Файл: Развитие словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи выпускная квалификационная работа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сложностями актуализации слова, понимания его значения, неумением выделять признаки в значении слова, неосознанностью поставленной перед ребенком задачей. Для детей данной категории характерна шаблонность и стереотипность подбора слов, скудность информации, заложенная в высказываниях детей. Указанные особенности проявляются в различной мере и затрудняют полноценное общение.

Логопедическая работа по обогащению словарного запаса включает в себя уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словарном запасе и перенос их в активный, ознакомление с новыми словами. Коррекционную работу можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка. Учитель-логопед должен быть осведомлен сведениями о жизни ребенка, его домашней обстановке, отношении к нему со стороны окружающих. Необходимо определить интересы ребенка, его интересы, отношение к другим людям, к своему нарушению. Эти данные помогут педагогу наиболее эффективно построить коррекционно-педагогическую работу.

Приемы словарной работы, которые могут быть использованы учителем-логопедом на занятиях, можно выделить следующие:

1. Произносится название нового предмета, явления, уточняются его признаки, действия, и осуществляется его показ, который обязательно сопровождается объяснением, раскрывающим сущность предмета. Далее проводятся игры, упражнения, задания для закрепления и верного дальнейшего употребления в речи.

2. Разъясняется откуда и как произошло данное слово.

3. Вводится наиболее широкое значение известного слова.

4. Задаются различные вопросы, которые сначала носят характер подсказки, а потом стимулируют самостоятельные ответы. Вопросы должны быть краткими, точно сформулированными, доступными и понятными по содержанию для детей.

5. Составление предложений по опорным словам, картинкам, схемам. Выделение этих направлений является условным, так как в процессе формирования лексики они переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

Формирование лексики у дошкольников с ОНР осуществляется по следующим направлениям:

- обогащение словаря синонимов;

- развитие атрибутивного словаря
;

- обогащение словаря антонимов;

- развитие номинативного словаря;

- развитие словаря обобщающих слов;

- развитие предикативного словаря.

Работа по каждому из направлений осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарный запас, затем следует перенос и закрепление в активном словаре. Процесс усвоения различных способов словообразования производится параллельно. Средства и методы обогащения словаря разнообразны, к ним относится: словесные игры, лексические упражнения, организация и проведение экскурсий, где ребенок обогащает свои знания об окружающем его мире, показ картин, беседы, наблюдения, показ и рассматривание игрушек, применение художественной литературы, устного народного творчества. Выбор методов и средств зависит от педагога и целей и задач которые он ставит перед собой на том или ином этапе логопедической работы. Правильное использование выше перечисленных методов и средств приводит к решению задач обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи. На современном этапе проблема обогащения словарно запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной. Нарушенная речевая деятельность оказывает отрицательное воздействие на всестороннее развитие ребенка: появляются затруднения в развитии познавательной деятельности ребенка, проявляются нарушения во всех формах общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности.

Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, но употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают значительные трудности. Дошкольники с общим недоразвитием речи не знают многих действий предметов, оттенки цветов, испытывают затруднения при определении формы предметов. Словарный запас детей имеет мало обобщающих понятий, практически отсутствуют синонимы.

Также необходимо отметить, что коррекционно-профилактическая работа должна производиться в условиях четко организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия, учитывая общие дидактические принципы: индивидуальный подход, наглядность доступность, постепенное усложнение заданий и речевого материала.

Таким образом, анализ литературных данных позволяет сделать вывод, что этиология общего недоразвития речи многообразна, в связи с этим, распространенность ОНР среди детей в современном мире широкая. ОНР характеризуется нарушениями формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.



При ОНР наблюдаются существенные отклонения количественной и качественной характеристики словарного запаса от нормы. Поэтому представляется очень важным исследования особенностей лексической стороны речи. Результаты исследования позволят внести изменения и дополнения в коррекционную работу. Кроме этого, данные исследования будут определять подбор дидактического и речевого материала. В результате целенаправленной коррекционной работы будет повышаться эффективность коррекции лексического строя речи, а значит и ОНР в целом. Также, данное исследование позволит обогатить лексический запас и улучшить его качество у детей с ОНР.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента
Цель эксперимента: выявить уровень лексического запаса детей с ОНР подготовительной к школе группы; проанализировать условия в ДОУ по организации дидактических игр и упражнений.

Исследование проводилось с детьми подготовительной к школе группы на базе МКДОУ № 211 Кировская область, город Киров, ул. Циолковского 3 А.

Целью экспериментального исследования явилось определение уровня развития словаря у детей 6-7 лет, разработка и апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5–6 лет в процессе проведения дидактических игр.

Задачи:

1. Выявить уровень развития словаря у детей 6-7 лет.

2. Разработать и экспериментально апробировать комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 6-7 лет, в процессе проведения дидактических игр.

3. Выявить динамику уровня развития словаря у детей экспериментальной группы, на начало эксперимента и на конец эксперимента.

Для исследования особенностей словарного запаса детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо было установить первоначальный контакт, познакомиться с имеющейся документацией. Составить на каждого характеристику.

Н. В. Нищева. выделяет две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.


Первая группа включает методы:

- непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

- опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино– и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Два последних метода использовались в данной работе.

Учитывая особенности развития этих детей, в своей работе я буду использовать второй метод исследования. Эта методика адаптирована для дошкольников старшего возраста, было произведено сокращение объѐма наполняемости заданий, широко применялся наглядный материал и игровые приѐмы.

Она позволяет решить следующие задачи:

- выявить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста;

- отследить индивидуальные особенности словообразования каждого ребѐнка;

- учесть результаты диагностики для выбора направления дальнейшей коррекционной работы.

При выборе комплекса упражнений использовались следующие принципы:

- методика должна преподноситься детям в определѐнной системе и последовательности;

- содержание и объѐм методики должны соответствовать возрасту и умственному развитию детей;

- при диагностике должны применяться наглядность и игровые приѐмы.

При проведении исследования использовались:

- метод опроса, преимущественно в форме беседы (это вопросно– ответный метод исследования). Данный метод применялся с целью изучения состояния навыка словоизменения испытуемых, они должны были дать определенный ответ на задаваемый вопрос по каждому заданию;

- объяснение (истолкование отдельных понятий, явлений, правил, содержания наглядных пособий и правил их применения, а также слов и терминов). Этот метод использовался для разъяснения заданий в ходе экспериментальной работы;

- наглядный метод (суть этого метода заключалась в том, что детям предлагалось рассмотреть опорные картинки на соответствующее задание);

- игровой метод (задания проводились в игровой форме для вызывания интереса у испытуемых, например, при подборе синонимов и антонимов – «Скажи по–другому», «Скажи наоборот»).
2.2 Разработка комплекса дидактических игр по развитию словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи и его апробация

Исследование пассивного словаря старшего дошкольного возраста

Цели:

- Определить объем словаря.

- Проверить понимание имен существительных.

- Проверить способность ребенка к обобщению.

- Исследовать понимание ребенком глаголов и прилагательных.

- Проверить понимание ребенком отдельных предложений и содержание знакомой сказки.

Процедура исследования

Задание 1. Ребенка просят показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета:

- мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; живот и шея мальчика, девочки; дом, крышу дома; окна и дверь дома, балкон и трубу на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; машину, колеса машины; кабину и кузов грузовика; собаку, уши собаки, глаза собаки; туловище и голову собаки.

Задание 2. Для исследования словаря существительных используются картинки с изображениями по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда»,

«Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы». Ребенку предлагается показать на картинках предметы.

- куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репку, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку.

Задание 3.Для проверки способности ребенка к обобщению, ребенку предлагается выбрать картинке по темам.

- «Игрушки», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи»,

«Фрукты».

Задание 4. Для проверки понимания глаголов ребенка просят показать на картинках конкретные действия.

- Птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет.

Задание 5. Для проверки имен прилагательных ребенку предлагают показать на картинках определенные признаки предметов.

- Круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».

Критерии оценивания

3 балла. Объем пассивного словаря существительных, глаголов, и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями.

2 балла. Объем пассивного словаря существительных, глаголов, и прилагательных ниже возрастной норме. Частично владеет обобщениями.

1 балл. Объем пассивного словаря существительных, глаголов, и прилагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями.

0 баллов. Задание не выполнил совсем.

Исследование понимания различных форм словоизменения Цель