Файл: Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2.6.

Коэффициенты финансовой устойчивости

Из таблицы 2.7, расчеты основных коэффициентов финансовой устойчивости по анализируемому предприятию показывают, что большинство показателей выше нормальных значений. Причем в 2013г. они значительно улучшились, по сравнению с 2012 г, что говорит о повышении финансовой устойчивости. Значение коэффициента капитализации U1на начало периода показывает о достаточной финансовой устойчивости организации, т.к. для этого требуется, чтобы этот коэффициент был < 1,5.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств показывает только общую оценку финансовой устойчивости. Данный показатель связан с коэффициентом обеспеченности собственными средствами (U2), показывающий ту часть оборотных средств, которая была сформирована за счет собственного капитала. Независимо от отраслевой принадлежности уровень достатка собственных оборотных средств, необходимый для покрытия оборотных активов характеризует меру финансовой устойчивости.

В тот момент, когда U2 > 50%  можно сказать, что организация не зависима от заемных источников, при образовании собственных оборотных активов. Если  U2 < 50%, особенно значительно ниже, нужно оценить, в какой мере собственные оборотные средства покрывают производственные запасы и товары, обеспечивающие непрерывную деятельность предприятия. Как видно из таблицы 2.6, данный коэффициент достаточно низок у анализируемой организации.

Значение коэффициента финансовой независимости U3 приближенно к норме, что говорит о приемлемой доле собственных средств к общей сумме источников финансирования. Этот вывод подтверждается значением коэффициента финансирования (U4).

Таблица 2.7.

Значения коэффициентов, характеризующих финансовую

устойчивость (в долях единицы)




Оценка деловой активности предприятия

Деловая активность организации является одним из главных факторов эффективности рыночной экономики. Активность организации измеряется при помощи системы качественных и количественных критериев. Качественные - обуславливаются емкостью рынков продаж деловой репу­тацией организации, наличием по­стоянных покупателей и поставщиков готовой продукции (услуг) и его конкурентоспособностью. Абсолютные и относительные показатели характеризу­ют количественные критерии деловой активности
11 (Таблица 2.8).

Таблица 2.8.

Коэффициенты деловой активности


Продолжение таблицы 2.8



Финансовый аспект деловой активности организации виден прежде всего в скорости оборота его средств.

Оценка оборачиваемости средств, вложенных в имущество предприятий, осуществляется следующим образом:

  1. периодом оборотапризнается, средний срок, за который вернутся денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции, в хозяйственную деятельность организации;

  2. скоростью оборотасчитаетсяколичество оборотов, произведенное капиталом организации или его составляющими, за анализируемый период.

Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала — это отношение выручки от продаж к средней стоимости активов, а так же показывают на сколько могут быстро сформированный капитал оборачивается в процессе его хозяйственной деятельности.

Коэффициенты оценки оборачиваемости активов — показывает какое количество полных циклов обращения продукции происходит за анализируемый период, а так же насколько могут быстро сформированные активы оборачиваются в процессе его хозяйственной деятельности.

Перед тем, как начать анализ показателей управления активами, нужно представить этапы обращения денежных средств организации.

Производственный процесс делится на следующие этапы:

  • период хранения готовой продукции на складах;

  • отрезок времени, который характеризуется длительностью процесса производства (ОПП);

  • отрезок времени, который характеризуется временем хранения производственных запасов с момента их поступления на складах до отпуска в производство.

Операционный цикл (ОЦ) — период полного оборота всей суммы оборотных активов. Операционный цикл состоит из периода оборачиваемости производственных запасов (ОЗ) и периода погашения дебиторской задолженности (ОДЗ): ОЦ (в днях) = ОЗ + ОДЗ.

Финансовый цикл определяется:    ФЦ = ОЗ + ОДЗ - ОКЗ, (в днях), где

ОЗ — производственно-коммерческий процесс (оборачиваемость запасов);

ОДЗ — средний период оборота текущей дебиторской задолженности;

ОКЗ — средний период оборота текущей кредиторской задолженности.

Расчеты этих основных показателей деловой активности (Таблица. 2.9) по анализируемому предприятию ООО «ИНВИТРО- МедСнаб» показывают, что в 2013 г., по сравнению с 2012 г., показатели использования отдельных видов имущественн­о - финансовых средств несколько улучшились. Так, произошло ускорение обора­чиваемости оборотных средств и дебиторской задолженности.



Таблица 2.9.

Общая оценка деловой активности организации

Важными показателями деловой активности являются объем выручки от реализации продукции, дебиторская и кредиторская задолженность. В анализируемом предприятии выручка от реали­зации продукции и дебиторская задолженность значительно уве­личились, почти на 3,9 млн руб. возросла и кредиторская задолженность при увеличении дебитор­ской задолженности лишь на 1,3 млн руб. Следует отметить, что кредиторская задолженность в 2013 г. составила около 18% всей выручки от реализации про­дукции.

Анализ затрат, произведенных организацией

С точки зрения финансового анализа затрат и издержек, необходимо

провести исследования всех расходов, которые возникают на предприятии в процессе его работы.
Изучение затрат и издержек предприятия можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Выявление статей затрат.

  2. Оценка стоимостного выражения затрат.

  3. Поиск путей сокращения затрат.

Выявление статей затрат.

Статьи затрат отражают общие названия расходов, необходимых для обеспечения производственного процесса. Помимо расходов на оплату труда, налогов и т. д., характерных для всех компаний, следует изучить и затраты, которые носят специфический характер и связаны с конкретной отраслью хозяйства и особенностями производственного процесса.
Статьи затрат фирмы ООО«ИНВИТРО-МедСнаб»:

  1. Материальные затраты.

  2. Расходы на оплату труда.

  3. Обязательные платежи.

  4. Амортизация.

Это общие группы затрат, включающие в себя несколько позиций расходов. Для комплексного анализа структуры издержек нужно детализировать каждую статью затрат:

  1. Приобретение материальных запасов: расходы на покупку материалов, необходимых для обеспечения производственного процесса и являющихся базой для выпуска готовой продукции.

В рамках статьи «Материальные затраты» применительно к фирме ООО «ИНВИТРО-МедСнаб» можно выделить следующие позиции расходов:

  • сырье и материалы;

  • запасные части;

  • инвентарь;

  • материалы специального назначения;

  • спецодежда

  • Расходы на оплату труда – денежное поощрение персонала организации.

  • Обязательные платежи – принудительные законодательные взыскания. В рамках данной статьи затрат можно выделить следующие расходы:


    • налоги и сборы;

    • расходы на социальное страхование и обеспечение.

  • Амортизация – постепенное снижение ценности имущества вследствие его изнашивания.

    Финансовые методы управления расходами присутствуют в каждой сфере финансово-экономических отношений. Финансовыми методами управления расходами называют некое действие на финансовые активы и пассивы. Для нормативного метода контроля расходов предметом исследования и конечным результатом анализа является перспективное планирование. В этих методах заключается расчет фактической себестоимости продукции. При вычислении расходов по плановой себестоимости за основу берутся затраты на выпуск единицы продукции и норм производства с обязательным учетом имеющихся резервов.

    К финансовым методам по управлению расходами относятся:

    • поперечный,

    • позаказной,

    • метод учета расходов по сокращенной себестоимости (маржинальный).

    Расходы классифицируются в зависимости от специфики деятельности организации или предприятия. Не стоит недооценивать методы контроля расходов, поскольку они достаточно эффективные. Например, такие как финансовая проверка, обследование, экономический анализ, ревизия. Эти методы носят более локальный характер и позволяют установить контроль над всеми финансовыми расходами. 12

    Следует отметить, что правом законного управления и контроля расходов обладают:

    • законодательные органы власти,

    • исполнительная ветвь власти,

    • соответственные финансовые службы и инстанции, имеющие аккредитацию и государственные законные полномочия для этого.

    Учет расходов на предприятии должен вестись по статьям затрат, предусмотренными налоговым законодательством. Особое значение проверяющие службы уделяют расчетам налогооблагаемых доходов и ведению учета соответственных расходов предприятия.

    Доход от основной деятельности, расходы или выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) являются важнейшими факторами, влияющими на прибыль фирмы. На объем выручки влияют такие количество реализованной продукции (товаров) и цена продажи.



    Анализ расходов предприятия несомненно зависит от качества предоставляемой информации. Для выполнение этого анализа на основании данных финансовой отчетности будет недостаточно и сделать полный анализ будет не возможно. Для этого необходимы данные аналитического и синтетического учета. Для анализа расходов по видам, продуктам, затратным


    центрам можно составлять соответствующие аналитические таблицы (Таблица 2.10).

    Таблица 2.10 составлена с использованием данных раздела 8 «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)». В отчетном году по сравнению с предыдущим годом расходы предприятия возросли на 323368 тыс. руб., или на 11,14%.

    Таблица 2.10.

    Анализ расходов предприятия по элементам

    Рассмотрим все элементы затрат, в которых по сравнению с предыдущем годом произошел ряд изменений. А именно в 2013 году снизились материальные затраты на 0,33% , и их доля сократилась на 8,14%. По данной таблице 2,9 мы наблюдаем увеличение остальных элементов затрат организации в отчетном году (за исключением доли отчислений на обязательные платежи, которая уменьшилась на 0,13 %). Затраты на оплату труда возросли на 211104 тыс. руб. это на 66,52%, а их доля выросла по сравнению с предыдущим годом на 5,45 %. Обязательные платежи и амортизация так же выросли на 7,83 % и 36,52%.

    Поиск путей сокращения затрат.

    Для сокращения затрат предлагается применить следующие инструменты и мероприятия:

    1. Планирование остатков материальных запасов на складах и закупка материалов лишь в связи с необходимостью.

    2. Поиск поставщиков с более низкими ценами на сырье.

    3. Составление графиков отпусков и замен.

    4. Повышение производственных мощностей и увеличение выпуска продукции.

    5. Мотивация персонала к более качественной работе.

    Факторный анализ прибыли

    С использование факторного анализа возможно выявление причин и их влияние на показатель прибыли. Для этого необходимо рассмотреть методику проведение анализа при помощи модели аддитивного типа для анализа прибыли от продаж.

    Факторный анализ необходим для выявления на сколько определенный из следующих факторов оказал влияние на изменение прибыли в рублях:
    1. выручка от продаж
    2. цена
    3. себестоимость проданной продукции
    4. Коммерческие и управленческие расходы

    Данные для расчета факторов анализа прибыли от обычной деятельности предприятия взяты из Приложения № 6

    1. Расчёт влияния фактора «Выручка от продажи»

    Основными факторами, влияющие на валовую прибыль организации, являются изменение выручки от реализации, себестоимости реализованной продук­ции и изменения в ассортименте реализованной продукции. Факторный анализ необходим для определения влияний отдельных факторов на объект изучения, проводимый с помощью метода цепных подстановок (элиминирования), который пред­ставляет собой технический прием анализа.