Файл: Курсовая работа (курсовой проект) Воспитание личности в творческой деятельности Студент.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наиболее востребованным среди многочисленных видов творческой деятельности является хореографическое искусство, представленное коллективами народного, классического, современного, эстрадного, бального танцев.
-
хореографическом коллективе происходит развитие творческих способностей, неотъемлемыми составляющими которых являются физические, интеллектуальные и коммуникативные навыки. Все эти
37
навыки развиваются комплексно, а, следовательно, обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Это создает дополнительные возможности для самореализации творческого потенциала ребенка, помогает ему быть успешным, способным творчески подходить к решению любых проблем, уметь общаться на разных уровнях и в разных ситуациях, относиться бережно к своему здоровью, то есть быть всесторонне развитой личностью в соответствии с требованиями современного общества.
Методы развития творческой личности на уроках хореографии довольно разнообразны и включают в себя как уже устоявшиеся (практические, наглядные, словесные), так и нестандартные, педагог в зависимости от целей и задач обучения может сам выбирать и варьировать методы и приёмы, но для достижения наибольшего результата использоваться они должны комплексно. При выборе методов работы по развитию творческой личности на занятиях хореографией педагог должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках хореографии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно – выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.
38
Глава 2. Реализация методики развития творческой личности участников студии современного творчества
2.1. Систематизация методов развития творческой личности для участников студии современного творчества
Базой практического исследования явилась студия современного творчества. Студия существует с 2014 г., но уже сумела зарекомендовать себя как успешный плацдарм для юных дарований. Занятия в студии проходят в форме мелкогрупповых (по 3-5 чел) и индивидуальных уроков.
-
студии занимаются дети от 3-х лет, а также взрослые. Уроки проводят опытные педагоги с музыкально-педагогическим образованием высшей категории и профессиональные артисты.
-
программе обучения:
-
Эстрадный и джазовый вокал:
-
Постановка певческого дыхания;
-
Постановка и развитие гибкости голоса;
-
Обучение различным вокальным техникам;
-
Владение техникой речевого пения;
-
Пение в эстрадной манере;
-
Техника владения микрофоном;
-
Пение под профессиональные фонограммы;
-
Основы актерского мастерства и хореография;
-
Обучение на музыкальных инструментах (Индивидуальные
уроки):
-
Синтезатор;
-
Фортепиано;
-
Гитара;
-
Флейта;
-
Основы имиджа и стиля:
39
-
Основы макияжа;
-
Основы этикета;
-
Создание образа и стиля;
-
Дефиле;
-
Фотопозирование;
-
Организация фотосессий;
-
Создание портфолио;
-
Студия звукозаписи.
Цель данной главы – применить на практике теоретическое положение I главы.
Задачи данной главы можно сформулировать следующим образом:
– провести анализ базы исследования;
– выявить уровень творческого развития участников коллектива;
-
определить методы развития творческой личности и раскрыть механизм их применения в педагогической практике;
– проанализировать и обобщить результаты педагогической работы,
сформулировать рекомендации по развитию творческой личности путём занятий хореографией.
Как уже было определено в рамках теоретического исследования развитие творческих способностей детей в коллективе танца будет эффективным в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач по развитию компонентов, составляющих творческие способности, направленных на достижение конечной цели при условии:
-
системности;
-
учёта специфики хореографической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-
наличия воспитательной работы; -
40
-
создания комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития.
Практическая часть исследования состоит из нескольких этапов.
Этапы реализации:
1 этап – организационно - диагностирующий:
Исследовательская деятельность: Характеристика базы исследования; Первичная диагностика уровня творческого развития учащихся.
2 этап – основной:
Педагогическая работа по улучшению показателей – выбор педагогических методов.
-
этап – контрольный:
Повторная диагностика, анализ результатов.
Опираясь на требования межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г., на материалы теоретического исследования, используя научную литературу по педагогике – И.Ф. Харламов, И.П. Подласый; по психологии – Е.И. Рогов, Г.С. Абрамова и др., а также, исходя из собственного опыта, автором данной работы, педагогом класса хореографии студии современного творчества были отобраны и применены в обучении методы развития творческих способностей личности.
Главная цель обучения состоит в том, чтобы на основе интересов подростков создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению в танце.
Задачи:
-
Развитие чувства ритма и музыкальности;
-
Развитие моторно-двигательной памяти;
41
-
Изучение основ актёрского мастерства;
-
Развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;
-
Формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа;
-
Выявить юные дарования, с целью их продвижения.
Дети, занимающиеся в студии современного творчества танцами, получают весьма разностороннее интеллектуальное, художественное и физическое развитие.
-
данной программе использованы последние идеи и правила преподавания танцев с использованием новых разработок, методик и нормативных документов.
Для каждой группы свой план обучения, который строится в зависимости от условий занятий, возрастных особенностей, стажа работы педагога, его педагогического и профессионального мастерства.
Идеология данной программы заключается в следующем: сделав набор, педагог должен предложить такую систему обучения, которая бы заинтересовала учащихся и их родителей, а также максимально эффективно способствовала именно всестороннему и, главным образом, творческому развитию. Это в первую очередь связано с тем, что в студии современного творчества занятия танцами воспринимаются детьми ни как основа, а как сопутствующее целому комплексу занятий. Им нужен достаточно быстрый результат. Поскольку большинство занятий все же проводятся на коммерческой основе, то успех напрямую зависит от качества. Главное, чтобы ученику было интересно, а родители видели результат его творческой деятельности.
Именно развитие творческих способностей считает главной задачей педагог.
Участники студии должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, людьми
42
-
развитым художественным вкусом. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки –
необходимые качества активной, творческой, гармонично развитой личности. Танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке, тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни.
Специально созданная программа обучения направлена на развитие категорий, составляющих творческие способности детей 10-12 лет. К ним относятся:
-
Развитие музыкальности.
-
Развитие коммуникативных навыков.
-
Развитие способностей фантазии и импровизации.
-
Развитие и тренировки психических процессов (эмоциональной
сферы).
Реализация данных категорий осуществлялась поэтапно.
1-й этап – предварительный – проходил в момент набора в студию, заключался в элементарном наблюдении способностей ребенка, затем в течение первых двух занятий фиксировалось в журнале то, что ребенок уже может и знает, так как некоторые дети ранее уже занимались в других группах в других клубах. На данном этапе в коллектив пришли 6 детей из которых 2 имели уже опыт танцевания в других коллективах, 1 – не имел опыта танцевания вообще.
2-й этап – развивающий – осуществлялся с опорой на общие принципы обучения. Одним из основных принципов данной программы обучения является принцип от простого к сложному, т.е. принцип поэтапного усложнения и развития материала.
Основные позиции, положения рук, изучение простейших шагов: в сторону, вперед (каблук передней ноги находится напротив носка задней), назад (носок задней ноги находится напротив каблука передней) с их постепенным усложнением, варьированием.
43
В процессе тренировки педагог использует разные методы обучения. Такая методика проведения занятия, по мнению педагога студии, способствует постепенному развитию технических и творческих способностей. Многообразие методов осуществления педагогического процесса обусловлено тем, что этот процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. Следовательно, методы будут
способствовать наиболее эффективному развитию творческих способностей и активности детей. К ним относятся методы организации
учебно-познавательной деятельности; методы организации взаимодействия детей друг с другом; методы стимулирования творческой деятельности, социального и психического развития детей; методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в основе целостного педагогического процесса в образовательной практике лежат не только методы, но и разнообразные технологии организации творческой деятельности. Исследованием педагогических технологий занимались такие отечественные учёные-педагоги, как В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, М.П. Горчакова-Сибирская, М.В. Кларин, М.М. Левина, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков и др.
Под педагогической технологией понимается «последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса». [14, С. 125].