Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом по группе чая коэффициент новизны достаточно высокий. Он указывает, что более 10% ассортимента постоянно обновляется. Наибольший коэффициент новизны имеют гранулированные чаи.
В табл. 2.6 представлен анализ ассортимента реализуемых чая и чай- ных напитков по показателю коэффициента полноты.
Таблица 2.6 Анализ ассортимента чая и чайных напитков, реализуемый в магазине
«Магнит-Браслет» по показателю коэффициента полноты
Наименование групп чая и чайных напитков | Действительное количе- ство единиц (Шд), шт. | Базовое коли- чество Пб, шт. | Коэффициент полно- ты ассортимента Кп |
Байховый черный | 53 | 250 | 0,21 |
Байховый зеленый | 22 | 90 | 0,24 |
Ароматизированый | 28 | 150 | 0,19 |
Окончание табл. 2.6
1 | 2 | 3 | 4 |
Гранулированный | 15 | 150 | 0,10 |
Чайные напитки | 32 | 250 | 0,13 |
Плиточный | 5 | 20 | 0,25 |
Итого | 155 | 910 | 0,17 |
Как видно из данных табл. 2.6, в целом по группе коэффициент полно- ты ассортимента достаточно высокий. Наибольший коэффициент полноты ассортимента
имеет традиционный гранулированный чай (0,25). Эти виды чая предназначены для покупателей, употребляющие чай с добавками моло- ка, сливочного масла, соли и другими добавками. Этот чай хорошо утоляет жажду потребителей, которые в летнюю жару очень сильно страдают от де- фицита воды.
Таким образом, в структуре ассортимента чая и чайных напитков, реа- лизуемых в магазине, прослеживается положительная тенденция в полноте и широте, а также осуществляется его планомерное обновление, что является следствием действием квалифицированного персонала и руководства.
-
Организация контроля и оценки качества чая на торговом предприятии
Анализ качества товаров, поступающих в магазин «Магнит-Браслет», осуществляется путем приемки товаров по количеству и качеству с помощью органолептического и измерительного методов.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине «Магнит- Браслет» осуществляется в соответствии с действующими нормативными ак- тами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных доку- ментов (накладные, товарно-транспортные накладные, упаковочные листы и
счета-фактуры). При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров ведется по данным маркировки и внутритарным упаковоч- ным листам, а при их отсутствии – по фактическому наличию товара.
Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектно- сти товара, соответствия тары, упаковки (тара и упаковка пищевых продук- тов должны быть прочными, чистыми, сухими, без постороннего запаха и нарушения целостности), маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертифи-
кат, ветеринарный сертификат). При отсутствии сопроводительных и расчет- ных документов приемка товаров ведется по данным маркировки.
-
Объекты и методы исследования
В качестве объектов исследования выбраны три вида черного байхово- го крупнолистового цейлонского чая: образец № 1 «Greenfield» (приложение 1); образец № 2 «Монарх» (приложение 2); образец № 3
«Olinda» (приложение 3). Характеристика взятых образцов черного байхово- го чая приведена в табл. 2.7.
Стандартный комплекс изучения качества байхового чая предусматри- вает два метода исследования: органолептического и измерительного.
Таблица 2.7
Характеристика образцов черного байхового чая
Требования ГОСТ Р 1938-90 | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
Наименование | Greenfield | Monarch | Olinda |
Наименование и ме- сто нахождения из- готовителя | ООО «Орими», Рос- сия, 188682, Ленин- градская обл., Все- воложский р-он, пос. Свердлова, 1 мкр., уч-к 15/4 | ООО «Монарх Тинт», Россия, 199155, С- Петербург, ул. Же- лезноводкая, д.13 | ООО ПТК «Фабрика чая», Россия, 115201, Москва, ул. Котляковская, д.8/1 |
Окончание табл. 2.7
1 | 2 | 3 | 4 |
Товарный знак | Greenfield | Monarch | Фабрика чая |
Состав продукта | Черный байховый листовой цейлон- ский чай | Черный байховый листовой цейлон- ский чай | Черный байховый листовой цейлон- ский чай |
Масса нетто, г | 100 | 100 | 100 |
Способ приготовле- ния | Засыпьте заварку из расчета 1 ч.л. на 1 чашку чая, залейте кипятком и дайте настоятся чаю 5-7 минуты | Засыпьте заварку из расчета 1 ч.л. на 1 чашку чая, залейте кипятком и дайте настоятся чаю 3-4 минуты | Засыпьте чай из расчета 1 ч.л. на чашку чая, залить емкость кипятком на ½ объема, насто- ять 3-5 мин., долить кипяток и переме- шать |
Сорт | Букет | Высший | Высший |
Дата изготовления и упаковывания | 10.2015 | 05.2015 | 08.2015 |
Срок годности | 2 года | 2 года | 3 года |
Условия хранения | Хранить в прохлад- ном помещении при относительной влажности воздуха не более 70%, от- дельно от остропах- нущих веществ | Хранить в сухом прохладном месте | Хранить в сухом прохладном месте при относительной влажности воздуха 70% |
Обозначение доку- мента | ТУ 9191-001- 39420178-97 | ГОСТ 1938-90 | ГОСТ 1938-90 |
Информация о под- тверждении соответ- ствия | Добровольная и обя- зательная сертифи- кация | Обязательная серти- фикация | Обязательная сер- тификация |
Органолептический метод – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценки качества товаров этот метод получил самое широкое распростране- ние. Органолептическим методом определяются такие показатели качества черного байхового чая как, внешний вид, настой, аромат и вкус, цвет разва- ренного листа. По органолептическим показателям черный байховый чай со- поставляют с данными указанными в ГОСТ 32573-2013 «Чай черный. Техни- ческие условия», и делают заключение о качестве продукта [11].
Измерительный метод – метод определения показателей качества чая, осуществляемый на основе технических средств измерений и реактивов. Из-
мерительным методом определяют физико-химические показатели качества и показатели безопасности. Лабораторным методом определяют массовую долю влаги, массовую долю водорастворимых экстрактивных веществ, со- держание танина.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Результаты органолептической оценки качества чая
Из органолептических показателей определяли (по ГОСТу): внешний вид, аромат и вкус, настой, цвет разваренного листа. Результаты исследова- ния приведены в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Показатели качества исследуемых образцов
Наименование показателей | Фактические значения | Заключение о качестве | ||
Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | ||
Внешний вид чая | Чаинки ровные, однородные по цвету, хорошо скрученные, при- сутствует много стеблей и чайной пыли | Чаинки ровные, однородные по цвету, хорошо скрученные, присутствует небольшое ко- личество чайной пыли и стеблей | Чаинки ровные, однородные по цвету, хорошо скрученные, при- сутствует незна- чительное коли- чество стеблей и чайной пыли | соответствует |
Настой | Яркий, прозрач- ный | Яркий, прозрач- ный | Интенсивный, яр- кий, прозрачный | соответствует |
Аромат и вкус | Сильно выра- женный аромат, приятный с терп- костью вкус | Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус | Нежный аромат, приятный с терп- костью вкус | соответствует |
Цвет разва- ренного листа | Однородный, ко- ричнево-красного цвета | Однородный, коричнево- красного цвета | Однородный, ко- ричнево-красного цвета | соответствует |