Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2.2. Основные формы воспитания

Решение конкретных задач воспитательной работы предполага­ет активное использование многообразных форм ее проведения.

Форма воспитания — это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группи­ровку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных ме­роприятий, место и продолжительность их проведения.

Основными формами воспитательной работы являются:

  • индивидуальные и коллективные беседы;

  • различные виды информирования военнослужащих;

  • лекции;

  • вечера вопросов и ответов;

  • собрания и совещания с различными категориями военнослужащих;

  • пропаганда передового опыта;

  • научно-практические конференции;

  • тематические вечера диспуты, викторины, круглые столы;

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда;

  • экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;

  • проведение дней воинской сяавы России (мужества, призывника и т.д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава;

  • работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений;

  • осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах.


2.2.2.1. Беседа
Среди многообразных форм воспитательной работы наиболее распространенной формой является беседа, которая может быть как груп­повой, так и ндивидуальной.

Групповая беседа — это активная форма общения командира, офицера-воспитателя с воинами. Характерное ее отличие от дру­гих форм воспитательной работы в том, что в ней активную роль играют не только командиры (начальники), но и подчиненные. Во время беседы ведется двусторонний разговор, в ходе которого во­еннослужащие отвечают на вопросы, задают их руководителю, выс­казывают свои мнения. Конечно,
непринужденная беседа не долж­на проводиться без всякой целевой установки. Она лишь тогда при­носит результат, когда является целенаправленной и подводит со­беседников к определенному выводу. При этом важно, чтобы люди ничем не были связаны, спрашивали обо всем, что их интересует, и не чувствовали, что цель групповой беседы довлеет над ними.

Беседа отличается большой гибкостью. Ее с успехом можно ис­пользовать в любых условиях обстановки, в большом и малом во­инском коллективе. Она меньше других зависит, например, от уровня образования, жизненного опыта, национальных особенностей во­еннослужащих и т.п.

Периодичность проведения бесед не установлена, но опыт по­казывает, что они проводятся в каждом подразделении со всеми категориями военнослужащих по нескольку раз в месяц. Тематика бесед обширна и разнообразна, как обширен и разнообразен круг интересов и запросов воинов. Нет такой проблемы военного, по­литического, экономического или морально-этического характера, которой бы они не интересовались.

Обычно темы бесед подсказывает сама жизнь. Беседы по наибо­лее важным и актуальным темам, как правило, намечаются заранее и включаются в планы воспитательной работы, но бывает и так, что тему для беседы подсказывают сами воины или предстоящие , события. Уметь быстро откликаться на запросы военнослужащих, правильно выбирать тему для разговора — в этом одно из условий успеха беседы.

В любом случае при выборе темы для беседы руководитель ста­вит перед собой задачу расширить знания воинов, разъяснить вол­нующие их вопросы, мобилизовать их на образцовое решение за­дач, стоящих перед частью, подразделением.

Непременным требованием к беседе является ее тесная связь с жизнью. Ведущая роль в ней принадлежит руководителю. От уров­ня его теоретической и методической подготовки в решающей сте­пени зависит содержание и действенность любой беседы.

Готовясь к проведению беседы, руководитель должен изучить необходимую литературу по данной теме, сделать соответствую­щие выписки основных мыслей, цифр, фактов и т.д. Вместе с тем

он тщательно продумывает содержание, план предстоящей беседы и методику ее проведения, а также определяет, какие и как будет использовать факты, примеры, цифры, литературные образы, наглядные пособия, технические средства, пословицы, поговорки, сравнения и т.д.

Когда у руководителя сложится определенный план, он присту­пает к подготовке ее текста или тезисов. Структурно каждая беседа состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Чтобы составить развернутый план беседы, необходимо каждый . вопрос расчленить на более мелкие, детальные подвопросы, распо­ложенные в логической последовательности и связи с содержани­ем темы.

При проведении беседы весьма важное значение имеет ее нача­ло: речь надо начинать прямо с существа дела или с чего-либо ин­тересного, что привлечет внимание военнослужащих.

В ходе беседы руководитель может использовать специально подготовленные наглядные пособия, диафильмы, диапозитивы, ри­сунки и т.п.

При проведении беседы надо стремиться к установлению тес­ного контакта с собеседниками и созданию непринужденной това­рищеской обстановки. Успех беседы во многом зависит от умения руководителя вовлечь слушателей в обсуждение затронутых про­блем.

Однако нередко руководитель ограничивается только своим вы­ступлением. В этом случае он информирует военнослужащих по какому-то одному или нескольким вопросам, событиям, фактам.

Во время беседы необходимо держать себя просто, свободно, непринужденно. При этом нужно использовать мимику, жесты, но не увлекаться ими. Недопустимо говорить монотонно. Нужно четко произносить каждое слово, фразу, меняя темп речи и инто­нацию. Надо тщательно продумывать каждое предложение, каж­дое слово, умело применять «крылатые выражения», сравнения, яркие примеры, пословицы, поговорки, литературные образы и другие средства повышения яркости и образности языка. Нельзя забывать и о том, что чрезмерная перегруженность беседы цита­тами, цифрами, таблицами делает речь руководителя трудно вос­принимаемой аудиторией. Не следует увлекаться иностранными словами.


Важное значение в беседе имеет ее заключительная часть. В ней суммируется, обобщается все сказанное, четко и ясно формулиру­ются выводы.

Несмотря на кажущуюся простоту и несложность, проведение беседы требует большого труда, умения доходчиво вести разговор с людьми, убеждать, звать их на выполнение стоящих задач.

Индивидуальная беседа— это разговор (собеседование) одного человека с другим. Предназначается она для одного из них и позво­ляет всесторонне рассмотреть его проблемы, ответить на все интере­сующие его вопросы, дать ему советы и рекомендации. Это наибо­лее распространенная форма воспитательной работы с людьми, ко­торую широко применяют командиры и офицеры-воспитатели.

Опыт показывает, что успех подобных собеседований во мно­гом зависит от методики их ведения и соблюдения офицерами и прапорщиками педагогических правил. Выделим наиболее важные из них:

  1. Тщательность подготовки к собеседованию.

  2. Создание непринужденной атмосферы.

  3. Творческий характер собеседования.

  4. Воспитывающий характер собеседования.

  5. Нецелесообразность ведения записей в ходе собеседования.

Офицерам и прапорщикам приходится проводить индивидуаль­ные беседы с различными категориями военнослужащих в самых различных условиях и по самым различным вопросам, причем не всегда можно предвидеть, как поведет себя собеседник во время беседы, как она сложится и каким будет ее результат. Поэтому про­ведение любой индивидуальной беседы требует серьезной подго­товки, разносторонних знаний, педагогического такта, умения слу­шать и говорить с людьми.

Содержание и объем подготовки к индивидуальной беседе зави­сят от многих обстоятельств, в том числе от темы и цели беседы, наличия времени, условий подготовки и проведения беседы, от индивидуальных особенностей военнослужащих. Они могут про­водиться как по планам воспитательной работы, так и для разреше­ния ситуаций, возникающих в процессе повседневной службы. Можно рекомендовать некоторые общие правила (приемы), спо­
собствующие успеху индивидуальной беседы.

Прежде всего нужно стремиться к созданию непринужденной обстановки, располагающей к взаимному доверию и откровеннос­ти. Возможно, в начале беседы следует поинтересоваться состоя­нием здоровья, самочувствием собеседника, угнать о вестях из дома и т.п. В ходе беседы не следует подчеркивать свое превосходство в знаниях, опыте, служебном положение Важно не поучать собесед­ника, а стремиться проводить беседу в спокойном, доброжелатель­ном тоне. Тем более недопустимы грубость, окрики, оскорбления, угрозы, чем бы они ни мотивировались, а также заигрывание с во­ином, заискивание и отход от принципиальных позиций. Если нет

каких-либо оправдывающих обстоятельств, то надо называть вещи своими именами, давать принципиальную оценку фактам и собы­тиям, говорить правду, как бы она ни была тяжела. В любой беседе нужно стремиться убедить собеседника, А этого можно добиться только тогда, когда командир, офицер-воспитатель сам глубоко убеж­ден в правоте своих слов.

В случае возникновения у подчиненного вопросов на них сле­дует отвечать по возможности сразу или пообещать разобраться с вопросом и в короткие сроки дать исчерпывающий ответ.

Перед беседой офицеру, прапорщику важно основательно про­анализировать служебную и общественную деятельность воина, для этого о его личности нужно знать следующее:

а) общие биографические сведения (дата рождения, состав се­
мьи, образование, национальность, трудовая и общественная дея­
тельность до призыва в армию);


б) профессия и материальное положение родителей, жены, на­
личие переписки с ними. Также полезно знать, служили ли в ар­
мии отец, братья или другие родственники собеседника, участво­
вали ли они в боях, какие имеют награды, сколько лет они служи­
ли, использовать пример близких ему людей;

в) каковы морально-психологические качества и степень их про­
явления, преобладающая направленность, жизненная позиция, сфера
проявления способностей, уровень воспитанности, качество памя­
ти, внимания, преобладающие чувства, наличие воли, темперамент