Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также творчество зависит от состояния человека. Часто необходимо на некоторое время забыть, отвлечься от постоянного размышления на некоторую тему. Это возможно во время отдыха, сна, мечтаний. Весьма часто способствует творчеству интенсивное эмоциональное переживание. Существует взаимное подкрепление между творческим воображением и эмоциональным переживанием: чувство порождает ассоциативную связь, но и созданное воображением усиливает чувства.
И, наконец, творческий процесс зависит от культуры, в которую прогружен человек. Всякий творческий человек всегда является плодом своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и отчасти опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне его. Культура влияет на творчество, в том числе через особенности воспитания [30, С. 130].
Не менее значимым фактором являются личностные и возрастные особенности. Но отчленить роль культуры и личности в творческом процессе пока не представляется возможным.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.


  • вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез,


касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей,

17
художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [12, С. 99-111]:


  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие.




  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.




  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.




  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.




  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.




  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную




  • минуту.




  • Гибкость мышления.




  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.




  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.




  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.





  • Лёгкость генерирования идей.




  • Творческое воображение.




  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.


Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [1, С. 6-9]:

18


  • Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.




  • Умение видеть целое раньше частей.




  • Преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.




  • Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности




  • «поведения» предметов в этих условиях.


Компонентный анализ творческих способностей, позволяет сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к определению составляющих творческих способностей, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:


  • Развитие воображения.




  • Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.


Таким образом, освещение проблемы развития творческой личности позволило сделать следующие выводы:


  • существуют различные подходы к рассмотрению самого понятия творчества (А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности; К. Юнг видел в нем проявление коллективного бессознательного; Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия);

19


  • главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа видят в специфической мотивации. Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения.



Творческим людям присуще следующие личностные черты:


  1. независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;




  1. открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям,


восприимчивость к новому и необычному;


  1. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;




  1. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте


Часто в этом ряду упоминают особенности «Я» – концепций, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера, и смешанные черты женственности и мужественность в поведении. Хотя гуманистические психологи и утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т.п., но большинство экспериментальных результатов противоречат этому.


1.2. Предпосылки развития творческой личности участников хореографического коллектива

Предпосылки развития творческого начала зарождаются и проявляются у детей уже в раннем возрасте. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует штампов и

20
шаблонов, правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, танцев они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.
Обучение творчеству, развитие творческого начала и способностей детей играет важную роль в системе эстетического воспитания и образования в целом. В связи с этим президент РФ В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства – на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования


  • науки». Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. Актуальность программы обусловлена тем,


что сфера ДОД является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг», что позволяет рассматривать преобразование в сфере ДОД в качестве приоритета инновационного развития страны. Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Современное ДОД реализуется в учреждениях ДОО, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, охватывает различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.
ДОД обладает следующими преимуществами конкурентными

21
преимуществами по отношению к общему образованию:


  • свободой выбора обучающимися и родителями образовательной программы, режима ее освоения, смены программ и организаций,





  • широким набором видов деятельности, позволяющим обучающимся осуществлять выбор исходя из собственных интересов и способностей,




  • ограниченной регламентацией поведения и общения, более




  • широкими возможностями саморегулирования активности и самоорганизации, проявления инициативы,




  • индивидуальности и творчества детей,




  • гибкостью (мобильностью) образовательных программ;




  • общественно-значимой связью с практикой (социальной,




  • профессиональной),




  • возможностями для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;




  • возможностями межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов в сфере ДОО [42].


Предпосылками к развитию творческой личности могут служить её психологические качества и педагогические факторы.
О реальности и даже необходимости раннего творческого развития детей говорят не только психологи (П. Блонский, Л. Выготский, Б. Теплов), но и многие педагоги. П. Волков и Л. Казанцев в своей статье «Развитие творческого начала у младших школьников» пишут, что, ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить [10].
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Воспитание творческих способностей детей эффективно лишь в том случае, если представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

22
Основными предпосылками к успешному развитию творческой личности могут стать: наличие у детей познавательных интересов, и способностей к целеполаганию; наличие осознанности знаний и действий, стремления к самопознанию и самоопределению; наличие способности к преодолению познавательных трудностей; наличие адекватной самооценки; самостоятельность реализации собственных творческих возможностей.
Одним словом все перечисленное выше можно охарактеризовать как творческую активность. Системообразующими элементами творческой активности являются мотивация и потребности личности. Важнейшим условием ее формирования – содержание и характер деятельности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности и поэтому напрямую взаимосвязано с развитием самостоятельности у ребенка.
Основными компонентами, характеризующими творческую активность, принято считать: потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;