Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Компьютерные симуляции
Компьютерные симуляции отличаются практической направленностью применения навыков при выполнении профессиональных обязанностей, возможностью моделирования стандартных и нестандартных ситуаций, разнообразного бизнес-окружения, уровней сложности, имеют встроенные элементы



88

индивидуальной обратной связи. Компьютерная симуляция – (simulation «моделирование») имитация процесса с помощью механических или компьютерных устройств; чаще всего слово «симулятор» используется применительно к компьютерным программам. Здесь уместно говорить о компьютерном моделировании и практическом анализе результатов.
Компьютерное моделирование осуществляется с помощью компьютерной программы, работающей на взаимодействующих компьютерах, реализующей абстрактную модель некоторой системы. Компьютерные модели стали обычным инструментом математического моделирования и применяются в физике, астрофизике, механике, химии, биологии, экономике, социологии и других науках. Компьютерные модели используются для получения новых знаний о моделируемом объекте или для приближенной оценки поведения математических систем, слишком сложных для аналитического исследования.
Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем, оно заключается в проведении серии вычислительных экспериментов на компьютере, целью которых является анализ, интерпретация и сопоставление результатов моделирования с реальным поведением изучаемого объекта и, при необходимости, последующее уточнение модели и т. д.


  • основным этапам компьютерного моделирования относятся: постановка задачи,определение объекта моделирования;


разработка концептуальной модели,выявление основных
элементов системы и элементарных актов взаимодействия;


  • формализация, то есть переход к математической модели; создание алгоритма и написание программы.


Различают аналитическое и имитационное моделирование. При аналитическом моделировании изучаются математические (абстрактные) модели реального объекта в виде алгебраических, дифференциальных и других уравнений, а также предусматривающих осуществление однозначной вычислительной процедуры, приводящей к их точному

решению. При имитационном моделировании исследуются математические модели в виде алгоритма (ов), воспроизводящего функционирование исследуемой системы путем последовательного выполнения большого количества элементарных операций.
89
3.1.3. Анализ конкретных ситуаций

Конкретная ситуация – это любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные. В основе метода анализа конкретных ситуаций (АКС) лежит описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера студент должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть, определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:


  • подготовительный этап;




  • ознакомительный этап;




  • аналитический этап;




  • итоговый этап.


На первом этапе преподаватель конкретизирует цели,разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:
 пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних студентов;


  • сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей студентов, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой – вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;




  • содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты.




  • студентам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.


На втором этапе происходит вовлечение обучающихся в живоеобсуждение реальной профессиональной ситуации. Преподаватель
90

обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности обучающихся в определенной области. Знакомит студентов с содержанием конкретной ситуации, индивидуальной или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.


Третий аналитический этап начинается после знакомствастудентов с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:


  • выявление признаков проблемы;




  • постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;




  • различные способы действия;




  • альтернативы и их обоснование;




  • анализ положительных и отрицательных решений;




  • первоначальная цель и реальность ее воплощения.


Результативностьметодаувеличиваетсяблагодаря
аналитической работе студентов, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы.
Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым студентом.
Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Это позволяет студентам развивать умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо в условиях современной рыночной экономики. Особенностью метода является то, что, перенося условия проведения урока на производство, интерактивный метод не теряет своей актуальности.
91

Учебные цели традиционного анализа конкретных ситуаций При работе по методу традиционного анализа достигаются сле-
дующие цели:


  • развитие аналитического мышления, применение анализа в


динамике;


  • привитие практических навыков работы с информацией: вычленение, структурирование и ранжирование по значимости проблем;




  • выработка управленческих решений;




  • освоение современных управленческих и социально-психологических технологий;




  • расширение коммуникативной компетентности;




  • формирование способности выбора оптимальных вариантов эффективного взаимодействия с другими людьми;




  • стимулирование инноваций;




  • повышение мотивации к обучению теории проблемы;




  • демократизация процесса обучения.



Рассмотрение конкретных ситуаций применяется для анализа параметров реальной, практической ситуации. Анализ конкретных ситуаций (АКС) связан с творческим подходом к разрешению практической ситуации. Руководителям и специалистам приходится встречаться с множеством различных производственных ситуаций, требующих стандартных или новых решений. Задача преподавателя, обучающего студентов - помочь найти и принять оптимальное, ин-новационное решение, исходя из сложности анализируемых ситуаций и имеющегося времени для их разрешения.


  • учебном процессе чаще всего используются три вида ситуаций: известная, подобная и неизвестная. Для решения данных ситуаций необходимо знать:


ситуация известная:для ее разрешения имеются конкретныеобразцы, в этом случае метод разрешения ситуации стандартный;
ситуация подобная,в этом случае ее необходимо сравнить сдругими подобными ситуациями; подобные ситуации не всегда аналогичны, но в то же время могут иметь единую основу, которую можно видоизменять, приближая к рассматриваемой ситуации;
92

  • неизвестная ситуация:такая ситуация не встречалась в прак-тической деятельности обучаемых, и ее нельзя сравнить с каким- либо образцом даже с помощью определенной модификации, следовательно - необходимо найти новый метод ее решения.



Таблица 11. Влияние сложности анализируемых ситуаций на применение АКС


Низкая сложность




Частот

Высокая сложность

анализируемых ситуаций




а в использова-

анализируемых ситуаций













нии АКС

























=> важно содержание на-

что

=>

важен

процесс

учения;







лежит в основе

научения;







=>

преподаватель

ответ-

метода

=>




научение

ственен за передачу знаний;







осуществляется




=>

ненадо

много




через действие;




ситуаций, чтобы проиллюстриро-




=>

повторение различных

вать теорию










ситуационных анализов

усиливает













способность

решать проблемы и













принимать решения