Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что сопровождение - это помощь, то под сопровождением понимается процесс - совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:

  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,

  • обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,

  • педагогов, участвующих в инклюзивной практике.

К задачам психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования относятся следующие.

В отношении обучающихся с ОВЗ:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;

  • создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;

  • оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;

  • обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;

  • организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учет
    психических и физических возможностей обучающегося.

В отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развит обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений сверстниками, учителями, родителями;

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

в отношении семей обучающихся

  • систематическая психологическая помощь родителям и родственник, обучающихся;

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентное родителей;

  • повышение уровня реабилитационной компетентности 2 родител обучающихся с ОВЗ;

  • оказание помощи в осуществлении правильного выбо образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;

  • формирование психологической культуры.


В отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:

  • повышение профессиональной компетентности;

  • формирование навыков командной работы;

  • формирование психологической культуры.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуете через следующие направления деятельности:

  • диагностическое;

  • определенный уровень знаний и умений родителей, необходимых для осуществлен поддерживающего взаимодействия с ребенком с ОВЗ профилактическое;

  • консультативное;

  • коррекционно-развивающее;

  • поддерживающее;

  • просветительское;

  • образовательное.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения частников образовательного пространства являются:

  • приоритет интересов сопровождаемого;

  • непрерывность сопровождения;

  • целенаправленность сопровождения;

  • систематичность сопровождения;

  • гибкость сопровождения;

  • комплексный подход к сопровождению;

  • преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

  • принцип сетевого взаимодействия;

  • рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПК.

Важной составляющей организации сопровождения ребенка с
проблемами в развитии и его родителей является психологическая
поддержка образовательного процесса. Психологическая поддержка
образовательного процесса - это целостная система деятельности
специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса.

Отсутствие четких представлений о содержании деятельности в круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школ системы психолого-педагогической работы.

Деятельность специалистов сопровождения может быть реализован, в двух направлениях. Первое направление – профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.

Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная.

Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитие обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников.

Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации. Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1этап: организационный.

Цель - организация процесса психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

  • определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей;

  • определение направлений психолого-педагогического сопровождения и определение последовательности процесса сопровождения подготовка документации составление графика /плана работы.

2этап: содержательный.

Цель - определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

  • определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;

  • обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;

  • включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

  • информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.

3 этап: сопроводительный.

Цель - психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Задачи:

  • выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

  • выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;

  • выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время урок других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведи учебного материала;

  • освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности и выполние работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.);

  • определение объема необходимой помощи ребенку;

  • реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

  • коррекционно-педагогическая, психо-коррекционная деятельность по отношению к ребенку.


Однако существует и более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяете всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфик характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант, на наш взгляд, оптимален для использования, когда в ходе обучения у ребенка были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.

Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.

Второй этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется специфика психолого-педагогической помощи.

Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют на следующие группы учащихся:

  • дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент;

  • дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;

  • дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

  • дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.

Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам.

Третий этап - совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.

Четвертый этап - консультирование всех участников процесса
провождения о путях и способах решения проблем ребенка. 1

Пятый этап - деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.

Седьмой этап - дальнейший анализ развития ребенка; изменение
образовательного маршрута ребенка.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом:

  1. Первичная диагностика.

  2. ПМПк.

  3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

  4. Разработка адаптированной образовательной программы.

  5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.

  6. Динамическая диагностика.

  7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.

Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ. Проистекает он в условиях командной работы всех специалистов образовательной организации.



  1. Тьюторское сопровождение в инклюзивной школе



Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.

Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.

Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.