Файл: Разработка организационнотехнических мероприятий по повышению производительности труда на предприятии (на примере ооо Макдоналдс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
увеличением объемов продаж продукции общественного питания повышаются издержки на ее реализацию. Эффективность, продуктивность труда измеряют с помощью показателя производительности труда.

Согласно одной из трактовок, представленной в экономическом словаре,

«Производительность труда является важнейшим показателем эффективности производства» [8].

Производительность труда измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год)».

Для раскрытия экономического содержания производительности труда на предприятии общественного питания, рассмотрим различные трактовки понятия производительности труда данные различными авторами в таблице 1.1. Итак, анализ эволюции подходов к трактовке понятия

«производительность труда» позволяет сделать вывод, что в основном все авторы понимают данное понятие как результативность конкретного живого труда.

В данной выпускной квалификационной работе производительность

труда будет рассматриваться как объем выручки (продаж) в единицу времени, достигнутой одним работником, единицей оборудования или одним подразделением [4].

Таблица 1.1 - Эволюция подходов к трактовке понятий «производительность труда»

п/п

Автор, источник

Год

Трактовка понятия

1

2

3

4

1

Т.В. Чернова,

«Экономическая статистика»

1999

Под производительностью труда понимается результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной производительной деятельности по созданию продукта в течение

определенного промежутка времени [2].

2

В.А.Чернов,

«Экономический анализ»

2003

Производительность труда является важнейшим показателем эффективности использования человеческих

ресурсов. От него зависят товарооборот, издержки, прибыль, рентабельность[4]

3

Т.И. Юркова, С.В. Юрков,

«Экономика предприятия»

2013

Производительность труда это количество продукции, произведенное за определенный период в расчете на одного работника или затраты рабочего времени на единицу

продукции [3].

4

Т.В. Яркина,

«Основы экономики предприятия»

2014

Производительность труда это показатель плодотворности целесообразной деятельности работников, которая измеряется количеством работы (продукции, услуг), сделанной в единицу времени. Производительность труда характеризует способность работников создавать своим трудом товары и услуги за час, смену, неделю, месяц или год. Количество работы, произведенной одним работником, называется выработкой. Показателем выработки можно измерить любую работу: производство

продукции, продажу товаров или оказание услуг[5].

5

Т.А.Фролова,

«Экономика предприятий»

2015

Производительность труда – это его эффективность, результативность. Для измерения производительности труда используются два показателя: выработка и

трудоемкость[7].

6

Л.И. Ерохина, .В. Башмачникова, Т.И. Марченко

«Экономика предприятия (в сфере обществен-

ного питания).

2015

Производительность труда это объем выручки (продаж) в единицу времени, достигнутый одним работником, единицей оборудования, одним подразделением и т. п[6].



Измерение производительности труда оценивается путем сопоставления результатов труда в виде объема реализованной продукции общественного питания. Мерой затрат труда является время работы.

Чаще всего уровень производительности труда в сфере общественного питания определяется показателем выработки, приходящейся на одного работника том числе на одного работника оперативного персонала).

Производительность труда связана с выработкой. Выработкой называют объем реализованной продукции общественного питания. То есть производительность труда это не что иное, как средний товарооборот на одного работающего (на одного работника оперативного персонала):


ПТ Т

Ч

, (1)

где, Т объем реализованной продукции общественного питания в стоимостном выражении;

Ч среднесписочная численность работников предприятия или работников оперативного персонала.

Согласно одной из трактовок, выработка это объем реализованной продукции [6].

Выработка это показатель, определяющий количество продукции, произведенной в единицу времени. Выработка характеризует результативность труда [3];

Выработкой называют объем реализованной продукции общественного питания, она является главным показателем производительности труда [4].

Авторы представляют выработку как наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда. Выработка определяется отношением количества реализованной продукции общественного питания к численности работников.

В зависимости от того, в каких единицах измеряется объем выполненных работ и отработанное время, различают несколько методов расчета уровня выработки: стоимостный, трудовой и натуральный.

Сущность стоимостного метода заключается в том, что показатель производительности труда определяется как соотношение реализованной продукции общественного питания, выраженное в денежных единицах, к численности работников.

Трудовой метод измерения производительности труда основан на расчете трудоемкости реализованной продукции общественного питания. Согласно

этому методу эффективность труда оценивается сравнением фактических затрат с нормативными. Трудоемкость
продаж каждого товара при этом рассчитывается как отношение трудовых затрат на продажу продукции к количеству.

Натуральный метод самый простой и достоверный метод, когда объем реализованной продукции общественного питания исчисляется в натуральном выражении. Достоинством этого метода является непосредственная сравнимость показателей производительности труда.

На уровень производительности труда оказывают влияние экстенсивность и интенсивность трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу и выражаются в количестве трудоспособного населения с набором физических, умственных и духовных способностей.

Производительность труда на предприятии общественного питания за определенный период изменяется под воздействием многих причин. По существу, все факторы, влияющие на изменение объема реализации продукции общественного питания и численность работников предприятия, оказывают влияние и на изменение производительности труда.

Под факторами изменения производительности труда понимаются причины, обусловливающие изменение её уровня. В практике планирования на большинстве действующих российских предприятий, функционирующих в сфере общественного питания, все факторы изменения производительности труда классифицируются по следующим основным группам: объективные, внешние, неуправляемые факторы, не зависящие от самого предприятия; факторы, связанные как с постановкой внутренней работы предприятия, так и с внешними
условиями и отношениями; факторы, действующие на уровне управления предприятием.

К первой группе относятся объем производства продукции общественного питания, степень насыщенности рынка товарной массой, динамика розничных цен на сырье.

Во вторую группу объединены факторы взаимодействия сферы общественного питания с потреблением и производством. Они обусловлены с умением работников изучать и оценивать рыночную конъюнктуру, и на этой основе составлять заказы производителям товара. Оценивать доходоемкость и издержкоемкость продукции общественного питания.

Кроме этого, для увеличения выработки на предприятиях общественного питания, требуется повышение качества обслуживания, сокращение затрат времени на получение услуг, информирование посетителя о предметах купли- продажи, новинках и т.д. со стороны персонала предприятия. Более того, высокая культура обслуживания не только привлекает посетителей, но и создает особый психологический климат в ресторане, так же способствующий росту производительности труда кассиров.

В третьей группе можно выделить еще три подгруппы факторов к которым относятся: материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические.

Материально-технические факторы связаны с использованием нового оборудования, при прогрессивных технологий товародвижения, индустриализацией доставки и перемещения грузов.

Социально-психологические факторы определяются социально- демографическим составом трудовых коллективов, уровнем подготовки, стилем руководства. Современные тенденции развития социального