ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что сопровождение - это помощь, то под сопровождением понимается процесс - совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:
К задачам психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования относятся следующие.
В отношении обучающихся с ОВЗ:
В отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием:
в отношении семей обучающихся
В отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуете через следующие направления деятельности:
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения частников образовательного пространства являются:
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПК.
Важной составляющей организации сопровождения ребенка с
проблемами в развитии и его родителей является психологическая
поддержка образовательного процесса. Психологическая поддержка
образовательного процесса - это целостная система деятельности
специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса.
Отсутствие четких представлений о содержании деятельности в круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школ системы психолого-педагогической работы.
Деятельность специалистов сопровождения может быть реализован, в двух направлениях. Первое направление – профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.
Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная.
Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитие обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников.
Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации. Этапы психолого-педагогического сопровождения:
1этап: организационный.
Цель - организация процесса психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
2этап: содержательный.
Цель - определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
3 этап: сопроводительный.
Цель - психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Задачи:
Однако существует и более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяете всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфик характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант, на наш взгляд, оптимален для использования, когда в ходе обучения у ребенка были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.
Второй этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется специфика психолого-педагогической помощи.
Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют на следующие группы учащихся:
Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам.
Третий этап - совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.
Четвертый этап - консультирование всех участников процесса
провождения о путях и способах решения проблем ребенка. 1
Пятый этап - деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.
Седьмой этап - дальнейший анализ развития ребенка; изменение
образовательного маршрута ребенка.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом:
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ. Проистекает он в условиях командной работы всех специалистов образовательной организации.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.
Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.
Если предположить, что сопровождение - это помощь, то под сопровождением понимается процесс - совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения:
-
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, -
обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей, -
педагогов, участвующих в инклюзивной практике.
К задачам психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования относятся следующие.
В отношении обучающихся с ОВЗ:
-
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; -
создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; -
оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности; -
обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; -
организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учет
психических и физических возможностей обучающегося.
В отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием:
-
предупреждение возникновения проблем развития ребенка; -
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развит обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений сверстниками, учителями, родителями; -
психологическое обеспечение образовательных программ;
в отношении семей обучающихся
-
систематическая психологическая помощь родителям и родственник, обучающихся; -
повышение уровня психолого-педагогической компетентное родителей; -
повышение уровня реабилитационной компетентности 2 родител обучающихся с ОВЗ; -
оказание помощи в осуществлении правильного выбо образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; -
формирование психологической культуры.
В отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:
-
повышение профессиональной компетентности; -
формирование навыков командной работы; -
формирование психологической культуры.
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуете через следующие направления деятельности:
-
диагностическое; -
определенный уровень знаний и умений родителей, необходимых для осуществлен поддерживающего взаимодействия с ребенком с ОВЗ профилактическое; -
консультативное; -
коррекционно-развивающее; -
поддерживающее; -
просветительское; -
образовательное.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения частников образовательного пространства являются:
-
приоритет интересов сопровождаемого; -
непрерывность сопровождения; -
целенаправленность сопровождения; -
систематичность сопровождения; -
гибкость сопровождения; -
комплексный подход к сопровождению; -
преемственность сопровождения на разных уровнях образования; -
принцип сетевого взаимодействия; -
рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить классный руководитель, учитель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог и т.д. Но более эффективное использование психолого-педагогического сопровождения может быть осуществлено в условиях ПМПК.
Важной составляющей организации сопровождения ребенка с
проблемами в развитии и его родителей является психологическая
поддержка образовательного процесса. Психологическая поддержка
образовательного процесса - это целостная система деятельности
специалистов психологов, ориентированная на поддержку эффективности деятельности участников образовательного процесса.
Отсутствие четких представлений о содержании деятельности в круге обязанностей специалистов в школе затрудняет построение продуманной, востребованной в образовательном пространстве школ системы психолого-педагогической работы.
Деятельность специалистов сопровождения может быть реализован, в двух направлениях. Первое направление – профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе.
Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов, в том числе коррекционная.
Решение вопросов, связанных с социально-личностным развитие обучающихся с ОВЗ, проходит в тесной взаимосвязи с семьей ребенка и коллективом сверстников.
Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка в общеобразовательной школе Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогам своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации. Этапы психолого-педагогического сопровождения:
1этап: организационный.
Цель - организация процесса психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
-
определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении ребенка / детей; -
определение направлений психолого-педагогического сопровождения и определение последовательности процесса сопровождения подготовка документации составление графика /плана работы.
2этап: содержательный.
Цель - определение содержания (перспективного содержания) психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
-
определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста; -
обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ; -
включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями); -
информационно-просветительская деятельность учителя-логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.
3 этап: сопроводительный.
Цель - психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Задачи:
-
выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка; -
выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка; -
выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время урок других мероприятий, предполагающих усвоение или воспроизведи учебного материала; -
освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности и выполние работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в процесс чтения по цепочке, ответа у доски и пр.); -
определение объема необходимой помощи ребенку; -
реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей); -
коррекционно-педагогическая, психо-коррекционная деятельность по отношению к ребенку.
Однако существует и более детализированный вариант разработки стратегии сопровождения, в котором большое внимание уделяете всесторонней диагностике, позволяющей получать данные о специфик характере и динамике психического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Данный вариант, на наш взгляд, оптимален для использования, когда в ходе обучения у ребенка были выявлены определенные проблемы, а не в случае целенаправленного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению ребенка выделяется сбор информации о ребенке.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: наблюдение, тестирование, анкетирование родителей и педагогов, беседа, анализ продуктов учебной деятельности, школьной (психолого-педагогической) документации.
Второй этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется специфика психолого-педагогической помощи.
Для создания технологий сопровождения ребенка с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют на следующие группы учащихся:
-
дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблемы в развитии в данный момент; -
дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии; -
дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент; -
дети, имеющие стойкие отклонения в развитии.
Такое выделение групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам.
Третий этап - совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.
Четвертый этап - консультирование всех участников процесса
провождения о путях и способах решения проблем ребенка. 1
Пятый этап - деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками.
Седьмой этап - дальнейший анализ развития ребенка; изменение
образовательного маршрута ребенка.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка свой путь развития и обучения и здесь необходим индивидуальный подход. Однако для эффективного сопровождения важны заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
М.Р. Битянова описала алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации, которую на современном этапе можно представить следующим образом:
-
Первичная диагностика. -
ПМПк. -
Разработка индивидуального образовательного маршрута. -
Разработка адаптированной образовательной программы. -
Реализация индивидуального образовательного маршрута. -
Динамическая диагностика. -
Оценка результатов определенного этапа сопровождения.
Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка с ОВЗ. Проистекает он в условиях командной работы всех специалистов образовательной организации.
-
Тьюторское сопровождение в инклюзивной школе
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.
Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. В Англии тьютор прикрепляется к каждому ученику сразу после перехода в среднюю школу, а после помогает ему вести проекты в вузе.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.