ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 736
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
224
Рис. 9.11 Аппаратура контроля нагрузки от колес вагонов на рельсы а) размещение измерительных преобразователей (тензорезисторов) на рельсах; б) блок-схема: 1-8 – тензорезисторы; 9 – регулятор чувствительности; 10
– суммирующий трансформатор; 11 – усилитель; 12 – демодулятор; 13 – частотный фильтр; 14 – генератор
Сравнительно давно разработаны и налажено массовое производство те- чеискателей. Назначение – определение мест утечек воздуха из поездной маги- страли при техническом обслуживании вагонов в поездах. Диагностический признак – шум выходящего воздуха в места утечки. Рекомендованы течеиска- тели ТЧ 205, ТЧ 207, ТЧ 209. Используется акустический приемник (конденса- торный микрофон), работающий в частотном диапазоне до 100 кГц. Масса при- бора – 0,3 кг. Широко распространения не получили.
С 2002 г. НПО «Микроакустика» рекомендуется бесконтактный носимый измеритель температуры БТ 291.1. Назначение – дистанционное измерение температуры нагрева буксовых узлов и диагностика оборудования электро- снабжения подвижного состава.
В процессе технического обслуживания вагонов прибор может быть по- лезен для контроля осмотрщиками вагонов букс, выявленных аппаратурой теп- лового контроля (ДИСК-Б, КТСМ).
Аналогичное миниатюрное устройство с использованием болометра и размещаемое на аккумуляторном фонаре осмотрщика вагонов, выпускалось опытным заводом ВНИИЖТ в Екатеринбурге в конце 80-х гг., но широкого распространения не получило.
Прибор БТ-291.1 предо
225
ставляет пользователям новые возможности:
- автокалибровку;
- лазерный прицел;
- снабжен микропропроцессорным контроллером с клавиатурой и жид- кокристаллическим дисплеем для управления и считывания информации;
- базу данных на 235 измерений;
- устройство обмена данными с IBM- совместимым компьютером;
- звуковую и световую индикацию;
- термозонд для контактного измерения температуры контролируемого объекта и его излучающей способности;
- имеет встроенное программное обеспечение для вычисления измеряе- мой температуры с учетом излучающей способности объекта.
Техническая характеристика:
- диапозон измеряемых температур от нагретых объектов с излучательной способностью от-30 0
С до + 150 0
С;
- время измерения 10 мс.;
- разрешение по температуре 1 0
С;
- масса измерителя (без чемодана) – 1,7 кг;
- габаритные размеры 220 х 110 мм.
ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
226
ОБСЛУЖИВАНИЯ ВАГОНОВ
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 27
Глава 10. Подготовка грузовых вагонов к перевозкам
10.1 Назначение, классификация и размещение пунктов
подготовки вагонов к перевозкам
До 1962 г. специальная подготовка грузовых вагонов к погрузке на отече- ственных дорогах не производилась. Однако, в период примерно с 1958 по 1962 гг. в МПС обсуждалась проблема сокращения объема работ по техническому обслуживанию вагонов на сортировочных станциях. В результате возникла и была реализована идея организации специальной подготовки порожних вагонов под погрузку на специализированных для этой цели ПТО, размещаемых на станциях массовой погрузки вагонов, или на станциях, предшествующих по- грузочным районам. Таким образом, подготовка вагонов под погрузку явилась по сути плановым профилактическим техническим обслуживанием, включаю- щим частичное восстановление кузовов. Впоследствии было разработано спе- циальное технологическое оборудование для этих пунктов: вагоноремонтные машины, устройства для ремонта дверей крытых вагонов, крышек люков полу- вагонов и бортов платформ, автоматизированные системы промывки котлов цистерн и.т.д. Были разработаны типовые схемы пунктов, типовые проекты производственных помещений и типовые технологические процессы подготов- ки вагонов. Термин «подготовка вагонов под погрузку» заменен термином
«подготовка вагонов к перевозкам». Регламентирован текущий отцепочный ре- монт порожних вагонов при подготовке к перевозкам (ТР-1). Вагоны с боль- шим объемом ремонта перечисляют в нерабочий парк и ремонтируют текущим ремонтом на специально оборудованных путях. Приказами начальников отде- лений дорог по каждому пункту, в границах отделения, устанавливается коли- чество вагонов в группе, подаваемой для подготовки, и время их простоя для подготовки.
В доперестроечный период была установлена специализация пунктов по типам вагонов: крытые и изотермичные; полувагоны и платформы; цистерны и битумные полувагоны [16].
Были также установлены три категории пунктов по производственной мощно- сти – среднесуточному количеству подготовленных вагонов (табл. 10.1).
В период перестройки объем погрузки вагонов сократился и в настоящее время категории пунктов не регламентированы. Пункты называют по одному типу вагонов: для подготовки полувагонов, платформ, крытых, промывочно- пропарочные предприятия (станции и пункты).
Таблица 10.1
227
Классификация пунктов подготовки вагонов к перевозкам
Название
Среднесуточная производи- тельность (четырех-осных ва- гонов) по категориям
1 2
3 1. Пункты подготовки полувагонов и плат- форм более
500 300-500 100-300 2. Пункты подготовки крытых и изотермиче- ских вагонов более
100 50-100 до 50 3. Промывочно-пропарочные предприятия и пункты подготовки цистерн более
500 300-500 до 300
Сохраняются некоторые пункты, готовящие под погрузку 10-15 вагонов в сутки. В технической документации [10] пункты подготовки вагонов к перевоз- кам (ППВ) называют так же как ПТО, специализированные на подготовке ваго- нов к перевозкам. В соответствии с приказом 28 Ц 1998г. ППВ включаются в состав ПТО.
В соответствии с ПТЭ железных дорог РФ запрещается подача под по- грузку грузов и посадку людей неисправных вагонов или без предъявления ва- гонов к техническому обслуживанию. На станциях, где нет пунктов техниче- ского обслуживания, порожние вагоны, подаваемые под погрузку или груже- ные под сдвоенные операции, (выгрузка, погрузка) должны быть осмотрены, а в необходимых случаях отремонтированы на ближайшем пункте технического обслуживания, расположенном перед станцией погрузки.
Практикуется использование выездных осмотрщиков вагонов для про- верки вагонов под погрузку на промежуточных станциях.
Задачами технического обслуживания вагонов перед погрузкой (при под- готовке к перевозкам) являются:
- осмотр и оценка технического состояния всех узлов вагона (должна быть гарантирована сохранность груза и безопасность движения после погруз- ки, т.е. вагон должен находиться в работоспособном исправном состоянии);
- выполнение текущего безотцепочного или отцепочного (ТР-1) ремонта.
Вагоны для технического обслуживания предъявляются служебным пер- соналом станции: дежурным или оператором с записью в специальный журнал ф. ВУ-14.
Нормативно-технической документацией МПС запрещается также поста- новка в поезда порожних вагонов с незакрытыми или отсутствующими дверя- ми, крышками люков, заглушками сливных приборов цистерн. Установлена норма проката колес при подаче вагонов под погрузку (не более 8,5мм). С це- лью повышения ответственности за техническое состояние кузовов утвержден перечень неисправностей кузовов, с которыми запрещается подавать вагоны под погрузку (более ста наименований, в особенности для специализированных вагонов).
228
Контейнеры подлежат техническому обслуживанию в порожнем состоя- нии перед погрузкой. Производится осмотр и, при необходимости, - текущий неплановый ремонт. Техническое обслуживание производят осмотрщики пунк- тов, размещенных на контейнерных терминалах и площадках, а в случае со- вмещения профессий – приемостадчики. После признания контейнеров годны- ми под погрузку ставят штамп об исправности на дубликате или корешке наря- да на вывозку контейнера (форма КЭУ-4 или КЭУ-16).
При выборе станций для размещения пунктов учитывают, что экономиче- ская эффективность подготовки вагонов к перевозкам и качество подготовки возрастает при концентрации подготовки на небольшом числе сравнительно крупных пунктов. Пункты, размещаемые на станциях массовой погрузки (го- товящих в сутки, примерно, 50 – 100 и более вагонов), готовят, как правило, ва- гоны и для промежуточных станций, прикрепленных к этому пункту. Пункты, размещенные на станции, предшествующей погрузочному району, готовят ва- гоны для промежуточных станций, прикрепленных к этому пункту участков обслуживания.
На станциях, входящих в крупные железнодорожные узлы, находящихся обычно возле крупных городов, размещают пункты, готовящие вагоны для го- рода и станций, входящих в железнодорожный узел.
Такая система практически исключает подачу порожних вагонов под по- грузку без подготовки к перевозкам. В случаях обнаружения неисправных ва- гонов выездными осмотрщиками вагоны отправляют в текущий ремонт на
ПТО. В обязанности осмотрщиков входит также контроль за сохранностью ва- гонов. В случаях повреждения вагона при погрузке или выгрузке осмотрщик должен оформить акт на повреждение вагона (формы ВУ-25). В соответствии с федеральным законом «Устав железных дорог РФ» организация или предпри- ятие, допустившие повреждение вагона, должны заплатить штраф или отремон- тировать вагон за свой счет. Оформление штрафа осуществляют инспекторы по сохранности вагонного парка (см. главу 1).
На пунктах подготовки вагонов к перевозкам используют типовые техно- логические процессы. Принципиально различают два вида подготовки:
- группами (подачи) в случаях, когда при подготовке возможно произве- сти текущий безотцепочный ремонт;
- с отцепкой от группы и подачей на специализированный путь для те- кущего отцепочного ремонта (ТР-1).
Для организации производственного процесса в распоряжении ППВ должно быть не менее двух путей (тупиков).
На крупных ППВ имеются пути общего пользования со станцией: для на- копления вагонов, требующих подготовки. На ППВ для подготовки полуваго- нов необходим тупик или путь для очистки от остатков груза и от снега.
Следует иметь в виду, что в соответствии с уставом железных дорог очи- стку вагонов от остатков груза должны выполнять грузополучатели за этим должны следить приемосдатчики станции. У хопперов для перевозки мине- ральных удобрений, агломерата, окатышей крышки люков должны быть закры-
229
ты и должна быть проверена величина перехода рычага запорного механизма через мертвую точку.
Вагоны, допускаемые к межгосударственному сообщению, должны соот- ветствовать требованиям правил эксплуатации, пономерного учета и расчета за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
Подача вагонов на ППВ и в ТР-1, время простоя при подготовке и в ре- монте регламентируется техническо-распорядительным актом станции.
Техническое оснащение ППВ должно соответствовать регламенту техни- ческой оснащенности производственных подразделений вагонного хозяйства по ремонту и эксплуатации грузовых вагонов (1999 г.), указаниям по техниче- скому оснащению пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам [21] и требованиям приказа МПС № 28 Ц 1998 г.
Техническое обслуживание и ремонт вагонов при подготовке к перевоз- кам осуществляют комплексные бригады в составе осмотрщиков- ремонтников или осмотрщиков вагонов; слесарей по ремонту ходовых частей, кузовов и ав- тосцепных устройств, столяров, сварщиков-газорезчиков. На пунктах подго- товки крытых и изотермических вагонов в состав комплексной бригады вклю- чают машинистов моечных установок, мойщиков-уборщиков подвижного со- става, кровельщиков, трактористов. Расчет численного состава комплексных бригад производят в соответствии с действующими нормами. Расчет численно- сти пропарщиков-промываль-щиков, слесарей по заправке клапанов сливных приборов, машинистов насосных станций, рабочих очистных устройств промы- вочно-пропарочных предприятий производят по нормам, откорректированным для местных условий.
В нормах приводится общая численность рабочих на ППВ в зависимости от программы работы.
Для ориентировочных расчетов в учебных практических работах, курсо- вых работах и курсовых проектах допустимо принять явочную численность ра- бочих на пункте при условии подготовки вагонов группам и для программы подготовки 20 вагонов в смену:
- полувагоны- 6,5 чел.
- платформы – 5 чел.
- крытые – 5,5 чел.
Количество комплексных бригад, их состав и специализация определяют в зависимости от объема работы и от технического оснащения пункта. Один из осмотрщиков – ремонтников комплексной бригады назначается старшим (неос- вобожденным).
Работой бригады обычно руководит оператор, имеющий прямую связь с дежурным по станции. Все порожние вагоны, поступающие для подготовки, дежурный предъявляет старшему осмотрщику или оператору с записью в книгу формы ВУ-14. По окончании обслуживания старший осмотрщик сам или через оператора сообщает дежурному по станции об окончании обслуживания и рас- писывается в книге формы ВУ-14.
230
Работой смены крупных пунктов руководит сменный мастер, а работой пункта – начальник или мастер.
Вопросы материально-технического обеспечения пунктов подготовки ва- гонов к перевозкам рассмотрены в главе 11.
10.2. Пункты подготовки к перевозкам полувагонов и платформ
Полувагоны и платформы составляют более половины парка грузовых ва- гонов железных дорог РФ.
Эти типы вагонов эксплуатируют наиболее интенсивно (по статической и динамической загрузке, пробегу, обороту, способам погрузки и выгрузки). По статистическим данным отцепка полувагонов в текущий ремонт (для вагонов инвентарного парка) в полтора раза больше чем в среднем для парка грузовых вагонов. Поэтому наибольшее количество ПТО, производящих подготовку ва- гонов к перевозкам, специализировано на подготовке полувагонов. Особенно- стью подготовки к перевозкам полувагонов является поступление большого их количества с повреждениями стоек и обвязочных брусьев кузова, а также – с повреждениями крышек люков. Поэтому необходимо технологическое обору- дование для правки деформированных элементов кузова.
Технология подготовки полувагонов и платформ включает следующие основные операции:
- очистку от остатков груза;
- осмотр и определение необходимости текущего безотцепочного или от- цепочного ремонта (выявление вагонов, просроченных плановым ремонтом);
- в случае необходимости текущего отцепочного ремонта – подача вагона на ремонтный путь и перечисление в нерабочий парк (выдача уведомления ф.
ВУ-23);
- выполнение текущего безотцепочного ремонта: правка элементов кузова полувагона, заделка отверстий в обшивке; ремонт или замена крышек люков, запорных приспособлений полувагонов полов и бортов платформ; замена неисправных деталей автотормозного и автосцепного обору- дования, ходовых частей; проверка действия тормозов, регулировка рычажных передач;
- в случае необходимости – выполнение текущего отцепочного ремонта
(ТР-1).
Перечень неисправностей, при наличии которых вагоны поступают в те- кущей отцепочный ремонт, устанавливаются местным технологическим про- цессом в зависимости от местных условий. Требуется подача вагонов на специ- ально оборудованный путь в случае подъемки, например, для смены колесной пары. Целесообразна постановка вагона в ТР-1 во всех случаях большого объе- ма работ по ремонту кузова. Исходя из перечисленных особенностей подготов- ки полувагонов и платформ к перевозкам и технологии подготовки пункты должны удовлетворять следующим требованиям: