Файл: Теоретикоправовые основы пенсионной системы в Росии 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 887

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ни социально.

Вопрос о том, как инвестировать пенсионные накопления оказался наиболее острым и до конца не решен и по сей день.

Необходимо отметить, что на фоне снижения уровня жизни у основной массы населения созданы системы привилегированных пенсий главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения.
    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Роль мирового опыта в развитии пенсионной системы РФ



Несмотря на многочисленность проведённых реформ, вопрос совершенствования системы пенсионного обеспечения России продолжает стоять довольно остро. Низкий коэффициент замещения и заметный рост государственных расходов на пенсию, вызванный резким ростом дефицита пенсионной системы, показывают, что она относится к числу наименее эффективных систем пенсионного обеспечения в мире. Очевидно, что ситуация требует решительных перемен. Однако на сегодняшний день научная и политическая общественность России не имеют единого мнения по поводу дальнейших путей развития отечественной пенсионной системы. Одни полагают, что накопительный элемент – это залог светлого будущего российских пенсионеров и его непременно необходимо сохранить. Другие, наоборот, склонны полагать, что отказ от накопительной части приведёт к повышению финансовой устойчивости всей системы и росту коэффициента замещения [1].

В научных кругах зарубежных стран также продолжаются споры касательно оптимальной модели пенсионной системы. Одни авторы, например, Р. Дисней, утверждают, что основой пенсионной системы должна быть распредели- тельная часть [11]. Другие, к примеру, Л. Клаппер, Г. Панос, Дж. Стейлбринк, А. Розанов, склоняются в пользу накопительной части [8, 9, 10].

Рассматривается структура пенсионных систем зарубежных стран, опи- саны новейшие реформы в области пенсионного обеспечения в странах ОЭСР, проведённые в 2013–2015 гг. На основе анализа современной мировой практики построения систем пенсионного обеспечения и её сравнения с российской пенсионной системой исследуется применимость зарубежного опыта в России.

Пенсионные системы зарубежных стран

Пенсионное обеспечение населения в различных формах на протяжении многих веков играло важную роль в разных странах, но системный характер оно начало приобретать лишь в конце XIX – начале XX в. С тех пор и по сегодняшний день в большинстве стран мира продолжается непрерывный процесс эволюции пенсионных систем. За это время сформировалась общепринятая классификация с делением двух основных типов пенсионных систем: распределительная (пенсионные отчисления идут на текущие пенсионные выплаты) и накопительная (пенсионные отчисления формируются на индивидуальных счетах и инвестируются в различные активы на финансовом рынке, а инвестиционный доход увеличивает итоговую пенсию).



Современная международная практика такова, что в большинстве стран действуют комбинированные пенсионные системы, сочетающие государственные распределительные, а также обязательные и добровольные накопительные элементы. Смешанный тип пенсионной системы наиболее эффективен с точки зрения финансовой стабильности и уровня выплачиваемых пенсий [7, 8]. В чистом виде накопительная и распределительная модели редко присутствуют в мировой практике, равно как и модель, в которой одновременно присутствовали бы и обязательная, и добровольная накопительная части. Среди стран ОЭСР такая комбинация существует только в Норвегии. В этой стране управлением пенсионными средствами занимается пенсионный фонд, подчинённый Министерству финансов [9].

Из приведённых данных следует, что в большинстве ведущих стран мира основой пенсионного обеспечения выступает распределительная часть. За редким исключением, львиная доля коэффициента замещения создаётся в рамках распределительных систем. При этом заметную роль могут играть также и накопительные системы. В целом по ОЭСР они добавляют 25 п.п. к коэффициенту замещения, тогда как по ЕС – чуть больше 10 [12]. Таким образом, на практике наблюдается доминирование распределительных пенсионных систем при существенной поддержке со стороны накопительных. Это говорит о том, что на сегодняшний день оптимальной видится смешанная система пенсионного обеспечения, сочетающая в себе как распределительный, так и накопительный элементы.

Безусловно, накопительные системы не лишены и недостатков: это и зависимость пенсий от состояния финансовых рынков, и проблемы, связанные с размещением активов на финансовых рынках [11, 12]. Таким образом, вопрос устойчивости пенсионной системы сводится к управлению рисками в пенсионных фондах.

Э. Розанов выделяет в мировой практике три основных модели управления пенсионным фондом: норвежскую, австралийскую и канадскую [9]. Их основные различия с точки зрения риск-менеджмента приведены в таблице 2.

Приведённые выше критерии говорят лишь об общих чертах организации инвестиционного процесса, но даже этой информации достаточно для того, чтобы судить о пристальном внимании, которое фонды уделяют управлению рисками.

Примечательно, что самый низкий коэффициент замещения формируется в России. Соотношение средней пенсии к средней зарплате в РФ 2 раза ниже, чем в среднем по странам ОЭСР и не идёт ни в какое сравнение с аналогичным показателем любой из стран, о которых говорилось выше. Это происходит по двум причинам: слабость государственной распределительной системы (лишь у 4 стран показатель ниже) и отсутствие эффективной накопительной системы. Анализ мировой практики приводит к выводу о том, что для повышения уровня пенсий необходимо одновременное усиление распределительной и развитие накопительной частей. Подчеркнём, что крайне низкий уровень пенсий остаётся одной из наиболее острых проблем современной социальной политики России. Для более точного определения основного направ- ления развития отечественной системы пенсионного обеспечения на современном этапе обратимся к детальному анализу положения


дел в пенсионной системе РФ.

Пенсионная система России

Пенсионная система России сочетает в себе как распределительную, так и накопительную часть и состоит из трёх уровней (см. рис. 1). Каждый гражданин получает государственную страховую пенсию в зависимости от трудового стажа, размера зарплаты и возраста выхода на пенсию (в распределительную часть поступают 16% из уплачиваемых работодателем в ПФР 22% от фонда оплаты труда). Что касается обязательной накопительной пенсии, то каждый официально трудоустроенный работник вправе направить 6% от зарплаты в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию (из уплачиваемых работодателем в ПФР 22% от фонда оплаты труда). Далее эти средства инве- стируются в различные активы на финансовом рынке, а инвестиционный доход прибавляется к пенсии. Добровольные накопительные пенсии формируются гражданами в свободном порядке. Напомним, что пенсионная система РФ стала трёхуровневой после реформы по введению обя- зательного накопительного элемента [10].

В 2013–2015 гг. в система пенсионного обеспечения претерпела ряд реформ. Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 был изменён механизм формирования пенсионных прав по страховой пенсии. В соответствии с этим законом, страховая пенсия по старости назначается на основании индивидуального пенсионного коэффициента [6], который зависит от стажа работы, зарплаты и возраста выхода на пенсию. Сама пенсия исчисляется как произведение значения коэффициента на его стоимость, которая будет определяться на ежегодной основе.

Реформированию подвергся и накопительный элемент. С 2014 г. накопительный взнос был снижен с 6% до 2%, однако граждане имели воз- можность сохранить 6%, заявив об этом в ПФР. Но в 2015 г. вопрос был поставлен ребром: граждане должны были выбрать между формиро- ванием исключительно страховой пенсии или сохранением прежней комбинации из страховой и накопительной частей [3]. Пенсионные накопления перестанут формироваться автоматически у тех граждан, кто не заявит о своём желании их сохранить.

Также в 2013 г. правительство приняло решение о моратории средств пенсионных накоплений на вторую половину 2013 г. и 2014 г. (позже мораторий был продлён на 2015 г.) и последующем направлении этих средств на текущие выплаты пенсий. На протяжении 2014 г. в правительстве шли дискуссии по поводу будущего накопительной части пенсии, пока в апреле 2015 г. не было принято решение о её сохранении в рамках обязательного пенсионного страхования [5]. Изначально предполагалось, что с 2016 г. механизм формирования пенсионных накоплений заработает в прежнем режиме, однако осенью 2015 г. было принято решение об очередном моратории на 2016 г.


Таким образом, развитие последних лет в очередной раз завело в тупик пенсионную систему России, поставив жирный знак вопроса над будущим накопительного элемента, введённого, к слову, лишь в 2002 г. Но этим проблемы системы пенсионного обеспечения РФ не ограничиваются.

По итогам 2014 г. коэффициент замещения в РФ составлял 33%, а расходы пенсионной системы составляли 9% ВВП (ссылку на Росстат). Низкий коэффициент замещения стал привычным, однако резкий рост дефицита пенсионной системы (см. рис. 2) угрожает уже не только финансовой устойчивости пенсионной системы, но и бюджетной стабильности России [2].

Дефицит пенсионной системы определяется как разность между фактическими расходами Пенсионного фонда России (ПФР) на выплаты пенсий и доходами ПФР, полученными от социальных отчислений. Его резкий рост вызван тем, что расходы на выплаты пенсий растут существенно быстрее, чем пенсионные взносы. К такой ситуации привёл целый ряд факторов, от высокой доли неформального сектора в экономике до снижения соотношения занятых и пенсионеров.

В таких условиях на первое место выходит вопрос оптимизации пенсионной системы. Её целью должно стать одновременное сокращение дефицита (повышение финансовой устойчиво- сти) и рост пенсий, что потребует решения ряда структурных проблем российской экономики. Мораторий на пенсионные накопления с пере- дачей всех средств в распределительную систему

– это лишь временная мера, и, по всей видимости, в ближайшие годы реформирование пенсионной системы продолжится.

Пенсионная система РФ очередной раз в своей непродолжительной истории находится на распутье. Вектор её дальнейшего развития не определён, а будущее обязательной накопительной части пенсии выглядит туманным. Нужна ли в России накопительная пенсия и может ли она сбалансировать всю пенсионную систему, привести к снижению её дефицита и росту коэффициента замещения?

Российский опыт использования накопительных пенсионных систем

По оценкам ПФР, накопительная система способна обеспечивать пенсии в размере 693 руб. в месяц, что соответствует 2 п.п. коэффициента замещения. Однако сам факт выплат накопительных пенсий находится под вопросом ввиду заморозки пенсионных накоплений в 2013–2016 гг. и возможного повышения пенсионного возраста [2]. Кроме того, использование обязательной накопительной системы в России приводит к увеличению дефицита пенсионной системы. Дело в том, что выплаты накопительных пенсий начнутся не раньше 2022 г. для женщин и 2027 г. для мужчин, а процесс аккумулирования взносов в накопительную часть протекает за счёт распределительной системы (часть социальных отчислений направляется на личные индивидуальные счета граждан вместо текущих выплат пенсионерам). Вдобавок к этому, сам процесс инвестирования средств пенсионных накоплений далёк от оптимального: совокупная средневзвешенная накопленная доходность НПФ (негосударственные пенсионные фонды) и УК (управляющих компаний) ниже, чем совокупная накопленная инфляция. Расчёты показывают, что средневзвешенная накопленная доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений за 11 лет составила 132%, что ниже накопленной за данный период инфляции, со- ставившей 155%.