Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

____________________________________________________________

(институт)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)


  • «Воспитание личности в творческой деятельности»


Студент

Каштанова Виктория Сергеевна

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1902а

(И.О. Фамилия)




Преподаватель


(И.О. Фамилия)





Тольятти 2020


Оглавление




Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой личности

8

1.1. Компонентный анализ творческой личности

8

1.2. Предпосылки развития творческой личности участника




хореографического коллектива

19

1.3. Приемы и методы развития творческих способностей на




занятиях хореографией

27

Глава 2. Реализация методики развития творческой личности




участников студии современного творчества

38

2.1. Систематизация методов развития творческой личности




для участников студии современного творчества

48

2.2. Диагностика творческих возможностей участников студии




современного творчества

53

Заключение

55

Список литературы

57


3
Введение
Проблема развития творческой личности детей находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков государства, работающих в сфере образования. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Оправданно считается, что средой развития творческой личности и художественного воспитания школьников является деятельность детских творческих коллективов. Среди них хореографические коллективы, которые обладают большими возможностями для всестороннего
художественного совершенствования ребенка, гармоничного формирования его внутреннего мира.
Происходящие социально-экономические изменения обусловили необходимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Сфера дополнительного образования детей (далее ДОД) является одним из наиболее развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким уровнем активности, растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, что позволяет рассматривать как один из
приоритетов инновационного развития страны. Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.


  • настоящее время внимание педагогов-хореографов направлено на разработку специальной методики работы в области детской хореографии.


Новые педагогические идеи, эффективные методики их внедрения являются сегодня предметом пристального внимания руководителей хореографических коллективов. Существует богатый арсенал знаний в

4
области детской психологии, педагогики, физического и творческого развития, однако недостаточно разработана «официальная» методика обучения и воспитания в детском хореографическом коллективе с учетом возрастных особенностей и возможностей его участников. Очевидно, что творческое развитие личности следует признать самой существенной и одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Актуальность этих задач определила значимость исследования по теме.
Проблема развития творческой личности стала в настоящее время настолько актуальной, что ее можно назвать «проблемой века».


По мнению многих психологов в современной педагогической практике уделяется недостаточное внимание развитию творческих способностей детей. А ведь главная задача образовательной системы – обеспечить развитие личности ребенка.
Формирование творческих способностей у ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но, прежде всего, специальными творческими занятиями, будь то музыка, пение, рисование, танец. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, творческие способности и творческое мышление.
Важным интегрирующим компонентом в данном процессе является развитие хореографического искусства – одного из наиболее востребованных, доступных, массовых видов искусства и действенного средства формирования творческих качеств личности.

Проблема изучения творческого развития детей многоаспектная, и поэтому является недостаточно разработанной в научных исследованиях. Таким образом, не разработанность этой проблемы в силу ее многокомпонентности и значимости определило тему исследования «Развитие творческих способностей детей в коллективе танца».
Объектом исследования является процесс развития творческой личности средствами хореографического искусства.
Предмет исследования – методика развития творческих способностей детей в хореографическом коллективе.
Цель курсовой работы: исследовать развитие творческих способностей детей в коллективе.

Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования позволили сформулировать гипотезу. Основу её составляет положение о том, что развитие творческих способностей детей в коллективе танца будет эффективным в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач по развитию компонентов, составляющих творческие способности, направленных на достижение конечной цели при условии:


  • системности;




  • учета специфики хореографической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;




  • наличия воспитательной работы;




  • создания комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития;





  • методического материала.


Результатом исследования будет являться подтверждение или опровержение данной гипотезы.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи, позволяющие последовательно осуществить решение всех наиболее значимых вопросов исследования:


  1. Проанализировать научную литературу по теме исследования,


включая периодические издания;


  1. Исследовать творческие способности личности, с опорой на состояние проблемы в системе гуманитарных наук;




  1. Изучить природу развития способностей, в том числе творческих способностей;




  1. Провести практическое исследование по адаптации теоретических положений к практике в коллективе танца.

Теоретико-методологическими основами исследования служат концептуальные положения современной науки о формировании и развитии творческой личности, о человеке как высшей ценности социального развития; идеи культурологического, аксиологического, системного, личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме исследования особенностей развития творческих способностей у детей различных возрастов: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтев, Б.Г. Ананьев, М.Р. Ярошевский, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров, С.Л. Рубиштейн, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, А.А. Крылова, Д.Б. Эльконин, С.А. Смирнов, И.В. Дубровина, В.Д. Шадриков, Л.Н. Азарова, С.А. Леднева, Н.П. Миронов, Л.Ю. Субботина, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторский и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования.


  • исследовании проведен анализ литературы и основных терминов работы. Дана характеристика творческой личности и раскрыты методы ее развития средствами хореографического искусства.


Практическая значимость исследования заключается в разработке основных требований к содержанию, формам и методам педагогической работы по развитию творческой личности в хореографическом коллективе. Использование материалов исследования может служить опорным конспектом для начинающих хореографов и руководителей хореографических коллективов. Выводы и рекомендации, сделанные в работе, дадут возможность избежать ошибок в процессе развития творческой личности.
Методы исследования: анализ теоретической, методической и специальной литературы, сопоставления, анализ работы практиков.
Структура исследования: введение, первая глава – анализ проблемы, вторая глава – экспериментальное исследование и анализ результатов, заключение, список литературы.


8
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой личности
1.1. Компонентный анализ творческой личности

На современном этапе развития общества задача развития творческой личности детей, является одной из важнейших задач, стоящих


  • системе образования. Однако многие исследователи сводят проблему творческой личности к проблеме человеческих способностей. Для того чтобы подробно изучить теоретические аспекты природообразования, формирования и развития творческой личности необходимо рассмотреть общее состояние проблемы в различных областях знаний, определить основные и смежные понятия исследования.


В философском понимании (Н.А. Бердяев, К. Юнг, В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития.
Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д.


  • педагогической литературе творчество определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные


продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева и др.).
9
Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов и др.) подчеркивают, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности.
Американский психолог П. Эдвардс дает такое толкование творчеству: Это способность обнаруживать новые решения и способы выражения; Это сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии [18, С.11]. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца
– субъекта творческой деятельности.
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Это процесс, который может приводить к созданию отличающегося неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью продукта, таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.