Файл: Методические рекомендации по обучению детей на дому по учебным программам общеобразовательной школы.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 446
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
мировой практике, для обучения детей, которых по медицинским показаниям не могут посещать школу, используются две модели организации образовательного процесса: обучение на дому и дистанционное обучение.
-
казахстанской системе образования основная часть обучающихся на дому получает образование традиционным способом, который предполагает семейную среду обучения с посещением ограниченного количества учителей и
108
специальных педагогов.
По сути, обучение на дому решает те же задачи, что и другие способы обучения, однако этот процесс обучения, отличающийся от традиционной формы обучения в условиях школы, имеет достаточно сложную специфику, которая отражена в данных рекомендациях.
-
методических рекомендациях для однозначного толкования основных понятий был использован терминологический аппарат соответствующих законодательно-нормативных актов в области здравоохранения, социальной защиты населения и образования:
ребенок (дети) с ограниченными возможностями -ребенок(дети)довосемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке;
ребенок-инвалид–лицо в возрасте до восемнадцати лет,имеющеенарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;
дети с ограниченными возможностями в развитии: с нарушениямислуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата; с нарушениями речи; с умственной отсталостью; с задержкой психического развития; с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;
лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица,
которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования;
физический недостаток -стойкое нарушение развития и(или)функционирования органа (органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррекционно-педагогической поддержки;
психический недостаток -временный или постоянный недостаток вразвитии и (или) функционировании психики человека, который включает последствия сенсорных нарушений; нарушения речи; нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга; нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость; задержку психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении;
медико-социальная экспертиза -определение в установленном порядкепотребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;
109
психологическое обследование -определение особенностей психическогосостояния и потенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностями;
педагогическое обследование -определение особенностейинтеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;
образовательная программа -единый комплекс основных характеристикобразования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;
специальные образовательные программы -программы,предназначенныедля обучения детей с ограниченными возможностями;
учебная программа -программа,определяющая по каждой учебнойдисциплине (предмету) содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению;
учебный план -документ,регламентирующий перечень,последовательность, объем (трудоемкость) учебных предметов, дисциплин (модулей), практик, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля.
110
-
Организация обучения детей на дому
1.1 Суть понятия «обучение на дому»
Классики педагогической науки такие, как Я. А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, жившие в разное время и в разных странах, отметили ведущую роль природосообразности процесса воспитания и обучения для построения объективной педагогической теории. Современные исследователи-педагоги также утверждают, что у детей различные природные особенности и ими детерминируются течение и результаты всего педагогического процесса [4].
Организация обучения представляет собой целостную системную характеристику с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения. Когда существует достаточно много детей, которые при всем их желании просто по состоянию своего здоровья не могут посещать обычную общеобразовательную школу, предусматриваются другие способы включения этих детей в общеобразовательный процесс. В большинстве таких случаев требуются физически безболезненная и психологически комфортная среда обучения и индивидуальный подход для обучения каждого ребенка. В этом плане, один из способов включения детей в образовательный процесс школы, «обучение на дому» всегда был объектом пристального внимания исследователей.
-
имеющейся научно-методической и периодической литературе авторы пользуются разными синонимическими понятиями: «семейное образование», «домашнее обучение», «индивидуальное обучение на дому», «надомное обучение». Каждый из них несет определенную смысловую нагрузку, однако, все перечисленные выше понятия подразумевают, что процесс обучения проходит в домашних условиях. В настоящих рекомендациях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Казахстан будет использовано выражение «обучение на дому».
По мнению исследователей, обучение на дому рассматривается как значимая область образовательной системы, отраженная в многовековом опыте семейного воспитания и сформированная в процессе поэтапного развития. В исследованиях российского ученого Аркатовой Л.Р. выделяются следующие этапы развития обучения на дому:
− VI– IX в.в., зарождение элементов наставнической деятельности;
− Х–ХV в.в., домашнее обучение детей состоятельных людей при дворцах и семейное обучение «мастерами грамоты»;
− XVI– XVII в.в., дворцовое образование будущих престолонаследников; − XVIII в.в., развитие гувернерства, общеобразовательная подготовка в
условиях семьи среди поместного дворянства;
111
− конец XVIII в. и начало XIX в., параллельное развитие домашнего и церковного образования и обучения в государственных учебных заведениях; подготовка национальных кадров гувернанток и домашних наставниц;
− 30-е гг. XIX в.– начало ХХ в., официальное признание домашнего образования как одного из видов гражданского обучения, приравненного к обучению в учебных заведениях и в благородных пансионах при гимназиях; активное обсуждение перспектив и проблем домашнего обучения в педагогической литературе и прессе;
− с 1917 г. по 1962 г., прекращение практики обучения детей на дому;
− с 1962 г., официальное признание домашнего образования как одной из форм государственного обучения для больных детей и детей-инвалидов [5].
Наиболее широкое определение понятия «обучение на дому» соответствующее требованиям современных национальных образовательных систем и не противоречащие принципам инклюзивного образования представлено Модельным законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который был принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ в 2002 году. В соответствии Модельному закону «… обучение на дому – освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений,
-
том числе с использованием дистанционных средств обучения…».
Законом «Об образовании» Республики Казахстан в зависимости от содержания образовательных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения каждого уровня образования предусмотрены следующие формы обучения: очное, вечернее, заочное, экстернат и дистанционная форма обучения для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.
-
целом, при определении содержания понятия, большинство исследователей и практиков придерживается мнения, что обучения на дому, это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями. То есть дети, которые переведены на обучение в домашних условиях, являются полноправными участниками образовательного процесса школы [6].
1.2 Нормативно-правовые основы процесса обучения на дому
-
казахстанской системе образования, для детей, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации среднего образования, предусматривается индивидуальное бесплатное обучение на дому.
Основанием для индивидуального бесплатного обучения на дому является заключение врачебно-консультационной комиссии о состоянии
112
здоровья ребенка с указанием срока обучения на дому, в соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 321 «Об утверждении Положения о деятельности врачебно-консультативной комиссии». В зависимости от заболевания ребенка, срок обучения на дому длится от 1 месяца до конца учебного года, указанного в заключении. В случае установления инвалидности предоставляется справка об инвалидности по форме согласно приложению №12 «Правил проведения медико-социальной экспертизы», утвержденной Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44.
Предоставление индивидуального бесплатного обучения на дому, как государственной услуги, оказываемой местными организациями начального, основного среднего, общего среднего образования регулируется «Стандартом государственных услуг в сфере специального образования, оказываемых местными исполнительными органами» (далее – Стандарт), утвержденным Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля 2015 года № 174. Рассматриваемый стандарт определяет порядок получения услуги «индивидуальное бесплатное обучение на дому» и предполагает присутствие нескольких последовательных этапов.
Первый этап подразумевает обследование и оказание психолого-медико-педагогической консультативной помощи детям с ограниченными возможностями. Обследование проводится региональными психолого-медико-педагогическими консультациями (района, города, области и при
необходимости республиканской психолого-медико-педагогической консультацией, далее–ПМПК), где проживает ребенок. Для прохождения обследования в ПМПК требуется заявление родителя (или законного представителя) ребенка, копия свидетельства о рождении (оригинал для сверки), копия заключения об инвалидности (при наличии), заключение врачебно-консультационной комиссии о необходимости обучения на дому по состоянию здоровья (для детей, обучающихся на дому). Также ПМПК при необходимости могут запрашивать форму № 112/у «История развития ребенка», форму № 027/у «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного», психолого-педагогическую характеристику из организации образования, письменные работы по языку обучения, математике, рисунки и другие результаты деятельности. Результатом первого этапа, в частности обследования и оказания психолого-медико-педагогической консультативной помощи является письменное заключение с указанием состояния интеллектуального развития ребенка, установленных диагнозов (неврологических, психиатрических, логопедических), сопутствующих заболеваний и синдромов, а также оно содержит рекомендации по обучению и коррекционно-педагогической поддержке с указанием образовательной программы и условия организации коррекционно-развивающего обучения.
Смотрите также файлы
- Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы.docx
- Отчет по лабораторной работе 10 определение модуля упругости (модуля юнга) по деформации изгиба.docx
- Реферат по дисциплине Психология Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.docx