Файл: Основы технического.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 728

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

165
Рис. 7.4. Организационная структура автоматизированной системы управления ДИСПАРК
Основным элементом системы ДИСПАРК является вагонная модель дороги (ВМД). Парк вагонов ВМД включает в себя вагоны, находящиеся на выделенных станциях (в том числе в поездах, на станционных путях, на подъездных путях клиентуры, в вагонных депо и т. п.), на участках между выделенными станциями, и вагоны, следующие на дорогу. Структурная схе- ма вагонной модели показана на рис. 7.5.
Единая вагонная модель обеспечивает при однократном вводе данных об операциях с поездами, вагонами и грузами их многократное использова- ние без дополнительных ручных работ, что увеличивает достоверность ин- формации и ее однозначность в различных приложениях.
Сбор данных и информационное обеспечение системы осуществляется следующими способами:
АСУ СПВ
(АРМ СПВ)
Станции пе- редачи ваго- нов между государст- вами
АСУСС
КСАРМ
АСУГС
АСУКП
Сортировоч- ные станции и станции, обо- рудованные
АСУ
АРМ ТВК
АРМ ПС
АРМ КП
Решающие погрузоч- ные стан- ции
АП АСО-
УП
(ТА, АРМ)
Остальные станции, введенные в
АСОУП
АРМ ВЧД,
ППС, ППВ,
МПРВ,
ПТО, ПТПВ
Вагоноре- монтные предприятия дороги
АРМ МДПВ
(АП АСО-
УП)
Пункты уче- та передачи вагонов меж- ду дорогами
РФ
ГВЦ
Сетевая
ВМ
Сетевые при-
кладные за-
АРМ диспетчера
ф
ИВЦ
АСОУП
ВМД
Дорожные прикладные задачи
АСОУП ж.д. соседнего го- сударства
АРМ дорожного
диспетчера
АСОУП
соседней
АРМ диспет- черов ДЦУП
Сетевой
уровень
Дорожный
уровень
Л и н е й н ы й у р о в е н ь

166
- передача информации кодированными сообщениями: сообщение 1353
(аналог формы ВУ-23), сообщение 1354 (аналог формы ВУ-36), сообщение
4624 (аналог листка учета комплектации грузового вагона) и др.;
- передача информации с помощью кодированных форм учета (форм запроса): например, форма 2724 (остаток груженых вагонов, требующих те- кущего отцепочного ремонта), форма 2725 (остаток неисправных вагонов, требующих текущего отцепочного ремонта) и др.
Рис. 7.5. Структурная схема вагонной модели дороги
ВАГОННАЯ
МОДЕЛЬ
ДОРОГИ
− общие и картотечные данные;
− об отправке;
− о включении в поезд;
− о нахождении в нерабо- чем парке;
− о неисправностях и ре- монте;
− об осмотре на СПВ;
− о прохождении междо- рожных стыков;
− операции с вагоном на дороге;
− прогнозные данные о работе с вагоном на до- роге.
СВЕДЕНИЯ О ВАГО-
НАХ
− подход вагонов к доро- ге;
− общее наличие вагонов на дороге, за границей, подъездных путях;
− рабочие и неисправные вагоны;
− резервы «РЖД»;
− для спецтехнадобностей и др.
Инвентарного парка
Собственные
Арендованные
Других государств
(«чужие»)
Компаний операторов
ВАГОНЫ


167
Вся информация, содержащаяся в системе ДИСПАРК, базируется на сплошной по охвату и непрерывной регистрации данных, характеризующих наличие, состояние и использование грузовых вагонов, включая:
- отправление поезда (сообщение 200);
- прибытие поезда (сообщение 201);
- проследование поезда (сообщение 202);
- расформирование поезда (сообщение 203);
- оставление поезда на промежуточной станции (сообщение 204);
- изменение индекса поезда (сообщение 209);
- формирование натурного листа поезда (сообщение 02);
- прицепка, отцепка, корректировка состава поезда (сообщение 09);
- погрузка вагонов (сообщение 410);
- выгрузка вагонов (сообщение 242);
- перечисление вагонов в неисправные (сообщение 1353);
- выход вагонов из ремонта, перенумерация и регистрация в картотеке, исключение из инвентаря (сообщение 1354);
- подача и прием вагонов с подъездного пути (сообщение 1397).
Для того чтобы обратиться к системе ДИСПАРК, нужно с автоматизи- рованного рабочего места, имеющего разрешение обращаться к ДИСПАРК, послать сообщение-запрос на передачу или выдачу сведений. В общем виде формат сообщения-запроса выглядит следующим образом:
(:АДРЕС ВИДДОК:ДОПДАН), где АДРЕС – цифровое обозначение адресата запроса, например, 212 – ад- ресат запроса – ВМД, 4618 – картотека ГВЦ и т.д.);
ВИДДОК – вид документа, регламентированный для данного запроса, как правило, номер макета справки, по которому производится выборка дан- ных из картотек и ВМД;
ДОПДАН – дополнительные данные, регламентированные макетом за- проса, как правило, уточняющие объект запроса – его местонахождение, но- мер, уникальный идентификатор и т.д.
В систему ДИСПАРК введена электронная картотека всего парка ваго- нов (АБД ПВ) с данными технического паспорта на каждый грузовой вагон
(форма ВУ-4М) по 67 показателям, характеризующим его технические пара- метры. Система располагает информацией о дислокации вагонов (местона- хождении на каждом из 849 поездных участков, или на каждой из 3875 стан- ций, открытых для грузовых операций, или в каждом из 157 вагонном депо
России), их положении (груженом или порожнем, под погрузкой или выгруз- кой), технологическом состоянии (в рабочем или нерабочем парке, в том числе в резерве, неисправные, для специальных технических надобностей и др.).
Особенностью системы является то, что отслеживание вагонов осуще- ствляется в режиме реального времени, а не в момент его нахождения в ста- тическом положении на конец отчетных суток (18 часов Москвы).


168
Таким образом, исходя из общей характеристики следует, что ДИС-
ПАРК является комплексной системой, охватывающей все уровни управле- ния и в которой задействованы различные службы железных дорог: вагонно- го хозяйства, управления перевозками, грузовой и др. Для освоения техноло- гии автоматизированного учета, реализованной в системе ДИСПАРК, ниже приведен анализ двух задач, которые наиболее часто используются при тех- ническом обслуживании грузовых вагонов.
Машинный учет неисправных вагонов
. Технология решения задачи предполагает автоматизированную обработку на всех уровнях управления: линейном (ПТО, станция), дорожном (ИВЦ) и сетевом (ГВЦ).
Данные о вагоне, подлежащем перечислению из рабочего парка в парк неисправных, передаются в ИВЦ дороги с пунктов технического обслужива- ния вагонов или со станции дислокации вагонов при помощи специального сообщения (сообщение 1353), данные которого соответствуют показателям, предусмотренным формой ВУ-23М «Уведомление на ремонт грузовых ваго- нов».
Порядок формирования сообщения следующий. Работники ПТО пере- дают по радиосвязи (или другим способом) сведения о переводе вагона в парк неисправных оператору ПТО или станции (если технические возможно- сти ПТО не позволяют самостоятельно вводить сообщения), который вводит эту информацию в АРМ. АРМ станции содержит информацию о вагонах, на- ходящихся на данной станции, в объеме телеграммы-натурного листа (ТГНЛ) и дорожной картотеки парка вагонов (ДКПВ). Оператор ПТО, станции про- изводит контроль при формировании и передачу сообщения 1353. Сообще- ние поступает в ИВЦ, где проходит контроль по вагонной модели дороги и
ДКПВ. При отсутствии ошибок выдается печатная форма ВУ-23М, которая подписывается осмотрщиком вагонов и оператором станции. При наличии ошибок в сообщении 1353 или несоответствии введенной информации ВМД и ДКПВ выдается диагностическое сообщение 497.
Сообщение 1353 о неисправном вагоне фиксируется в АРМ станции и
ВМД в ИВЦ, реализуя запрет на постановку неисправного вагона в поезд без специальных документов. Сообщение 1353 из ИВЦ передается в ГВЦ, где перевод вагона в неисправные фиксируется в базе технического состояния вагонов (БТСВ) и вагонной модели сети.
Если необходимо сделать пересылку вагона к месту ремонта, работни- ки ПТО (через оператора АРМ) формируют и передают в ИВЦ сообщение
1352, которое отменяет запрет на постановку неисправного вагона в поезд.
При оформлении натурного листа поезда, на основании сообщения 1352, по данному номеру вагона проставляется признак «Неиспр.». На станции от- правления формируется и передается в ГВЦ сообщение 1352 с индексом по- езда и временем отправления вагона со станции. Вагон снимается с наличия неисправных по станции и числится как неисправный, находящийся в поезде в движении. По прибытии поезда на станцию назначения оператор передает


169
сообщение 1353, которым вагон снимается с наличия неисправных в поездах в движении и переводится в наличие неисправных по станции назначения.
Моментом зачисления в наличие неисправных грузовых вагонов для всех видов ремонта считается время прибытия на станцию поезда, от которо- го отцепляются неисправные вагоны, прибывшие с сопроводительным лист- ком формы ВУ-26М. В остальных случаях зачисление вагонов в неисправные производится по времени, указанном в уведомлении на ремонт формы ВУ-
23М. В АРМ время зачисления в неисправные передает автоматически.
После ремонта вагона вводится информация в АРМ линейного пред- приятия (станции, ВЧД, ПТОР и др.) в соответствии с данными формы ВУ-
36М. В АРМ линейного предприятия содержится информация о вагонах, на- ходящихся на станции в неисправном состоянии (в объеме формы ВУ-23М,
ТГНЛ и ДКПВ). Производится формирование и передача сообщения 1354 в
ИВЦ, где проходит контроль на наличие данного вагона в неисправных по
ВМД и ДКПВ. Результат контроля выдается оператору депо (ПТОР) в виде диагностического сообщения 497, а при отсутствии ошибок – печатной фор- мы ВУ-36М, которая подписывается начальником станции и ВЧД. Време- нем перевода вагона в рабочий парк считается время ввода сообщения 1354 в
АРМ линейного предприятия.
На дорожном уровне средствами системы осуществляется: прием, контроль, накопление, выдача результатов обработки в виде диагностическо- го сообщения 497; создание выходных печатных форм ВУ-23М, ВУ-26М,
ВУ-36М и справки об остатке неисправных вагонов для отчета формыДО-2; формирование и передача на сетевой уровень сообщений 1352, 1353, 1354,
128, соответствующих вышеперечисленным формам, и сообщение 4770 в случае перехода неисправным вагоном междорожного стыка.
На сетевом уровне принятые в ГВЦ, сообщения в автоматизированном режиме контролируются и загружаются в БТСВ, которая обеспечивает нако- пление и хранение пономерной информации о вагонах, находящихся на станциях. В ВМС по сообщению 461 в БТСВ делается отметка о состоянии вагона. Вагонная модель сети фиксирует сведения о передаче вагонов с доро- ги на дорогу, о чем сообщением 311 корректируются данные БТСВ.
Информация о ремонте и модернизации вагона фиксируется в элек- тронном техническом паспорте.
Электронная картотека вагонов
, инвентарного парка содержит техни- ческие паспорта на каждый вагон, размещенные на магнитных носителях.
Перечень показателей электронной карточки данных в картотеке приведен в табл. 7.3.
С помощью электронной картотеки могут быть получены ответы на следующие задачи:
- сколько вагонов, какого типа должно быть поставлено в ремонт в за- данный интервал времени;
- как дислоцированы по сети РЖД новые вагоны;


170
- сколько вагонов в заданный период должно быть исключено из ин- вентарного парка;
- сколько и где дислоцировано вагонов с просроченными видами ре- монта и др.
Доступ к данным электронной картотеки обеспечивается через систему кодированных запросов.
Таблица 7.3
Перечень показателей электронной картотеки данных о вагоне
Номер вагона
Конструкция котла
Дата регистрации (число, месяц, год)
Код значимости стоимости
Причина зачисления (регистрации)
Первоначальная стоимость вагона
Код государства-собственника
Балансовая стоимость вагона
Завод постройки
Расходы на модернизацию
Дата постройки (число, месяц, год)
Код ВЧД (ВРЗ) последнего КР
Тип вагона
Дата последнего КР (число, месяц, год)
Модель вагона
Код ВЧД последнего ДР
Тара
Дата последнего ДР (число, месяц, год)
Заводской номер
Дата перенумерования (число, месяц, год)
Грузоподъемность
Старый номер вагона
Длина
Признак качества вагона
Габарит
Признак прохождения предпоследней пе- реписи
Материал кузова
Признак прохождения последней переписи
Тип воздухораспределителя
Код станции последней переписи
Авторегулятор рычажной передачи
Причина исключения вагона
Рычажная передача
Код дороги закрепления вагона
Авторежим
Сумма накопленного износа со дня экс- плуатации
Ручной тормоз
Признак двойника
Тип автосцепки
Признак наличия техпаспорта
Тип поглощающего аппарата
Код ВЧД закрепления (рефрижераторные)
Постановка буферов
Номер секции (рефрижераторные или вер- тушки)
Код модели тележки
Дата исключения вагона (число, месяц, год)
Подпольные балочки
Вид предстоящего планируемого ремонта
Калибровка котла
Дата предстоящего планируемого ремонта
(дата, месяц)
Сливной прибор
Код предприятия последней работы с ва- гоном
Наличие рамы
Основным направлением развития электронной картотеки является создание электронного видеопаспорта грузового вагона, которое позволит решить ряд вопросов, связанных с оценкой технического состояния вагона:

171
- определить заранее (на любом расстоянии от места дислокации) при- годность вагона под погрузку определенных видов груза;
- устанавливать объемы ремонта по каждому вагону и тем самым управлять сроками его ремонта;
- планировать заранее виды ремонта в целях сокращения дефицита по- грузочных ресурсов;
- контролировать состояние груза (габариты, положение, повреждение упаковки) и вагона.
В перспективе в условиях эксплуатации технические и программные средства должны позволять обнаруживать платформы с незакрытыми борта- ми, вагоны с незакрытыми дверями и люками, контролировать состояние ав- тосцепки, повреждения крыши, обшивки боковых стен, отсутствие дверей и люков, перекос кузова, уширение кузова вагона более 75 мм на одну сторону, открытые загрузочные люки и др.
Методика реализации системы видеопаспортизации вагонов основыва- ется на использовании телевизионных средств видеоконтроля, локальных вычислительных сетей и баз данных. Средства видеопаспортизации должны представлять систему, которая обеспечивает автоматическое распознавание контролируемых параметров и отображение их в виде единого блока. При- мерный вид видеопаспорта приведен на рис. 7.6.
Рис. 7.6. Примерный вид видеопаспорта вагона
Дата
_______
Время _________
Поезд №_________
Индекс поезда _____________
Вагон №_________
Вид слева
Вид справа
Вид сверху
Вид пломбы
Вид пломбы левой двери правой двери
Вид снизу 1
Вид снизу 2