Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению В.М. Монахова, педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного

44
процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для всех участников этого процесса [14, С.132].
Методы и технологии педагогического процесса взаимосвязаны друг с другом, и их выбор диктуется изучаемым материалом, индивидуальными способностями, практическим опытом педагога и др.
эти методы будут основополагающими при проведении экспериментальной части исследования.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога


  • руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом учащимися усваивается музыкально-хореографический материал,


прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности.
Кратко охарактеризуем каждый из методов применительно к хореографии:


  1. Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п.


При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.


  1. Метод показа танца органически сочетается с методом устного изложения учебного материала.




  • помощью этого метода педагог сообщает учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает учащимся понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.




  1. Метод танцевально-практических действий.

45
Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков, включая в себя:
Тренировочные упражнения – это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие.

Танцевальные задания – это задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.


  1. Метод познавательной деятельности.


Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.
Особенность состоит в том, что на каждом уроке педагог использует разный набор методов:


  1. Репродуктивный (показ-повтор);




  1. Объяснительно – иллюстративный: рассказ о танце, беседа, показ движений, прослушивание музыки, просмотр видео.




  1. Частично поисковый: поиск новых движений, импровизация,


творческие работы учащихся.
Формы:


  1. КВН;


2 Занятие познавательной деятельности детей: парная, индивидуальная, фронтальная;

46


  • процессе организации обучения по развитию творческих способностей большое значение уделяется общим дидактическим


принципам:научности,систематичности,последовательности,
доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода.
На каждом занятии отрабатываются упражнения, создаются
комбинации, разучиваются новые элементы и композиции, осуществляются импровизации.
Каждый отдельный урок направлен на развитие категорий – компонентов, составляющих творческие способности.
Так, например, коммуникативные навыки формируются на занятиях танцами по следующим принципам: Дети, обучающиеся в студии, имеют общие интересы и задачи. С первых дней занятий педагог стремится создать комфортную зону общения для всех участников студии. Быстрее освоиться и познакомиться помогают различные игры-знакомства.
Занимаясь танцем в небольшой группе, дети получают навык правильного взаимоотношения и общения. Занимаясь в коллективе, выполняя требования педагога-тренера, ребенок учится выстраивать свое общение с взрослыми людьми. На занятиях ребенок не просто слушатель


  • исполнитель, а активный и равноправный участник процесса. Его точка зрения не отвергается, но ребенок должен аргументировать ее применение в практике хореографии. Любые вопросы в коллективе приветствуются и проходят под девизом «кто не спрашивает, тот не знает», поэтому дети не боятся высказывать свое мнение, что также способствует развитию коммуникативных навыков.



Другой не менее важной функцией занятий танцами является развитие интеллектуальных навыков. Познавать, мыслить, анализировать


  • систематизировать информацию, творчески относиться к ней, развивать креативное мышление, воплощать свои мысли через пластику тела – вот основные задачи в этом направлении. Обучающимся на занятиях

47
предлагается составить свою хореографию из изученных движений, что помогает относиться к полученной информации творчески и осмысленно.
На начальных этапах обязательно происходит обучение основам музыкальной грамоты, так как участники студии также занимаются музыкой и пением. Ребенок должен уметь определять темп, знать ритмические особенности, музыкальный размер произведения, слышать сильную долю, уметь выделить синкопированный ритм, двигаться под музыку. В процессе занятий ребенку предлагается при прослушивании музыкальных композиций прохлопать сильную и слабую доли, различные длительности. На наших занятиях это происходит в форме игровых упражнений, что способствует хорошему усвоению и интересу детей.
Выходя на выступления и вокальные конкурсы, ребенок на основе полученных знаний учится быстро реагировать на новую для него ситуацию: ориентироваться в новом пространстве, правильно раскладывать хореографию, успевать слышать педагога и использовать его замечания в процессе выступления. Получая оценку зрителя и жюри за свое выступление, ребенок имеет возможность испытать различные эмоции, учась правильно реагировать на ситуацию. Всегда приятно быть победителем, но и роль проигравшего это необходимый опыт в жизни ребенка, который учит адекватно оценивать свои достижения и делать правильные выводы (победа – не повод для расслабления, а поражение – повод задуматься, что ты не сделал, для того чтобы победить). Занимаясь


  • студии, обучающийся запоминает, перерабатывает и анализирует обширный поток информации. Развивая свои интеллектуальные навыки,


ребенок имеет возможность использовать полученную информацию и приобретенный опыт в повседневной жизни.
Искусство хореографии позволяет обеспечить физическое развитие ребенка, сделать его более выносливым
, укрепить мышцы, развить гибкость, мышление, координацию. Поэтому развитие физических навыков – это повышение результативности функциональных

48
возможностей ребенка. На занятиях танцами именно этому аспекту уделяется большое внимание.
Учитывая, что дети, получают большую нагрузку, организм ребенка должен подготавливаться к этой нагрузке постепенно и планомерно. Для этого используется система, по которой все основные способности человека тренируются комплексно и сбалансировано. Осуществляется это следующим образом: каждое занятие начинается с разминки – разогрева, которая призвана подготовить тело ребенка к дальнейшим нагрузкам и избежать травм. Обязательно разогреваются суставы, позвоночник, связки ног. Периодически проводится общефизическая подготовка, где решаются задачи по развитию и совершенствованию гибкости, координации, выносливости, тренировка правильного дыхания и пр. С помощью различных физических упражнений прорабатывается верхняя зона тела (плечи, руки, грудные мышцы, спина), нижняя зона (ноги). Центр тела является базой, без укрепления которой не возможно развитие правильных двигательных навыков и исполнения танцевальных движений. В конце проводится заминка, которая состоит из серии упражнений на растяжку. Используются также специальные танцевальные тренажи. Наряду с отработкой специфических танцевальных навыков, они тренируют и физические качества, например: детям предлагаются исполнение тренажа


  • различных темпах – тренируется скорость, добавляются движения рук или меняется ракурс – развивается координация и так далее. Тело –


инструмент, который необходимо совершенствовать для того, чтобы иметь возможность достигать более высоких творческих результатов.
Развитие воображения, креативного мышления, фантазии происходит на занятиях также в процессе импровизаций. На занятиях ребенок не просто слушатель и исполнитель, а активный и равноправный участник процесса, способный самостоятельно соединять известные ему движения и элементы в танцевальную композицию.
Действия по развитию творческой активности учащихся:

49


  1. Мотивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.


Формирование желания заниматься понравившимся видом деятельности.
Посещение театров, выставок, экскурсии в музей. Демонстрация произведений искусства – образцов мировой культуры.


  1. Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений ребенка.



Снятие страха перед предстоящей деятельностью, освобождение от зажатости, вхождение ребенка в мир культуры (Анкеты, игры, тесты, викторины, упражнения на креативность, беседы о культуре своего региона).


  1. Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса.


Выстраивание перспективы деятельности ребенка, корректировка учебной программы с учетом разновозрастного (10-12 лет) и разноуровнего состава детей.


  1. Определение содержания учебно-воспитательного процесса.




  1. Постановка воспитательных задач.


Осознание ребенком себя как члена большой мастерской. Определение перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности.
Скрытая помощь ребенку педагогом и детьми – «коллегами по
цеху», одобрение, доверие, поощрение индивидуальной исключительности, перенос внимания с целого на детали «изюминка» в каждой работе детей.
Укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях, развитие умения сопереживания и сочувствовать другому.


  1. Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном процессе.


Составление плана работы коллектива, выбор форм и методов.

50
7. Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания ребенка.
Укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание ребенка на желание творить. Развитие творческой активности, поиск нового, создание необычных творческих работ, умение самовыражаться в творчестве. Развитие коммуникативных и организаторских способностей ребенка.


  1. Организация и проведение творческих мероприятий.


Наличие концертной деятельности коллектива (Класс – концерты, конкурсы, фестивали), посещение театров, знакомство с шедеврами мирового искусства.


  1. Анализ и оценка результатов деятельности.


Подведение итогов с детьми. Закрепление позитивных качеств ребенка, нацеленность на дальнейшее занятие полюбившемся делом, обучение других.


  1. Коррекция воспитательного процесса.


Анализ педагогом собственной деятельности, корректировка учебных программ. Рост профессионального мастерства педагога.