Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология дискуссионного общения включает в себя четыре существенных взаимосвязанных компонента:


  • познавательный (знание о предмете спора, проблемная


ситуация);


  • операционно-коммуникативный(умениевестиспор,


отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций);


  • эмоционально-оценочный (эмоциональные переживания, потребности, отношения, мотивы, оценки, личностный смысл).


Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников.
Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:


  • обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы;


82

  • моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;




  • демонстрация характерной для большинства проблем многозначности возможных решений.


Требования к выбору проблемы дискуссии: проблема дискуссии должна опираться на имеющиеся у участников дискуссии знания, умения, опыт творческой и эмоциональной ценностной деятельности; спор должен быть основан на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия (дискуссия — спор по существу).
Приемы введения в дискуссию:


  • предъявление проблемной производственной ситуации;




  • постановка проблемных вопросов;




  • демонстрация видеосюжета;




  • ролевое проигрывание проблемной ситуации;




  • анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме;




  • альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).


Этапы проведения дискуссии: мотивационный, содержательно-операционный, оценочно-рефлексивный.



  1. Начало дискуссии.


Мотивационный (подготовительный) этап
связан с подготовкойдискуссии. На этом этапе наиболее важным является стимулирование интереса к проблеме — предмету спора. С этой целью подбираются яркие способы изложения позиции двух спорящих сторон, отрывки и цитаты из книг, содержащие элементы спора.
Особенности организации дискуссии:


  • обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний (лекция является более экономичным способом передачи знаний, дискуссия может иметь гораздо более долгосрочный эффект; активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение осмысленному усвоению новых знаний, а так же заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки);


83

  • активное взаимодействие обучающихся (активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе; как правило, дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, но почти всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая присоединяться к обсуждению);




  • обратная связь с обучающимися (дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию).


Функции преподавателя во время дискуссии:
 сформировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т.е. показать значимость проблемы для участников;
 создать доброжелательную атмосферу;
 сформировать вместе с участниками правила ведения дискуссии;

 добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий, дать рабочее определение обсуждаемой темы;

 мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых вопросов, которые требуют обсуждения;
 руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень активности участников, соблюдать регламент, подключать пассивных участников;
 фиксировать предложенные идеи на плакате или доске, чтобы исключить повторений;

 оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений.


  1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


Содержательно-операционный этап включает проведение


дискуссии

  • организация пространства;




  • установка правил ведения дискуссии;




  • структурирование и регулирование дискуссии.


84

Дискуссия состоит из вступления, в котором обосновываются выбор темы, вопросы, уточняются условия дискуссии, указываются узловые моменты обсуждаемой проблемы, создается необходимый эмоциональный настрой.
Следующим элементом дискуссии является непосредственно спор. Нередко дискуссия не возникает вследствие авторитарности преподавателя. Это часто проявляется в формулировке вопросов: «Что вы мне скажете? Как вы ответите на вопрос?» Во время обсуждения проблемы должна быть обстановка соучастия, в которой можно допускать ошибки, говорить неточности, ориентироваться на собственный опыт.
Ведущий дискуссии — чаще всего преподаватель — может использовать следующие способы активизации ее участников: заострение противоположных точек зрения, подбадривание и поощрение участников спора репликами: «хорошая мысль», «интересный подход», «давайте подумаем вместе», «какой неожиданный оригинальный ответ». Следует помогать обучающимся формулировать свою мысль, размышлять вместе с ними. Это дает возможность развить сотрудничество между преподавателем и участниками, осуществлять гуманизацию учебного процесса.


«хорошая мысль»

«интересный подход»,

«давайте подумаем вместе»,
«какой неожиданный

оригинальный ответ»

Любая дискуссия предполагает умение пользоваться гипотезой, доказательством и опровержением как приемами познавательной деятельности. Гипотеза должна отличаться простотой, обладать
85

доказательной силой, опираться на ранее полученные знания, содержать предположения, которые можно проверить.
Для овладения умениями доказательства и опровержения следует использовать памятку о порядке мыслительных действий:


  • выслушав формулировку вопроса, определите, в чем состоит проблема;




  • сформулируйте гипотезу (предположение);




  • выскажите предположение, аргументируя его четко, ясно, не повторяя того, что уже сказано;




  • внимательно слушайте доводы товарищей, имеющих противоположную точку зрения, найдите в них сильные и слабые стороны;





  • опровергните доводы.


Дискуссия — способ отыскания решения спорной проблемы, а не только способ доказательства и опровержения, поэтому сделайте вывод, к которому привела вас дискуссия.


    • ходе обсуждения преподаватель направляет обучающихся к выработке правильного решения. Не нужно торопиться отвергать ошибочные суждения и навязывать свою точку зрения. Управление ходом дискуссии производится при помощи различных направляющих, поясняющих, уточняющих вопросов.


Мастерство преподавателя заключается в умении вовремя заметить, «почувствовать» момент окончания дискуссии, иначе начнется повторение. Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
 уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать


  • аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите...?», «Как вы докажете, что это верно?»);


 парафраз - повторение ведущим высказываний выступающих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Правильно ли я понял(а), что...»);
 демонстрация непонимания - побуждение участников повторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду», «Уточните, пожалуйста»);
86

 выражение сомнения, которое позволяет убрать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»);


  • приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на другом подходе;




  • «доведение до абсурда» ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;




  • «задевающее утверждение» ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изложить другую точку зрения.



  1. Оценочно-рефлексивный этап состоит в подведении


итогов дискуссии
Он включает анализ выводов дискуссии, оценку правильности употребления присутствовавших в дискуссии понятий, глубины аргументов, умения использовать доказательства, опровержения, выдвигать гипотезы, учитывается культурный уровень дискуссии, умение делать выбор. На заключительном этапе можно не только указать путь решения обсуждаемой проблемы, но и поставить новые вопросы, требующие решения.

Дать пищу для раздумий — это значит увидеть перспективу развития участников дискуссионного общения. Как оценить эффективность проведения дискуссии? Выделим необходимые критерии:


  • удовлетворение, получаемое учащимися после дискуссии;




  • умение правильно, логично изложить свое и чужое мнение;




  • культура дискуссии, соблюдаемая учащимися;




  • умение учащихся пользоваться приемами доказательства, опровержения, делать выбор;




  • получение в ходе дискуссии новых знаний и нового социального опыта;




  • умение пользоваться имеющимися знаниями;




  • умение разделять точку зрения другого;




  • живой обмен мнениями в ходе дискуссии.


87

Опасности при ведении дискуссии:


  • дискуссия вырождается в диалог;




  • дискуссия не складывается из-за пассивности студентов;




  • в дискуссии принимает участие лишь небольшая часть аудитории;




  • дискуссия перестает быть упорядоченной.


Дискуссия является одним из видов межличностного общения, а эта деятельность является ведущей в современном образовательном процессе.
Одно из главных значений дискуссии — не столько всестороннее и глубокое решение проблемы, сколько побуждение участников задуматься над проблемой. Возможно осуществить пересмотр своих убеждений и представлений, уточнить и определить свою позицию, научиться аргументированно отстаивать собственную точку зрения и в то же время осознавать право других иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, быть индивидуальностью.
Технология дискуссионного общения — основа личностно-ориентированного образования. На ее основе обучающемуся открывается то, что ранее было скрыто из-за одностороннего видения объекта, процесса, явления. В этой технологии проявляется равенство позиций, в результате они выступают как единое целое. Умение проектировать и реализовывать диалоговые технологии — сущностная характеристика профессионализма преподавателя. Ведь педагог — «носитель проникновенного слова, которое способно активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать собственный голос».

3.1.2.