Файл: Основная образовательная программа по специальности 33. 05. 01 Фармация Учебнометодический комплекс дисциплины фармакогнозия 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1155
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
73
зараженности вредителями запасов ЛРС: метод. рекомендации для преподавателей [Электронный ресурс]: для специальности: Фармация:
ПМФИ - филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ; авторы: Вдовенко-Мартынова
Н.Н., Федотова В.В. - Пятигорск, 2017. - 17 с.Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/
67.Пшукова И.В. Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла: метод. рекомендации для преподавателей по дисциплине- «Фармакогнозия» (очная форма обучения)
+
[Электронный ресурс].
-
Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ Пятигорск: ПМФИ-фил.ВолгГМУ, 2016 68.Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: Анализ фасованной продукции: учеб. пособие / Под ред. И.А. Самылиной. – М.:
ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 288 с.
69.Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: учеб. пособие /
Под ред. И.А. Самылиной, А.А. Сорокиной. – М.: OOO «Медицинское информационное агентство», 2007. – 672 с.
70.Самылина И.А., Аносова О.Г. Атлас: учеб. пособие: в 3 т. – М.: ГЭОТАР-
Медиа, 2007, 2009. – 3 т.
71.Серебряная Ф.К., Федотова В.В.Введение в практический курс фармакогнозии, макроскопический метод анализа лекарственного растительного сырья: метод. рек. на фр. яз. для студентов 3 к. (V сем.) по дисциплине - Фармакогнозия (очн. форма обучения) + [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ Пятигорск: ПМФИ- фил. ВолгГМУ, 2015 72.Серебряная Ф.К., Федотова В.В.Микроскопический метод анализа лекарственного растительного сырья: метод. рек. на фр. яз. для студентов
3 к. (V сем.) по дисциплине - Фармакогнозия (очн. форма обучения)
Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015 73.Федотова В.В. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащее полисахариды: метод. рек. на фр. яз. для студентов 3 к.
(V сем.) по дисциплине - Фармакогнозия (очн. форма обучения) +
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/
Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015 74.Федотова В.В. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащее витамины: метод. рек. на фр. яз. для студентов 3 к. (V сем.) по дисциплине - Фармакогнозия (очн. форма обучения) +
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/
Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015 75.Федотова В.В. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла: метод. рек. на фр. яз. для студентов 3 к. (V сем.) по дисциплине - Фармакогнозия (очн. форма обучения) +
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/
Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015 76.Федотова
В.В.,
Коновалов
Д.А.,
Вдовенко-Мартынова
Н.Н.
Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье,
74
содержащие алкалоиды, фенольные соединения и гликозиды.: метод. рек. для внеаудиторной работы студентов для студентов 3 к. (VI сем.), обуч-ся на фр. яз. по дисц. Фармакогнозия (очн. форма обучения) + [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ Пятигорск: ПМФИ- фил. ВолгГМУ, 2015.
77.Федотова
В.В.,
Коновалов
Д.А.,
Вдовенко-Мартынова
Н.Н.
Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие алкалоиды: м-лы промежуточного контроля для студентов 3 к. (VI сем.), обуч-ся на фр. яз. по дисц. - Фармакогнозия (очн. форма обучения)
+
[Электронный ресурс].
-
Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015 78.Федотова
В.В.,
Коновалов
Д.А.,
Вдовенко-Мартынова
Н.Н.
Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие гликозиды: м-лы промежуточного контроля для студентов 3 к. (VI сем.), обуч-ся на фр. яз. по дисц. - Фармакогнозия (очн. форма обучения)
+
[Электронный ресурс].
-
Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ - Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015 79.Федотова В.В., Коновалов Д.А., Вдовенко-Мартынова Н.Н. Лекции по фармакогнозии: учебное пособие для внеаудиторной работы студентов 3 к.. (5 сем.), обуч-ся на фр. яз. + [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ - Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2016 80.Федотова
В.В.,
Коновалов
Д.А.,
Вдовенко-Мартынова
Н.Н.
Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие фенольные соединения: м-лы промежуточного контроля для студентов 3 к. (VI сем.), обуч-ся на фр. яз. по дисц. - Фармакогнозия (очн. форма обучения) + [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015 81.Фитохимический анализ лекарственного растительного сырья, содержащего эфирные масла: методические рекомендации для внеаудиторной работы студентов
[Электронный ресурс]: для специальности: 33.05.01 Фармация: форма обучения: очная: ПМФИ - филиал ГБОУ ВПО ВолгГМУ, каф. фармакогнозии; авторы: Пшукова И.В.
- Пятигорск, 2016. - 45с. Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/
82.Фитохимический анализ ЛРС, содержащего фенольные соединения: метод. рекомендации для преподавателей, [Электронный ресурс]: для специальности: Фармация: форма обучения: очная: ПМФИ - филиал
ВолгГМУ; авторы: Круглая А.А. - Пятигорск, 2015. - 20с. Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/
83.Фитохимический анализ ЛРС, содержащего фенольные соединения: метод. рекомендации для внеаудиторной работы студентов [Электронный ресурс]: для специальности: Фармация: форма обучения: очная: ПМФИ - филиал ВолгГМУ; авторы: Круглая А.А. - Пятигорск, 2014. - 82с. Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/
84.Химический анализ лекарственных растений / под ред. Н.И. Гринкевич,
Л.Н Сафронич. – М.: Высшая школа, 1983. – 175 с.
75 85.Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения: учеб. пособие / Под ред. Г.П. Яковлева, К.Ф.
Блиновой. – 2-е изд., перераб, и доп. – СПб.: Специальная литература,
2010. – 407 с.
86.Яковлева С.Г. Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды: метод. рекомендации для внеаудиторной работы студентов
3 курс (5 семестр) по дисциплине «Фармакогнозия» (очная форма обучения)
+
[Электронный ресурс].
-
Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ Пятигорск: ПМФИ-фил.ВолгГМУ, 2016.
87.Яковлева С.Г. Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды: метод. рекомендации для преподавателей по дисциплине
«Фармакогнозия» (очная форма обучения) + [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/
Пятигорск:
ПМФИ- фил.ВолгГМУ, 2016.
88.Fedotova V.V. Indicateurs numeriques generaux de les matiere premiere de la plante medicinale: 3ème année + [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ - Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015.
89.Fedotova V.V. Les plantes medicinales et matiere premiere de la plante medicinale, contenant huiles fixes. Analyse phytochimique MPPM,contenant des huiles fixes: le matériel didactique sur les étudiants des écoles pharmaceutiques: 3ème année + [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmedpharm.ru/ - Пятигорск: ПМФИ-фил. ВолгГМУ, 2015.
76
ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра фармакогнозии и ботаники
Авторы: А.Г. Алтайская, М.С. Бабаян, Н.Н. Вдовенко-Мартынова, М.П.
Глушко, Ж.В. Дайронас, Д.А. Коновалов, А.А. Круглая, С.П. Лукашук,
А.С. Никитина, И.В. Попов, О.И. Попова, И.В. Пшукова, В.В. Федотова,
А.А. Шамилов, С.Г. Яковлева
Методические материалы (указания, разработки,
рекомендации) для студентов
по дисциплине «Фармакогнозия»
специальность 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)
Пятигорск 2018
77
ЗАНЯТИЕ № 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 61
Тема:
Введение
в
практический
курс
фармакогнозии.
Фармакогностические методы анализа. Определение подлинности
лекарственного растительного сырья (ЛРС)
Цель:
Ознакомиться с методами фармакогностического анализа, нормативными документами на лекарственное растительное сырьё. Освоить макро- и микроскопический метод анализа лекарственного растительного сырья. Уметь распознавать лекарственные растения по внешним признакам и подлинность цельного, ищмельчённого сырья и порошка в соответствии с требованиями ГФ XIII издания.
Перечень практических навыков:
Знать:
- правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями
(ЛР) и лекарственным растительным сырьем (ЛРС);
- основы систематики растений;
- морфологическую характеристику растений и его вегетативных и генеративных органов;
- характеристику семейств;
- латинские названия ЛР;
- правила работы с микроскопом;
- технику приготовления микропрепаратов: (листа с поверхности, давленого микропрепарата и порошка);
- анатомическую структуру основных вегетативных и генеративных органов растений и тканей;
- основные гистохимические реакции: на крахмал, жирное масло, одревесневшие элементы
- виды нормативной документации, регламентирующие качество ЛРС;
- структуру и требования НД на ЛРС.
Уметь:
- определять по характерным морфологическим признакам лекарственные растения в гербаризированном виде;
- использовать макроскопический анализ для определения подлинности ЛРС;
- правильно записывать латинские названия производящего растения и ЛРС;
- делать заключение о соответствии сырья согласно требованиям нормативной документации;
- проводить внешний осмотр и определить подлинность сырья и органолептические признаки;
- производить морфолого-анатомический анализ цельного, резаного и порошкованного сырья;
- готовить поверхностные препараты микропрепараты порошкованного и резаного сырья;(препарат с поверхности листа давленный препарат);
- работать с микроскопом, определять и зарисовывать диагностические элементы ЛРС, различных морфологических групп;
- провести основные гистохимические реакции;
- определить подлинность ЛРС в соответствии с указаниями НД.
78
Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:
1. Дайте определение фармакогнозии, как науки. Сформулируйте цели и задачи фармакогнозии.
2. Дайте определения основным понятиям и терминам фармакогнозии (ЛР,
ЛРС, подлинность, качество ЛРС и др.)
3. Понятия о ЛРС (цельном, резаном, порошкованном).
4. По каким критериям устанавливают подлинность и качество сырья?
5. Методы фармакогностического анализа. Охарактеризуйте каждый из них.
6. Какие виды НД регламентируют качество ЛРС?
7. Какова цель макроскопического анализа? Почему исследование ЛРС должно начинаться с макроскопического анализа?
8. Как подготовить образец сырья к макроскопическому анализу?
9. Как определить размеры, запах и вкус сырья?
10.Определение морфологической группы ЛРС «листья» (цветки, трава, кора, плоды, семена, подземные органы), как ЛРС.
11.Какие признаки имеют диагностическое значение при макроскопическом анализе листьев, цветков, травы, коры, плодов, семян, подземных органов?
12.Жизненные формы высших растений, которые чаще всего встречаются в современной флоре? (древесные, кустарниковые, травянистые).
13.Правила проведения микроскопического анализа. Работа с микроскопом.
14.Приготовление микропрепаратов различных морфологических групп из свежего, высушенного и замоченного ЛРС. Просветляющие и включающие жидкости.
15.Гистохимические реакции на основные группы БАВ.
Краткое содержание темы: на практическом занятии студенты выполняют задания под руководством преподавателя, заполняя рабочие тетради, разработанные профессорско-преподавательским составом кафедры для каждого раздела по семестрам, используя гербарные образцы лекарственных растений: аир болотный, душица обыкновенная, ромашка аптечная, алтей лекарственный, подорожник большой, календула лекарственная, шиповник собачий, ландыш майский, кориандр посевной, чабрец, полынь горькая, мята перечная, солодка голая, крапива двудомная, мать-и-мачеха, череда трехраздельная, пастушья сумка. Образцы ЛРС: листья крапивы двудомной, листья подорожника большого, листья ландыша майского, листья мать-и- мачехи, листья шалфея лекарственного, корневища аира болотного, корни алтея лекарственного, корневища с корнями валерианы лекарственной, корни солодки голой, трава пустырника пятилопастного, трава чабреца, трава тысячелистника обыкновенного, трава череды трехраздельной, плоды шиповника, плоды кориандра, цветки ромашки аптечной, семена льна, кора дуба, кора крушины ольховидной. Набор постоянных препаратов микропрепаратов фармакопейных видов растительного лекарственного сырья различных морфологических групп (не менее 20 шт.) Образцы крупно измельчённых корней солодки, листьев (цельных) мяты перечной,
79
измельчённых семян клещевины или льна для проведения основных микрохимических реакций и приготовления микропрепаратов.
Основные этапы работы на практическом занятии:
Работа № 1. Основные термины и определения
Задание 1. Дайте определение основным терминам и понятиям, перечисенным в ребочей тетради
Работа № 2. Макроскопический анализ ЛРС
Задание 1. Получите у преподавателя сырьевой образец лекарственного растительного сырья. Определите принадлежность образца к определенной морфологической группе. Запишите русское и латинское название производящего растения, сырья, семейства, название НД, в соответствии которой будете проводить анализ.
Задание 2. Пользуясь соответствующей схемой макроскопического анализа и методами макроскопического анализа опишите внешние признаки предложенного Вам сырья в виде соответствующей таблицы.
Работа № 3. Определение органолептических проб ЛРС
Задание 1. Проведите определение цвета, вкуса и запаха образцов ЛРС.
Укажите технику и результаты определения.
Работа № 4. Приготовление и изучение микропрепаратов
Задание 1. Составьте стандартную операционную схему «Приготовление микропрепарата листа с поверхности» в соответствии с требованиями ГФ
XIII изд.:
Задание 2. Составьте стандартную операционную схему «Приготовление микропрепарата поперечного среза» и «давленого» препарата в соответствии с ГФ XIII изд.
Задание 3. Составьте стандартную операционную схему «Приготовление микропрепарата порошкованного сырья»:
Задание 4. Проведите микроскопический анализ сырья морфологической группы «Листья». Укажите анатомо-диагностические признаки. Заполните таблицу распределения диагностических признаков по тканям.
Задание 5. Проведите микроскопический анализ сырья морфологической группы «Корни, корневища». Приготовьте «давленый» микропрепарат корня солодки. Заполните таблицу, описывая характеристику анатомических структур исследуемого объекта.
Ознакомьтесь с техникой проведения люминисцентной микроскопии в соответствии с требованиями ГФ XIII изд.
Задание 6. Проведите гистохимическое исследование. Запишите результат реакции.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Показатели, характеризующие качество ЛРС. Фармакопейные
методики определения влажности, содержания золы, экстрактивных
веществ в ЛРС