Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
продолжительностью и количеством этапов или фрагментов, а также их сложностью с точки зрения принимаемых решений. Как правило, деловая игра длится от одного до нескольких дней, причем желательно без перерывов и от 4 до 10 часов в день.
-
Сценарий игры или ее блок-структура. Сценарий обычновключает в себя развернутое изложение сущности игры и логическую последовательность ее реализации, а также вопросы, связанные с управлением игрой. Даются подробные инструкции организаторам, участникам игры, экспертам, приводятся при необходимости варианты расчетов, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация, обосновывается система оценки результатов деятельности учебных групп.
-
Система оценивания результатов игры «компетентными су-
дьями» или экспертами. С этой целью в описание игры включаются специальные разработки методик оценивания: бланки, таблицы.
-
Вспомогательный материал. Обычно он предлагается в при-ложении и включает тесты, упражнения, ситуации и специальные задания для разного целевого предназначения.
-
Организация пространственной среды. Целесообразно такогорода информацию описывать, для того чтобы начинающий преподаватель мог предусмотреть ситуации, когда для принятия решений необходимо иметь несколько помещений или когда сценарий включает разные формы деловой коммуникации: работа в микрогруппах, дискуссия, пленум и т.д.
108
Порядок проведения деловой игры
-
любой деловой игре можно выделить этапы, то есть последо-вательность шагов по ее проведению.
Введение в игру.Обычно на этом этапе участников знакомят сосмыслом, целями и задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и инструктаж. Однако в случае необходимости игре может предшествовать лекция или беседа по актуальным проблемам, затрагиваемым в игре.
Разделение слушателей на группы.Оптимальный размер группы
5-7 человек; в каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли (например, в игре Н. Борисовой «Доклад и дискуссия» у каждой команды 7 игровых ролей: «докладчик», «провокатор», «оппонент», «визуа- лист», «эксперт», «регистратор» и «организатор», а в игре А. Панфиловой «ЗАПРОС» каждая группа
получает коллективную роль: «инноваторы», «оптимисты», «пессимисты», «реалисты» и т.п.). Роли могут распределяться как в начале игры, так и по мере необходимости, по ее ходу. Например, для внутрикомандной работы разыгрывается один комплект ролей, а для пле-нума (межгруппового взаимодействия) — другой.
Погружение в игру.На этом фрагменте слушатели получают«игровое задание», например: разработать «визитную карточку команды», подготовить мини-презентацию, сделать комплимент партнерам по игре или принять участие в тренинге на совместимость. Их выбор зависит прежде всего от намерений и ожиданий организатора игры, а также от особенностей аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.
Изучение и системный анализ ситуации или проблемы.Эта ра-
бота осуществляется в каждой группе (проблематизация). Участники игры анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику и ранжирование проблем, договариваются о терминологии, формулируют проблемы и т.д. Кроме того, они получают не только информацию, материалы для анализа, но и установки по поведению и правилам игры, следовательно происходит процесс ознакомления с правилами и вхождение в ролевое поведение.
Игровой процесс.На этом этапе в соответствии с принятой вкаждой группе стратегией осуществляется поиск или выработка вариантов
109
решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий рассматриваемых решений и конкретных действий. Наконец, в ходе дискуссии вырабатывается коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются документы, необходимые для решения и его презентации на пленуме.
Общая дискуссия, или пленум.Каждая группа делегируетпредставителя своей команды для презентации и обоснования своих решений или проектов (обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы). Для проведения межгруппового общения изменяется пространственная среда игры и распределяются специальные роли, как правило, исполняющие игровые функции («адвокат дьявола», провокатор, оппонент, критик и т.д.). На пленуме активно работают экспертные группы, которые оценивают не только результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации. По итогам дискуссии может выступить и преподаватель, но лишь с комментариями по содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре. Кроме того, преподавателю на этом этапе приходится вести пленум, а следовательно, ставить вопросы и корректно управлять процессом обмена мнениями.
Подведение итогов игры. Необходимость этого этапа особенноважна, так как здесь оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды, игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение, особенно если ее итоги подводит не только преподаватель - организатор игры, но и представители практики, специалисты по исследуемой проблеме. Система оценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный результат игры. Кроме того, она должна предполагать оценку в определенных шкалах качества вы-рабатываемых решений и проектов; позволять оценивать деятельность каждого отдельного участника и работу команды; оценивать личные характеристики участников игры.
110
Рефлексия (лат.reflexio–отражение,следствие чего-либо,размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного пси-хического состояния). Это важный фрагмент игры, устанавливающий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетворенности, потери и приобретения. Именно рефлексия позволяет преподавателю не просто выявить степень удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми решениями, а услышать информацию о трудностях, которые испытали участники, об их удачах и личных достижениях.
«Выгружение из игры». Существует много техник,способствующих «выгружению» участников из игрового процесса, они также описаны в конце данного пособия. Их выбор зависит от целей игры (например, извлечь разумные уроки или освободить от играемых ролей, высказать критику в чей-то адрес или сказать комплимент) и игротехнической компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. В зависимости от целей игры можно также поменять местами два последних фрагмента, так как рефлексия, кроме того, может потребовать достаточно большого времени и после нее иногда бывает сложно переключиться на игровое взаимодействие.
Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что деловая игра - это сложная интерактивная технология, позволяющая, исходя из анализа моделируемой ситуации, разрабатывать многоальтернативные решения и проекты на основе разнообразного взаимодействия и сотрудничества обучаемых руководителей и специалистов, в условиях разных ролевых интересов, интеллектуальной и эмоциональной напряженности, соревнования и экспертного оценивания.
Наконец, на деловых играх у преподавателя больше возможностей обучать деловому взаимодействию, коллективному принятию решений, формировать личностные и деловые умения и навыки, в частности развивать коммуникативную и управленческую компетентность. Однако деловая игра, как и любая другая интерактивная технология, имеет как преимущества, так и ограничения (табл. 15) .
111
Таблица 15. Достоинства и ограничения деловых игр
| | Достоинства | | | | | | | Ограничения | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | |||||||||||||||||||||||||||||
| Деловая игра позволяет в рамках | | | Отсутствие теоретически и ме- | |||||||||||||||||||||||||||||
кратковременного | учебного | процесса в | | тодически | | хорошо | проработанного | ||||||||||||||||||||||||||
системе | повышения | | квалификации | | игрового | | способа | развертывания | |||||||||||||||||||||||||
руководителей и специалистов сместить | | содержания | той | или | | | иной | ||||||||||||||||||||||||||
акцент «с системы знаний» на «систему | | профессиональной | | деятельности, | |||||||||||||||||||||||||||||
навыков, умений, способов поведения, | | моделируемой в игре, приводит к тому, что | |||||||||||||||||||||||||||||||
отношений, приемов творчества», то | | многие разработанные специалистами игры | |||||||||||||||||||||||||||||||
есть на значимую деятельность для | | реально«неиграют»,оказываются | |||||||||||||||||||||||||||||||
конкретнойпрофессии,должности, | | деловыми играми лишь по названию, по- | |||||||||||||||||||||||||||||||
социально- психологических отношений. | | скольку в них нет собственно игры. | | | |||||||||||||||||||||||||||||
| ДИ | решает | задачу оказания | | | Во многих разработках не за- | |||||||||||||||||||||||||||
многодействия на образ мышления и на | | ложен | также механизм организации | ||||||||||||||||||||||||||||||
разноплановый, в том числе позитивный | | познавательной | и | мыслительной | |||||||||||||||||||||||||||||
подход к явлениям у участников занятия, | | деятельности участников, что провоцирует | |||||||||||||||||||||||||||||||
что при традиционных методах обучения | | преподавателя | | использовать | | лишь | |||||||||||||||||||||||||||
достичь довольно-таки сложно. | | | собственный опыт и интуицию, к сожале- | ||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | нию, не всегда результативно. | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | |||||||||||||||||||||||||||||
| Учебная ДИ является не только | | | В то же время ДИ ставит обу- | |||||||||||||||||||||||||||||
инструментом | игрового | имитационного | | чаемого в условия мнимой или условной | |||||||||||||||||||||||||||||
моделирования, | но | | и | методом | | ситуации, | задаваемой | имитационной | |||||||||||||||||||||||||
педагогики | | для | | | достижения | | моделью, | требует | выполнения | мнимых | |||||||||||||||||||||||
образовательного | результата. | Эта | | (игровых) действий. В такой ситуации дей- | |||||||||||||||||||||||||||||
двойственность | | | | определяет | | ствия играющих эффективны лишь в том | |||||||||||||||||||||||||||
преимущества | ДИ как инструмента | | случае, если они хорошо владеют | ||||||||||||||||||||||||||||||
научения. | Имитация | ситуации | | содержанием и спецификой той или иной | |||||||||||||||||||||||||||||
деятельности осуществляется в реальном | | деятельности и если сам преподаватель | |||||||||||||||||||||||||||||||
учебном процессе. Участник игры | | может выступить на игре в роли | |||||||||||||||||||||||||||||||
анализирует, отбирает данные, ставит и | | инструктора-консультанта и эксперта. При | |||||||||||||||||||||||||||||||
решает задачи реально и, следовательно, | | отсутствии | такой | компетентности | ДИ | ||||||||||||||||||||||||||||
происходит освоение новой информации | | может | нанести | непоправимый | ущерб | ||||||||||||||||||||||||||||
и развитие умений. | | | | | | содержательной | части | обучения | или | ||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | привести к потере учебного времени. | | |||||||||||||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||
| Методических | разработок | по | | | Отсутствие единой или хотя бы | |||||||||||||||||||||||||||
деловым играм существует очень много. | | принимаемой | большинством | авторов - | |||||||||||||||||||||||||||||
Изданы десятки учебно-методических | | разработчиков | ДИ технологии | описания | |||||||||||||||||||||||||||||
пособий по обучающим играм для | | приводит к тому, что каждый автор | |||||||||||||||||||||||||||||||
большинства | сфер | | деятельности: | | постепенно | | вырабатывает | | | свои | |||||||||||||||||||||||
экономической, | | производственно- | | собственные принципы ее конструирования | |||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||
| | | | | | | | 112 | | | | | | | | |
хозяйственной, | управленческой, | и описания. | ||
экологической, | | педагогической. | Это вызывает большие трудности | |
Разработаны | деловые | игры | для | у преподавателей при внедрении ДИ, |
конкретных | | направлений | особенно когда описание недостаточное, | |
промышленности, транспорта, сельского | нет развернутых характеристик ситуации, | |||
хозяйства,медицины.менеджмент, | ролей, не описаны инструкции участникам, | |||
банковское дело, аудит и т.д. | | не сформулированы правила. | ||
занятия. | | | | |
| | | | |
В учебном процессе применяют различные модификации деловых
игр.