Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структурными компонентами творчества являются: процесс, продукт, личность, среда. Творчество представляется в виде процесса, осуществляемого в определенных условиях (среде) субъектом творчества (личностью).
На рубеже ХIX-ХХ столетий как специальная область исследования начала складываться «наука о творчестве», которая именовалась «психологией творчества». Она вырастала из «теории творчества», существенно не отличаясь от своей предшественницы. Вопросы «теории»


  • «психологии» творчества, во многих работах начала ХХ в.


рассматривались совместно. Такое рассмотрение даже формально объединялось общим названием – «теория и психология творчества».
До середины ХХ века исследованиям творчества не придавалось существенного значения, затем обстоятельства резко изменились. Исследования эффективности творчества оказалось под воздействием острых жизненно важных требований общества. Иначе говоря, научно-

10
техническая революция создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. В России впервые начали рассматривать творчество потебнисты (в честь автора теории А.А. Потебни). Они строили свою теорию на теориях словесности, истории и культуры. Они расчленяли процесс творчества на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения. «Но как эта работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок; можно лишь с уверенностью заметить, что работа эта носит характер закона наименьшего сопротивления сил, в силу которого выбирается исключительно типичное» [12, С. 143].


  • дальнейшем творчество рассматривал В.М. Бехтерев. «Для всякого творчества, – пишет В.М. Бехтерев, – необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе» [12, С. 145].


Таким образом, ход описанных теорий все отчетливее и отчетливее говорил о том, что творчество подчинено психологическим закономерностям, заключающихся в том, что оно развивается параллельно


  • развитием творческих способностей, основу которого они составляют. Все данные теории сходны в одном: творчество – это созидание


нового, оригинального, присущего только образованному человеку, наделенному творческими способностями. Специфические качества творческой личности связывались с резко выраженной фантазией, выдумкой, уклонением в сторону от шаблона, оригинальностью, субъективностью.

Но теории творчества совершенствовались, охватывая и другие области знания. И уже во второй половине ХХ в. выдающимся психологом Л.С. Выготским была исследована история развития личности ребенка, деятельность, выполняемая им. Его исследования, доказали, что в каждом ребенке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека,

11
которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Это показывает, что Л.С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [9, С. 234].
Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о развитии творческих способностей у детей. Именно творческие способности являют собой основу творчества.
Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, H.C. JIeви, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков и др.
Этот термин, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен:
1.Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей.
2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности (данное

12
определение появилось и было принято в 18–19 вв., отчасти является употребляемым и в настоящее время).
3.Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам

, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение наиболее распространено сейчас. И вместе с тем является наиболее узким


  • наиболее точными из всех определений [9, С. 245].




    • самом общем виде способности определяются как индивидуально-


психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение. Фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, хореография и т.п., человек поддерживает у себя и развивает дальше соответствующие способности [9, С. 246].
Существует целый ряд классификаций способностей:


  1. природные способности в основе своей биологически обусловленные. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками и формируются на их

13
основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы
научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других.
2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.


  • состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов (21, С. 189).



Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом в развитии способностей у детей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Важно отметить, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются, и если какая-то функция не получила своего развития в определенный период, то впоследствии ее развитие очень затруднено, а то и вовсе невозможно. Ряд ученых, в частности Б.М. Теплов, считают, что способности не могут существовать иначе как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем и развиваем соответствующие способности.

14
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности


  • умения не тождественны, но они взаимосвязаны. Важную роль в развитии способностей играют мотивация и, вызываемая ею, напряженная активность. Наблюдения за одаренными детьми показывают, что они обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они предрасположены. Такие дети могут без устали часами изо дня в день заниматься интересующим их делом.


Существуют определенные теоретические концепции и подходы к проблеме творческих способностей (В.Н. Дружинин, Т.В. Галкина,
Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, С. Медник, Р. Стернбергер и др.). Однако условия для развития творческих способностей у детей в творческом коллективе не достаточно четко определены.
Творческие способности принято рассматривать с позиции креативности.
Креативность (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу А. Маслоу – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики (20, С. 66).

Многие из исследователей выделяют в творческом поведении мотивацию, ценности, личностные черты индивида, считая, что как таковых творческих способностей нет. Основой творческой активности являются вышеперечисленные составляющие, а также интеллектуальная

15
одаренность. Из этого следует, что существует особый тип творческой личности, обладающий определенной мотивацией и чертами.
Творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом, но
некоторые экспериментальные данные противоречат этому: независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды.
Как указывают многие исследователи, попытки объяснить феномен креативности в рамках только интеллектуального или личностного подхода не могут расцениваться как состоятельные (В.Н. Дружинин, М.С. Семилеткина и др.) [10].
Существует множество концепций, и вопрос изучения психологической природы креативности как компонента творческой натуры является одним из дискуссионных и широко исследуемых в отечественной и зарубежной психологии.
Творческие способности человека могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. До появления этого термина психологи пытались различным образом обозначить эту способность.
Большинство исследователей соглашается, что для начала творческого процесса необходима проблема, то есть цель и отсутствие известного способа её достижения. Человек, полностью довольный всем, не имеет желания придумывать. Исключения составляют маленькие дети, в которых природой заложены неисчерпаемые возможности творить. Однако отсутствие чего-то не является достаточным условием творчества. Для творчества необходимо воплотить мечту в жизнь, что требует и навыка, и трудолюбия, и упорства. Всякое творчество зиждется на опыте. Кажется невероятным, но все созданное многообразие, тем не менее,

16
строится на формах, воспринятых из реального мира и в дальнейшем видоизменённых. Тем не менее, богатый опыт – лишь один из факторов активации творческой мысли. Так в хореографической практике на этом основаны и импровизация и постановочный процесс, когда отдельные уже знакомые движения, или их элементы становятся основой создания абсолютно иного, нового, другого и т.д.