Файл: Теория, нормативноправовые основы, практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако анализ материалов Городской программы «Столичное образование 2012– 2016» и материалов выступлений руководителей Департаментов социальной защиты населения и образования Москвы показал, что в системе образования города находятся около 75000 детей с ОВЗ. К этой группе отнесены дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) учреждениях и не имеющие статуса инвалидов; учащиеся классов КРО, воспитанники ДОУ комбинированного и компенсирующего видов. Из них в системе образования обучаются около 20 000 детей-инвалидов. Из них около 7000 – в общеобразовательных школах.
Воронежская область

В Воронежской области в целях организации на региональном уровне системы мониторинга и учёта численности детей с ограниченными возможностями здоровья, потребности в создании условий для получения ими образования, наличия этих условий, регламентации порядка взаимодействия в данной области органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы в 2011 г. было принято «Соглашение об информационном обмене» между заинтересованными государственными органами исполнительной власти. Данное Соглашение определяло порядок создания, пополнения и ведения региональной базы данных, круг специалистов, имеющих доступ к ней, техническую возможность осуществления данного взаимодействия.

К сожалению, несмотря на принятие данного Соглашения, единого банка данных о количестве детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Воронежской области так и не создано. И оценки численности детей-инвалидов различными ведомствами отличаются друг от друга.

По данным департамента труда и социального развития сегодня в Воронежской области 5595 детей-инвалидов. По данным департамента здравоохранения – 5378.

Из числа детей-инвалидов 687 обучаются в дошкольных учреждениях, 1638 – в спе­циальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 2074 – в общеобразовательных школах. Таким образом, в сумме приведенные цифры составляют 4399 человек, что значительно ниже, чем общее количество детей с инвалидностью, и тем более, детей с ОВЗ. Из этого мы делаем вывод, что до сих пор не все дети с инвалидностью в Воронежской области имеют доступ к образованию.

Если проследить ситуацию с образованием, например, детей с расстройствами аутистического спектра, то по данным областного центра реабилитации детей и подростков, из 74 детей в возрасте от 7 до 18 лет обучаются только 12 детей, что составляет менее 9%.


В Воронежской области именно родители детей с расстройствами аутистического спектра стали первыми инициаторами введения инклюзивного образования в образовательных учреждениях региона. Именно родители стали востребовать права своих детей на получение качественного образования рядом с домом, с созданием необходимых условий, на право своих детей жить в семье, а не в интернатном учреждении.

Создание инклюзивного образовательного пространства может осуществляться в нескольких «сценариях», которые можно представить как четыре действующие модели, условно названные: «Регуляция», «Новая школа», «Инициатива» и «Директор» 9.

Модель «Регуляция» представляет собой вариант «регулируемой» инклюзии, при которой решение о начале реализации программы по продвижению интеграции/инклюзии принимает управление образования города или региона, часто совместно с территориальной администрацией округа, города или края.

Модель «Новая школа» представляет собой создание действующего школьного интеграционного/инклюзивного образовательного пространства, как принципиально нового, инновационного в своих подходах к образованию детей с особенностями развития.

Модель «Инициатива» представляет собой создание школьного интеграционного/инклюзивного образовательного пространства как социального проекта экспертной общественной организации, работающей в сфере защиты прав инвалидов.

Модель «Директор» представляет собой создание в общеобразовательной школе интеграционного пространства для детей, имеющих выраженные особенности развития с тем, чтобы обеспечить им доступ к образованию.

В Воронежской области была реализована модель «Инициатива», где инициатором выступила экспертная общественная организация, имеющая значительный опыт реализации проектов по продвижению инклюзивного образования. В своей инициативе общественная организация опиралась на большое количество обращений в организацию родителей детей с инвалидностью с просьбами о содействии в организации инклюзивного образования.

Основные риски модели «Инициатива»:

  1. Сложность выстраивания позитивных отношений с местным управлением образования, не всегда охотно откликающегося на изменение форм обучения детей с особенностями развития.

  2. Проектный характер деятельности некоммерческой (общественной) организации (НКО), что означает обязательную временную границу проекта и необходимость обеспечить жизнеустойчивость проекта после его завершения.

  3. Недостаточность мотивации педагогического коллектива, особенно в начале проекта; нежелание педагогов вкладывать дополнительные усилия в реализацию инклюзивных подходов, поскольку выстраивание инклюзивной культуры школы не является только результатом одномоментных действий проектного характера.

  4. Отторжение опыта НКО как чуждого, заимствованного и не соответствующего реалиям существующей школьной ситуации.

  5. Недоверие и критика НКО со стороны школьных профессионалов за отсутствие у активистов общественных организаций собственного опыта педагогической работы.


Также назовем преимущества модели «Инициатива»:

  1. Участие в работе экспертного НКО, обладающего значительным организационным и информационным ресурсом, и мотивированного на достижение цели проекта – создание инклюзивной образовательной среды.

  2. Наличие финансовых возможностей НКО для привлечения к работе по проекту экспертов и специалистов; для проведения необходимых обучающих мероприятий в школьном сообществе.

  3. Возможность участия НКО в создании в школе архитектурно-доступной среды на собственные и привлеченные от спонсоров средства.

  4. Возможность школы участвовать в реализации различных социальных проектов для всех учащихся, в том числе, проводимых партнерами НКО, принимать участие в сетевом взаимодействии организаций и школ, реализующих инклюзивные программы на региональном и международном уровне.

Все эти риски и преимущества проявились в процессе становления и развития инклюзивного образования в Воронежской области.

Основными шагами по продвижению инклюзивного образования в модели «Инициатива» на примере Воронежской области стали:

1. Согласование инициативы НКО с департаментом образования, получение положительного решения и выбор образовательных учреждений для реализации проекта. Согласование решения с коллективом школы.

2. Первый год – работа по просвещению школьного сообщества (учителя, ученики, сотрудники школы, администраторы) в области инклюзии. Получение поддержки инициативы НКО в школьном сообществе.

3. Проведение обучающих программ для учителей, организация стажировок, мастер-классов, семинаров, тренингов.

4. Вовлечение в школьный образовательный процесс детей, прежде обучавшихся на дому.

5. Второй год – организация поддержки учителей, работающих в инклюзивных классах, через привлечение посредством НКО к работе по проекту экспертов и специалистов, и оказание ими методической помощи учителям. Поиск дополнительных средств для этих мероприятий осуществляется НКО.

6. Аккумуляция педагогического опыта в научно-методической работе.

8. Развитие проекта, прием в первые классы школы детей с особыми образовательными потребностями.

9. Продолжение поддержки учителей через программы НКО.

10. Развитие инклюзивной культуры школы через проведение НКО внеклассных программ для всех учащихся образовательного учреждения (фотомастерская, спортивные праздники, инклюзивные концерты, инклюзивный фестиваль творчества, кинопоказы).


В результате совместной работы департамента образования и общественной организации в 2010 году департаментом образования была принята Концепция региональной модели обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях, ориентированная на выполнение следующих задач:

  • создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;

  • создание системы мониторинга и учета численности детей с особыми потребностями, наличия условий для получения ими образования;

  • обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с особыми потребностями, создание условий для получения всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья общего образования по месту их жительства;

  • организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

  • формирование в обществе толерантного отношения к детям с особыми потребностями, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции.

Концепция региональной модели обучения детей с особыми потребностями в образовательных учреждениях Воронежской области основывается на содержании инклюзивного образования. Интегрированный (инклюзивный) подход в образовании рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Воронежской области. «Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество».

В концепции указывается
, что «низкий уровень участия семей в жизни школы может быть индикатором степени доверия к школьной администрации, которая должна создать условия, в которых учителя могут учитывать их особенности и быть ориентированы на нужды ребенка в выборе педагогических методов. Каждая новая образовательная программа должна предполагать внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями».

Данная концепции предусматривает следующие принципы:

  • принцип полного обеспечения доступа к знаниям, навыкам и информации;

  • принцип сохранения индивидуализации процесса обучения и развития познавательной активности детей;

  • принцип интеграции - объединение специалистов разных профилей в решении проблем детей;

  • принцип сотрудничества с семьями, государственными и общественными организациями;

  • принцип «гибкости» образовательной структуры, характера изменений и проектирования в образовательной системе;

  • принцип инновационности;

  • принцип адаптации и реабилитации детей к потребностям ребенка, а не наоборот.

  • принцип безопасности образовательной среды, которая должна быть позитивной, дружелюбной по отношению к различным группам детей с особыми потребностями

  • принцип соответствующей поддержки - система Брайля, субтитры, сурдоперевод и т.д. крайне необходимы для обеспечения детям доступа к обучению;

  • принцип законодательно-нормативного и психолого-педагогического сопровождения в условиях растущей инвалидизации населения, и детей в частности, а также в целях реализации мероприятий инклюзивного образования.

Реализация целей, содержания, ценностей и принципов Концепции региональной модели обучения детей с особыми образовательными потребностями привело к принятию в 2011 года важных документов, регулирующих инклюзивное образование в регионе – это Положение об организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Воронежской области; Соглашение об информационном обмене между департаментами, которое регламентирует порядок взаимодействия по обмену информацией о детях с ограниченными возможностями здоровья; внесены изменения в Положение о психолого-медико-педагогической комиссии с включением функций по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями и определению для них специальных условий для обучения, воспитания, социализации и адаптации. И наконец, в 2011 году на базе трёх общеобразовательных школ и трех детских садов Воронежа, а также учреждения дополнительного образования детей создана областная инновационная площадка «