Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Диагностика творческих способностей участников студии современного творчества
Практическое исследование по развитию творческой личности (творческих способностей личности) проводилось на группе возрастной категории от 10 до 12 лет (Табл. 1):
-
51
Таблица 1 Список группы
Ф.И.О.
Возраст
Надеждина Ольга
10
Ерёмина Евгения
12
Кабирова Александра
12
Денисенко Павел
10
Овчинников Владимир
11
Давыдов Артем
12
Теоретический анализ показал, что возрастной период 10-12 лет характеризуется большими возможностями для развития полноценной личности. В это время у подростков происходит активное формирование жизненных ценностей, что обусловлено достаточно высоким уровнем интеллектуального развития детей к этому возрастному рубежу, усилением у них выраженного интереса к своей личности и к проблемам общения в семье, в школе (со сверстниками и учителями), в других социальных группах, а также установления своей позиции в тех или иных жизненных вопросах.
Особая восприимчивость и поведенческая гибкость, открытость младших подростков позволяет строить отношения со взрослыми на принципах партнерского общения.
Основные признаки происходящих изменений с младшими подростками описаны в известном исследовании Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой и касаются:
-
учебной деятельности, которая, помимо задачи освоения обязательной учебной программы, приобретает смысл как осознанная деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;
-
общение с товарищами становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе;
52
-
взросление как новообразование младшего подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;
-
овладение этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием «хорошего товарища», оцениваемых в первую очередь
-
отношении себя самого.
Г.А. Цукерман характеризует младший подростковый возраст как особый, стратегически важный в развитии человеческой личности и имеющий свои специфические особенности, в том числе наличие существенных преобразований в представлениях 10-12 летних о своем Я по выходе из детства, связанных с начинающимся поиском своей идентичности.
Особое значение приобретает практика групповых и мелкогрупповых занятий в качестве метода гармоничного, целостного развития личности подростка, его Я-концепции. Младшие подростки, в силу особенностей своего возраста, наиболее легко откликаются на сотрудничество с взрослыми и сверстниками, быстро включаются в выполнение творческих заданий, им характерны живость и активность ума, эмоциональные и волевые проявления. Важно помочь младшему подростку создать о себе представление как о достойной личности, обладающей позитивной Я-концепцией.
-
теории «зеркального Я» Ч. Кули показано, что индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями,
которые приписывают ему другие. Исходя из этой теории можно сказать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека. Большое значение в этом процессе имеет малая группа, в которой осуществляется непосредственное общение ее членов между собой. Можно сказать, что человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие.
53
Таким образом, развитие личности 10-12 летнего ребенка является продуктом, результатом процессов самопознания и самооценивания человека в физическом, эмоциональном, интеллектуальном, социально-нравственном аспектах, существенное значение в становлении которой имеют различные внешние влияния, которые испытывает, переживает подросток. Особенно важным для него являются отношения со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют его представление о самом себе.
Переживание таких подростков часто связаны с чувством своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности существования, что выражается в отчужденности, неспособности выбрать карьеру и продолжить образование, противоправном поведении.
Знания о себе подрастающий человек получает из двух источников:
-
отношение к нему родителей, учителей, других значимых взрослых и сверстников в обратной связи;
-
из собственного состояния в процессе переживания внутренней целостности.
Еще не взрослый, но уже и не ребенок, подросток, при успешном течении событий переходит на новую ступень развития личности – к сознательному, осмысленному управлению собственным развитием, «самооформлению». Чувство взрослости проявляется в умении ставить собственные цели, находить пути их решения и достигать желаемого результата. Развитие самосознания подростка связывается с развитием его самооценки. Представление о себе складывается в сопоставлении себя с другими. Только когда он разберется в действиях и качествах другого подростка, он сможет понять себя [41].
Таким образом, осознавая свою прямую причастность к формированию личности ребенка, к развитию его творческих способностей и самостановлению, педагоги студии современного творчества стараются максимально индивидуально подходить к данному
54
процессу, используя известные и разрабатывая инновационные методы работы с детьми. На данном этапе исследования методом наблюдения и тестирования была проведена первоначальная диагностика творческих способностей участников группы (табл. 2).
Таблица 2- Первичная диагностика творческих способностей участников группы
Первичная диагностика творческих способностей
| Компоненты | Высокий | Средний | Низкий |
| | уровень | уровень | уровень |
1. | Творческое мышление | 1 | 1 | 4 |
2. | Креативность | 1 | 2 | 3 |
3. | Эмоциональная сфера | 1 | 2 | 3 |
4. | Коммуникативные навыки | 4 | 1 | 1 |
5. | Фантазия | 5 | 1 | 0 |
6. | Воображение | 0 | 2 | 4 |
7. | Музыкальность | 2 | 3 | 1 |
8. | Творческая активность | 2 | 2 | 2 |
По результатам первичной диагностики можно судить о том, что компоненты, составляющие творческие способности, у участников группы развиты неодинаково.
-
На низшем уровне: - креативность, воображение
-
творческое мышление, -
творческая активность.
-
На среднем уровне развиты: - музыкальность,
-
эмоциональная раскрепощенность,
-
На высшем уровне:
-
фантазия, -
коммуникативные навыки.
Определение эффективности методов по развитию творческой личности потребовало проведения повторной диагностики творческих способностей участников группы.
Результаты повторной диагностики отражены в Таблице 3:
55
Таблица 3 -Повторная диагностика творческих способностей
Повторная диагностика творческих способностей
| Компоненты | Высокий | Средний | Низкий |
| | уровень | уровень | уровень |
1. | Творческое мышление | 5 | 1 | 0 |
2. | Креативность | 4 | 2 | 0 |
3. | Эмоциональная сфера | 6 | 0 | 0 |
4. | Коммуникативные навыки | 6 | 0 | 0 |
5. | Фантазия | 6 | 0 | 0 |
6. | Воображение | 5 | 1 | 0 |
7. | Музыкальность | 6 | 0 | 0 |
8. | Творческая активность | 5 | 1 | 0 |
Динамику развития творческой личности также можно проследить по следующим критериям:
а) участие учащихся в творческих мероприятиях с демонстрацией результатов собственного творчества
Учащиеся группы успешно участвовали в различных городских творческих мероприятиях. Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других участников группы, изменялись их коммуникативные отношения, творчество сплотило учеников и способствовало росту творческой активности.
Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития творческой личности зависит не только от внутренней мотивации, но и от стимулирования этой мотивации извне.
-
процессе исследования выявилось, что танцевальные занятия повлияли на формирование и развитие творческих качеств личности, в связи с этим была проведена анкета для учащихся группы, где они
указывали, какие качества у них развились на уроках по хореографии.
56
Заключение
Результаты исследовательской работы показали, что проблема развития творческой личности детей находится сегодня в центре внимания исследователей и практиков государства, работающих в сфере образования.
-
настоящее время внимание педагогов-хореографов направлено на разработку специальной методики работы в области детской хореографии
-
соответствии с межведомственной программой развития ДОО в РФ.
-
процессе исследования выявлено, что развитие творческих способностей детей в коллективе танца представляет собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач по развитию компонентов, составляющих творческие способности, при условии:
-
системности;
-
учета специфики хореографической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-
наличия воспитательной работы;
-
создания комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития.
-
исследовании проведен анализ литературы и основных терминов работы. Дана характеристика творческой личности и раскрыты методы ее развития средствами хореографического искусства. Практическая значимость исследования заключается в разработке основных требований
-
содержанию, формам и методам педагогической работы по развитию творческой личности в хореографическом коллективе.