Файл: Образ жизни человека является определяющим фактором охраны и укрепления его здоровья, постоянно находится в фокусе повышенного внимания общественного сознания, культуры, образования и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во второй части разминки занимающиеся должны не только подготовиться к выполнению первого тренировочного комплекса, но и настроиться на выполнение всего комплекса упражнений ППФП, запланированного на занятие. С этой целью выполняются упражнения для формирования конкретных профессиональных умений. Заканчивается подготовительная часть, как правило, спокойной ходьбой и дыхательными упражнениями.

Основная часть занятий подчинена главной задаче – совершенствованию профессиональных качеств и функций организма будущего специалиста. Физические упражнения, составляющие ППФП, следует выполнять в определенной последовательности:

а) упражнения для овладения сложными профессиональными навыками и их совершенствования, для воспитания смелости, решительности;

б) упражнения для развития быстроты реакции, координации, оперативного мышления.

Основная часть занятия длится 35 – 60 мин и направлена на тренировку непосредственно профессионально-прикладных качеств, делится она на две части. В первой повторяются изученные ранее приемы и разучиваются новые, вторая часть занятия носит исключительно тренировочный характер: все изученные приемы выполняются в комплексе в самых различных сочетаниях со значительной двигательной нагрузкой. В этой части занятия упражнения располага- ют по мере возрастания сложности и интенсивности нагрузки. На начальной стадии занятия выполняются несложные по содержанию и невысокие по интенсивности упражнения. В эту часть занятия включаются упражнения по видам спорта.

Задача заключительной части занятия – создать условия, которые обеспечат наиболее плавный переход к обычной, повседневной деятельности. За 10 – 15 мин, после выполнения медленного бега, спокойной ходьбы, упражнений на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием организм приводится в относительно спокойное состояние. Быстрый переход от интенсивной работы к полному покою нежелателен. Нагрузка в заключительной части занятия снижается постепенно.

В зависимости от конкретных условий в каждом отдельном случае в выполнение упражнений на разных стадиях занятия могут вноситься определенные коррективы: к примеру, может быть перераспределено время между частями занятия. Однако общие принципы построения занятия должны соблюдаться.

2. Занятия в период учебной практики студентов.

Важное место в ППФП занимает выполнение физических упражнений непосредственно на рабочем месте, так называемые физкультпаузы, которые способствуют восстановлению и поддержанию на необходимом уровне умственной работоспособности и снятию нервно-эмоционального напряжения. Занятия ППФП направлены также на обеспечение безопасности студентов во время учебной и производственной практики.


3. Спортивно-прикладные соревнования.

Высокая действенность спортивно-прикладных соревнований (и особенно по многоборьям) связана с их максимальными психофизическими нагрузками, возможностью совершенствования прикладных умений и навыков и проверки их в экстремальных ситуациях, приближенных к типичным условиям профессиональной деятельности. Предмет соревнований в ряде случаев могут составлять действия, характерные для того или иного труда (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта у пожарных), но чаще – действия, требуемые особыми условиями профессиональной деятельности.

4. Самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя.

Выполнение комплексов упражнений по ППФП студентами различных инженерных специальностей является основной формой самостоятельных занятий. При составлении и выполнении данных комплексов должны строго соблюдаться методические принципы: доступность, индивидуализация, систематичность, постепенное повышение требований.

Направленность комплекса по ППФП для студентов и выпускников вузов железнодорожного транспорта всех инженерных специальностей – обеспечение высокой физической работоспособности, развитие общей выносливости, динамической и статической выносливости мышц туловища, спины, рук, пальцев, ловкости, гибкости, распределения и переключения внимания, оперативного мышления и эмоциональной устойчивости.

Направленность комплексов ППФП для инженеров механического, электромеханического факультетов – обеспечение высокого уровня функционирования сердечно-сосудистой системы, механизмов внешнего и внутреннего дыхания, системы терморегуляции, вестибулярного аппарата; развитие общей выносливости, быстроты и точности движений, двигательной реакции, ловкости рук, пальцев, равновесия, вестибулярной устойчивости, а также устойчивости к низкой и высокой температуре, резким ее колебаниям; развитие объема, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, решительности; формирование и совершенствование навыков в лазании, работе на высоте, передвижении по ограниченной опоре, в задержке дыхания.

Направленность комплексов ППФП для выпускников экономических специальностей (ИМЭК) – развитие устойчивости к гиподинамии, статической выносливости мышц рук и туловища, реакции слежения, подвижности суставов рук, пальцев, ловкости и координации движений рук, пальцев, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, терпения, создания физиологических предпосылок для хорошего кровообращения мышц ног, формирования правильной осанки.



Дополнительно применяются специализированная утренняя зарядка с включением в нее отдельных прикладных упражнений (табл. 3), туристские походы по установленным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы и т. д.

Для решения задач ППФП наряду с физическими упражнениями активно используются природные факторы: солнце, воздух и вода. Правильное их применение усиливает эффект использования физических упражнений, и вместе с тем они могут служить относительно самостоятельными средствами ППФП.

К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относятся санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий, режим дня, гигиена кожи, вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности (массаж, душ, баня и т. д.). Соблюдение режима дня, сна и питания способствует улучшению функционального состояния организма, обеспечению высокого уровня профессиональной работоспособности. Правильный уход за кожей улучшает ее барьерные функции и тем самым способствует повышению устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.
Т а б л и ц а 3

Особенности утренней гигиенической гимнастики с применением

упражнений ППФП


Факультеты

Особенности утренней гигиенической гимнастики

Механический, электромеханический, теплоэнергетический, ИАТИТ

Включение упражнений для развития сердечно-сосудистой, дыхательной и системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, закаливание воздухом, солнцем. Увеличение количества упражнений в ходьбе, беге, прыжках. Круглогодичное проведение зарядки на открытом воздухе

ИМЭК

Включение упражнений для развития координации движений рук и пальцев. Увеличение дозировки упражнений для развития суставов рук, укрепления мышц брюшной полости, передней стенки брюшного пресса, мышц спины, боковых мышц туловища


Регулярное использование контрастного душа повышает профессиональную работоспособность и устойчивость к резким колебаниям температуры. Принятие тепловых ванн, пользование баней, тепловой камерой способствуют быстрому восстановлению организма и развитию выносливости к высокой температуре. С помощью данного средства воспитывается устойчивость человека к воздействию неблагоприятных метеорологических и производственных факторов. Кроме того, можно использовать сочетание мышечной тренировки и закаливающих процедур.


5. Формирование профессионально важных

психических качеств средствами физической культуры и спорта

Необходимые специалисту для успешного освоения профессии психичес- кие качества можно развивать с помощью специально подобранных физичес-ких упражнений.


Внимание. Отдельные качества внимания имеют много специфического, в связи с этим при их формировании и совершенствовании используются различные педагогические приемы.

Объем и распределение вниманияформируются как определенный навык одновременного выполнения нескольких действий, близких по своей психофизиологической структуре профессиональным действиям, выполняемым в условиях высокого темпа работы. При этом постепенно увеличивают количество воспринимаемых объектов и явлений, расстояние между ними и темп восприятия.

Переключение внимания формируется в процессе физического воспитания несколькими путями: упражнениями на переключение внимания с объекта на объект, с предварительным усвоением техники и «маршрутов» переключений, упражнениями с выделением наиболее важных объектов из второстепенных, тренировками в быстроте переключения внимания с объекта на объект.

Концентрация внимания развивается путем воспитания и самовоспитания установки на внимание.

Устойчивость внимания обеспечивается выработкой волевых качеств и созданием путем тренировки определенной физиологической базы для проявления устойчивого внимания, в частности, выносливости глазодвигательного аппарата.

Широкие возможности для формирования качеств внимания представляют гимнастические и строевые упражнения.

Эффективным универсальным средством развития внимания являются спортивные игры с мячом. Это объясняется тем, что действия в них требуют высокого уровня проявления различных качеств внимания. Так, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать более 10 объектов и их элементов. Например, принимая мяч, он одновременно определяет расстояние до мяча и игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков соперника, выбирает способ и усилие для передачи мяча и т. д. Кроме того, волейболис-ту во время игры приходится постоянно менять объекты, на которые направлено внимание. Сделав передачу для нападающего, он переключает свое внимание на страховку, прием и т. п. Только за одну секунду внимание волейболиста переключается поочередно на три – шесть объектов. Длительность игры, разнообразие тактических ситуаций требуют устойчивости внимания. Все это приводит к тому, что уже сами по себе занятия волейболом способствуют развитию качества внимания. Например, объем внимания у волейболистов больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов, на 25 – 31 %.