Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принадлежности. И с самого начала принятие и уважение отличий, как неотъемлемых черт личности, ставилось на первый план. Это вариант этапа стихийной инклюзии, который проходили все страны, практикующие у себя инклюзивное образование. Для успешности инклюзивного образования необходимо наличие следующих факторов:

  • Создание общественного мнения путем просвещения через средства массовой информации.

  • Наличие харизматических лидеров на начальной стадии процесса.

  • Разделение ответственности между родителями, педагогами, медицинским персоналом и представителями местного общества, как условие создания эффективной коалиции – альтернативы традиционной сегрегационной - медицинской модели обучения.

  • Командная работа всех специалистов и педагогов.

Законодательное закрепление интеграции началось в 1971 г. принятием первого «Закон о праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах» №118. Он постановляет что «образование учащихся в ситуации инвалидности должно происходить в обычных классах государственной школы, за исключением случаев, в которых ученики страдают от серьезных недостатков, умственных или физических недостатков такой тяжести, что возможность обучения или включение в нормальные классы сильно осложнена» (art.28). В 1977 г. были внесены изменения в «Закон о праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах» (№ 517). Согласно этому Закону, все дети должны без ограничений приниматься в общие школы и им должны быть созданы все условия для получения качественного образования. Эти изменения внесены с целью направленности действий образования на «продвижение полного формирования личности учащихся» и в части установления определенных нормативов:

  • максимальное количество детей в классе — 20;

  • максимальное количество детей с особенностями развития в классе — 2;

  • специальные мероприятия по поддержке детей с особыми потребностями «встроены» в занятия в классе;

  • классы, занимающиеся по специальным программам, упраздняются;

  • специальные педагоги объединяются в команды с обычными школьными учителями;

  • обе категории педагогов взаимодействуют со всеми учащимися класса;

  • официально соотношение количества специальных педагогов и учащихся с особыми потребностями 1:4.

Новый Закон №104 «О праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах», принятый в 1992 г., ставит во главу угла не только социализацию, но и качественное обучение академическим дисциплинам. Например, ст.13 гарантирует «поддержку деятельности специальными педагогами», и устанавливает, что такие преподаватели «принимают соучительство классов, в которых они работают, участвуют в составлении программ образования и обучения и анализе и проверки деятельности советов класса и колледжей, преподавателей». В набор помощи входит гарантии участия семьи в создании индивидуальной программы для ребенка.


В 2003 году министерство образования обязывает всех директоров принять участие в тренинге без отрыва от работы, чтобы усовершенствовать проведение в жизнь национальной политики включения. Всем учителям предписывается пройти курс повышения квалификации, рассчитанный на 40 часов в год.

Отмечается, что особенность итальянского подхода заключается в тесном взаимодействии школ со специалистами организаций, относящихся к сфере здравоохранения, которые осуществляют диагностику и терапию. Среди этих специалистов врачи, психологи, социальные работники, медсестры, логопеды, функциональные и физические терапевты. Диагностика, помимо оценки развития ребенка, включает определение эмоциональных ресурсов семьи, чтобы на них можно было опереться. Такой подход к диагностике, когда ее цель – не выявление дефекта, а получение цельной картины, сейчас принят во многих странах. Он получил название «экологического». Кроме этого, это дает возможность получения качественной коррекционной помощи по месту учебы, что является несомненным плюсом.

В Италии большое внимание уделяется взаимной поддержке школьников в форме совместной работы над усвоением материала. Для этого применяется парная, микрогрупповая, групповая и коллективная работа. К сожалению, практически невозможно охватить все учебное время учащихся с особыми потребностями: именно поэтому особое значение приобретает шефская работа. Однако существуют и проблемы с включением детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу. Одна из них – обучение этих детей академическим дисциплинам в старших классах. При разработке индивидуальной учебной программы учитываются особенности личности, образовательные потребности учащегося; особенности семьи; определяются специалисты сопровождения, с учетом конкретных потребностей учащегося (дефектолог, логопед, психолог).

Учащихся-инвалидов, посещающих школу, можно разделить на три основные группы:

а) учащиеся, занимающиеся по обычной программе и получающие обычные дипломы по окончании обучения, однако нуждающиеся в специальной поддержке для того, чтобы пройти учебную программу вместе со своими одноклассниками (например, учащиеся с полной или частичной утратой слуха или зрения, или с нарушениями в опорно-двигательном аппарате). В этом случае учащимся предоставляется специальное оборудование и/или дополнительные пособия, помогающие им в процессе обучения, на уроках и выполнении тестовых заданий; по объективным причинам этим учащимся обычно отводится больше времени на выполнение различных заданий (Закон №104 /1992).



б) учащиеся, занимающиеся по несколько скорректированным и/или упрощенным программам. По итогам выпускного экзамена этим учащимся выдается документ, который несколько отличается от дипломов, выдаваемых остальным учащимся, но эквивалентный им.

с) учащиеся с различными физическими нарушениями и/или с психическими нарушениями, не позволяющими им заниматься по обычной программе. По окончании обучения в школе они получают справку о посещении, в которой детально описывается их опыт работы, умения и навыки.

Все учащиеся с особыми потребностями имеют индивидуальный график посещения занятий, обеспечивающий возможность отдыхать в необходимое для него время и заниматься на индивидуальном порядке. Доля учебного времени учащихся-инвалидов, охватываемого учителями-ассистентами и помощниками, пропорциональна степени инвалидности.
США

В силу политического устройства законодательство Соединенных Штатов Америки неоднородно. В каждом штате есть собственное законодательство. Это обуславливает некоторое разнообразие системы образования в целом и системой образования людей с особыми образовательными потребностями в частности. Но есть и общие для всей страны нормативно-правовые акты.

В законодательстве СШАоб образовании инвалидов «Individuals with Disabilities Education Act» – IDEA. В переводе на русский язык «Акт об образовании лиц с нарушениями» (1990, в редакции 2004 года) термин «инклюзия» не употребляется, но смысловое значение его имеется. В сфере образования США основным механизмом реализации инклюзии стала система образовательных ваучеров. Ваучер - это государственный финан­совый документ на определенную сумму, которую частное лицо может использовать для оплаты социальных услуг (жилья, медицинских услуг, со­циального обслуживания, питания), и это механизм «передачи государ­ственных средств непосредственно потребителю для приобретения образо­вательных услуг на свободном рынке»3. Эта программа предоставляет родителям ребенка возможность свободного вы­бора такой школы, в том числе частной, которая, по их мнению, лучше реша­ет образовательные задачи. Родители имеют возможность выбрать вариант школы (специальную государственную или частную школу), обучение в которой в большей степени оплачивается за государственный счет. Такие школы предназначались в основном детям с тяжелыми и множественными проблемами развития и поведенческими нарушениями. Соответственно, родители детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в местных общеобразовательных школах, получили возможность при помощи основного и дополнительного (специального) ваучера перевести ребенка в частную школу (не специальную), обеспечивающую лучшее обучение и сервис. Ваучер покрывает значительную (но не всю) часть стоимости обучения в частной школе, кроме того, способствует возможности поменять место «дислокации» школы - выбрать для обучения государственную школу, находящуюся в более «благополучном» районе, если она участвует в ваучерной программе. Программа ваучеризации нача­лась в штатах Мэн и Вермонт около 100 лет назад, и в настоящее время охватывает 11 штатов
4. Данной программой предусматривается необходимое финансирование специального образования в системе местных школ, использование индивидуальных учебных планов и предоставление по мере необходимости учащимся с особыми образовательными потребностями специальной дополнительной помощи в общеобразовательной школе.

Таким образом, ваучерная система стимулирует развитие инклюзии в системе частного образования, которые прежде были недоступны для большинства детей с отклонениями развития по причине особых требований приема и дороговизны образования.

Современная политика США, проводимая в области специального образования, заключается в предложении слияния массового и специального образования. Предлагается три основных подхода этого слияния: «основное направление», «инициатива массового образования», «включение». Эти подходы вызывают оживленную дискуссию и споры в области специального образования. «Основное направление» предполагает помещение детей с отклонениями в развитии в классы массовых школ. Необходимость этого обусловливается тем, что поскольку эти дети, в конце концов, оказываются в обществе, то их следует направлять в школу, чтобы способствовать включению в социальную и учебную деятельность. Для многих учащихся, особенно с серьезными недостатками, размещение в учреждения этого направления может превратиться в серьезную неудачу.

По Акту об образовании лиц с нарушениями (1990), гарантируюются бесплатное, соответствующее нуждам ребенка обучение в системе народного образования. Родители имеют право требовать от школ заключения об учебных возможностях ребенка, в котором дается обоснование наличия или отсутствия нарушений в развитии у ребенка. На школу возлагается обязанность выявлять детей с ограниченными возможностями. Закон дает право на получение не только специального образования, но и получение дополнительных услуг (транспорт, логопедические занятия, помощь психолога, аудиологическое обследование и пр.). По закону на каждого ребенка составляется письменное заключение и индивидуальная образовательная программа, предписывается обязательное обучение детей с ограничениями насколько это возможно, в массовых школах, а также включение их в среду с минимальными ограничениями.5
Великобритания

Согласно статистическим данным, в настоящее время в специальных школах Великобритании обучается 1,1% от общего числа всех детей, имеющих особые образовательные потребности. Это составляет 94 000 человек. При этом около 2000 школьников посещает специальные школы на «двойственной» основе, то есть проводят часть времени в массовой школе, а часть - в специальной школе.


Основными вехами развития законодательной базы инклюзивного образования Великобритании можно считать следующие акты.

«Доклад Уорнок» (1978)

В докладе присутствуют два важных момента:

1. Исследование показало, что среди учащихся, которые посещают

Массовые школы, около 20% в разное время школьной жизни испытывают трудности с усвоением учебного материала.

Следовательно, если 1 из пяти учеников может испытывать трудности, то специальные методы преподавания должны

стать составной частью процесса обучения в классе, и тветственность за это ложится на всех учителей.

2. Комитет предложил вместо термина «умственная отсталость»

ввести термин «трудности с усвоением учебного материала» - легкой, средней и тяжелой степени, а для конкретных проблем, например, с чтением, -термин «специфические трудности с усвоением учебного материала».

Закон об образовании (1981)

Закон ввел понятие «особые образовательные потребности», определил, что необходимо делать для их удовлетворения, описал обязанности обычных школ выявлять эти потребности, их оценке и обеспечению соответствующих мер, подтвердил право родителей участвовать в процессе оценки и подавать апелляции в отношении принятых решений.

Закон о реформе образования (1988)

Этот закон дал больше финансовой самостоятельности школам (контроль за выделенными средствами переходит от местного органа образования к директору школы); сделал обязательной для всех государственных школ Национальную (государственную) программу, констатировав, что все учащиеся имеют право на обучение по обширной и сбалансированной программе и должны иметь доступ к такой программе, даже если некоторым из них для этого потребуется адаптация программы и принятие специальных мер; определил структуру программы школьного образования, узаконил право родителей на высказывание их предпочтений в отношении школы для их ребенка и возможность выбора школы.

Закона об образовании (1993)

Данный закон содержит «Кодекс по идентификации и оценке особых образовательных потребностей» (The Code of Practice on the Identification and Assessment of Special Educational Needs (Introduction) London: HMSO). С 1994 года Министерство образования требует от всех школ ориентироваться на этот Кодекс.