ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 739
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10.3. Пункты подготовки к перевозкам крытых и изотермических
вагонов
Подготовку к перевозкам крытых вагонов производят на специализиро- ванных пунктах (см. табл. 10.1).
При подготовке к перевозкам крытых вагонов к ним предъявляют более высокие требования по сохранности груза, чем к полувагонам. Для большой части грузов, перевозимых в крытых вагонах, необходимо обеспечить герме- тичность кузова, вагоны должны быть тщательно очищены от остатков груза, промыты и просушены.
Вагоны после перевозки живности и сырья животного происхождения, ядохимикатов и др. должны быть обработаны на дезинфекционно- промывочных станциях или пунктах.
Подготовка крытых хопперов для перевозки цемента, минеральных удоб- рений, зерна, технического углерода требует выполнения работ по ремонту специального оборудования этих вагонов.
Пункты подготовки универсальных крытых вагонов в некоторых случаях должны быть привязаны к дезинфекционно-промывочным станциям, которые находятся в ведении грузовой службы. На дезинфекционно-промывочных стан- циях производится ветеринарно-санитарная обработка вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения.
В соответствии с Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» (2003 г) очистку и промывку вагонов должен выполнять после выгрузки вагона грузополучатель или перевозчик, т.е. железная дорога, в зави- симости от того, кем осуществлялась выгрузка вагона.
Промывка крытых вагонов должна производиться в соответствии с пе- речнем грузов, приведенных в правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Категорию ветеринарно-санитарной обработки крытых вагонов определя- ет специалист органа Госветнадзора.
Технология подготовки крытых вагонов к перевозкам включает операции:
- осмотр и определение вида ремонта: безотцепочный или текущий отце- почный ТР-1;
- в необходимых случаях очистка, промывка и проверка герметичности кузовов;
- текущий безотцепочный ремонт – техническое обслуживание;
- текущий отцепочный ремонт по номенклатуре типового технологиче- ского процесса подготовки вагонов к перевозкам.
240
Технологическим процессом пунктов подготовки предусмотрено разде- ление вагонов, поступающих для подготовки на два потока: техническое об- служивание и текущий отцепочный ремонт.
Такая форма организации производственного процесса позволяет умень- шить общий простой вагонов на пункте и создает хорошие условия для механи- зации производственных процессов.
На рис. 10.5 приведена схема крупного пункта подготовки крытых ваго- нов.
Рис. 10.5. Схема пункта подготовки к перевозкам крытых вагонов
Пути: 1 – технического обслуживания и безотцепочного ремонта;
2 – текущего отцепочного ремонта; 3- отстоя колесных пар;
4 – трасбордера.
Сооружения: 5 – ангар; 6 – ремонтные отделения и служебно-бытовые помещения; 7 – насосная станция и водоочистительные устройства;
8 – котельная и мусоросжигательная печь; 9 – эстакады;
10 – автомобильная дорога.
Оборудование: 11– сигналы ограждения; 12 – установка наружной об- мывки вагонов; 13 – устройства для открывания и замены дверей;
14 – мусоросборочная машина; 15 – машина для внутренней промывки кузовов; 16 – устройство для сушки кузовов; 17 – трансбордер;
18 – вагоноремонтная машина; 19 – домкраты; 20 – приводная станция конвейера.
Позиции поточной линии: П1 – наружной обмывки; П2 –осмотра;
П3 – замены дверей; П4 – внутренней сухой очистки; П5 – внутренней промывки; П6 – сушки; П7 – ремонта кузовов
241
На пункте предусмотрены две поточные линии технического обслужива- ния и ремонта вагонов: сквозная поточная линии технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов, поточная линия текущего ремонта ТР-1. Ва- гоны перемещают по позициям поточных линий с помощью шаговых конвейе- ров, действующих от приводной станции. Передача вагонов, требующих ТР-1 с основной поточной линии на линию ТР-1, осуществляется с помощью трас- бордера.
Основная поточная линия имеет семь позиций. На первых шести позици- ях производят очистку, обмывку, а в необходимых случаях – сушку кузовов, замену неисправных дверей, проверку кузова на водонепроницаемость. На седьмой позиции производят ремонт кузовов, включая крышу и пол. Вагоны, требующие ТР-1 на седьмую позицию, не передвигают, а передают на линию
ТР-1.
Большое внимание должно быть уделено мерам по защите окружающей среды. На пункте предусматривается сжигание мусора, накапливающегося при сухой очистке вагонов. В зависимости от местных условий этот мусор можно уничтожить или утилизировать по системе, существующей в городе размеще- ния пункта. Предусмотрены устройства для очистки воды: отстойники, фильт- ры, баки для флотации и каогуляции. Следует предусматривать замкнутый цикл использования воды для технических целей. Примеси, удаляемые из воды при очистке, также должны быть утилизированы или захоронены в соответствии с действующими правилами.
Вагоноремонтные машины для ремонта кузовов целесообразно приме- нять портального типа (проект Т439 ПКБ ЦВ МПС). Машина должна обеспечи- вать возможность безопасной работы на крыше вагона, на боковых стенах на любой высоте, а также – замену дверей. Изгибы элементов каркаса кузова бы- вают редко, поэтому гидропрессы для правки стоек и обвязок из схемы машины исключены.
Трансбордер представляет собой тележку для перевозки вагонов поперек путей. Тележка передвигается по четырем рельсам. На раме тележки размеще- ны устройства с гидроприводом для подъема вагона до выхода гребней колес над головками рельсов и механизм передвижения с электроприводом. Энерго- снабжение осуществляется через подвесной кабель. Грузоподъемность 35 т, скорость передвижения 20 м/мин, габаритные размеры 17170х3300х3700 мм, ширина колеи: наружной – 12125 мм, внутренней – 1520 мм. Для перевозки ва- гона трансбордер подкатывают под вагон, приподнимают за оси колесных пар рычагами с гидроприводом, перевозят и опускают на соседний путь.
Конвейер для передвижения вагонов по позициям поточной линии в про- стейшем случае представляет лебедку с тросом. Трос зацепляют за крюки на раме вагона, за автосцепку или тележку и передвигают вагон. Используют так- же шаговые конвейеры канатного типа. Конвейер включает приводную стан- цию (лебедка с барабаном для троса); трос, размещенный между рельсами пути, по которому передвигают вагоны; каретки (тележки), прикрепленные к тросу с необходимым интервалом, натяжное устройство для троса или станцию обрат-
242
ного хода. На тележках размещают поворотные толкатели, контактирующие с колесом или осью вагона. Для передвижки вагонов включают конвейер. После передвижки включают обратный ход или станцию обратного хода для возра- щения кареток в исходное положение. Управление конвейером производится со специального пульта с обеспечением техники безопасности.
В некоторых случаях рядом с пунктом подготовки крытых вагонов к пе- ревозкам размещается дезинфекционно-промывочная станция (ДПС) или пункт
(ДПП). В этом случае ДПС должна быть отделена от ППВ защитной зоной не менее 500 м. (рис. 10.6)
Рис. 10.6. Схема привязки дезинфекционно-промывочной станции к пункту подготовки крытых вагонов к перевозкам
Зоны: а – дезинфекционно-промывочной станции; б – санитарно-защитная; в – пункта подготовки вагонов к перевозкам.
Сооружения: 1 – эстакады для промывки вагонов; 2 – устройство для на- ружной обмывки вагонов; 3 – насосная станция; 4 – устройства для био- логической очистки воды; 5 – санпропускник; 6 – служебные и бытовые помещения
Пункты подготовки крытых вагонов оснащены в основном нестандарти- зированным технологическим оборудованием.
Для наружной обмывки и для проверки кузова на водонепроницаемость применяют установку, представляющую собой рамку из трубы с соплами, рис.
10.7.
243
Рис. 10.7. Схема установки для наружной обмывки крытых вагонов и проверки кузова на водонепроницаемость
1 – обмывочная рампа (из трубы, диаметром 50-60 мм);
2 – сопло (разбрызгиватель); 3 – опора; 4 – вентиль
Для обмывки используют воду (температура 60-80 0
С), давление воды 1,2-
1,4 мПа. Вагоны передвигают через установку со скоростью около
1,2 м/мин.
Для очистки кузовов внутри используют эстакады, высотой 1250 мм (на уровне пола вагона). Для сухой очистки применяют уборочные машины на гу- сенечном ходу с электроприводом. Электропитание осуществляют с помощью кабеля. Габариты машины 2300х1800х1800 мм. Суммарная мощность электро- двигателей 7,6 кВт, скорость движения 3,8 м/мин. Очистка пола и стен произ- водится с помощью вращающихся щеток. Через шнек и элеваторное устройство мусор собирают в бункер. Машина управляется дистанционно с эстакады.
Для внутренней промывки вагонов используют вагономоечные машины типа ВММ-3М или ММД с прибором – разбрызгивателем ОК-ЦНИИ, или С-70.
Машина с кабельным электропитанием передвигается по эстакаде на колесах.
Вода подводится от насосной станции с помощью гибкого шланга. На машине установлены шарнирно-трубчатые консоли, с разбрызгивателями, которые вво- дят внутрь вагона и, меняя их положение, (рис. 10.8) производят промывку.
Давление воды 1,2-1,4 МПа, продолжительность до 8-12 мин.
Для сушки кузова внутри после промывки используют сушильные агрега- ты типа МП-300 или ТПЖ-500, включающие калорифер, обогреваемый паром, вентилятор с электродвигателем и патрубок, вводимый в вагон.
244
Рис. 10.8. Схема промывки крытого вагона с помощью машины
ВММ-3М
1 – эстакада; 2 – шасси машины; 3 – пульт управления; 4 – шарнирно- трубчатая консоль с разбрызгивателем; 5 – направляющие (рельсы);
6 – вагон; (шланг для воды и кабель электропитания подведены снизу)
Оборудование пункта должно соответствовать регламенту технической оснащенности подразделений вагонного хозяйства [22], указаниям по техниче- ской оснащенности пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам [21]. В табель зданий, сооружений, технологического оборудова- ния и приспособлений, применяемых на пунктах подготовки крытых вагонов к перевозкам, включено 89 позиций с указанием характеристик технических средств и их количество. В регламенте 1999 г. содержится только перечень тех- нического оснащения без указания характеристик и количества. К настоящему времени (2005 г.) эти перечни не соответствуют сложившимся условиям вслед- ствие существенного уменьшения погрузки в крытые вагоны. На существую- щих пунктах (по ранее принятой классификации – пунктах первой категории) часть оборудования мало используется. Это относится к станочному, подъемно- транспортному и транспортному оборудованию, очистным сооружениям. В парке крытых вагонов преобладают вагоны с металлической обшивкой, проч- ным каркасом кузова, следовательно исключается необходимость использова- ния вагоноремонтных машин и устройств для правки лобовых стоек кузова.
Новым уставом ж.д. дорог предъявляются жесткие требования к очистке кузо- вов после выгрузки и погрузки.
В сложившихся условиях целесообразно содержать крупные механизиро- ванные пункты подготовки крытых вагонов к перевозкам на некоторых сорти- ровочных и участковых станциях.
Подготовленные к перевозкам крытые вагоны следует развозить с этих пунктов по станциям погрузки. Имеется положительный опыт депо Тосно-
2 Октябрьской ж.д. Это депо представляет собой комплекс: участок деповского
245
ремонта крытых вагонов, вагоноколесные мастерские, участок подготовки кры- тых вагонов к перевозкам и участок текущего отцепочного ремонта вагонов, размещенные в общем корпусе (рис. 10.9). Участок подготовки крытых вагонов к перевозкам готовит вагоны для всей дороги. Поэтому порожние вагоны после выгрузки на дороге и поступающие по регулировке порожняка направляют на эту станцию, а после подготовки развозят по станциям дороги.
Рис. 10.9. Схема размещения производственных участков в депо
Тосно-2
Участки: 1 – подготовки вагонов к перевозкам; 2 – деповского ремонта вагонов; 3 – вагоноколесные мастерские; 4 – текущего ремонта ва- гонов; 5 – очистки воды; 6 – административный корпус
Схема участка подготовки вагонов к перевозкам в депо Тосно-2 приведена на рис. 10.10. Использована простая технологическая схема со сквозным пото- ком. Выделены три позиции внутри здания производственного участка: сухой очистки, промывки внутри и сушки; текущего безотцепочного ремонта.
Большое внимание удалено очистке воды. Отделение очистки воды имеет отстойники, флотационные и коагуляционные устройства. Вода используется по замкнутому циклу с добавлением 15% свежей при каждом обороте. Сухой мусор вывозят из бункеров накопителей автотранспортом на общегородские предприятия по утилизации и уничтожению отходов.
Крупные пункты подготовки перевозкам крытых вагонов могут исполь- зоваться для разделки в металлолом крытых вагонов, исключенных из инвента- ря. В этом случае для разделки и утилизации вагонов используется наиболее совершенные технологии.
246
Рис. 10.10. Схема производственного участка подготовки крытых вагонов к перевозкам в депо Тосно-2 1 – устройство для открывания дверей вагонов; 2 – приводная станция конвейеров; 3 – эстакада сухой очистки; 4 – бункеры для мусора;
5 – эстакады промывки и сушки; 6 – вагоноремонтные машины
Использование крупных пунктов, особенно в комплексе с вагоноремонт- ным депо позволяет также на более высоком уровне решить экологические проблемы: переработку, захоронение или уничтожение отходов, образующихся в процессе ремонта и подготовки вагонов к перевозкам, в особенности при очи- стке и промывке вагонов.
10.4. Промывочно-пропарочные предприятия
Промывочно-пропарочные предприятия предназначены для массовой комплексной подготовки цистерн к наливу нефтепродуктов, некоторых хими- ческих продуктов, производства их текущего ремонта, а также подготовку цис- терн к плановому ремонту.
Эти предприятия размещают в районах добычи нефти, в местах располо- жения нефтеперерабатывающих предприятий, в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного и водного транспорта на железнодорожный.
Большое количество различных типов специальных цистерн для перевоз- ки различных наливных грузов (кислот, химических продуктов, пищевых про- дуктов, сжатых и сжиженных газов) готовят под погрузку предприятия – грузо- отправители.
Промывочно-пропарочные предприятия разделяются по формам органи- зации на три вида:
- промывочно-пропарочные станции;
- промывочно-пропарочные пункты;
247
- станции универсальные промывочные мобильные (УПМС).
Промывочно-пропарочная станция (ППС) представляет собой железнодо- рожную станцию, специализированную на подготовке цистерн к перевозкам.
Промывочно-пропарочный пункт занимает один из парков или часть путей станции.
Универсальные промывочные мобильные станции (название определено разработчиком – ООО «Чистые технологии» в С-Петербурге) появились в 90-х гг. Название «станция» относится к объекту, а для организации работы УПМС достаточно использовать один путь железнодорожной станции.
Технология работы ППС достаточно сложна и требует взаимодействия работников служб: организации движения, грузовой и вагонного хозяйства, по- этому регламентирована единым типовым технологическим процессом [23].
Цистерны, прибывшие на ППС, осматривают с целью определения их технического состояния и пригодности под погрузку. Отцепляют и накаплива- ют вагоны, требующие планового ремонта и текущего отцепочного ремонта
(ТР-1). Неисправности ходовых частей, котла, рам, автосцепного устройства и автотормозного оборудования, при наличии которых вагон направляется в те- кущий отцепочный ремонт, приведены в НТД: «Инструкция осмотрщику ваго- нов», «Технологический процесс технического обслуживания вагонов».
Кроме того, по правилам перевозок грузов (2003 г.) не допускается пере- возка грузов в цистернах и битумных полувагонах в следующих случаях:
- если до технического освидетельствования котла или арматуры осталось менее одного месяца;
- при отсутствии четкого номера вагона, табличек завода-изготовителя;
- отсутствие или неисправности наружных лестниц, переходных мости- ков, рабочих площадок и их ограждения;
- течи котла цистерны, бункера полувагона, неисправности запорно- предохранительной и сливо-наливной арматуры, наличие пробоин паровой ру- башки цистерны, бункерного полувагона;
- трещины на крышках загрузочных и сливных люков;
- отсутствие или неисправность двух и более рядом стоящих откидных болтов для крепления загрузочного люка колпака;
-отсутствие проушины для пломбирования крышки люка запорно- пломбировочным устройством (ЗПУ);
- отсутствие на крышке загрузочного люка уплотнительной прокладки;
- отсутствие знаков опасности, трафаретов и отличительной окраски.
Порожние цистерны, подаваемые под погрузку опасных грузов, предъяв- ляются к техническому обслуживанию в течение суток до начала погрузки, о чем делается соответствующая отметка в отдельной книге предъявления ваго- нов к техническому обслуживанию (форма ВУ-14).
Правила очистки цистерн всех видов железнодорожных, автомобильных, а также – стационарных резервуаров для хранения нефтепродуктов установле- ны Государственным стандартом [24].
вагонов
Подготовку к перевозкам крытых вагонов производят на специализиро- ванных пунктах (см. табл. 10.1).
При подготовке к перевозкам крытых вагонов к ним предъявляют более высокие требования по сохранности груза, чем к полувагонам. Для большой части грузов, перевозимых в крытых вагонах, необходимо обеспечить герме- тичность кузова, вагоны должны быть тщательно очищены от остатков груза, промыты и просушены.
Вагоны после перевозки живности и сырья животного происхождения, ядохимикатов и др. должны быть обработаны на дезинфекционно- промывочных станциях или пунктах.
Подготовка крытых хопперов для перевозки цемента, минеральных удоб- рений, зерна, технического углерода требует выполнения работ по ремонту специального оборудования этих вагонов.
Пункты подготовки универсальных крытых вагонов в некоторых случаях должны быть привязаны к дезинфекционно-промывочным станциям, которые находятся в ведении грузовой службы. На дезинфекционно-промывочных стан- циях производится ветеринарно-санитарная обработка вагонов после перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения.
В соответствии с Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» (2003 г) очистку и промывку вагонов должен выполнять после выгрузки вагона грузополучатель или перевозчик, т.е. железная дорога, в зави- симости от того, кем осуществлялась выгрузка вагона.
Промывка крытых вагонов должна производиться в соответствии с пе- речнем грузов, приведенных в правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Категорию ветеринарно-санитарной обработки крытых вагонов определя- ет специалист органа Госветнадзора.
Технология подготовки крытых вагонов к перевозкам включает операции:
- осмотр и определение вида ремонта: безотцепочный или текущий отце- почный ТР-1;
- в необходимых случаях очистка, промывка и проверка герметичности кузовов;
- текущий безотцепочный ремонт – техническое обслуживание;
- текущий отцепочный ремонт по номенклатуре типового технологиче- ского процесса подготовки вагонов к перевозкам.
240
Технологическим процессом пунктов подготовки предусмотрено разде- ление вагонов, поступающих для подготовки на два потока: техническое об- служивание и текущий отцепочный ремонт.
Такая форма организации производственного процесса позволяет умень- шить общий простой вагонов на пункте и создает хорошие условия для механи- зации производственных процессов.
На рис. 10.5 приведена схема крупного пункта подготовки крытых ваго- нов.
Рис. 10.5. Схема пункта подготовки к перевозкам крытых вагонов
Пути: 1 – технического обслуживания и безотцепочного ремонта;
2 – текущего отцепочного ремонта; 3- отстоя колесных пар;
4 – трасбордера.
Сооружения: 5 – ангар; 6 – ремонтные отделения и служебно-бытовые помещения; 7 – насосная станция и водоочистительные устройства;
8 – котельная и мусоросжигательная печь; 9 – эстакады;
10 – автомобильная дорога.
Оборудование: 11– сигналы ограждения; 12 – установка наружной об- мывки вагонов; 13 – устройства для открывания и замены дверей;
14 – мусоросборочная машина; 15 – машина для внутренней промывки кузовов; 16 – устройство для сушки кузовов; 17 – трансбордер;
18 – вагоноремонтная машина; 19 – домкраты; 20 – приводная станция конвейера.
Позиции поточной линии: П1 – наружной обмывки; П2 –осмотра;
П3 – замены дверей; П4 – внутренней сухой очистки; П5 – внутренней промывки; П6 – сушки; П7 – ремонта кузовов
241
На пункте предусмотрены две поточные линии технического обслужива- ния и ремонта вагонов: сквозная поточная линии технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов, поточная линия текущего ремонта ТР-1. Ва- гоны перемещают по позициям поточных линий с помощью шаговых конвейе- ров, действующих от приводной станции. Передача вагонов, требующих ТР-1 с основной поточной линии на линию ТР-1, осуществляется с помощью трас- бордера.
Основная поточная линия имеет семь позиций. На первых шести позици- ях производят очистку, обмывку, а в необходимых случаях – сушку кузовов, замену неисправных дверей, проверку кузова на водонепроницаемость. На седьмой позиции производят ремонт кузовов, включая крышу и пол. Вагоны, требующие ТР-1 на седьмую позицию, не передвигают, а передают на линию
ТР-1.
Большое внимание должно быть уделено мерам по защите окружающей среды. На пункте предусматривается сжигание мусора, накапливающегося при сухой очистке вагонов. В зависимости от местных условий этот мусор можно уничтожить или утилизировать по системе, существующей в городе размеще- ния пункта. Предусмотрены устройства для очистки воды: отстойники, фильт- ры, баки для флотации и каогуляции. Следует предусматривать замкнутый цикл использования воды для технических целей. Примеси, удаляемые из воды при очистке, также должны быть утилизированы или захоронены в соответствии с действующими правилами.
Вагоноремонтные машины для ремонта кузовов целесообразно приме- нять портального типа (проект Т439 ПКБ ЦВ МПС). Машина должна обеспечи- вать возможность безопасной работы на крыше вагона, на боковых стенах на любой высоте, а также – замену дверей. Изгибы элементов каркаса кузова бы- вают редко, поэтому гидропрессы для правки стоек и обвязок из схемы машины исключены.
Трансбордер представляет собой тележку для перевозки вагонов поперек путей. Тележка передвигается по четырем рельсам. На раме тележки размеще- ны устройства с гидроприводом для подъема вагона до выхода гребней колес над головками рельсов и механизм передвижения с электроприводом. Энерго- снабжение осуществляется через подвесной кабель. Грузоподъемность 35 т, скорость передвижения 20 м/мин, габаритные размеры 17170х3300х3700 мм, ширина колеи: наружной – 12125 мм, внутренней – 1520 мм. Для перевозки ва- гона трансбордер подкатывают под вагон, приподнимают за оси колесных пар рычагами с гидроприводом, перевозят и опускают на соседний путь.
Конвейер для передвижения вагонов по позициям поточной линии в про- стейшем случае представляет лебедку с тросом. Трос зацепляют за крюки на раме вагона, за автосцепку или тележку и передвигают вагон. Используют так- же шаговые конвейеры канатного типа. Конвейер включает приводную стан- цию (лебедка с барабаном для троса); трос, размещенный между рельсами пути, по которому передвигают вагоны; каретки (тележки), прикрепленные к тросу с необходимым интервалом, натяжное устройство для троса или станцию обрат-
242
ного хода. На тележках размещают поворотные толкатели, контактирующие с колесом или осью вагона. Для передвижки вагонов включают конвейер. После передвижки включают обратный ход или станцию обратного хода для возра- щения кареток в исходное положение. Управление конвейером производится со специального пульта с обеспечением техники безопасности.
В некоторых случаях рядом с пунктом подготовки крытых вагонов к пе- ревозкам размещается дезинфекционно-промывочная станция (ДПС) или пункт
(ДПП). В этом случае ДПС должна быть отделена от ППВ защитной зоной не менее 500 м. (рис. 10.6)
Рис. 10.6. Схема привязки дезинфекционно-промывочной станции к пункту подготовки крытых вагонов к перевозкам
Зоны: а – дезинфекционно-промывочной станции; б – санитарно-защитная; в – пункта подготовки вагонов к перевозкам.
Сооружения: 1 – эстакады для промывки вагонов; 2 – устройство для на- ружной обмывки вагонов; 3 – насосная станция; 4 – устройства для био- логической очистки воды; 5 – санпропускник; 6 – служебные и бытовые помещения
Пункты подготовки крытых вагонов оснащены в основном нестандарти- зированным технологическим оборудованием.
Для наружной обмывки и для проверки кузова на водонепроницаемость применяют установку, представляющую собой рамку из трубы с соплами, рис.
10.7.
243
Рис. 10.7. Схема установки для наружной обмывки крытых вагонов и проверки кузова на водонепроницаемость
1 – обмывочная рампа (из трубы, диаметром 50-60 мм);
2 – сопло (разбрызгиватель); 3 – опора; 4 – вентиль
Для обмывки используют воду (температура 60-80 0
С), давление воды 1,2-
1,4 мПа. Вагоны передвигают через установку со скоростью около
1,2 м/мин.
Для очистки кузовов внутри используют эстакады, высотой 1250 мм (на уровне пола вагона). Для сухой очистки применяют уборочные машины на гу- сенечном ходу с электроприводом. Электропитание осуществляют с помощью кабеля. Габариты машины 2300х1800х1800 мм. Суммарная мощность электро- двигателей 7,6 кВт, скорость движения 3,8 м/мин. Очистка пола и стен произ- водится с помощью вращающихся щеток. Через шнек и элеваторное устройство мусор собирают в бункер. Машина управляется дистанционно с эстакады.
Для внутренней промывки вагонов используют вагономоечные машины типа ВММ-3М или ММД с прибором – разбрызгивателем ОК-ЦНИИ, или С-70.
Машина с кабельным электропитанием передвигается по эстакаде на колесах.
Вода подводится от насосной станции с помощью гибкого шланга. На машине установлены шарнирно-трубчатые консоли, с разбрызгивателями, которые вво- дят внутрь вагона и, меняя их положение, (рис. 10.8) производят промывку.
Давление воды 1,2-1,4 МПа, продолжительность до 8-12 мин.
Для сушки кузова внутри после промывки используют сушильные агрега- ты типа МП-300 или ТПЖ-500, включающие калорифер, обогреваемый паром, вентилятор с электродвигателем и патрубок, вводимый в вагон.
244
Рис. 10.8. Схема промывки крытого вагона с помощью машины
ВММ-3М
1 – эстакада; 2 – шасси машины; 3 – пульт управления; 4 – шарнирно- трубчатая консоль с разбрызгивателем; 5 – направляющие (рельсы);
6 – вагон; (шланг для воды и кабель электропитания подведены снизу)
Оборудование пункта должно соответствовать регламенту технической оснащенности подразделений вагонного хозяйства [22], указаниям по техниче- ской оснащенности пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам [21]. В табель зданий, сооружений, технологического оборудова- ния и приспособлений, применяемых на пунктах подготовки крытых вагонов к перевозкам, включено 89 позиций с указанием характеристик технических средств и их количество. В регламенте 1999 г. содержится только перечень тех- нического оснащения без указания характеристик и количества. К настоящему времени (2005 г.) эти перечни не соответствуют сложившимся условиям вслед- ствие существенного уменьшения погрузки в крытые вагоны. На существую- щих пунктах (по ранее принятой классификации – пунктах первой категории) часть оборудования мало используется. Это относится к станочному, подъемно- транспортному и транспортному оборудованию, очистным сооружениям. В парке крытых вагонов преобладают вагоны с металлической обшивкой, проч- ным каркасом кузова, следовательно исключается необходимость использова- ния вагоноремонтных машин и устройств для правки лобовых стоек кузова.
Новым уставом ж.д. дорог предъявляются жесткие требования к очистке кузо- вов после выгрузки и погрузки.
В сложившихся условиях целесообразно содержать крупные механизиро- ванные пункты подготовки крытых вагонов к перевозкам на некоторых сорти- ровочных и участковых станциях.
Подготовленные к перевозкам крытые вагоны следует развозить с этих пунктов по станциям погрузки. Имеется положительный опыт депо Тосно-
2 Октябрьской ж.д. Это депо представляет собой комплекс: участок деповского
245
ремонта крытых вагонов, вагоноколесные мастерские, участок подготовки кры- тых вагонов к перевозкам и участок текущего отцепочного ремонта вагонов, размещенные в общем корпусе (рис. 10.9). Участок подготовки крытых вагонов к перевозкам готовит вагоны для всей дороги. Поэтому порожние вагоны после выгрузки на дороге и поступающие по регулировке порожняка направляют на эту станцию, а после подготовки развозят по станциям дороги.
Рис. 10.9. Схема размещения производственных участков в депо
Тосно-2
Участки: 1 – подготовки вагонов к перевозкам; 2 – деповского ремонта вагонов; 3 – вагоноколесные мастерские; 4 – текущего ремонта ва- гонов; 5 – очистки воды; 6 – административный корпус
Схема участка подготовки вагонов к перевозкам в депо Тосно-2 приведена на рис. 10.10. Использована простая технологическая схема со сквозным пото- ком. Выделены три позиции внутри здания производственного участка: сухой очистки, промывки внутри и сушки; текущего безотцепочного ремонта.
Большое внимание удалено очистке воды. Отделение очистки воды имеет отстойники, флотационные и коагуляционные устройства. Вода используется по замкнутому циклу с добавлением 15% свежей при каждом обороте. Сухой мусор вывозят из бункеров накопителей автотранспортом на общегородские предприятия по утилизации и уничтожению отходов.
Крупные пункты подготовки перевозкам крытых вагонов могут исполь- зоваться для разделки в металлолом крытых вагонов, исключенных из инвента- ря. В этом случае для разделки и утилизации вагонов используется наиболее совершенные технологии.
246
Рис. 10.10. Схема производственного участка подготовки крытых вагонов к перевозкам в депо Тосно-2 1 – устройство для открывания дверей вагонов; 2 – приводная станция конвейеров; 3 – эстакада сухой очистки; 4 – бункеры для мусора;
5 – эстакады промывки и сушки; 6 – вагоноремонтные машины
Использование крупных пунктов, особенно в комплексе с вагоноремонт- ным депо позволяет также на более высоком уровне решить экологические проблемы: переработку, захоронение или уничтожение отходов, образующихся в процессе ремонта и подготовки вагонов к перевозкам, в особенности при очи- стке и промывке вагонов.
10.4. Промывочно-пропарочные предприятия
Промывочно-пропарочные предприятия предназначены для массовой комплексной подготовки цистерн к наливу нефтепродуктов, некоторых хими- ческих продуктов, производства их текущего ремонта, а также подготовку цис- терн к плановому ремонту.
Эти предприятия размещают в районах добычи нефти, в местах располо- жения нефтеперерабатывающих предприятий, в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного и водного транспорта на железнодорожный.
Большое количество различных типов специальных цистерн для перевоз- ки различных наливных грузов (кислот, химических продуктов, пищевых про- дуктов, сжатых и сжиженных газов) готовят под погрузку предприятия – грузо- отправители.
Промывочно-пропарочные предприятия разделяются по формам органи- зации на три вида:
- промывочно-пропарочные станции;
- промывочно-пропарочные пункты;
247
- станции универсальные промывочные мобильные (УПМС).
Промывочно-пропарочная станция (ППС) представляет собой железнодо- рожную станцию, специализированную на подготовке цистерн к перевозкам.
Промывочно-пропарочный пункт занимает один из парков или часть путей станции.
Универсальные промывочные мобильные станции (название определено разработчиком – ООО «Чистые технологии» в С-Петербурге) появились в 90-х гг. Название «станция» относится к объекту, а для организации работы УПМС достаточно использовать один путь железнодорожной станции.
Технология работы ППС достаточно сложна и требует взаимодействия работников служб: организации движения, грузовой и вагонного хозяйства, по- этому регламентирована единым типовым технологическим процессом [23].
Цистерны, прибывшие на ППС, осматривают с целью определения их технического состояния и пригодности под погрузку. Отцепляют и накаплива- ют вагоны, требующие планового ремонта и текущего отцепочного ремонта
(ТР-1). Неисправности ходовых частей, котла, рам, автосцепного устройства и автотормозного оборудования, при наличии которых вагон направляется в те- кущий отцепочный ремонт, приведены в НТД: «Инструкция осмотрщику ваго- нов», «Технологический процесс технического обслуживания вагонов».
Кроме того, по правилам перевозок грузов (2003 г.) не допускается пере- возка грузов в цистернах и битумных полувагонах в следующих случаях:
- если до технического освидетельствования котла или арматуры осталось менее одного месяца;
- при отсутствии четкого номера вагона, табличек завода-изготовителя;
- отсутствие или неисправности наружных лестниц, переходных мости- ков, рабочих площадок и их ограждения;
- течи котла цистерны, бункера полувагона, неисправности запорно- предохранительной и сливо-наливной арматуры, наличие пробоин паровой ру- башки цистерны, бункерного полувагона;
- трещины на крышках загрузочных и сливных люков;
- отсутствие или неисправность двух и более рядом стоящих откидных болтов для крепления загрузочного люка колпака;
-отсутствие проушины для пломбирования крышки люка запорно- пломбировочным устройством (ЗПУ);
- отсутствие на крышке загрузочного люка уплотнительной прокладки;
- отсутствие знаков опасности, трафаретов и отличительной окраски.
Порожние цистерны, подаваемые под погрузку опасных грузов, предъяв- ляются к техническому обслуживанию в течение суток до начала погрузки, о чем делается соответствующая отметка в отдельной книге предъявления ваго- нов к техническому обслуживанию (форма ВУ-14).
Правила очистки цистерн всех видов железнодорожных, автомобильных, а также – стационарных резервуаров для хранения нефтепродуктов установле- ны Государственным стандартом [24].