Файл: История и методология юридической науки в. А. Томсинов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Люди как бы не создают это право, они вынуждены его принимать.
Цицерон указывал, что слово «Lex» происходит от слова «Legere» (выбирать). Настоящим Законом по мнению Цицерона является тот закона, который опирается на Высший Разум (на силу природы).
Закон не есть политический инструмент, это лишь закрепление устоев нашего общества.
Однако есть фрагменты, из которых можно сделать вывод, что естественное право распространяется не на всех людей, а только на людей.
Эйседор Цивильский указывал, что естественное право является общим для всех народов и повсюду внушено природой, а не каким-либо установлением. И он также в качестве примера естественного права приводит «брак».
Он также указывает, что многие действия, закрепляемые договором, соответствуют естественному праву. Например, кто-то отдал на хранение вещь, соответственно, при первом требовании хранитель обязан отдать вещь не только ввиду норм договора, но и ввиду норм естественного права.
В.А. приводит пример, когда отец, умирая завещает сыну отпустить раба на волю. Сын не хочет отпускать его, что он вправе сделать по цивильному праву. Но по естественному праву все люди равны, и раб также имеет право на свободу.
Можно встретить утверждение, что русское право заимствовало многие положения из римского права. Однако дело в том, что многие положения закона возникают ввиду самой природы человека, ввиду свойственных ему потребностей. На то оно и называется естественным правом.
В западноевропейском мышлении средних веков доктрина естественного права средних веков должна была претерпеть некоторые изменения.
Ключевым произведением в изучении данного вопроса является «Сумма теологии» Ф. Аквинского, а также Дикретум Гроциана.
Переработка тех представлений о естественном праве, которая сложилась в античности, шла одновременно в средник века и в рамках теологии, и в рамках канонического права. Также это переработка шла и в юридических факультетах.
Первое что делает и Ф. Аквинский, и Гроциан – это придание естественному праву исключительно человеческого характера. Ранее это отмечал лишь Эйседор Цивильский. То есть они настаивают на том, что естественное право распространяется только на людей и связано только с людьми. Иными словами, они провели «Гуманизацию естественного права». Не случайно они чаще вместо термина естественное право говорят о «Естественном Законе».
Аквинский полагает, что человек причастен к естественному закону иным образом, чем сами звери. Люди не просто причастны, они в этом Божественном творении и участвуют. Фома указывает, что Бог сотворил человека на шестой день, но совсем не так как он раньше создавал зверей. Он сотворил человека «По Образу Своему». Именно этот дух и отличает человека от зверей.
Бог сотворил человека как субъекта, способному творить мир. Чего человек пожелает то и дастся ему. Человек отличается еще и свободой своей воли.
Таким образом, естественному Закону Фома придает человеческий характер, а также характер явление, которое человек не только получает от Бога, но и сам его творит.
На самом деле отсюда и появляются корни международного права.
Ф. Аквинский заявляет, что при исследовании естественного закона, необходимо исследовать 6 проблем:
1. Что такое Естественный Закон?
2. Каковы заповеди Естественного Закона?
3. Все ли действия добродетели соотносятся с естественным законом?
4. Действительно ли естественный закон един для всех?
5. Изменяется ли он?
6. Может ли он быть удален из разума человека?
Ф. Аквинский гуманизирует/очеловечивает представление о естественном праве античности. По Аквинскому естественный закон — это прежде всего закон человеческой жизни.
Естественный закон он связывает со стремлением человека к Благу.
К Естественному Закону относится все то, что связано с сохранением человеческой жизни и воспрепятствованию противоположному.
О добродетельных действиях можно говорить, что они в сущности добродетельны (высшая добродетель), а во вторых, можно говорить о добродетельных действиях поскольку они считаются таковыми людьми (вторичная добродетель).
И к естественному закону относится прежде всего высшая добродетель. В.А. отмечает, что вторичная добродетель более опирается на свойство полезности, а потому она регулируется и обычным гражданским законом.
Аквинский считает, что человек сам формирует материал естественного права. Он формирует его, придавая ему нормативный характер (!).
Античные философы не задумывались над способом выражения античного права, а Фома Аквинский высказывает мысль, что ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО ДОЛЖНО ИМЕТЬ НОРМАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР.
Соответственно, Фома не только придает естественному праву человеческий характер, он еще и придает ему нормативность. Если раньше оно заключалось более в философии, то теперь Фома превращает его в знание юридическое. ЮРИДИЗИРУЕТ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО.
Именно благодаря трудам Аквинского и Гроциана наука естественного права становится более юридической.
В течение 13-14вв. развитие науки естественного права идет вместе с разработкой iuscommune. Доводы естественного права часто используются для обоснования решений в iuscommune.
Наука естественного права приобретает большее значение тогда, когда происходит падение iuscommune, а это происходит во время Реформации. Реформация, проводя секуляризацию, на первый план выдвигала науку естественного права.
Наука естественного права начинает заменять теологию. Правоведы теперь именно в науке естественного права находят опору для своих суждений, а не в Священном Писании, и не в Дигестах.
Естественное право приобретает более светский характер. И в ее рамках формируется проблематика гражданского права и уголовного права и так далее.
Очень важно, что наука естественного права несла в себе идею Всеобщего Порядка. В природе господствует порядок при смене дня и носи, при смене сезонов и так далее. Природа как бы живет по определенным законам. Отсюда было несложно сделать вывод, что и человеческое общество должно жить по определенным законам, исходящим из одного центра (Королевская власть).
Соответственно, мы видим, что одновременно происходит и возвышение государства, и возвышение науки естественного права. Короли всячески способствуют развитию науки естественного права. Получается так, что наука естественного права начинает играть роль стержня государственной идеологии.
Конец Естественного права. Изначально оно воспринималось как право всей Европы. Однако ближе к позднему средневековью оно начинает приобретать национальный характер. Возникает французский, немецкий и голландский варианты науки естественного права.
Итог:
1. Ф. Аквинский, Гроциан и другие правоведы связывают естественное право с человеком. Они осуществляют то, что можно назвать гуманизацией естественного права;
2. Они связывают действие естественного права только с человеческим разумом. Естественный закон есть нечто установлено разумом – прямо пишет Аквинский в своей «Сумме Теологии». А так как разумом наделен только человек, то и естественно, что право связывается только с ним.
3. Человеческий разум придает естественному праву нормативный характер
. Потому вместо iusnaturales Фома употребляет lexnaturales (естественный закон);
4. Первичные заповеди связаны с природой человека. А вторичные вытекают из первых и устанавливаются людьми. Соответственно, естественное право нельзя считать застывшим, оно все время развивается. А развивает его ум человеческий.
(!) Важно отметить, что именно данный тезис лег в основу усиления Королевской власти. Считалось, что король не может издавать нормы материального права, он может устанавливать только нормы процессуального права, поскольку главная функция Короля – это судебная. Короли не могли издать нормальный гражданский Кодекс. Считалось, что регулирование устанавливается либо внутри корпорации, либо самими людьми.
Вопрос №11: «Своеобразие правовой культуры средневековой Англии. Юридическое образование в английских университетах и в судейских общинах (Inns of Court)».
Своеобразие правовой культура средневековой Англии:
1. Повышенная роль королевской власти в развитии английского права. Королевская власть со времен Норманнского завоевания являлась еще самой мощной экономической силой. Король юридически считался собственников всей территории Англии и держателем примерно 1/7 части всех земельных угодий.
А потому происходит процесс утверждения королевской власти в судопроизводстве. Повсеместно в Европе судопроизводство находилось в руках сословий, а не Короля. А в Англии Король был способен издавать практически все статуты, но лишь по совету с магнатами/баронами.
Королем в Англии удалось взять под контроль всю систему судопроизводства в стране. Генрих II нашел способ вмешательства.
Он своей Кларендонской Ассизой 1166г. установил, что все земельные споры рассматривались только на основании королевских приказов, а они как бы задавали методику рассмотрения спора. Они содержали указания на что судьи должны обратить внимание и на каком основании должны выносить решение.
Нортгемптонская Ассиза 1176г. разделили территорию Англии на 6 округов, и в каждый округ были назначены по два королевских судьи. Резиденцией их был Лондон, но они выезжали на места для рассмотрения спора. Они рассматривали не только земельные споры, но и иные, в том числе об убийстве, нанесении увечий и так далее.
Дела они рассматривали используя королевские приказы, но учитывая при этом местные обычаи, так как решение должно было пользовать авторитетом.
Удивительное явление: королевская власть прямо не запрещала местные обычаи, но вела сознательную политику по приспособлению обычного права к своим интересам.
Именно в 13в. формируется система королевских судов.
Выделяется Суд Королевской скамьи, рассматривавший все дела, затрагивающие интересы королевской власти. Причем сфера этих дел все время расширялась. Интересно, что даже дела о долгах подпадали сюда, так как считалось, что если должник не платит, то он тем самым лишает кредитора возможности заплатить королевской власти налоги.
Формируется Суд Общих Тяжб, Суд Казначейства, Суд Адмиралтейства и так далее. Таким образом формируется настоящая система королевских судов. Однако несмотря на то, что они и назывались Королевскими, король не выступал в них в качестве судьи.
История. Как-то раз в 1607г. Яков I пришел Эдварду Куку с вопросом может ли он быть судьей в собственном суде, так как Общинное право выражает не просто разум, а искусственный разум, который воспитывается в человеке юридическим образованием.
2. Параллельно с этим идем профессионализация юридической деятельности. Этого не было ни во Франции, ни в Германии того времени. Юридическая деятельность как бы не выделялась из общей деятельности землевладельца.
В Англии возобладал иной подход. Считалось, что юридическая деятельность столь сложна, что требует специальных знаний.
Соответственно, появляются специальные учебные заведения. Свидетельством тому являются трактаты.
Трактат Генри Брактона «О законах и обычаях Англии» (13в.) считается записью судебной практики. Оказывается, имя Генри Брактон – не имя создателя данного трактата. Звали его в действительности Генри Бретон. Он был помощником судьи, но сам не судил. Удивительно и то, что большая часть трактата ему вовсе не принадлежит. Оказывается, что у данного трактата минимум 3-4 автора. А сам трактат строится по системе, которая более подходила для учебников, а не для комментариев к судебной практике.
Таким образом, можно говорить, что в 13в. уже существовали учебные заведения.
Даже сохранился указ Генриха III, в котором говорится о Лондонской школе по обучению судей (1250г.).
Казалось, что юридическую подготовку должны был вести юридические факультеты Оксфорда и Кембриджа. Но дело в том, что в университетах преподавалось
Цицерон указывал, что слово «Lex» происходит от слова «Legere» (выбирать). Настоящим Законом по мнению Цицерона является тот закона, который опирается на Высший Разум (на силу природы).
Закон не есть политический инструмент, это лишь закрепление устоев нашего общества.
Однако есть фрагменты, из которых можно сделать вывод, что естественное право распространяется не на всех людей, а только на людей.
Эйседор Цивильский указывал, что естественное право является общим для всех народов и повсюду внушено природой, а не каким-либо установлением. И он также в качестве примера естественного права приводит «брак».
Он также указывает, что многие действия, закрепляемые договором, соответствуют естественному праву. Например, кто-то отдал на хранение вещь, соответственно, при первом требовании хранитель обязан отдать вещь не только ввиду норм договора, но и ввиду норм естественного права.
В.А. приводит пример, когда отец, умирая завещает сыну отпустить раба на волю. Сын не хочет отпускать его, что он вправе сделать по цивильному праву. Но по естественному праву все люди равны, и раб также имеет право на свободу.
Можно встретить утверждение, что русское право заимствовало многие положения из римского права. Однако дело в том, что многие положения закона возникают ввиду самой природы человека, ввиду свойственных ему потребностей. На то оно и называется естественным правом.
В западноевропейском мышлении средних веков доктрина естественного права средних веков должна была претерпеть некоторые изменения.
Ключевым произведением в изучении данного вопроса является «Сумма теологии» Ф. Аквинского, а также Дикретум Гроциана.
Переработка тех представлений о естественном праве, которая сложилась в античности, шла одновременно в средник века и в рамках теологии, и в рамках канонического права. Также это переработка шла и в юридических факультетах.
Первое что делает и Ф. Аквинский, и Гроциан – это придание естественному праву исключительно человеческого характера. Ранее это отмечал лишь Эйседор Цивильский. То есть они настаивают на том, что естественное право распространяется только на людей и связано только с людьми. Иными словами, они провели «Гуманизацию естественного права». Не случайно они чаще вместо термина естественное право говорят о «Естественном Законе».
Аквинский полагает, что человек причастен к естественному закону иным образом, чем сами звери. Люди не просто причастны, они в этом Божественном творении и участвуют. Фома указывает, что Бог сотворил человека на шестой день, но совсем не так как он раньше создавал зверей. Он сотворил человека «По Образу Своему». Именно этот дух и отличает человека от зверей.
Бог сотворил человека как субъекта, способному творить мир. Чего человек пожелает то и дастся ему. Человек отличается еще и свободой своей воли.
Таким образом, естественному Закону Фома придает человеческий характер, а также характер явление, которое человек не только получает от Бога, но и сам его творит.
На самом деле отсюда и появляются корни международного права.
Ф. Аквинский заявляет, что при исследовании естественного закона, необходимо исследовать 6 проблем:
1. Что такое Естественный Закон?
2. Каковы заповеди Естественного Закона?
3. Все ли действия добродетели соотносятся с естественным законом?
4. Действительно ли естественный закон един для всех?
5. Изменяется ли он?
6. Может ли он быть удален из разума человека?
Ф. Аквинский гуманизирует/очеловечивает представление о естественном праве античности. По Аквинскому естественный закон — это прежде всего закон человеческой жизни.
Естественный закон он связывает со стремлением человека к Благу.
К Естественному Закону относится все то, что связано с сохранением человеческой жизни и воспрепятствованию противоположному.
О добродетельных действиях можно говорить, что они в сущности добродетельны (высшая добродетель), а во вторых, можно говорить о добродетельных действиях поскольку они считаются таковыми людьми (вторичная добродетель).
И к естественному закону относится прежде всего высшая добродетель. В.А. отмечает, что вторичная добродетель более опирается на свойство полезности, а потому она регулируется и обычным гражданским законом.
Аквинский считает, что человек сам формирует материал естественного права. Он формирует его, придавая ему нормативный характер (!).
Античные философы не задумывались над способом выражения античного права, а Фома Аквинский высказывает мысль, что ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО ДОЛЖНО ИМЕТЬ НОРМАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР.
Соответственно, Фома не только придает естественному праву человеческий характер, он еще и придает ему нормативность. Если раньше оно заключалось более в философии, то теперь Фома превращает его в знание юридическое. ЮРИДИЗИРУЕТ ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО.
Именно благодаря трудам Аквинского и Гроциана наука естественного права становится более юридической.
В течение 13-14вв. развитие науки естественного права идет вместе с разработкой iuscommune. Доводы естественного права часто используются для обоснования решений в iuscommune.
Наука естественного права приобретает большее значение тогда, когда происходит падение iuscommune, а это происходит во время Реформации. Реформация, проводя секуляризацию, на первый план выдвигала науку естественного права.
Наука естественного права начинает заменять теологию. Правоведы теперь именно в науке естественного права находят опору для своих суждений, а не в Священном Писании, и не в Дигестах.
Естественное право приобретает более светский характер. И в ее рамках формируется проблематика гражданского права и уголовного права и так далее.
Очень важно, что наука естественного права несла в себе идею Всеобщего Порядка. В природе господствует порядок при смене дня и носи, при смене сезонов и так далее. Природа как бы живет по определенным законам. Отсюда было несложно сделать вывод, что и человеческое общество должно жить по определенным законам, исходящим из одного центра (Королевская власть).
Соответственно, мы видим, что одновременно происходит и возвышение государства, и возвышение науки естественного права. Короли всячески способствуют развитию науки естественного права. Получается так, что наука естественного права начинает играть роль стержня государственной идеологии.
Конец Естественного права. Изначально оно воспринималось как право всей Европы. Однако ближе к позднему средневековью оно начинает приобретать национальный характер. Возникает французский, немецкий и голландский варианты науки естественного права.
Итог:
1. Ф. Аквинский, Гроциан и другие правоведы связывают естественное право с человеком. Они осуществляют то, что можно назвать гуманизацией естественного права;
2. Они связывают действие естественного права только с человеческим разумом. Естественный закон есть нечто установлено разумом – прямо пишет Аквинский в своей «Сумме Теологии». А так как разумом наделен только человек, то и естественно, что право связывается только с ним.
3. Человеческий разум придает естественному праву нормативный характер
. Потому вместо iusnaturales Фома употребляет lexnaturales (естественный закон);
4. Первичные заповеди связаны с природой человека. А вторичные вытекают из первых и устанавливаются людьми. Соответственно, естественное право нельзя считать застывшим, оно все время развивается. А развивает его ум человеческий.
(!) Важно отметить, что именно данный тезис лег в основу усиления Королевской власти. Считалось, что король не может издавать нормы материального права, он может устанавливать только нормы процессуального права, поскольку главная функция Короля – это судебная. Короли не могли издать нормальный гражданский Кодекс. Считалось, что регулирование устанавливается либо внутри корпорации, либо самими людьми.
Вопрос №11: «Своеобразие правовой культуры средневековой Англии. Юридическое образование в английских университетах и в судейских общинах (Inns of Court)».
Своеобразие правовой культура средневековой Англии:
1. Повышенная роль королевской власти в развитии английского права. Королевская власть со времен Норманнского завоевания являлась еще самой мощной экономической силой. Король юридически считался собственников всей территории Англии и держателем примерно 1/7 части всех земельных угодий.
А потому происходит процесс утверждения королевской власти в судопроизводстве. Повсеместно в Европе судопроизводство находилось в руках сословий, а не Короля. А в Англии Король был способен издавать практически все статуты, но лишь по совету с магнатами/баронами.
Королем в Англии удалось взять под контроль всю систему судопроизводства в стране. Генрих II нашел способ вмешательства.
Он своей Кларендонской Ассизой 1166г. установил, что все земельные споры рассматривались только на основании королевских приказов, а они как бы задавали методику рассмотрения спора. Они содержали указания на что судьи должны обратить внимание и на каком основании должны выносить решение.
Нортгемптонская Ассиза 1176г. разделили территорию Англии на 6 округов, и в каждый округ были назначены по два королевских судьи. Резиденцией их был Лондон, но они выезжали на места для рассмотрения спора. Они рассматривали не только земельные споры, но и иные, в том числе об убийстве, нанесении увечий и так далее.
Дела они рассматривали используя королевские приказы, но учитывая при этом местные обычаи, так как решение должно было пользовать авторитетом.
Удивительное явление: королевская власть прямо не запрещала местные обычаи, но вела сознательную политику по приспособлению обычного права к своим интересам.
Именно в 13в. формируется система королевских судов.
Выделяется Суд Королевской скамьи, рассматривавший все дела, затрагивающие интересы королевской власти. Причем сфера этих дел все время расширялась. Интересно, что даже дела о долгах подпадали сюда, так как считалось, что если должник не платит, то он тем самым лишает кредитора возможности заплатить королевской власти налоги.
Формируется Суд Общих Тяжб, Суд Казначейства, Суд Адмиралтейства и так далее. Таким образом формируется настоящая система королевских судов. Однако несмотря на то, что они и назывались Королевскими, король не выступал в них в качестве судьи.
История. Как-то раз в 1607г. Яков I пришел Эдварду Куку с вопросом может ли он быть судьей в собственном суде, так как Общинное право выражает не просто разум, а искусственный разум, который воспитывается в человеке юридическим образованием.
2. Параллельно с этим идем профессионализация юридической деятельности. Этого не было ни во Франции, ни в Германии того времени. Юридическая деятельность как бы не выделялась из общей деятельности землевладельца.
В Англии возобладал иной подход. Считалось, что юридическая деятельность столь сложна, что требует специальных знаний.
Соответственно, появляются специальные учебные заведения. Свидетельством тому являются трактаты.
Трактат Генри Брактона «О законах и обычаях Англии» (13в.) считается записью судебной практики. Оказывается, имя Генри Брактон – не имя создателя данного трактата. Звали его в действительности Генри Бретон. Он был помощником судьи, но сам не судил. Удивительно и то, что большая часть трактата ему вовсе не принадлежит. Оказывается, что у данного трактата минимум 3-4 автора. А сам трактат строится по системе, которая более подходила для учебников, а не для комментариев к судебной практике.
Таким образом, можно говорить, что в 13в. уже существовали учебные заведения.
Даже сохранился указ Генриха III, в котором говорится о Лондонской школе по обучению судей (1250г.).
Казалось, что юридическую подготовку должны был вести юридические факультеты Оксфорда и Кембриджа. Но дело в том, что в университетах преподавалось