ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Акт о дискриминации в отношении нарушений (1995)
Законом запрещаются любые формы дискриминации в отношении «особенных» детей и подростков: при приеме в общеобразовательные школы, во взаимоотношениях, в процессе обучения, а также вменяет в необходимость администрациям внедрять различные устройства, помогающие «особенным» детям комфортно ощущать себя в школах. Это касается как возможностей физического доступа (оснащения), так и реализации процесса обучения. Кроме того, администрациям запрещено исключать «особых детей» из общеобразовательных школ.
Акт об особых образовательных потребностях и нарушениях (2001)
Данный акт значительно расширяет контингент интегрируемых. Законодательство преследует цель полного включения всех категорий особенных детей в общеобразовательное пространство. Прежде всего, это касается детей и подростков, на которых ранее принятое законодательство практически не распространяется. Это лица с ранним детским аутизмом, с нарушениями поведения и эмоционально-волевыми расстройствами; нарушениями языка и речи, коммуникативными нарушениями; дислексией; а также детей и подростков с умеренными трудностями в обучении.
«Каждый ребенок важен» (EveryChildMatters) (2003) и «Убрать барьеры на пути к успешной учебе» (RemovingBarrierstoAchievement. TheGovernment’sStrategyforSEN).
Оба документа направлены на укрепление партнерства и межведомственного взаимодействия при проведении обследования состояния и возможностей детей разными ведомствами, а также на обеспечении безопасности детей и организации поддержки.
Дети с особыми образовательными потребностями в Великобритании обучаются в различных видах школ: общеобразовательных школах, общеобразовательных школах с ресурсным обеспечением, в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ, специальных школах – государственных и частных (последние чаще всего организуются при церкви).6
Кроме того, законодательство предъявляет к общеобразовательным школам повышенные требования – вводятся новые стандарты для учителей, направленные на совершенствование деятельности учителя в распространении практики «включения» внутри школы. Это касается создания позитивной учебной атмосферы; обеспечения детей и подростков с различными нарушениями необходимыми знаниями и умениями; распространения сотруднической деятельности со специальными школами; установления доверительных взаимоотношений с родителями
Вместе с тем, последовательно проводимая политика инклюзивного обучения сталкивается с определенными трудностями и проблемами. Прежде всего, это связано с нежеланием представителей школьных властей интегрировать в общеобразовательные школы детей и подростков с нарушением интеллекта, эмоциональными проблемами, проблемами в поведении.
И хотя инклюзивное образование законодательно закреплено и развивается, но отдельные специальные школы продолжают функционировать и рассматриваются как часть образовательного пространства для тех детей, чьи родители выбрали для них такой путь обучения. Ситуация резко меняется от одной местности к другой.
Опыт реализации инклюзивного образования в Российской Федерации тоже имеет варианты. Среди наиболее эффективных можно признать опыт развития инклюзивного образования города Москвы, Воронежской, Самарской, Томской областей, Республики Бурятия.
Москва
Одним из важнейших документов, определяющих основные перспективные направления и принципы деятельности по обеспечению интересов ребенка в г. Москве, является «Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008–2017 гг.» (постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП), в которой говорится, что в условиях инклюзивного обучения ребенок-инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, процесс адаптации и самореализации. Кроме того, совместное обучение детей с особенностями развития и детей, не имеющих таких нарушений, способствует формированию толерантного отношения к инвалидам и членам их семей.
В «Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» – Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2008 г. № 115-ПП – говорится о равном доступе к воспитанию и образованию. Достижимыми целевыми индикаторами Стратегии в этом секторе являются:
-
создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности во всех типах и видах образовательных учреждений города; -
дифференцированный подход при принятии решений о формах воспитания и образования детей-инвалидов на основе оценки состояния здоровья ребенка.
В Москве 28 апреля 2010 года принят Закон города Москвы №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», который впервые в отечественной законодательной практике определяет инклюзивное образование как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Этот документ стал основанием для разработки и проектирования необходимых изменений в системе образования Москвы, с одной стороны, обеспечил государственную поддержку инклюзивной политики, дал законодательное право для реализации инклюзивных принципов в образовании детей с ОВЗ, с другой стороны, поставил вопрос о нашей профессиональной готовности к качественной их реализации.
Статья 2 Закона содержит как имеющиеся в современном законодательстве понятия, так и впервые вводит в РФ понятия «специальные условия обучения (воспитания)» и «инклюзивное образование».
Приказом Департамента образования города Москвы в МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет) создан Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования.
Наиболее важными направлениями деятельности Центра являются:
научно-методическое сопровождение деятельности Окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования; создание и апробация эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования;
аккумуляция передового опыта и эффективных технологий в области инклюзивного образования;
разработка и реализация программ формирования позитивных представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с привлечением средств массовой информации.
Специалистами Центра подготовлена модульная программа «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования». Она ориентирована на повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений Москвы: психологов, педагогов, социальных работников и управленческого звена. Сотрудники Центра активно участвуют в подготовке государственного стандарта высшего профессионального образования «Педагогика и психология инклюзивного образования», который разрабатывается силами Московского психолого-педагогического государственного университета.
В Центральном административном округе городе Москвы были приняты следующие документы:
Приказ о создании Координационного Совета по инклюзии;
Приказ об утверждении окружного плана мероприятий «Социальная интеграция детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья»;
Распоряжение о формировании безбарьерной среды в образовательных
учреждениях округа;
Приказ о развитии процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками;
Приказ об организации работы окружной Психолого-медико-педагогической комиссии и подкомиссий в Центральном учебном округе;
Распоряжение об организации комфортной и безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Приказ о закреплении учреждений дополнительного образования за окружными конкурсами для детей с ограниченными возможностями здоровья;
Приказ об организации и проведении акции «Все вместе в школу» и «Урока доброты» в образовательных учреждениях Центрального округа г. Москвы;
Приказ об организации работы в инклюзивных классах;
Приказ об утверждении плана работы по реализации интегративного (инклюзивного) образования;
Приказ о работе городского Ресурсного Центра «Управление инклюзивной школой».
7
Для ресурсного обеспечения образовательных учреждений в структуре Московского городского психолого-педагогического университета созданы Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования и Городской ресурсный центр по развитию интегративного (инклюзивного) образования. На основе разработанной модели ресурсного обеспечения процессов развития инклюзивной практики в Москве удалось создать систему четко функционирующих структур, позволяющих развивать процессы инклюзии в образовательной системе города.
Для определения своего ребенка в условия инклюзивного образования родители могут обратиться в окружной ресурсный центр, которые созданы и функционируют в 10 округах Москвы.
Окружные Ресурсные центры позволяют систематизировать опыт работы, транслировать систему инклюзивного образования в округе и развивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, устанавливать партнерские отношения с родителями, общественными организациями, органами местного самоуправления. Ресурсный центр является основным координирующим звеном в организации инклюзивного образования в округе, в привлечении педагогов специального образования к решению вопросов и методическому обеспечению процессов инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы.8
Среди детей с ОВЗ, включенных в дошкольные образовательные учреждения, большая доля (21%) имеют интеллектуальные нарушения, 18% – нарушения слуха, 16% – ОДА, в т.ч. ДЦП, 14% – нарушения зрения, 12% – нарушения речи.
По данным Департамента образования Москвы, среди детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и имеющих заключения ПМПК, большая доля (45%) имеют психосоматические заболевания, 16% – ОДА, в т.ч. ДЦП, 12% – нарушения речи.
Таким образом, развитие инклюзивной практики в образовательных учреждениях Москвы носит плановый характер, включающий создание комплексных условий организации инклюзивной образовательной среды для совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ. В соответствии с Законом «Об образовании лиц с ОВЗ в городе Москве» дети с ОВЗ получают рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, на основании которых образовательное учреждение организует сопровождение ребенка специалистами, разрабатывает индивидуальный учебный план, создает предметно-развивающую и реабилитационную среду.