Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2.2. Основные формы воспитания
Решение конкретных задач воспитательной работы предполагает активное использование многообразных форм ее проведения.
Форма воспитания — это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.
Основными формами воспитательной работы являются:
-
индивидуальные и коллективные беседы; -
различные виды информирования военнослужащих; -
лекции; -
вечера вопросов и ответов; -
собрания и совещания с различными категориями военнослужащих; -
пропаганда передового опыта; -
научно-практические конференции; -
тематические вечера диспуты, викторины, круглые столы; -
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда; -
экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы; -
проведение дней воинской сяавы России (мужества, призывника и т.д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава; -
работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений; -
осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах.
2.2.2.1. Беседа
Среди многообразных форм воспитательной работы наиболее распространенной формой является беседа, которая может быть как групповой, так и ндивидуальной.
Групповая беседа — это активная форма общения командира, офицера-воспитателя с воинами. Характерное ее отличие от других форм воспитательной работы в том, что в ней активную роль играют не только командиры (начальники), но и подчиненные. Во время беседы ведется двусторонний разговор, в ходе которого военнослужащие отвечают на вопросы, задают их руководителю, высказывают свои мнения. Конечно,
непринужденная беседа не должна проводиться без всякой целевой установки. Она лишь тогда приносит результат, когда является целенаправленной и подводит собеседников к определенному выводу. При этом важно, чтобы люди ничем не были связаны, спрашивали обо всем, что их интересует, и не чувствовали, что цель групповой беседы довлеет над ними.
Беседа отличается большой гибкостью. Ее с успехом можно использовать в любых условиях обстановки, в большом и малом воинском коллективе. Она меньше других зависит, например, от уровня образования, жизненного опыта, национальных особенностей военнослужащих и т.п.
Периодичность проведения бесед не установлена, но опыт показывает, что они проводятся в каждом подразделении со всеми категориями военнослужащих по нескольку раз в месяц. Тематика бесед обширна и разнообразна, как обширен и разнообразен круг интересов и запросов воинов. Нет такой проблемы военного, политического, экономического или морально-этического характера, которой бы они не интересовались.
Обычно темы бесед подсказывает сама жизнь. Беседы по наиболее важным и актуальным темам, как правило, намечаются заранее и включаются в планы воспитательной работы, но бывает и так, что тему для беседы подсказывают сами воины или предстоящие , события. Уметь быстро откликаться на запросы военнослужащих, правильно выбирать тему для разговора — в этом одно из условий успеха беседы.
В любом случае при выборе темы для беседы руководитель ставит перед собой задачу расширить знания воинов, разъяснить волнующие их вопросы, мобилизовать их на образцовое решение задач, стоящих перед частью, подразделением.
Непременным требованием к беседе является ее тесная связь с жизнью. Ведущая роль в ней принадлежит руководителю. От уровня его теоретической и методической подготовки в решающей степени зависит содержание и действенность любой беседы.
Готовясь к проведению беседы, руководитель должен изучить необходимую литературу по данной теме, сделать соответствующие выписки основных мыслей, цифр, фактов и т.д. Вместе с тем
он тщательно продумывает содержание, план предстоящей беседы и методику ее проведения, а также определяет, какие и как будет использовать факты, примеры, цифры, литературные образы, наглядные пособия, технические средства, пословицы, поговорки, сравнения и т.д.
Когда у руководителя сложится определенный план, он приступает к подготовке ее текста или тезисов. Структурно каждая беседа состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.
Чтобы составить развернутый план беседы, необходимо каждый . вопрос расчленить на более мелкие, детальные подвопросы, расположенные в логической последовательности и связи с содержанием темы.
При проведении беседы весьма важное значение имеет ее начало: речь надо начинать прямо с существа дела или с чего-либо интересного, что привлечет внимание военнослужащих.
В ходе беседы руководитель может использовать специально подготовленные наглядные пособия, диафильмы, диапозитивы, рисунки и т.п.
При проведении беседы надо стремиться к установлению тесного контакта с собеседниками и созданию непринужденной товарищеской обстановки. Успех беседы во многом зависит от умения руководителя вовлечь слушателей в обсуждение затронутых проблем.
Однако нередко руководитель ограничивается только своим выступлением. В этом случае он информирует военнослужащих по какому-то одному или нескольким вопросам, событиям, фактам.
Во время беседы необходимо держать себя просто, свободно, непринужденно. При этом нужно использовать мимику, жесты, но не увлекаться ими. Недопустимо говорить монотонно. Нужно четко произносить каждое слово, фразу, меняя темп речи и интонацию. Надо тщательно продумывать каждое предложение, каждое слово, умело применять «крылатые выражения», сравнения, яркие примеры, пословицы, поговорки, литературные образы и другие средства повышения яркости и образности языка. Нельзя забывать и о том, что чрезмерная перегруженность беседы цитатами, цифрами, таблицами делает речь руководителя трудно воспринимаемой аудиторией. Не следует увлекаться иностранными словами.
Важное значение в беседе имеет ее заключительная часть. В ней суммируется, обобщается все сказанное, четко и ясно формулируются выводы.
Несмотря на кажущуюся простоту и несложность, проведение беседы требует большого труда, умения доходчиво вести разговор с людьми, убеждать, звать их на выполнение стоящих задач.
Индивидуальная беседа— это разговор (собеседование) одного человека с другим. Предназначается она для одного из них и позволяет всесторонне рассмотреть его проблемы, ответить на все интересующие его вопросы, дать ему советы и рекомендации. Это наиболее распространенная форма воспитательной работы с людьми, которую широко применяют командиры и офицеры-воспитатели.
Опыт показывает, что успех подобных собеседований во многом зависит от методики их ведения и соблюдения офицерами и прапорщиками педагогических правил. Выделим наиболее важные из них:
-
Тщательность подготовки к собеседованию. -
Создание непринужденной атмосферы. -
Творческий характер собеседования. -
Воспитывающий характер собеседования. -
Нецелесообразность ведения записей в ходе собеседования.
Офицерам и прапорщикам приходится проводить индивидуальные беседы с различными категориями военнослужащих в самых различных условиях и по самым различным вопросам, причем не всегда можно предвидеть, как поведет себя собеседник во время беседы, как она сложится и каким будет ее результат. Поэтому проведение любой индивидуальной беседы требует серьезной подготовки, разносторонних знаний, педагогического такта, умения слушать и говорить с людьми.
Содержание и объем подготовки к индивидуальной беседе зависят от многих обстоятельств, в том числе от темы и цели беседы, наличия времени, условий подготовки и проведения беседы, от индивидуальных особенностей военнослужащих. Они могут проводиться как по планам воспитательной работы, так и для разрешения ситуаций, возникающих в процессе повседневной службы. Можно рекомендовать некоторые общие правила (приемы), спо
собствующие успеху индивидуальной беседы.
Прежде всего нужно стремиться к созданию непринужденной обстановки, располагающей к взаимному доверию и откровенности. Возможно, в начале беседы следует поинтересоваться состоянием здоровья, самочувствием собеседника, угнать о вестях из дома и т.п. В ходе беседы не следует подчеркивать свое превосходство в знаниях, опыте, служебном положение Важно не поучать собеседника, а стремиться проводить беседу в спокойном, доброжелательном тоне. Тем более недопустимы грубость, окрики, оскорбления, угрозы, чем бы они ни мотивировались, а также заигрывание с воином, заискивание и отход от принципиальных позиций. Если нет
каких-либо оправдывающих обстоятельств, то надо называть вещи своими именами, давать принципиальную оценку фактам и событиям, говорить правду, как бы она ни была тяжела. В любой беседе нужно стремиться убедить собеседника, А этого можно добиться только тогда, когда командир, офицер-воспитатель сам глубоко убежден в правоте своих слов.
В случае возникновения у подчиненного вопросов на них следует отвечать по возможности сразу или пообещать разобраться с вопросом и в короткие сроки дать исчерпывающий ответ.
Перед беседой офицеру, прапорщику важно основательно проанализировать служебную и общественную деятельность воина, для этого о его личности нужно знать следующее:
а) общие биографические сведения (дата рождения, состав се
мьи, образование, национальность, трудовая и общественная дея
тельность до призыва в армию);
б) профессия и материальное положение родителей, жены, на
личие переписки с ними. Также полезно знать, служили ли в ар
мии отец, братья или другие родственники собеседника, участво
вали ли они в боях, какие имеют награды, сколько лет они служи
ли, использовать пример близких ему людей;
в) каковы морально-психологические качества и степень их про
явления, преобладающая направленность, жизненная позиция, сфера
проявления способностей, уровень воспитанности, качество памя
ти, внимания, преобладающие чувства, наличие воли, темперамент