Файл: Теоретикоправовые основы пенсионной системы в Росии 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 886

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
независимо от сферы их трудовой деятельности, могут выйти на пенсию после 60 лет. Кроме достижения определенного пенсионного возраста, необходимым условием для получения минимальной базовой части пенсии является наличие трудового стажа, который должен быть не менее 15 лет.

В Китае существует система пенсионных взносов, в которой работник отчисляет до 8% от своей заработной платы, а работодатель до 20% от фонда заработной платы сотрудника. Сформированные пенсионные средства распределяются на два счета: индивидуальный (до 11% от заработной платы работника направляются на его индивидуальный счет) и общественный (оставшаяся часть взносов перечисляется в общественный фонд) счета.

Данные отчисления, как правило, производятся автоматически и перечисляются в государственный бюджет вместе с остальными налоговыми сборами. Однако, в ряде отдельных регионов Китая предприятия сами отвечают за выплату пенсий своим сотрудникам. Также необходимо отметить, что величина пенсионных начислений может различаться для отдельных регионов Китая.

Индия. Пенсионная система Индии состоит из трех основных элементов: государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование предоставляет право на получение трех видов пенсий:

  • единая базовая пенсия (данная часть пенсии выплачивается в установленном государством размере);

  • страховая пенсия (выплачивается из средств пенсионного фонда в соответствии с принципом солидарности поколений);

  • накопительная часть пенсии (выплачивается из средств, перечисленных в институты негосударственного пенсионного обеспечения)

Необходимо отметить, что пенсия в Индии доступна лишь для государственных служащих, в то время как другие категории населения живут за счет бюджета членов семьи, социальных льготных программ и т.д. Возраст выхода на пенсию не дифференцирован и является одинаковым как для мужчин, так и для женщин (60 лет).

В попытке разрешить проблему финансовой незащищенности значительной категории граждан, Правительством Индии было принято решение об открытии для иностранных инвестиций пенсионного сектора и, как следствие, о развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения, построенного на принципе личного участия гражданина в формировании будущей пенсии.


Казахстан. Правительство Казахстана одним из первых, из числа стран, входящих в состав СНГ, решилось на кардинальное изменение пенсионной системы. Основной целью таких изменений был переход от распределительной пенсионной системы к накопительной системе пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионная система Казахстана состоит из трех элементов: базовой (социальной), солидарной и накопительной.

Первый элемент пенсионной системы предоставляется той категории граждан, которые по тем или иным причинам не смогли получить необходимый трудовой стаж: инвалидам, сиротам и т.д. Размер социальной пенсии зафиксирован и ежегодно индексируется по уровню инфляции.

Второй элемент системы пенсионного обеспечения представлен солидарной (распределительной) частью пенсии, размер которой зависит от трудового стажа и заработной платы работника. Данная часть финансируется как за счет обязательных взносов физических и юридических лиц, так и за счет бюджетных ассигнований.

Третий элемент пенсионной системы Казахстана представлен формируемой негосударственной пенсией. Важно отметить, что за основу формирования пенсионной системы Казахстана была взята чилийская модель пенсионного обеспечения, которая не содержит распределительного механизма и полностью основана на индивидуальных накоплениях граждан. Полный переход к накопительной части пенсии в Казахстане планируется к 2040 г.

До 2018 г. пенсионный возраст в Казахстане для женщин составляет 58 лет, а для мужчин – 63. Однако, с 01.01.2018 г. пенсионный возраст для женщин ежегодно будет увеличиваться на полгода. Таким образом, к 01.01.2027 г. возраст выхода на пенсию для женщин будет равен пенсионному возрасту мужчин.

Эстония. Эстонская пенсионная система состоит из трех уровней: государственная пенсия, обязательная накопительная пенсия и дополнительная накопительная пенсия. Первый уровень основан на принципе солидарности поколений. Размер такой части пенсии, как правило, минимален и определяется государством.

Второй уровень пенсионной системы Эстонии представлен обязательной накопительной пенсией. Данная часть пенсии напрямую зависит от заработной платы работника и составляет 6% от ее размера (2% уплачивается самим работником, а 4% вносит государство с доходов от социального налога). Второй элемент пенсионной системы Эстонии является обязательным для тех, кто родился в 1983 г. и позже, если же гражданин родился до 1983 г. то данная часть пенсии ему является недоступной. Интересно отметить, что право выбора пенсионного фонда закреплено за гражданином до 1 января следующего по достижению им совершеннолетия, если же, выбор не был сделан, то Центр ценных бумаг Эстонии определяет пенсионный фонд посредством жеребьевки.



Третья ступень эстонской пенсионной системы представлена дополнительной накопительной пенсией, которая позволяет дополнительный доход в виде надбавки к пенсии. Пенсионный возраст в Эстонии по состоянию на 1 января 2016 г. не дифференцирован для женщин и мужчин и составляет 63 года.

Грузия. По состоянию на 2023 г. в Грузии действует распределительная пенсионная система, основным принципом которой является выплата всем пенсионерам, достигшим пенсионного возраста, фиксированной суммы в виде прожиточного минимума. Однако, интересно отметить, что в Грузии не существует пенсионного фонда, следовательно, никаких отчислений ни работник ни работодатель не производит.

Пенсии выплачиваются из средств бюджета, которые формируются только за счет отчислений по двум налогам: НДФЛ и налога на прибыль. Стоит отметить, что Правительство Грузии ежегодно самостоятельно определяет процент бюджета, который будет направлен на выплату пенсий, что сводит к минимуму степень защищенности пенсионеров. Пенсионный возраст в Грузии для мужчин составляет 65 лет, для женщин – 60 лет.

Из опыта рассмотренных стран, очевидно, что накопительная система пенсионного обеспечения становится все более популярной, что объясняется ее эффективностью в вопросах разрешения проблем пенсионной системы. Благодаря данному институту граждане получают возможность личного участия в формировании будущей пенсии, повышается уровень их осведомленности и заинтересованности в вопросах пенсионного обеспечения. Кроме того, накопительная пенсионная система благоприятно сказывается на экономическом развитии страны в целом.

Анализ пенсионных систем зарубежных стран, таких как США, Япония, Индия, Эстония, Финляндия и т.д. показал, что роль государства в вопросах пенсионной политики должна быть сведена к обеспечению минимальных гарантий, в то время как негосударственные пенсионные фонды должны обеспечивать стабильность всей пенсионной системы страны.



Глава 3 Актуальные вопросы пенсионной системы в России и зарубежных государствах, пути их преодоления




    1. Проблемы государственного регулирования пенсионной системы РФ



На сегодняшний день в области пенсионного обеспечения имеет место быть ряд проблемных аспектов, которые требуют скорейшего поиска путей решения. Действующая пенсионная система является, своего рода «балластом» для экономики, и при этом не удовлетворяет даже основных социально-экономических потребностей большей части населения государства. К числу ее основных недостатков следует отнести следующие аспекты:

  • Отсутствие финансовой стабильности;

  • Практически полное отсутствие взаимозависимости между пенсионным обеспечением и трудовым вкладом;

  • Безосновательно высокий показатель льготных пенсий;

  • Отсутствие механизмов своевременного перерасчета пенсионных пособий в связи с увеличением стоимости жизни [24, с. 45].

С учетом актуальной социально-экономической обстановки, характеризующейся отрицательным ростом демографических тенденций, последствия экономического кризиса, обусловленная короновирусом нестабильность на рынке труда, в ближайшие годы потребуют от государства высокой степени содействия для обеспечения работы пенсионной системы. Уже на данный момент взносы, отчисляемые во внебюджетные фонды, имеют высокие показатели. Поэтому еще большее их увеличение с целью стабилизировать ситуацию приведет к отрицательным социальным и экономическим последствиям.

В целом большинство экспертов сходятся во мнении о том, что состояние отечественной пенсионной системы является нестабильным
[6]. Уже на момент начала пенсионной реформы 2002 года возникали определенные трудности в процессе ее реализации и функционирования. Рассматривая проблемные аспекты, в первую очередь необходимо отметить стремительное увеличение дефицита Фонда. Работающие граждане не в состоянии обеспечить необходимое финансирование пенсионного обеспечения для соответствующих категорий граждан. Другой проблемный аспект связан с отрицательным ростом пенсий. Количественный показатель пенсии рассчитывается благодаря коэффициенту замещения. Данный показатель отражает, насколько пенсия покрывает предшествующий доход.

В 1995 году размер указанного показателя составлял 39,8%. Здесь стоит отметить, что Конвенция МОТ установила усредненную норму для

коэффициента замещения. Согласно положениям данного акта величина коэффициента должна составлять 40%.

В 1998 году показатель стал ухудшаться, его размер составил 37,9%. Тенденция спадам сохранилась и в новом столетии. В 2005 году коэффициент составил 27,5%, а в 2006 году достиг отметки в 25%.

Относительно положительную динамику можно наблюдать в промежутке с 2007 по 2009 года. Здесь коэффициент замещения колебался от 25% до 26,9%.

С 2010 года наблюдается стабильный рост коэффициента замещения, в 2014 году его показатель достиг 38% [42].

Одна из причин нынешнего пенсионного кризиса кроется в выравнивании числа работающего и неработающего населения. Отсутствие необходимого числа страховых платежей приводит к тому, что появляется необходимость привлекать все новые и новые средства из бюджета государства.

Именно этим было обосновано поднятие пенсионного возраста, которое