Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С. Развитие инклюзивной практики. Критерии оценки данного аспекта инклюзивного образования – это управление процессом обучения и мобилизация ресурсов. Оценка инклюзивной практики обучения отражает инклюзивную направленность культуры и политики школы. При внедрении такой практики на уроках обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а ученики поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники школы проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, которые могут быть задействованы для поддержки обучения и полноценного участия каждого ребенка в школьной жизни.

Результаты диагностического исследования лягут в основу планирования развития школы в направлении инклюзии. Постоянный мониторинг инклюзивного процесса позволит двигаться к решению вопросов доступности и качества предоставления образовательных услуг осознанно и системно.



  1. Взаимодействие специалистов инклюзивного образования



Базовым компонентом формирования инклюзивной среды образовательного учреждения является организация командной работы специалистов на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа специалистов разного профиля в условиях командного (междисциплинарного) взаимодействия необходимо для разработки и реализации единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, организации помощи его семье.

Для организации подобной работы необходимо признание всеми её участниками основных принципов взаимодействия членов команды. К этим принципам относятся следующий.

  • Признание инклюзии как наиболее эффективного пути реабилитации и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Использование личностно-ориентированных методов взаимодействия с детьми.

  • Овладение специалистами знаниями, методиками смежных наук.

  • Уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, взаимопомощь.

  • Равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы.

  • Определение роли каждого члена команды и соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.


Командная работа основана на принципах междисциплинарного подхода, важным аспектом которого является необходимость для всех членов команды учитывать и адекватно включать в собственную деятельность знания и представления смежных областей. В частности это относится к таким областям знания, как коррекционная педагогика, специальная психология, основы педиатрии, неврологии, медицинской генетики, психопатологии детского возраста, психотерапии и психологии семьи. Эти знания особенно важны в случае инклюзивного образования, т.е. тогда, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в среде обычных сверстников.

Одним из важнейших содержательных аспектов работы междисциплинарной команды сопровождения можно считать задачу комплектации класса: какие дети, с какими проблемами и нозологиями, в каком количестве и соотношении могут быть интегрированы без риска для нарушения адаптации всех детей класса. Это задачи деятельности ПМПК.

Следующая содержательная задача – задача выбора оптимальной последовательности и объема помощи ребенку с ОВЗ. Понятно, что ребенку с синдромом Дауна, или ранним детским аутизмом необходима помощь и дефектолога, и психолога, и психиатра, и логопеда. Но не менее важным является определение последовательности помощи каждого конкретного специалиста и определение количества часов, подбор тех приемов и методов, с помощью которых поддержка может быть адекватна. Главное здесь - опора на приоритеты инклюзии.

Другая важная задача - методическая поддержка и повышение квалификации педагогов и других специалистов для деятельности в условиях инклюзивного обучения.

Отдельная методическая работа заключается в определении и адаптации образовательных программ и построении адекватной возможностям ребенка последовательности и объема подачи программного материала по каждому предмету, составление индивидуального плана в работе с детьми с ОВЗ.

Среди содержательных задач работы междисциплинарной команды сопровождения с участниками образовательного процесса – работа со школьниками по формированию толерантного самосознания. Эту работу может проводить психолог, социальный педагог и любой член команды специалистов, имеющий опыт командного тренинга.

Члены междисциплинарной команды сопровождения составляют психолого-педагогический консилиум инклюзивного образовательного учреждения.

Под консилиумом понимают постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении.



Основной задачей психолого-педагогического консилиума является определение программы сопровождения и индивидуализации (адаптации) учебных планов детей с ОВЗ, а также, определение мер и направлений для максимальной социальной адаптации ребенка.

Основные задачи консилиума можно свести к следующим:

  • выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи;

  • анализ развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями;

  • формирование рекомендаций для педагогов и для педагогического совета по необходимости организации помощи детям с особыми образовательными потребностями;

  • оценка эффективности дополнительной специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

Работа психолого-педагогического консилиума может начаться либо по запросу любого из участников образовательного процесса, в том числе и администрации образовательного учреждения, либо по запросу родителей.

Это предварительный этапработы консилиума. В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.д., в которых указан перечень начальных сведений о ребенке и его семье, необходимых для первичного обследования.

Психолог, осуществляющий первичное консультирование ребенка с ОВЗ, собирает психологический анамнез о нем и его семье. Другие специалисты дополняют и уточняют полученные данные. В своих рекомендациях он определяет необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях приоритетность и последовательность проведения обследований специалистами разных профилей.

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений специалистами консилиума. Затем специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов и программу сопровождения, вырабатывают единое представление о проблемах ребенка, особенностях его развития и определяют общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс развивающе-коррекционных мероприятий. Обсуждается не только программа сопровождения, но и какие специалисты, где и в каком объеме могут оказать помощь ребенку (в образовательном учреждении или за его пределами – в реабилитационном центре, центре психолого-педагогической коррекции и т.д.).


Важным решением является определение образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом.

Междисциплинарный принцип деятельности специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения предусматривает выработку коллегиальных подходов и преломления мнения каждого их специалистов, в зависимости от трактовки полученных данных о ребенке другими специалистами. В заключении консилиума не должен превалировать медицинский диагноз, главным является определение дальнейшего образовательного маршрута, под которым могут пониматься самые различные мероприятия.

Итак, этапы обследования ребенка консилиумом можно представить в виде такой схемы:

  • оценка запроса (жалоб) и их анализ;

  • обследование и заключение психолога;

  • оценка развития другими специалистами (учителем, логопедом, дефектологом, врачом, социальным педагогом);

  • решение консилиума об изменении образовательного маршрута; адаптации учебного плана;

  • определение коррекционно-развивающей программы, мер по социальной адаптации ребенка;

  • прогноз дальнейшего развития и обучения;

  • при необходимости - подключение специалистов других учреждений.

Психолого-педагогическим консилиумом составляется график динамического обследования ребенка после окончания определенного цикла развивающе-коррекционной работы и итоговоеобследование. Каждое из обследований отражается в соответствующем заключении соответствующего специалиста и предназначено для корректировки программы обучения и коррекционно-развивающей программы.

В ситуации запроса со стороны педагогов, родителей или воспитателей ГПД, продолжительной болезни, в результате которой ребенок отстал от всех детей в программе обучения, каких-либо «форс-мажорных» обстоятельств – консилиумная деятельность может быть инициирована и возобновлена, и ребенку будет оказана необходимая помощь. Таким образом можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах.

Деятельность каждого специалиста в условиях инклюзивного образования не может протекать изолированно от других специалистов. Эффективность работы каждого специалиста в огромной мере связана с характером взаимодействия специалистов между собой, в реализации междисциплинарного подхода. Это касается и учителя, как «главного» специалиста, взаимодействующего с ребенком в образовательном учреждении.


Психолого-педагогическое сопровождение - это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом. М.Р. Битянова отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение - это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического вития каждого ребенка в школьной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Под сопровождением понимают метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Следует различать понятия: процесс сопровождения; метод сопровождения; служба сопровождения. Если исходить из того, что сопровождение — это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в