Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К сожалению, в Бурятии ни одна из пилотных школ, применяющих инклюзивные подходы, не оформила официально статус экспериментальной площадки. Вплоть до осени 2011 года никаких дополнительных денежных средств инклюзивные школы Улан-Удэ не получали. Осенью 2011 года в школы начало поступать небольшое дополнительное финансирование с принятием депутатами Народного Хурала коэффициента 1,2 для обучения детей-инвалидов в обычной общеобразовательной школе.

Новый закон Республики Бурятия о нормативах способствует развитию инклюзивного образования. Ранее дети с инвалидностью, обучавшиеся в обычных школах, финансировались по нормативу для детей без инвалидности. Администрации школ ранее были никак не заинтересованы в создании благоприятных условий для особых детей в стенах общеобразовательных учреждений.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


Мониторинг инклюзивного образования



Инклюзия в общеобразовательной школе – это не только включение в образовательный процесс и социальную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья, но это также построение такой школы, где хорошо и комфортно учиться и работать всем: и ученикам, и учителям и родителям. Инклюзивная школа – это школа, где понятие «социального меньшинства» перестает существовать, где каждый ребенок становится очень важным и значимым участником школьного сообщества, вне зависимости от религии, пола, этнической принадлежности и состояния здоровья. А взрослые – учителя, родители, администраторы и др. взаимодействуют как равноправные партнеры, и всем им небезразлично, что происходит с каждым ребенком в школе.

Для России инклюзивное образование является педагогической инновацией. Российский опыт внедрения инклюзивных подходов связан с длительным периодом экспериментального и проектного режима работы образовательных учреждений. Образовательная практика в настоящее время опирается на уже существующие организационно-управленческие и научно-методические ресурсы образовательных учреждений. В целом процесс инклюзии системно не регулируется, он работает локально в отдельных образовательных учреждениях, в отдельных регионах в виде экспериментальных моделей. Поэтому остро стоит вопрос о качестве самого процесса включения, профессиональной оценки его эффективности относительно разных категорий детей. Важным становится оценка готовности самого образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода.

Любая инновация проходит несколько этапов. В инклюзивном образовании мы сейчас наблюдаем этап внедрения, который с одной стороны характеризуется стихийностью, а с другой, попытками с научной точки зрения оценить условия готовности к принятию того нового, что несет любое нововведение.

Школа, принявшая инклюзивную стратегию, проходит два основных этапа — этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса. Каждая из таких школ должна иметь программу оценки своих изменений и участвовать в системных мониторингах по отслеживанию изменений.



Большинство ныне существующих моделей инклюзивного образовательного процесса предполагает:

  • создание новой обучающей среды – совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах,

  • непрерывность, преемственность и комплементарность инклюзивного процесса;

  • обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

  • создание психолого-педагогических условий эффективного академического и социального развития ребенка с особыми образовательными потребностями;

  • формирование инклюзивного школьного этоса: культуры, политики и практики инклюзии.

Оценкарезультативности инклюзивного образования могут быть представлены следующими критериями:

  • Изменение физического и психического здоровья детей.

  • Уровень академического развития и успеваемости.

  • Уровень социального развития.

  • Изменение личности и деятельности педагога - экспериментатора.

  • Уровень основных направлений инновационного развития.

Для отслеживания результатов реализации модели инклюзии применяются следующие виды мониторинга:

  • дидактический (отслеживание за различными сторонами учебно-воспитательного процесса);

  • воспитательный (слежение за различными сторонами воспитательного процесса, система отношений взаимодействия участников процесса);

  • управленческий (отслеживание за характером взаимоотношений на различных управленческих уровнях в системах): руководитель - педагогический коллектив, руководитель - дети, руководитель - родители, руководитель - внешняя среда;

  • социально-психологический (слежение за системой коллективно-групповых, должностных отношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, детей, родителей);

  • медицинский (состояние здоровья: улучшение, ухудшение).

Инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика представляют собой основные векторы методики оценки инклюзивного развития школы. «Необходимо иметь четкое представление о том, что развитие школы в направлении инклюзии обязательно должно происходить во всех этих областях»10.

Мониторинг — весьма специфический вид исследования. Он не опирается на гипотезу, и основная причина его проведения — не поиск истины, а получение информации о качестве осуществляемой деятельности или эффективности реализуемого процесса. Под мониторингом в образовании мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.


Мониторингу принадлежит ключевая роль в процессе развития инклюзивного процесса в общем образовании и оценке качества процесса включения. Сам процесс мониторинга может способствовать развитию инклюзивных подходов в образовании. Мониторинг может выступить методом, при помощи которого школы могут идентифицировать и преодолевать барьеры на пути обучения и полноценного участия каждого ученика или взрослого в школьной жизни.

Процедура мониторинга подразумевает коллективную оценку опыта каждого, кто связан со школой. Этот процесс – не оценка компетентности участников, а поиск путей поддержки педагогического и профессионального развития, планирование развития школы в направлении инклюзии.

В процессе мониторинга можно получить информацию:

  • какие категории детей «включены» в инклюзивный процесс в образовательных учреждениях;

  • какие формы инклюзии присутствуют в деятельности образовательных учреждений – временная, частичная, полная, др.;

  • каковы образовательные и социальные потребности детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образовании;

  • какова методическая обеспеченность образовательного учреждения;

  • какова степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода;

  • какие отношения складываются у всех участников инклюзивного образовательного процесса, на каких ценностных принципах они формируются;

  • каково отношение учителей, родителей и педагогов к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомленности о принципах инклюзии, уровень принятия.11

Аналитические данные мониторинга ориентированы на дальнейшее проектирование и принятие необходимых решений.

Процесс мониторинга инклюзивного образования и цикл планирования развития школы можно представить в виде схемы (Приложение 2).

На этапе подготовки к инклюзивной стратегии развития важно определить уровень готовности общеобразовательных школ к инклюзивному образованию в организационно-управленческом аспекте. Объектом диагностического исследования в данном случае будут выступать возможности общеобразовательной школы, которыми она располагает для реализации инклюзивного образования в плане организации учебного процесса, методического оснащения образовательного процесса и наличия специализированного оборудования в школе.


Диагностическое исследование ставит следующие задачи:

1. Выявить оснащение учебных заведений специальным оборудованием для обучения инвалидов по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

2. Определить оснащение оборудованием и организации мест оказания коррекционной помощи детям-инвалидам в обычных образовательных учреждениях.

3. Изучить повышение эффективности кадрового и информационно-методического обеспечения деятельности по организации обучения инвалидов в обычных образовательных учреждениях.

4. Выявить степень подготовки педагогов общеобразовательных учреждений и учителей-дефектологов к работе в новых условиях инклюзивного обучения.

5. Выявить систематичность мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов системы образования для обучения детей-инвалидов.

6. Изучить состояние материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения в них условий для воспитания и обучения детей-инвалидов.

7. Изучить степень обеспечения для детей-инвалидов равного с другими детьми доступа к участию в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.

Следующая фаза мониторинга развития инклюзии в школе – это анализ и оценка трех взаимосвязанных аспектов: инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика.

А. Создание инклюзивной культуры. Данный аспект инклюзивного образования оценивается по двум критериям: построение школьного сообщества и принятие инклюзивных ценностей. Этот аспект показывает, что создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, толерантного, принимающего сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая школьная культура создает общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми участниками образовательного процесса. Принципы и ценности инклюзивной культуры влияют как на решение в отношении всей школьной политики, так и на ежеминутную практику обучения в каждом классе.

В. Разработка инклюзивной политики. Данный аспект оценивается по двум критериям: развитие «школы для всех» и организация психолого-педагогической поддержки. Этот аспект показывает необходимость присутствия инклюзивного подхода во всех школьных планах. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь нацеливают всех сотрудников и учащихся школы на то, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизировать риски исключающих практик. Поддержкой считаются действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом обеспечивала разнообразие потребностей своих учащихся.