Файл: Основы технического.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 751

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

307
Рис. 12.8. Схема вагономоечной машины типа 116 М
1 – каркас; 2 – трубы для подвода воды (обмывочная рампа); 3 – трубы для нанесения раствортеля; 4 – щетка для кузова; 5 – щетка для окон;
6 – монорельс с тельфером для смены щеток; 7 – насосная станция
Техническая характеристика машины
1. Скорость движения вагона – 0,6-0,8 км/ч (0,15-0,62 м/с).
2. Общая мощность – 135 кВт (22 электродвигателя).
3. Расход воды на один вагон – 2 м
3 4. Производительность насосов – 60 м
3
/ч.
5. Давление воды 1,65 МПа.
6. Производительность – до 30 составов в сутки.
7. Размеры здания для машины: длина 144 м, ширина 9 м, высота 6 м.
Программное управление включает машину при надвигании вагонов и отключает подачу воды и раствора в промежутки между вагонами.
Для наружной обмывки кузовов применяют моющие растворы по рецеп- там:
- моющее средство «Прогресс» - 0,5%, щавелевая кислота – 4%, вода –
95,5%;
- стиральный порошок «Новость» - 4%, щавелевая кислота – 4%, вода –
92%;
- сульфанол НП-3 – 2,5%, щавелевая кислота – 4%, вода – 93,5%, и другие аналогичные растворы.

308
Норма расхода моющих средств приводится в НТД. Запрещается приме- нять для обмывки кузовов пассажирских вагонов каустическую соду и серную кислоту.
Следует иметь в виду, что щавелевая кислота хорошо растворяется толь- ко в горячей воде (не менее 60
°С).
Технология обмывки кузовов должна включать операции смачивания об- мываемых поверхностей раствором: выдержки для размягчения загрязнений и обмывки чистой горячей водой. В моечных машинах, работающих по заданной программе, например в машине типа Т557 ПКБ ЦВ МПС, обмывка производит- ся при непрерывном движении состава вагонов со скоростью 0,6-0,8 км/ч.
Состав пропускают через машину маневровым локомотивом, который может находиться впереди или позади состава.
Серьезной проблемой является очистка сточных вод после обмывки ваго- нов. Наиболее эффективным способом считается очистка методом пенной фло- тации и использование оборотного водоснабжения.
В крупных экипировочных хозяйствах и на ПТС оборудуют специальные пути для технического обслуживания и экипировки вагонов-ресторанов (рис.
12.9).
Рис.12.9. Схема оборудования путей технического обслуживания и экипировки вагонов-ресторанов:
1
– пути для ТО и экипировки; 2 – дорожки с твердым покрытием;
3 – колонки разбора воды; 4 – колонки разбора дизельного топлива;
5 – колонки для зарядки аккумуляторов; 6 – колонки энергоснабжения
(переменный ток 380 и 220В).
Склады: 7 – дизельного топлива; 8 – угля и дров; 9 – продуктов;
10 – баллонов с хладоном; 11 – оборудования;
12 – служебные помещения
12.5. Технологический процесс подготовки пассажирских составов в
рейс


309
Технология подготовки пассажирских составов в рейс включает две группы работ, выполняющихся параллельно:
- техническое обслуживание и ремонт вагонов;
- уборка, обмывка, санобработка и экипировка.
Подготовка составов в рейс должна осуществляться по общей техноло- гии, независимо от вида подразделения, осуществляющего подготовку: пасса- жирские технические станции или технические парки.
Технологические процессы подготовки составов в рейс разрабатываются для пунктов формирования и оборота применительно к местным условиям.
Выписки из технологического процесса должны быть на рабочих местах исполнителей.
Технологический процесс подготовки составов – единый (общий) для ра- ботников всех служб, участвующих в процессе.
В основе рациональной организации подготовки должен быть поточный метод, т.е. разделение процесса подготовки на операции, выполняемые в опре- деленной последовательности в течение установленного времени. Для примера в таблице 12.1 приведены технологические операции подготовки состава в рейс.
Таблица 12.1
Технологический процесс подготовки пассажирского состава
(20 вагонов) на технической станции, включающей ремонтно- экипировочное депо
Участок производства, пе- речень операций
Исполнители
Количество исполнителей
Продолжи- тельность операции, мин
1. Парк прибытия
1.1. Технический осмотр поезда сходу
Осмотрщик ваго- нов
2 5
1.2. Выгрузка мусора и шлака
Проводник 20 17 1.3. Сдача белья из вагонов
Проводник 20 20 2. Подача состава в парк формирования
Работники стан- ции
5 3. Парк формирования
3.1. Сухая уборка состава
Проводники
20 20
Продолжение табл.12.1 3.2. Технический осмотр:
- ходовых частей, ударно-
Осмотрщики ва-
2 30

310
тяговых приборов, авто- тор-мозного оборудования;
- электрооборудования;
- внутреннего оборудова- ния гонов
Осмотрщики по электрооборудо- ванию
Осмотрщики по внутреннему оборудованию
1 1
40 40 4. Формирование состава
Работники стан- ции
40 5. Подача состава в ваго- номоечный участок
Работники стан- ции
5 6. Вагономоечный участок
6.1. Прохождение состава через вагономоечную ма- шину
Машинист ва- гонно-моечной машины
1 40 7. Подача состава в ре- монтно-экипировочное де- по
Работники стан- ции
5 8.Ремонтно-экипировочное депо
8.1. Технический осмотр и ремонт состава:
- ходовых частей, ударно- тяговых приборов, авто- тор-мозного оборудования;
- электрооборудования;
- внутреннего оборудова- ния;
- аккумуляторных батарей;
Осмотрщики ва- гонов
Слесари
Осмотрщики
Слесари- электрики
Осмотрщики
Слесари по внут- реннему обору- дованию
Столяры
Слесари по ак- кумуляторным батареям
1 8
2 9
1 10 7
4 30 75 60 50 20 55 53 30 8.2. Проверка выполненно- го ремонта
Мастер 1 60
Продолжение табл.12.1 8.3. Внутренняя мойка ва- гонов
Мойщицы 20 40


311 8.4. Снабжение состава во- дой
Рабочий 3 24 8.5. Снабжение вагонов бельем
Водитель элек- трокара
10 40 9. Подача состава в парк отправления
Работники стан- ции
5 10. Парк отправления
10.1. Снабжение вагонов углем
Водитель элек- трокара
3 15 10.2. Приемка вагонов про- водником
Проводники
25 10.3. Приемка состава по- езда начальником поезда и постоянно действующей комиссией
Начальник поез- да
60
Простой составов пассажирских поездов для технического обслуживания и экипировки установлен НТД.
Явочную численность производственных рабочих в экипировочных бри- гадах пунктов формирования рассчитывают по трудоемкости работ на один расчетный состав
нр
c
i
i
яэ
Ф
N
Н
n
R

=
)
(
,
(12.3) где
i
n
– количество вагонов
i
–го типа в составе (СВ, мягких, купейных, некупейных, багажных, ресторанов и т.д.);
i
Н
– средняя трудоемкость работ экипировщиков на вагоне
i
–го типа;
нр
Ф
– номинальный годовой фонд времени одного рабочего;
c
N
– среднегодовое количество экипируемых пассажирских составов.
Время на техническое обслуживание, очистку и экипировку пассажир- ских составов устанавливается в нормативно-технической документации Де- партамента пассажирских сообщений для пунктов формирования и оборота, отдельно для категорий поездов: дальнего сообщения, находящихся в пути в один конец свыше 5 суток; для международного сообщения и скоростных, дальнего сообщения, находящихся в пути от трех до пяти суток, местного со- общения.
При разработке технологии технического обслуживания очистки и эки- пировки пассажирских составов должна быть предусмотрена механизация тру- доемких работ, использование современных методов технического диагности- рования вагонов, создание безопасных условий труда, применение информаци-

312
онных технологий, организация эффективного управления и контроля за вы- полнением технологических операций.
Основой организации работ должен служить график прохождения ваго- нов по парковым путям и через устройства технического обслуживания, очист- ки и экипировки.
Процесс подготовки пассажирского состава в рейс, начиная с окончания высадки пассажиров по прибытии поезда и до подачи состава под посадку пас- сажиров целесообразно разделить на позиции (см. табл. 12.1).
12.6. Пункты технического обслуживания пассажирских вагонов, ба-
зы технического обслуживания резервных вагонов, пункты
перестановки вагонов на колею другой ширины
Назначение пунктов технического обслуживания пассажирских вагонов – выполнение ТО-1.
Пункты технического обслуживания пассажирских вагонов размещают:
- на пассажирских технических станциях вблизи парков приема и отправ- ления или приемо-отправочных путей (см. рис. 12.3);
- в ремонтно-экипировочном хозяйстве (при отсутствии технической станции) – вблизи ремонтно-экипировочного парка (см. рис. 12.6);
- на пассажирских станциях (для производства ТО-1 в транзитных поез- дах).
После передачи пассажирских вагонов в ведение пассажирской службы
ПТО пассажирских вагонов организованы на некоторых сортировочных стан- циях, являющихся пунктами формирования или пунктами оборота пассажир- ских составов или производящих техническое обслуживание большого количе- ства проходящих пассажирских поездов.
В 90-х гг. на малодеятельных участках железных дорог техническое об- служивание вагонов в пассажирских поездах было поручено пунктам техниче- ского обслуживания грузовых поездов или ПОТ.
Схема технического оснащения ПТО пассажирских вагонов на пассажир- ской станции приведена на рис. 12.10.
Междупутья приемоотправочных путей для транзитных поездов обору- дованы посадочными платформами для пассажиров через одно междупутье.
Свободные от посадочных платформ междупутья используют для технических целей: снабжения вагонов водой и топливом, хранения запасных частей.


313
Рис. 12.10. Схема технического оснащения ПТО пассажирской станции
1 – помещение ПТО; 2 – склад топлива; 3 – платформы для посадки пас- сажиров и переходы с твердым покрытием; 4 – специализированный путь для текущего ремонта вагонов; 5 – пути козлового крана;
6 – путь для хранения колесных пар; 7 – козловый кран;
8 – стационарные домкраты; 9 – колонки для снабжения вагонов водой;
10 – переговорные колонки; 11 – сигналы централизованного ограждения; 12 – стеллажи для запасных частей
На пассажирских станциях и посадочных платформах тупикового типа или на посадочных платформах в пределах железнодорожного узла вблизи от пункта формирования (пассажирской технической станции или ремонтно- экипировочного парка) для поездов своего формирования операции по техни- ческому обслуживанию вагонов не предусмотрены.
На пассажирских технических станциях и в технических парках ремонт- но-экипировочного хозяйства все междупутья парка могут быть оснащены тех- ническими устройствами для обслуживания вагонов.
На пассажирских станциях в состав ПТО пассажирских вагонов включа- ется специализированный путь текущего отцепочного ремонта вагонов в про- ходящих поездах.
Его назначение – текущий ремонт вагонов, требующих отцепки от прохо- дящих поездов. Вагон отцепляют от состава, подают на специализированный путь, а после ремонта прицепляют обратно в состав поезда. Смену колесных пар производят без высадки пассажиров. Специализированный путь обеспечен средствами механизации (см. рис. 12.10).

314
После перевода пунктов технического обслуживания грузовых вагонов на некоторых станциях в категорию пунктов опробования тормозов работники
ПОТ на этих станциях выполняют текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов.
На ПОТ, предшествующим затяжным спускам (крутизной 0,018 и более), также производится полное опробование тормозов вагонов в пассажирских по- ездах.
Базы технического обслуживания резервных пассажирских вагонов базы запаса вагонов) размещают вблизи от крупных железнодорожных узлов.
Базы оборудуют с целью разгрузки пассажирских технических станций, ускорения обработки пассажирских поездов и обеспечения сохранности ваго- нов в период отстоя. В зимний период размеры перевозок пассажиров умень- шаются, поэтому большое количество вагонов отставляют от эксплуатации на длительное время. База представляет тупиковую железнодорожную станцию или парк станции, специально приспособленный для отстоя и технического об- служивания пассажирских вагонов.
Базы разделяют на три категории по количеству обслуживаемых вагонов:
1 − на 600 вагонов; 2 − на 300 вагонов; 3 − менее 300 вагонов. Длина и количе- ство путей определены из условия размещения на каждом пути двух составов по 25 вагонов.
На базах первой категории размещают моечную машину для наружной обмывки вагонов, камеру газовой дезинфекции вагонов; пути текущего отце- почного ремонта вагонов; пути, оборудованные устройствами для электриче- ского отопления вагонов; компрессорную и котельную или теплопункт. Меж- дупутья через одно устроены с твердым покрытием для движения тракторов и электрокаров. На междупутьях без покрытия размещают колонки: холодной и горячей воды; воздухоразборные; зарядки аккумуляторных батарей. База может также иметь ограждение (забор).
Схема базы первой категории приведена на рис. 12.11.
В международных перевозках на пограничных станциях производится обмен вагонов. При переходе границы между Финляндией и РФ , Монголией и
РФ, на территории которых колея 1520 мм, производится передача вагонов без перестановки их на другую ширину колеи. Обмен вагонами осуществляется на пунктах обмена вагонов в (ПОВ) на пограничных станциях.
При обмене вагонов со странами, где используется колея шириной
1435мм, на передаточных станциях производят перестановку вагонов на дру- гую ширину колеи. На передаточных станциях устраивают пункты перестанов- ки вагонов (ППВ). Перестановка вагонов на другую ширину колеи выполняется заменой заранее подготовленных тележек. Замена осуществляется на специаль- ном перестановочном пути, оборудованном контррельсом и имеющем ширину колеи 1508 мм. Перестановочный путь с одной стороны, расширяясь переходит в колею шириной 1520 мм , с другой – в колею шириной 1435 мм. На отрезке пути шириной 1508 мм могут быть установлены вагоны колеи 1435 мм и ваго-


315
ны колеи 1520 мм. Здесь производится замена тележек под вагонами. На пере- становочном пути обычно вмещается 6-8 вагонов.
Рис. 12.11. Схема базы технического обслуживания резервных вагонов
(часть путей условно не показана)
Пути: П1-П7; П9-П12 – отстоя вагонов; П8 – ходовой;
П13-П14 – отстоя вагонов с электрическим отоплением.
Сооружения: 1 – вагономоечная машина; 2 – помещение текущего ремонта вагонов; 3 – камера газовой дезинфекции вагонов;
4 – склад топлива; 5 – служебно-бытовые помещения;
6 – компрессорная; 7 – котельная; 8 – дорожки с твердым покрытием
На пунктах перестановки вагонов оборудованы позиции замены тележек.
На каждой позиции установлено четыре стационарных электродомкрата грузо- подъемностью 30-40 т. Перестановочный путь оборудован мостовыми или коз- ловыми кранами грузоподъемностью 20 т для транспортировки тележек.
Вагоны размещают на позициях замены тележек с помощью маневрового локомотива. Первый вагон устанавливают на крайнюю позицию, после отцепки этого вагона следующий вагон ставят на вторую позицию и т.д.
Вагоны поднимают домкратами, тележки выкатывают и с помощью элек- тролебедок убирают на пути размещения тележек колеи 1435 мм или 1520 мм.
С другой стороны подают с помощью электролебедки тележки другой колеи, устанавливают их под вагонами и опускают вагоны.
На перестановочных и обменных пунктах из вагонов удаляется мусор и производится экипировка: заправка водой и снабжение топливом.
На каждой позиции перестановки вагонов имеется воздухоразборная ко- лонка и местное освещение. Пути ППВ оборудуют канавами для осмотра под- вагонного оборудования, сигналами ограждения, связью.
Единая техническая ревизия (ТО-3) и межрейсовый ремонт выполняют производственные участки ППВ по техническому обслуживанию вагонов.
Передача вагонов оформляется передаточной ведомостью.
12.7. Особенности технического обслуживания вагонов

316
с электрическим и комбинированным отоплением
В соответствии с правилами Международного союза по пассажирским и багажным вагонам для электрического отопления вагонов могут применяться переменный ток напряжением 1500 В частотой 16 3
2
или 50 Гц и постоянный ток напряжением 1500 и 3000 В. На отечественных дорогах электроотопление работает на напряжении 3000 В постоянного или переменного однофазного то- ка, частотой 50 Гц. При работе на постоянном токе электроотопление получает ток без преобразования с электровоза через межвагонные электрические высо- ковольтные соединения и подвагонную магистраль.
При работе на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50 Гц пере- менный ток в главном трансформаторе электровоза преобразуется в перемен- ный ток напряжением 3000 В частотой 50 Гц. Для высоковольтного оборудова- ния вагонов род тока значения не имеет.
С целью передачи электрической энергии на каждом вагоне установлены межвагонные электрические соединения, включающие штепсель, гнездо- розетку и холостой приемник (глухую розетку). Штепсель и розетка служат со- единительными элементами высоковольтной поездной магистрали. Отверстие для штепселя в розетке закрыто крышкой, которая запирается блокировочным замком. Открыть крышку и вставить штепсель в гнездо можно только после от- крытия замка ключом отопления. При открытой крышке ключ из розетки не вынимается. Аналогично с помощью ключа открывают и запирают холостой приемник штепселя.
Сроки отопления состава от электровоза (подключение состава к электро- возу), установлены для большей части дорог с 5 сентября по 15 мая.
Проверка комплектности и исправности электрооборудования вагонов и электровозов при подготовке к зимним перевозкам должна заканчиваться за 20 дней до отопительного сезона.
В отопительный период при ТО-1 осматривают заземляющие шунты.
Штепсели головного и хвостового вагона вынимают из холостого приемника и осматривают. Механизмы запоров проверяют ключом отопления.
Межвагонные соединения других вагонов проверяют без выемки штепсе- лей. Открывают ящики с электрооборудованием и осматривают электрические аппараты. Проверяют состояние видимых заземляющих шунтов на котлах ком- бинированного отопления и на защитных кожухах электрических печей. Сис- темы электрического или комбинированного отопления проверяют на функ- ционирование аппаратов управления и сигнализации. Приводят измерение со- противления изоляции магистрали. Сопротивление одного вагона должно быть не менее 20 МОм, состава до 24 вагонов – не менее 1,2 МОм.
За 1 ч до отправления поезда с технической станции состав подключают для отопления к стационарной установке или электровозу. Во время отопления проверяют работоспособность электропитания по температурному режиму в вагонах. Температура воздуха в вагонах должна быть 18-22
°С.