Файл: Основы технического.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 731

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 8. Автоматизированные системы управления
и учета
8.1. Автоматизированная система управления вагонным
хозяйством
Автоматизированная система управления вагонным хозяйством (АСУ-
В) является комплексной многоуровневой системой, объединяющей все уровни управления. АСУ-В включает в себя совокупность технических, тех- нологических, логических, организационных решений и управляющих воз- действий, принимаемых в подразделениях вагонного хозяйства, для целена- правленного изменения состояния объектов вагонного хозяйства.
До 1997 года разработка АСУ-В проводилась в условиях недостаточ- ной централизации разработок и отсутствия единых критериев, что привело к дублированию многих задач АСУ и невозможности создания типового про- граммного обеспечения. С 1997 года АСУ-В включена в состав комплекса информационных технологий управления инфраструктурой железнодорож- ного транспорта (КИТ-3). В дальнейшем АСУ-В создавалась как распреде- ленная система поддержки принятия решений руководителей вагонного хо- зяйства в условиях единых критериев комплекса КИТ-3.
В соответствии с принятой структурой управления вагонным хозяйст- вом в АСУ-В выделяют три самостоятельных, но информационно связанных между собой уровня: АСУ-В линейного уровня; АСУ-В дорожного уровня;
АСУ-В сетевого уровня. Линейный, дорожный и сетевой уровни АСУ-В реа- лизуются через систему АРМов. Концепцией организационно-функциональ- ной структуры управления вагонным хозяйством предусмотрено разделение вагонного хозяйства на две сферы: ремонтную и эксплуатационную. В ре- зультате будет создана центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов
(ЦДРВ), а на сети дорог (кроме Калининградской и Сахалинской) будет функционировать 210 вагонных депо, в том числе 129 ремонтных и 81 экс- плуатационное. В связи с этим возможны изменения в структуре АСУ-В.
Согласно принятой концепции информатизации АСУ-В должна иметь обязательную взаимосвязь с другими функциональными подсистемами КИТ в рамках производственных связей вагонного хозяйства с другими хозяйст- вами и подразделениями железнодорожного транспорта. На рис. 8.1. приве- дена схема информационных связей автоматизированной системы управле- ния в вагонном хозяйстве. Информационное обеспечение системы осуществ- ляется путем передачи информации кодированными сообщениями.
В табл. 8.1 приведены основные сообщения АСУ-В. В основу автома- тизированной системы управления вагонным хозяйством положены функ- циональные возможности автоматизированных систем АСОУП, ДИСПАРК

(см. главу 7.4), СОКПВК.

178
ИВЦ ЖД
АСОУП
СОКПВК
ВМД
Файл-накопитель
информацией
между АРМами
Суточный
доклад
начальнику
дороги
ГВЦ
АБД ПВ
ДИСКОР
(отчетность
по колесным
парам)
КСАРМ ВЧД
Учет наличия,
ремонта, про-
стоя неисправ-
ных вагонов
АСУ ПТО
Сортировочной
станции
АРМ-В-ВАГОН
АРМ-В-КОЛЕСО
АРМ сменного
инженера
(АРМ терминал)
АРМ ЦПК
АСК ПС
СЛУЖБА ВАГОН-
НОГО ХОЗЯЙСТ-
ВА ДОРОГИ
АРМ Тер-
минал
Запрос
(передача)
Любые запросы
сообщений из любых за-
дач
АРМы
ЛПК
АСК ПС в ВЧД
и НОД
АРМы ЛПК
АСК ПС
ДИСК
КТСМ-01,
с. 36 в АСУ ПТО
с. 1353-1354 в ВМД
с. 8290-8292, 8294
с. 135
3-1
354
в
ВМ
Д
с. 134
1
в
СО
КПВК
с. 829
0,
8293
-8
295
с. 829
0-8
295
с. 1353-1354
с. 394
7-3
949
с. 1809-1810, 1814-1816
Данные для доклада
нач. дороги
с. 1811-1813, 2955-2957
Справки из ВМД,
АСОУП, СОКПВК и др.
Рис. 8.1. Схема информационных связей АСУ вагонного хозяйства:
АСОУП - автоматизированная система оперативного управления перевозками на дорожном уровне; СОКПВК - автоматизированная система оперативного контроля и учета повреждений грузовых ваго- нов и контейнеров; АБД ПВ - автоматизированный банк данных парка вагонов; АРМ ЦПК (ЛПК) АСК ПС - автоматизированное рабочее ме- сто центрального (линейного) поста контроля автоматизированной системы контроля подвижного состава.
*) штриховыми линиями выделены элементы дорожного и сетевого уровня АСУ-В.

179
Таблица 8.1
Основные сообщения в системе АСУ-В
Назначение сообщений
Код и наименование сообщений
Сообщения в ВМД для системы ДИСПАРК
1353
«Об отцепке вагона в ремонт»
1354
«О выпуске вагонов из ремонта»
Сообщения для системы
СОКПВК
1341
«О повреждении вагонов грузового парка при по- грузке, выгрузке и маневровой работе»
1342
«О ходе и результатах расследования случаев по- вреждения вагонов грузового парка при погрузке, вы- грузке и маневровой работе»
Сообщения для системы
ДИСКОР
(отчетность ф. ВО-7)
2955
«Сведения о работе вагоноколесных мастерских за сутки»
2956
«Сведения по обеспечению ВЧД колесными пара- ми и работах, выполненных за месяц»
2957
«Сведения о наличии, ремонте и обороте вагонных колесных пар за полугодие»
3947-3949
(сведения для ГВЦ аналогичные с. 2955-2957 по всем ВКМ депо дороги)
Сообщения для АРМ-В-ВАГОН
1809
«Сведения о наличии неисправных грузовых вагонов»
1810
«Сведения о ремонте, модернизации и разделке вагонов»
1814-1816
«Сведения о подготовке вагонов под погруз- ку, промывке цистерн»
Сообщения для
АРМ-В-КОЛЕСО
1811-1813
«Сведения о наличии, ремонте и обороте ко- лесных пар»
Сообщения для обмена данными между АРМами
КСАРМ ВЧД, АСУ ПТО
8290
«Уведомление об отцепке вагонов в ремонт
(ф. ВУ-23)»
8291
«О пересылке вагонов в ремонт»
8292
«Об отправке вагона без ремонта»
8293
«Уведомление о приемке вагоновиз ремонта
(ф. ВУ-36)»
8294
«О постановке вагонов на ремонтные пути»
8295
«О снятии вагона с учета без ремонта»
Комплекс взаимосвязанных задач автоматизированной системы управ- ления вагонным хозяйством на линейном и дорожном уровне включает:
- автоматизированные системы управления техническим обслуживани- ем вагонов на сортировочных станциях (АСУ ПТО);
- комплексную систему автоматизированных рабочих мест вагонного депо (КСАРМ ВЧД);
- АРМы для передачи и запроса информации по каналам связи (АРМ-
Терминал);
- АРМ службы вагонного хозяйства по учету наличия и ремонта грузо- вых вагонов, подготовки вагонов под погрузку в ВЧД дороги (АРМ-В-
ВАГОН);
- АРМ службы вагонного хозяйства по учету наличия, ремонт и оборо- та колесных пар (АРМ-В-КОЛЕСО).


180
Пользователями системы являются руководители всех уровней управ- ления, инженерно-технические работники, работники линейных предпри- ятий.
Структура и назначение АРМ линейного уровня рассмотрены в разде- лах 8.2 и 8.3. Ниже приводится описание АРМ дорожного уровня.
АРМ-В-Вагон
предназначен для обеспечения службы вагонного хозяй- ства данными о наличии и ремонте вагонов, подготовки вагонов под погруз- ку в грузовых вагонных депо дороги.
Передача информации из линейных предприятий вагонного хозяйства осуществляется в виде сообщений:
- 1809 «Сведения о наличии неисправных грузовых вагонов»;
- 1810 «Сведения о ремонте, модернизации и разделке вагонов»;
- 1814 «Подготовка вагонов под погрузку на основных ПТО»;
- 1816 «Подготовка цистерн под налив».
АРМ-В-Вагон поддерживает базу данных о наличии и ремонте вагонов в вагонных депо дороги, формирует данные для «Суточного доклада началь- нику дороги», обеспечивает получение за любые отчетные сутки документов:
- общее наличие неисправных вагонов по роду вагонов;
- наличие неисправных вагонов по видам ремонта и родам вагонов;
- наличие неисправных вагонов по родам вагона и видам ремонта;
- сведения об исключенных вагонах;
- сведения о текущем ремонте вагонов;
- сведения о деповском ремонте вагонов;
- сведения о капитальном ремонте и модернизации вагонов;
- подготовка вагонов под погрузку на основных ПТО;
- подготовка цистерн под налив.
АРМ-В-Колесо
предназначен для обеспечения службы вагонного хо- зяйства данными о наличии, ремонте и обороте и колесных пар в вагонных депо дороги. Передача информации из вагонных депо осуществляется через
АРМ Терминал.
АРМ-В-Колесо поддерживает базу данных о наличии, ремонте и обо- роте колесных пар в ВЧД и ВКМ дороги, а также формирует информацию за любой период текущего месяца (года) в виде документов:
- справки о наличии, ремонте и обороте колесных пар по отдельному
ВЧД, по дороге;
- справки о наличии, ремонте и обороте колесных пар по отдельному
ВКМ, по дороге;
- отчет формы ВО-7 о наличии, ремонте и обороте колесных пар за по- лугодие по отдельному ВЧД, по дороге»;
- отчет формы ВО-7 о наличии, ремонте и обороте колесных пар за по- лугодие по отдельному ВКМ, по дороге.
Для задачи «Отчетность по обеспечению колесными парами предпри- ятий вагонного хозяйства», решаемой в системе ДИСКОР, АРМ-В-КОЛЕСО


181
передает сообщения 3947-3949, которые формируются на основе сообщений, принимаемых из ВЧД и ВКМ:
-
2955
«Сведения о работе вагоноколесных мастерских за сутки»;
-
2956
«Сведения по обеспечению ВЧД колесными парами и работах, выполненных за месяц»;
-
2957
"Сведения о наличии, ремонте и обороте вагонных колесных пар за полугодие».
Передача входных сообщений в АРМ-В-Вагон, АРМ-В-Колесо осуще- ствляется через файл-накопитель информации, созданный в системе АСОУП.
В АРМах имеется функция рассылки документов пользователям локальной сети управления дороги, у которых устанавливается АРМ для их просмотра.
Более подробно с технологией обработки информации в рамках авто- матизированной системы управления вагонным хозяйством можно ознако- миться в учебном пособии [37].
8.2. Автоматизированная система управления техническим
обслуживанием вагонов на сортировочных станциях
Основной подсистемой АСУ-В на линейном уровне управления явля- ется автоматизированная система управления техническим обслуживанием вагонов на сортировочных станциях (АСУ ПТО) с использованием специали- зированных путей текущего ремонта и комплекса средств диагностики (см. раздел 9.5). Необходимым условием внедрения АСУ ПТО является наличие автоматизированной системы управления сортировочной станцией (АСУ
СС).
Технические средства АСУ ПТО обеспечивают связь с устройствами контроля системы АСК ПС (см. раздел 8.3), находящимися на подходах к сортировочным станциям. Это позволяет оперативно передавать операторам
ПТО парка прибытия информацию о неисправных вагонах для контроля по- сле прибытия поезда. После осмотра и подтверждения неисправности вагон может быть отцеплен в текущий отцепочный ремонт. Основным условием реализации функций управления АСУ ПТО является оперативный обмен ин- формацией между АСУ ПТО и осмотрщиками вагонов. В большинстве слу- чаев такое взаимодействие осуществляется через оператора ПТО по радио- связи. В перспективе предусматривается внедрение специальных носимых терминалов, позволяющих осмотрщикам иметь прямую связь с АСУ ПТО.
Схема информационных связей автоматизированной системы управ- ления техническим обслуживанием вагонов представлена на рис. 8.2 и вклю- чает:
- центральную ПЭВМ, на которой решаются все задачи АСУ ПТО, имеющую канал связи с АСУ СС;
- АРМ операторов ПТО парков прибытия и отправления. Основная функция АРМ операторов ПТО - обеспечение ввода информации в АСУ


182
ПТО. Автоматизированное рабочее место операторов ПТО имеет встроенный
АРМ Терминал для запроса и приема необходимой информации из АСУ
ПТО, АСУ СС, АСОУП, ВМД, архива станции и др.
- АРМ начальника ПТО представляет собой АРМ Терминал с необхо- димыми шаблонами для запроса информации из АСУ ПТО, АСУ СС, и др.;
- терминальные устройства у операторов и в помещениях ремонтных бригад ПТО парков отправления для выдачи нарядов на ремонтные работы;
- терминальные устройства в технической конторе (ТК) станции для получения справок о готовности поезда к роспуску, форм ВУ-23 и ВУ-26.
Входной информацией для решения задач АСУ ПТО являются инфор- мационные сообщения (табл. 8.2). Для примера приведена структура сооб- щений с использованием АСУ ПТО в парке прибытия (табл. 8.3)
АСУ СС
ПЭВМ
АСУ ПТО
Станционный вычислительный центр
с. 8290-8292, 8294 в КСАРМ ВЧД
с. 4965, 4967 в архив стан-
ции
с. 0008-0009
с. 02, 08, 09, 200, 201, 1368,
4965-4968
АРМ
оператора ПТО
Терминальные уст-
ройства техконторы
АРМ
начальника ПТО
Терминальные уст-
ройства ПТО парка
отправления
Выд
ач
а
на
р
яд
а
на
ра
бо
ты
Запрос документов
Запрос наряда для ПТО
парка отправления
с. 0
036
Справка о готовности поезда
с. 8291, Справки о готовности поезда, о работе ПТО и др.
с. 0031, 0032, 0036
С
. 13
54
, зап
росы
в
ВМ
Д
и
АС
ОУ
П
с. 118
и
др
. сп
равки
из
ВМД
, АС
ОУП
и
др
.
Рис. 8.2. Схема информационных связей АСУ ПТО
ВУ
-2
3,
ВУ
-2
6

183
Таблица 8.2
Основные сообщения в системе АСУ ПТО
Источник сообщения номер сообще- ния
Наименование сообщения
Сообщения, формируе- мые комплексом задач
АСУ ПТО для внутрен- него обмена информаци- ей
0031 0032 0036
Дефектная ведомость на поезд
Состав бригад
Список отремонтированных вагонов
Сообщения, передавае- мых из комплекса задач
АСУ СС
02 08 09 200 201 203
Натурный лист поезда
Выставка поезда
Корректировка натурного листа поезда
Об отправлении поезда
О прибытии поезда
О роспуске состава
Другие сообщения, обеспечивающие ведение в АСУ ПТО полной модели сортировочной станции.
Таблица 8.3
Структура сообщений АСУ ПТО в парке прибытия
Номер сообщения / справки
0032 201 0031
- код станции;
- номер парка и сме- ны;
- время начала работы смены;
- номера бригад;
- табельные номера осмотрщиков вагонов.
- номер и индекс поезда;
- парк, путь и время при- бытия поезда;
- станция формирования поезда;
- время отправления со станции отправления;
- номера вагонов, посы- лаемых в ремонт с линей- ных ПТО;
- данные о вагонах с опас- ными грузами.
- код станции;
- номер парка, пути и поезда;
- время предъявления поезда к техническому обслуживанию;
- номер бригады;
- время окончания осмотра поезда;
- номера «сходных» вагонов;
- инвентарные номера неисправ- ных вагонов;
- сторону осмотра;
- вид требуемого ремонта;
- коды ремонтных работ в соот- ветствии с классификатором;
- табельные номера осмотрщиков вагонов;
- коды пунктов ремонта (если ва- гоны отцепляются в текущий, де- повской ремонт или пересылаются в ремонт);
- место и дата последнего вида ре- монта, год постройки (если вагоны отцепляются в текущий, депов- ской или капитальный ремонт);
- год постройки вагона.