительные с именами существительными ребенку предлагают сосчитать предметы на картинке и ответить на вопрос «Сколько?».

- Два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон.

Исследование состояния словообразования

Задание 1. Для проверки способности пользоваться суффиксальным способом словообразования ребенку предлагают назвать по картинкам большой и маленький предмет. Причем маленький предмет ребенок должен назвать «ласково». Если ребенок не сразу понимает задание, ему можно предложить образец: «Большая кукла, а маленькая куколка».


- Забор – заборчик, носок – носочек, лента – ленточка, окно – окошечко.

Задание 2. Для проверки способности образовывать название детенышей животных. Предлагается по образцу, без зрительной опоры, продолжая фразу.

- У зайчихи, у волчихи, у белки, у козы.

Критерии оценивания.

3 балла. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.

2 балла. Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.

1 балл. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование состояния связной речи Цель. Выявить уровень сформированности развернутого

монологического высказывания:

- связность и логическую последовательность изложения;

- непрерывный или фрагментарный характер высказывания;

- наличие или отсутствие смысловых пропусков;

- качество использования всех языковых компонентов.

Процедура исследования.

Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Ребенку задаются вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он пой поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?»

Далее педагог предлагает план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец расскажи, что сварила Илюше мама».

Критерии оценивания.

3 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдается незначительное нарушение отдельных языковых компонентов.

2 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдается нарушения отдельных языковых компонентов.

1 балл. Нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов.


0 баллов. Задание не выполнено совсем.

Методику Н. В. Нищева применила, так как именно она используется в нашем учреждении. В эксперименте был исследован пассивный словарь и активный словарь. Диагностика обследования развития словаря старших дошкольников с ОНР представлена.
60

80

70

60


высокий средний

ниский
50

40

30

20

10

0

пасивный активный

Рисунок 1- Уровень развития словаря
Анализ диаграммы, позволяет отметить, что в обследуемой группе при обследовании словаря, пассивный словарь преобладает над активным словарем. В обследование пассивного словаря уровень развития показал 50 % высокого и 50 % среднего, низкого уровня нет. А при обследовании активного словаря высокого уровня развития нет, но преобладает средний уровень 60% надо низким 40% уровнем развития.

Следует отметить, что в процессе проведения данной методики мы столкнулись с некоторыми особенностями словаря детей с общим недоразвитием речи: дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, однообразие синтаксических конструкций, бедность и неточность высказываний. Иногда при активном побуждении педагога наблюдалось полное отсутствие смыслового высказывания. Дети были заинтересованы в заданиях, в некоторых случаях аргументировали свои суждения, исправляли ошибки с помощью педагога. У 2 детей наблюдались незначительные ошибки.

Дети, показавшие низкий уровень развития активного выполняли задания лишь с активной помощью педагога. В их высказываниях отсутствовала полнота и развѐрнутость, сокращались признаки описания. Излагаемая информация была хаотична, языковые средства использовались неправильно. Дети были не в состоянии описать предмет самостоятельно. Например: Маша Ц. из серии «Мебель», затруднялась в назывании обобщающих слов, частей тела. Не смогла ответить на вопросы: «Что делаешь в течение дня?» Арсений И. путается в названиях цвета. Знает очень мало обобщающих понятий. Никита С. затруднялся в назывании картинок из серии «Птицы». Элла Ц. затруднялась в назывании картинок из серии