ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Физическая культура

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 6582

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

101 

найдут подходящий предлог, чтобы не выходить на старт. Уверенность таких 
спортсменов нужно укреплять индивидуально. 

При сильном желании достичь успеха у бегунов можно наблюдать сильное 
возбужденное состояние ("предстартовая лихорадка" ). В эмоциональной сфере 
наблюдается неустойчивость переживаний, что приводит к капризам, упрямству и 

грубости в отношениях с товарищами и тренером. Снижается уровень критичности, 
страдает память, рассеивается внимание. Сон нарушается (медленное засыпание, 
появляются мучительные сновидения). Внешний вид спортсмена сразу позволяет 

определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, ладони на ощупь холодные, 
черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. 

Спортсмен теряет аппетит, нередко наблюдается расстройство деятельности 
кишечника. Пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы. 

Сознание бегуна должно быть сконцентрировано на главной цели. Такая концентрация 
заблокирует все ненужные мысли, кроме одной -как выполнить свою задачу, показав 

результат, абсолютно соответствующий своим возможностям. Настоящий бегун не 
позволит себе в эти минуты воскрешать какие-то приятные воспоминания, например о 

своей семье, подружке, отдыхе или чем-либо другом. "Блуждающее" сознание может 
быть роковым в настройке на решительную борьбу в состязании. Атлет должен желать 

только победы. Если он не может победить, то должен бороться за лучшее место на 
финише и отдать свои силы без остатка для того, чтобы закончить бег с личным 

рекордом. 

У бегуна, для которого предстоящая соревновательная деятельность не представляет 
интереса и который не хочет участвовать в соревнованиях, наблюдается другое 
состояние: апатия, сопровождающаяся общей вялостью, сонливостью, снижением 

быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов 
восприятия, ослаблением волевых процессов. Пульс спортсмена становится редким и 

неравномерным. Таким образом, состояния, возникающие перед соревнованиями, не 
всегда способствуют эффективности соревновательной деятельности. За 
предстартовыми состояниями надо следить, знать факторы, приводящие к их 

возникновению, уметь их регулировать. 

Возникновение предстартового возбуждения зависит от многих факторов: специфики 
соревновательной деятельности, уровня мотивации, стажа, пола и даже уровня 

развития интеллекта. 

Раннее предстартовое волнение чаще возникает у женщин, чем у мужчин; у юных 
бегунов, чем у взрослых; у спортсменов с более высоким образованием, чем у бегунов 
со средним или восьмилетним образованием. Следует сказать, что выраженное 

предстартовое возбуждение у квалифицированных стайеров точнее приурочено к 
началу соревнований, чем у новичков. 

Перед каждым бегуном, будь то новичок или известный спортсмен, побеждавший 
неоднократно на международных соревнованиях, важно поставить реально достижимую 

цель. Для большинства - это повышение результата по сравнению с предыдущим 
годом. Как исключение иногда возникает необходимость временной стабилизации 

результатов (а порой и их снижения), чтобы уделить больше внимания развитию 
базовых физических качеств, технического мастерства и т.п. 

Спортсмен - не робот. Нельзя думать, что успешность выступлений в соревнованиях 
зависит только от выполненной тренировочной работы. Очень важно значение таких 

факторов, как: 
* психологическая уверенность в своих силах, 

* умение настроить себя на достижение поставленной соревновательной цели, 
* возможность противостоять любым тактическим ухищрениям соперников, 


background image

 

102 

* знание своих противников по беговой дорожке (как они готовы, что они могут, 
каковы их цели и т.д.)> 

* способность быть азартным в соревновании, уметь "поймать кураж". 

Считаю, что тренировка перед соревнованием сродни подготовке к экзамену. Когда 
твердо знаешь ответы на все вопросы экзаменационных билетов, можно с 

уверенностью идти на встречу с преподавателем. Если чувствуешь, что не знаешь 
ответов, то в душе поселяется неуверенность в своих возможностях. Легко представить 
бегуна на месте экзаменующегося. 

В тренерском деле есть много задач, решая которые рискуешь "сломать голову". Одна 
из сложнейших проблем - как оптимально распределить в годичном цикле 
соревновательную деятельность. Вопросов много. Вероятных ответов на них еще 

больше. А как найти правильный? 

Соревнования в беге на средние и длинные дистанции как в России, так и за рубежом 
проводятся круглогодично: 

Месяц года 

Соревнования  

на стадионах 

Соревнования в  

закрытых помещениях 

Пробеги,  

эстафеты, кроссы 

Октябрь 

  

Ноябрь 

 

  

Декабрь 

  

Январь 

  

Февраль 

  

Март 

  

Апрель 

  

Май 

  

Июнь 

  

Июль 

  

Август 

  

Сентябрь 

  

Начинаю с того, что выбираю соревнование, в котором будет главный старт. В 

зависимости от уровня мастерства того или иного ученика таковым может оказаться 
Олимпиада, чемпионат России, а возможно только первенство Московской области. 

Параллельно пытаюсь принять решение: буду ли советовать ученику сосредоточить 
усилия только на летнем спортивном сезоне или планирование соревновательной 
деятельности будет двухпиковым - зимой и летом. При этом учитываю не только 

индивидуальные возможности каждого тренирующегося, но и задачи очередного этапа 
его многолетней подготовки. Табличка, которая представлена выше, помогает 

визуально представить круглогодичную схему возможной соревновательной 
деятельности. 

За долгие годы работы пришел к убеждению, что соревновательная деятельность 
лимитируется в первую очередь уровнем подготовленности бегуна: чем ниже его 

квалификация, тем короче должна быть продолжительность соревновательного 
периода. Много раз наблюдал, как молодые тренеры подменяли тренировочный 

процесс активной и круглогодичной соревновательной деятельностью. Эта печальная 
практика имеет свое название - "натаскивание". Кроме того, я придерживаюсь точки 


background image

 

103 

зрения, что менее квалифицированный спортсмен должен принимать участие в 
меньшем числе соревнований. Количество ежегодных соревнований постепенно 

возрастает только на первых стадиях спортивной биографии (начальной подготовки, 
предварительной базовой подготовки, специализированной базовой подготовки). С 

ростом мастерства эта закономерность перестает проявляться. Так, на стадии 
максимальной реализации индивидуальных возможностей сильнейшие бегуны строят 

свою соревновательную деятельность весьма вариативно. 

Соревнования - это интегральная подготовка. На вспомогательных, "подводящих", 
контрольных соревнованиях сильнейшие бегуны мира моделируют особенности 
соревновательной деятельности для отборочных и главных соревнований сезона, 

отрабатывают различные составляющие спортивного мастерства: физическую, 
тактическую, психологическую, техническую подготовленность. 

Соревнования как самый специфичный компонент подготовки бегуна позволяют решать 
задачи, которые трудно выполнить обычными тренировочными средствами. Это 

наиболее острое средство в подготовке бегуна. Если тренер сумеет оптимально 
распределить соревновательную деятельность в макроцикле, то соревнования станут 

самым эффективным средством подготовки. Однако неудачно спланированная 
соревновательная деятельность, как правило, приводит к срывам. Соревнования 

должны включаться в систему подготовки дозированно, строго по "рецепту". Тренер 
несет ответственность перед учеником, как врач, прописывающий больному яд в 

лечебных целях. Перебор в одночасье перечеркнет всю предварительную работу. 

Никакое тренировочное занятие, даже самым замечательным образом моделирующее 
условия соревнований, не сможет заменить само соревновательное упражнение. Только 
в соревновании можно испытать все то, чему бегун должен научиться противостоять. 

Ставя перед собой цель победить любой ценой в главном соревновании, нужно 
попытаться отработать возможные варианты бега в менее значимых стартах. Можно 

говорить о новой тенденции: соревновательная практика в последние годы очень 
широко используется в процессе подготовки бегунов. Это стало отличительной чертой 
современного спорта высших достижений. Активная (но строго дозированная!) 

соревновательная деятельность создает предпосылки, необходимые для достижения 
успеха в главном старте. А если спортсмен по каким-то причинам мало стартовал, его 

организм будет плохо адаптирован к различным соревновательным ситуациям, что, в 
конечном итоге, снизит эффективность соревновательной деятельности бегуна. 

Тренировочные и соревновательные нагрузки не могут быть вне зависимости друг от 
друга: они взаимосвязаны и соподчинены. Во время напряженного тренировочного 

процесса нельзя осуществлять активную соревновательную деятельность. И наоборот в 
период напряженных соревнований тренировочная нагрузка должна быть снижена. 

Другими словами, тренировочный процесс и соревновательная деятельность имеют 
разную полярность. 

Тренировочные нагрузки запускают и поддерживают в организме спортсмена процессы, 
вызывающие глубокую функциональную перестройку: происходит постепенная 

адаптация и повышение уровня общей подготовленности. Соревновательные нагрузки, 
являясь по своей сути специфичными, положительно влияют на физиологические 

адаптационные процессы и, таким образом, повышают специальную подготовленность. 

Индивидуальная система соревнований складывается годами. Ее формы 
совершенствуются и видоизменяются в зависимости от цели и задач подготовки. Нет 

двух совершенно одинаковых бегунов. Не может быть и единой системы соревнований, 
пригодной для всех. У каждого должен быть свой определенный спортивный 
календарь, включающий в себя состязания различного уровня. 


background image

 

104 

В тренировочных соревнованиях комплексно или целенаправленно решаю многие 
задачи учебно-тренировочного процесса. Например, моделирую условия предстоящих 

официальных или коммерческих состязаний, совершенствую технику, отрабатываю 
различные тактические варианты: быстрый старт, "рваный бег", затяжной финиш, 
умение бежать за "зайцем"... В подобных соревнованиях эффективно повышается 

уровень специальной подготовленности и приобретается соревновательный опыт. 
Кроме того, тренировочные соревнования использую как подводящие старты перед 

соревнованиями более высокого ранга. 

В контрольных стартах проверяю уровень подготовленности бегунов. Чтобы правильно 
оценить эффективность прошедшего этапа тренировки, недостаточно учитывать только 
показанный результат. Я обязательно наблюдаю, какие затраты сил потребовались 

ученику. Если бег сложился "играючи" - все в порядке, если результат "вымучен" -
делаю соответствующие выводы. Вид ученика во время бега и после соревнований для 

меня всегда весьма информативен. Мои субъективные оценки физического и 
психологического состояния воспитанника (бодрый, оптимистичный, боевой, 

агрессивный, неуверенный, жалкий, вялый и пр.) помогают мне эффективно 
скорректировать его программу последующей тренировки. 

Контрольными могут быть как соревнования международного, всероссийского или 
регионального спортивного календаря, так и специально организованные старты 

(прикидки). 

К отборочным соревнованиям у меня особое отношение. Вроде бы и всегда стараюсь 
семь раз прикинуть, прежде чем отрезать, но перед отборочным стартом подвергаю 
анализу все мелочи, которые могут сказаться на результативности. Цена ошибки, как 

говорят в легкоатлетической среде, - "пролет", то есть непопадание в команду для 
участия в главном соревновании. У меня есть принцип, которому всегда следую: 

обязательно спрашиваю у ученика его мнение о тактическом плане на предстоящее 
соревнование. Если оно кардинально отличается от моей предварительной задумки, то 

стараюсь понять это предложение. Затем совместно со спортсменом обсуждаю оба 
варианта. Бывает, что принимаю точку зрения ученика и ничего зазорного в этом не 

вижу. Случается, что рождается новый план действий. Отборочных соревнований 
должно быть столько же, сколько предстоит главных стартов. К сожалению, есть 
порочная практика проводить отбор по результатам двух, трех и даже четырех-пяти 

соревнований. Такой подход - методически неоправдан. 

В главных соревнованиях бегуны стремятся максимально мобилизовать свои 
физические и функциональные возможности. В главном старте обычно стоит задача 

завоевать некое высокое место, которое почетно для конкретного бегуна. Лучше, если 
это будет победа. Как я уже отмечал, уровень спортивного результата - желателен, но 
не обязателен. Главных соревнований может быть не более двух-трех в год, а интервал 

между ними должен составлять не менее одного месяца. 

Система соревнований зависит от возраста, квалификации, стажа занятий, этапа 
многолетней подготовки, индивидуальных возможностей и многих других факторов. 

Для начинающих бегунов использую только тренировочные и контрольные 
соревнования. С их помощью осуществляю контроль за ходом подготовки, повышаю 

эмоциональную составляющую процесса тренировки, обеспечиваю необходимый 
соревновательный опыт, подталкиваю к самостоятельному решению тактических задач. 
С ростом квалификации соревновательная практика усложняется, количество стартов 

на основной и смежных дистанциях возрастает, а основным стержнем 
соревновательной деятельности постепенно становятся отборочные и главные 

соревнования. 

Индивидуальная система соревнований у бегуна, как следует из названия, должна быть 
вполне конкретной. При планировании соревновательной деятельности я всегда исхожу 


background image

 

105 

из задач, которые стоят перед учеником в предстоящем годичном цикле и обязательно 
учитываю психическую и физическую напряженность спортивного сезона. 

Для этого сначала последовательно устанавливаю: 
* сколько будет главных соревнований, 
* какое количество кругов в каждом из главных соревнований, 

* какая система отбора для участия в главных соревнованиях. Потом решаю: 
* сколько должно быть тренировочных и контрольных стартов, 
* какими следует сделать интервалы между стартами. 

И, наконец, определяю, каким должно быть общее количество соревнований (с учетом 
числа стартов в них). 

Количество соревнований в индивидуальном календаре всегда связываю с возрастом, 

полом, особенностями вида (чем длиннее дистанция, тем меньше стартов), спортивным 
стажем, квалификацией, персональными возможностями ученика. 

Индивидуальные параметры соревновательной деятельности вариативны, поскольку в 
природе нет даже двух одинаковых бегунов. Более того, индивидуальный календарь 

различен даже у одного и того же спортсмена в разные годы. Многое зависит от уровня 
подготовленности. Так, квалифицированные атлеты с большим спортивным стажем, 

которые имеют высокий уровня тренированности, могут себе позволить соревноваться 
чаще. Они относительно быстро восстанавливаются после напряженной серии 
соревнований (не говоря уже об одном старте). Кроме того, такие бегуны с годами 

научились управлять собой: они не перевозбуждаются. А вот неопытным спортсменам 
свойственно чрезмерное психическое возбуждение, которое начинается задолго до 

соревнований. Они "горят синим пламенем" и во время соревнований. Это 
обстоятельство требует более осторожного подхода при планировании 

индивидуального спортивного календаря. 

Всегда долго раздумываю о том, в каких именно соревнованиях должен выступать 
ученик. Мера должна быть во всем. Очень большое количество соревнований 
нецелесообразно. Я рассуждаю так: чем больше стартов, тем легче нарушить 

оптимальную меру. Если же бегун мало соревнуется, то это еще хуже. В связи с этим 
возникает вопрос: какой должна быть плотность соревнований? 

Как часто следует соревноваться? Такой вопрос приходится постоянно слышать как от 
бегунов, так и от тренеров. Итак, насколько плотным должен быть соревновательный 

календарь в годичном цикле? Как говорится, возможны варианты. А эти варианты 
зависят от индивидуальных особенностей бегуна и многих обстоятельств процесса 

подготовки бегуна. Один быстро входит в спортивную форму и не может долго ее 
удержать (3-5 дней высокой готовности - это все, на что он может рассчитывать). 

Другой медленно повышает уровень своей подготовленности, но способен 30-40 дней 
довольно часто и вполне успешно выступать в соревнованиях, а в конце этой серии 

еще и блеснуть результатом. Третий легко и результативно выступает на малозначащих 
соревнованиях, но не может продемонстрировать высокие достижения в более 
значимых стартах. Четвертый, наоборот, - боец и его не страшит любой уровень 

соревнований: он уверен в себе и готов стартовать хоть каждый день. Пятый... 
восьмой... десятый... Варианты бесконечны, перечислить их все невозможно. 

Соревновательную деятельность не следует планировать по шаблону: 

подготовительный период (ноябрь-апрель), соревновательный период (май-сентябрь), 
переходный период (октябрь). Различные варианты планирования годичного цикла, 

предусматривающие особенности соревновательной деятельности для различных 
контингентов бегунов. 

Вывод из всего сказанного на эту тему таков: нужно выстраивать систему 
соревнований для каждого бегуна строго в соответствии с его индивидуальными