Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • риском, тревогой о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения.




Коммуникативная

Потребность в реализме - постоянное условие

природа упражнения

любого упражнения в ситуационном анализе, и метод

предоставляет

кейсов не является исключением из этого правила.

возможность быстрой,

Упражнение должно быть таким, чтобы участники

но достаточно полной оценки

могли идентифицировать себя с предлагаемыми ролями

важности обсуждаемых

и справиться с ними. Оно должно вырабатывать

проблем и предлагаемых

требуемый паттерн поведения в условиях таких же

решений.

установок и ограничений, которые могут возникнуть в




реальной ситуации. Надуманность ситуаций,




используемых преподавателем, не мотивирует на




обучение.



Метод кейсов имеет много общего с популярным в отечественной дидактике проблемным методом обучения. Для анализа кейсов нужны в большей степени интеллектуальные усилия, чем личностные или эмоциональные.

Советы педагогу по организации занятий Выбор подходящего материала
Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать проблемы, с которыми слушатели могут столкнуться в реальности. Он должен содержать такое количество деталей, чтобы группа имела в своем распоряжении все необходимые данные, но при этом не чувствовала себя перегруженной информацией. Дополнительные сведения могут быть у преподавателя
, и их всегда можно предоставить позже. (Это может происходить или автоматически, или в зависимости от требований группы.)
99
Наличие альтернатив
Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватывать различные стороны специализации руководителей и специалистов и иметь различные решения. Проблемы, имеющие лишь один «правильный» ответ, наименее пригодны для использования в этом методе.
Небольшое число участников в группе
Чем больше группа, тем более громоздким и неуклюжим может стать упражнение методом кейсов. Чтобы получить оптимальные результаты при помощи метода кейсов, ограничьте число людей в группе до девяти человек. Если группа большая, то необходимо поделить ее на несколько малых групп, каждая из которых будет заниматься одним из аспектов заданной проблемы. Или же можно внести соревновательный элемент, предложив каждой группе попробовать решить проблему быстрее соперников.

Метод «инцидента»
Следующий широко применяемый на практике метод АКС - это анализ инцидентов (лат. incident - случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера). Этот метод отличается от предыдущего тем, что его цель - поиск информации самим обучающимся. Обучаемые вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-либо организации, например в цехе. Сообщение может быть письменным или устным по типу: «Случилось или произошло...».
Для принятия обоснованного решения студентам предлагается явно недостаточная информация, поэтому необходимо прежде всего:






разобраться в обстановке;
определить, есть ли проблема и в чем она состоит;
подумать, что надо делать;
выяснить, что нужно знать для принятия того или иного реше-


ния.
Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, следовательно вынуждены задавать

100

вопросы «на развитие», то есть для получения новой, дополнительной информации (Что? Где? Когда? Почему? Как? Какой? Зачем?).
Некоторые пытаются после двух-трех вопросов сразу же принимать решение, несмотря на отсутствие полной информации. Преподаватель в этих случаях ставит принимаемые решения на обсуждение, предлагает слушателям задавать вопросы авторам этих решений для выяснения их обоснованности. Очень скоро студенты убеждаются, что для ответов на такие вопросы, то

есть для обоснования предлагаемых решений, инфор-мации явно недостаточно. Эту информацию начинают запрашивать у преподавателя (или у группы, предлагающей ситуацию), задавая ему вопросы.
По характеру заданных вопросов можно оценить эффективность поиска информации различными группами студентов. В зависимости от целевой установки занятия и аудитории преподаватель может варьировать версию ситуации. Основное назначение данного метода - это развитие или совершенствование умений обучающихся, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточности информации, с другой - рацио-нально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.
Технология внедрения в учебный процесс данного метода зак-лючается в следующем. После сообщения об инциденте студенты запрашивают информацию у преподавателя с помощью вопросов. Он, в свою очередь, может открыть дискуссию о необходимости той или иной информации или сразу же сообщить требуемые данные. Получив необходимую и достаточную, по их мнению, информацию, студенты анализируют ее, принимают решения в небольших подгруппах по 3-5 человек, а затем выносят на общую дискуссию так же, как это делается при традиционном анализе.
После дискуссии можно отследить, какова цена запрошенной информации с точки зрения ее значимости (необходимости для решения проблемы). Эти показатели можно оговорить заранее. Это позволяет усилить мотивацию в рациональном потреблении информации и, кроме того, выработать у обучаемых аналитическое и критическое мышление, навык прогнозирования, взвешивания своих действий и намерений. Таким

101

образом студенты приучаются собирать информацию направленно и рационально.
Преподаватель может использовать разные варианты проведения занятий:


  1. Ситуация готовится заранее самим преподавателем,затем за-читывается та ее часть, которая является инцидентом, а после завершения процесса задавания вопросов студентам каждая подгруппа принимает свое решение и уже затем в открытой дискуссии обсуждаются его правильные




  • неправильные аспекты.




  1. Преподаватель рассказывает слушателям о технологии анализа ситуаций методом «инцидента», затем дается время (15-20 мин.),




  • каждая команда отрабатывает свой вариант ситуации. Когда ситуации у всех команд будут разработаны, тогда начинается процедура сбора информации: инцидент (случилось ...); вопросы и ответы; принятие решения; презентация решения и его анализ авторами ситуации, затем другая команда действует в той же последовательности.





  1. Формы организации занятия также могут быть разными:




  • каждый запрос на дополнительную информацию обсуждается студентами, и решается вопрос о ее необходимости для принятия обоснованного решения;




  • каждой подгруппе выдается вся информация, которую они запросили, а затем на общей дискуссии при обсуждении принятых решений выясняется, что именно из полученного оказалось использованным при выработке решения;




  • производится как качественная оценка значимости информации для принятия решения, так и количественное ее взвешивание (в очках, баллах), то есть оценка «стоимости» запрошенной информации по сравнению с ценностью принятого решения в тех же единицах. При этом «стоимость» информации заранее оговаривается, а оценку решений обучающиеся производят коллективно.


Таким образом, слушатели приучаются собирать информацию рационально и направленно.

102

Таблица 13. Достоинства и ограничения метода «инцидента»


Преимущества







Ограничения


































Развивает







важное

Зачастую

студенты

осуществляют

управленческое умение - собирать

поверхностный анализ и принимают решение в

и анализировать информацию.

условиях неполной информации.

























Развивает







навык

Обучаемые

не владеют постановкой

постановки

вопросов

«на

корректных вопросов с соблюдением их жанра:

развитие», «на уточнение», «на

на уточнение, на развитие. Плохо же

понимание».










сформулированный

вопрос

не

позволяет
















получить необходимую информацию.



















Развивает

у

студентов

Из-за торопливости и неразвитости

навык выявления и формулировки

аналитического потенциала зачастую истинная

проблемы,

составляющей

основу

проблема, заложенная в ситуации, остается не

ситуации.













полностью выявленной.




























Осваиваются




навыки

Неправильно поставленный

диагноз

и

системного

подхода к

принятию

излишняя быстрота в принятии решений могут

управленческих

и

социально-

привести к поверхностной

диагностике

и

психологических решений.




«неэффективному лечению».