Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
____________________________________________________________
(институт)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(кафедра)
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
-
«Воспитание личности в творческой деятельности»
Студент | Каштанова Виктория Сергеевна (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1902а (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2020
Оглавление | |
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой личности | 8 |
1.1. Компонентный анализ творческой личности | 8 |
1.2. Предпосылки развития творческой личности участника | |
хореографического коллектива | 19 |
1.3. Приемы и методы развития творческих способностей на | |
занятиях хореографией | 27 |
Глава 2. Реализация методики развития творческой личности | |
участников студии современного творчества | 38 |
2.1. Систематизация методов развития творческой личности | |
для участников студии современного творчества | 48 |
2.2. Диагностика творческих возможностей участников студии | |
современного творчества | 53 |
Заключение | 55 |
Список литературы | 57 |
3
Введение
Проблема развития творческой личности детей находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков государства, работающих в сфере образования. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Оправданно считается, что средой развития творческой личности и художественного воспитания школьников является деятельность детских творческих коллективов. Среди них хореографические коллективы, которые обладают большими возможностями для всестороннего
художественного совершенствования ребенка, гармоничного формирования его внутреннего мира.
Происходящие социально-экономические изменения обусловили необходимость разработки межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Сфера дополнительного образования детей (далее ДОД) является одним из наиболее развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с высоким уровнем активности, растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, что позволяет рассматривать как один из
приоритетов инновационного развития страны. Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей реализуются в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.
-
настоящее время внимание педагогов-хореографов направлено на разработку специальной методики работы в области детской хореографии.
Новые педагогические идеи, эффективные методики их внедрения являются сегодня предметом пристального внимания руководителей хореографических коллективов. Существует богатый арсенал знаний в
4
области детской психологии, педагогики, физического и творческого развития, однако недостаточно разработана «официальная» методика обучения и воспитания в детском хореографическом коллективе с учетом возрастных особенностей и возможностей его участников. Очевидно, что творческое развитие личности следует признать самой существенной и одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Актуальность этих задач определила значимость исследования по теме.
Проблема развития творческой личности стала в настоящее время настолько актуальной, что ее можно назвать «проблемой века».
По мнению многих психологов в современной педагогической практике уделяется недостаточное внимание развитию творческих способностей детей. А ведь главная задача образовательной системы – обеспечить развитие личности ребенка.
Формирование творческих способностей у ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но, прежде всего, специальными творческими занятиями, будь то музыка, пение, рисование, танец. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы, творческие способности и творческое мышление.
Важным интегрирующим компонентом в данном процессе является развитие хореографического искусства – одного из наиболее востребованных, доступных, массовых видов искусства и действенного средства формирования творческих качеств личности.
Проблема изучения творческого развития детей многоаспектная, и поэтому является недостаточно разработанной в научных исследованиях. Таким образом, не разработанность этой проблемы в силу ее многокомпонентности и значимости определило тему исследования «Развитие творческих способностей детей в коллективе танца».
Объектом исследования является процесс развития творческой личности средствами хореографического искусства.
Предмет исследования – методика развития творческих способностей детей в хореографическом коллективе.
Цель курсовой работы: исследовать развитие творческих способностей детей в коллективе.
Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования позволили сформулировать гипотезу. Основу её составляет положение о том, что развитие творческих способностей детей в коллективе танца будет эффективным в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач по развитию компонентов, составляющих творческие способности, направленных на достижение конечной цели при условии:
-
системности;
-
учета специфики хореографической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-
наличия воспитательной работы;
-
создания комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития;
-
методического материала.
Результатом исследования будет являться подтверждение или опровержение данной гипотезы.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи, позволяющие последовательно осуществить решение всех наиболее значимых вопросов исследования:
-
Проанализировать научную литературу по теме исследования,
включая периодические издания;
-
Исследовать творческие способности личности, с опорой на состояние проблемы в системе гуманитарных наук;
-
Изучить природу развития способностей, в том числе творческих способностей;
-
Провести практическое исследование по адаптации теоретических положений к практике в коллективе танца.
Теоретико-методологическими основами исследования служат концептуальные положения современной науки о формировании и развитии творческой личности, о человеке как высшей ценности социального развития; идеи культурологического, аксиологического, системного, личностно-деятельностного, индивидуально-творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме исследования особенностей развития творческих способностей у детей различных возрастов: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтев, Б.Г. Ананьев, М.Р. Ярошевский, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров, С.Л. Рубиштейн, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, А.А. Крылова, Д.Б. Эльконин, С.А. Смирнов, И.В. Дубровина, В.Д. Шадриков, Л.Н. Азарова, С.А. Леднева, Н.П. Миронов, Л.Ю. Субботина, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторский и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
-
исследовании проведен анализ литературы и основных терминов работы. Дана характеристика творческой личности и раскрыты методы ее развития средствами хореографического искусства.
Практическая значимость исследования заключается в разработке основных требований к содержанию, формам и методам педагогической работы по развитию творческой личности в хореографическом коллективе. Использование материалов исследования может служить опорным конспектом для начинающих хореографов и руководителей хореографических коллективов. Выводы и рекомендации, сделанные в работе, дадут возможность избежать ошибок в процессе развития творческой личности.
Методы исследования: анализ теоретической, методической и специальной литературы, сопоставления, анализ работы практиков.
Структура исследования: введение, первая глава – анализ проблемы, вторая глава – экспериментальное исследование и анализ результатов, заключение, список литературы.
8
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой личности
1.1. Компонентный анализ творческой личности
На современном этапе развития общества задача развития творческой личности детей, является одной из важнейших задач, стоящих
-
системе образования. Однако многие исследователи сводят проблему творческой личности к проблеме человеческих способностей. Для того чтобы подробно изучить теоретические аспекты природообразования, формирования и развития творческой личности необходимо рассмотреть общее состояние проблемы в различных областях знаний, определить основные и смежные понятия исследования.
В философском понимании (Н.А. Бердяев, К. Юнг, В.Ф. Овчинников и др.) феномен творчества определяется как то, что свойственно живой и неживой природе, человеку и обществу, и выступает как механизм продуктивного развития.
Психологи (Д.Е. Богоявленская, А.Н. Леонтьев. Я.А. Пономарев и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д.
-
педагогической литературе творчество определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные
продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева и др.).
9
Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов и др.) подчеркивают, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности.
Американский психолог П. Эдвардс дает такое толкование творчеству: Это способность обнаруживать новые решения и способы выражения; Это сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии [18, С.11]. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца
– субъекта творческой деятельности.
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Это процесс, который может приводить к созданию отличающегося неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью продукта, таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.