Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2.1. Педагогические технологии
Современное образование выходит на более высокий технологиче-ский уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, это свя-зано прежде всего с совершенствованием традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей и личностно-ориентированного подхода. В условиях вариативного образования предлагаются разнообразные педагогические системы, а, следовательно, и самые различные модели обучения, используются собственные подходы к организации образовательного процесса, разрабатываются свои педагогические технологии. В педагогике и психологии употребляются понятия «технология», «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технология развития личности», «технология коллективной творческой
деятельности», «технология педагогического воздействия и взаимодействия».
Понятие «технология» у разных авторов имеет различную интерпретацию. Слово «технология» (гр. techne - искусство, мастерство + logos - слово, понятие, учение) означает «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.» [6].Этот термин широко употребляетсяпри описании производственных процессов. Применительно к педагогике он означает мастерство плюс учение.
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Однако для процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина. В связи с этим все более широкое распространение в теории обучения получает это понятие. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в
24
образовании») стали использоваться в педагогической литературе и получили более 300 формулировок в зависимости от того, как авторы
представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса. На современном этапе в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология» и вокруг этого понятия во всем мире ведутся серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначного, всеми принимаемого определения. Формулировки педагогической технологии учеными, занимающимися образовательной деятельностью, представлены в табл. 1.
Реализация стандартов третьего поколения ФГОС ВПО предусматривает введение модульной технологии в учебный процесс.
-
модульной технологии сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.
| Таблица 1. Определения педагогической технологии |
| |
Автор | Определение педагогической технологии |
определения | |
| |
Толковый | «Технология - наука техники. Техника - искусство, знание, |
словарь Даля: | умения, приемы работы и приложение их к делу». |
| |
В документах | «Это системный метод создания, применения и определения |
ЮНЕСКО | всего процесса преподавания и усвоения с учетом технических и |
| человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей |
| оптимизацию форм образования». |
| |
В.П. | «Это совокупность средств и методов воспроизведения |
Беспалько | теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, |
| позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные |
| цели». |
| |
M.B. Кларин | «Направление в педагогике, с целью повышения эффективности |
| образовательного процесса и достижения учащимися запланирован-ных |
| результатов обучения; это исследования с целью: выявить принципы и |
| разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем |
| анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем |
| конструирования и применения приемов и материалов, а также |
| посредством оценки применяемых методов». |
| |
25
Окончание табл. 1
Б.Т. Лихачев | «Совокупность | психолого-педагогических | установок, |
| определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, | ||
| способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, | ||
| карт)» | | |
| | ||
В.М.Монахов | «Это продуманная во всех деталях модель совместной | ||
| педагогической деятельности по проектированию, организации и | ||
| проведению учебного процесса с безусловным обеспечением | ||
| комфортных условий для учащихся и учителей». | | |
| | | |
Применение этой технологии полезно постепенностью, что · предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой студент сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала. Технология интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности обучающихся в процессе чётких действий
-
определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на
основесамоконтроля,индивидуализированныйтемпучебно-
познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения модульную технологию связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий.
Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и педагогов, и обучающихся. Авторы сформулировали и
предлагаютсвоеопределениеобразовательнойтехнологии:
«Образовательнаятехнология–этоалгоритмичный,
целенаправленный процесс, основанный на определенных
принципах, связанный с конкретной деятельностью преподавателя, с применением средств, форм и методов обучения». Например, предметные методики относят к вспомогательным технологиям, которые предполагают сложную систему способов и приемов подготовки и проведения самых разных видов (форм) деятельности, объединенных образовательными приоритетными целями и конкретным содержанием.
26
-
педагогической практике термин «активные методы и формы обучения» объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объектной активности в образовательном процессе. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение,основанное на активном взаимодействии с педагогом.Посуществу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Иначе говоря, интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними. Интерактивные технологии по В.В. Гузееву - это вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три режима информационного обмена: пассивный, активный и интерактивный - характерный для интерактивных технологий. Простейшими примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приёмах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию. Самой общей задачей педагога, в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту обучающихся; поддержка активности участников; соединение теории и практики;
взаимное обогащение опыта обучающихся;
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества у обучающихся.
При применении интерактивных технологий информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению
27
эффективности обмена учебной информацией. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии обучающихся с учебной средой.
По сравнению с традиционными моделями обучения, в интерактивных моделях меняется и взаимодействие с педагогом: его активность уступает место активности обучающихся, задача педагога - создать условия для их инициативы.
-
интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опты ведущего, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску. Педагог в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды в определенной роли: информатора - эксперта (педагог излагает текстовый материал,демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д); организатора - фасилитатора (налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини - презентаций); консультанта (обращается к профессиональному опыту участников,помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.).
По сравнению с традиционными методами обучения интерактивные технологии имеют ряд преимуществ. Интерактивные тесты и тренажеры, компьютерные обучающие программы, интерактивные электронные учебники и пособия, виртуальные лабораторные работы и практикумы, интерактивные деловые игры все чаще находят применение в образовательном процессе и используются при обучении различным дисциплинам. Применение интерактивных технологий с целью осуществления контроля также делает данный процесс более основательным и качественным, предусматривая возможность создания электронных баз вопросов по тематикам и практически исключая возможность повторения вариантов.
Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс в высшей школе развивается по нескольким направлениям:
28
первое направление –ориентировано на внедрениеинтерактивных технологий в процессе обучения с целью организации и интенсификации самостоятельной работы обучаемых (преимущественно внеаудиторной);
второе направление