ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятия: пятно, контраст, тональные отношения, фактура.
Практическое задание: изображение природы в разнообразных состояниях (буря, гроза, шторм, туман, серый дождик, солнечный день) (возможны варианты задания).
Материалы: тушь, бумага, кисть.
Зрительный ряд: П. В. М иту р и ч. Фикус; А. А. Де й н е ка. Девочка у окна; Е. М. Рачёв. Олени; Дж. Констебл. Вид на реку Стур; учебные рисунки (учебник, с. 34—37).
Данная тема продолжает темы, посвящённые рисунку и линии. Основная художественная проблема урока — изучение выразительных возможностей пятна, знакомство с тональными отношениями различных пятен. Линия и пятно — основные средства изображения на плоскости, но воспринимаются линии и пятна на листе по-разному.
Есть множество сценариев проведения уроков по данной теме, но лучше начать со сравнения линии и пятна. Учитель предлагает учащимся нанести чёрное пятно на лист бумаги или наносит его сам на лист бумаги, прикреплённый к доске. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что пятно имеет свой вес, приводит лист в движение, т. е. нарушает впечатление равновесия. С одной стороны, чёрное тяжёлое пятно, а с другой — белое поле нетронутой бумаги. Что перевешивает? Как восстановить равновесие, которое имел чистый лист и которое нарушили, введя чёрное пятно? Учащиеся предлагают свои варианты решения.
Можно вырезать пятно из чёрной бумаги, поместить его на лист белой бумаги, прикрепив этот лист на демонстрационную доску с помощью магнитов. Пятно двигают по листу и добавляют к нему дополнительные элементы, пока не будет найдено равновесие.
День и ночь, свет и тень... Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвета являются наиболее сильным выразительным средством, ведь тёмное и светлое образуют контраст. Учитель может предложить рассмотреть цветы, стоящие на подоконнике (против света). На светлом фоне окна так красиво и чётко вырисовывается силуэт цветка или ветки, что хочется взяться за работу! Художник П. В. Митурич много раз рисовал этот мотив («Фикус»). На чистом листе бумаги узор силуэтов по-новому раскрыл всем знакомую натуру. Изучая натуру, художник старался понять в ней самое характерное и передать сложность, ритмичность форм. «Подобно тому, как стрелок из лука точно намечает себе цель, натягивает тетиву и выпускает стрелу, так и пишущий должен сосредоточиться, представить себе форму знаков, а затем с уверенностью в себе сильно и решительно вести кистью» — так говорили китайские живописцы.
Если ввести в рисунок ещё и серое пятно, то отношения изменятся. Учитель добавляет на демонстрационный рисунок серое пятно и предлагает учащимся подумать и ответить на вопросы: «Серое пятно светлое или тёмное? При каких условиях серое пятно будет светлым, а при каких — тёмным?» Они совместно приходят к выводу: определить тон какого-либо пятна можно, только сравнив его с другим пятном, т. е. определив тональные отношения этих пятен.
Тональные переходы, иногда совсем незаметные, мягкие, — важное выразительное средство изобразительного искусства. Художник должен уметь строить рисунок не только на основе контраста белого и чёрного, но и с учётом отношений к серому пятну, т. е. должен владеть тональной шкалой. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светлому. Тон вбирает в себя и представления о цвете предмета. Например, густо-красное кажется более тёмным, чем светло-жёлтое, а голубое по светлоте отличается от красного, жёлтого, зелёного или коричневого. Нередко в набросках, зарисовках, эскизах композиции используются одновременно линия, штрих и тональное пятно (или комбинация «линия и тон»), а также цветовое пятно, когда необходимо передать контрасты тональные и цветовые.
Обратим внимание учащихся на то, что само пятно может иметь разную фактуру — поверхность формы (шероховатую, гладкую и др.). Можно предложить учащимся получить пятно, поставив отпечаток пальцами, набрызгами, кляксой, сухой кистью, процарапыванием или путём оттиска смятой бумагой, оттиска любого другого предмета (например, ластиком, кусочком картофеля, плотно свёрнутой бумажной трубочкой и др.). Разнообразная фактура усиливает выразительность рисунка.
Практическая работа. Возможно несколько вариантов выполнения задания.
Первый вариант: выполнение ступенчатой тональной шкалы. Для этого на листе бумаги намечаем полосу и делим её, например, на десять частей. Закрашиваем чёрной и белой краской крайние её части. Далее закрашиваем части, добиваясь мягкого и сложного перехода от чёрного через оттенки серого к белому. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что между частями не должно быть разделительных полос. Ещё один важный момент работы — в природе нет чёрной и белой красок, всегда найдётся что-то светлее и темнее, поэтому не рекомендуется использовать в работе краски из банок (сразу берутся условные смеси).
Второй вариант: изображение природы в разных состояниях. Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзаж Дж. Констебла (учебник, с. 37), а затем рассказать о настроении, выраженном в этой работе, определив художественные средства, которые художник использовал (резкие контрасты: чёрная масса деревьев, земли и динамичные пятна-отражения туч в зеркале воды; чёрная масса деревьев, земли и неба; чёткие формы замка и динамика природных форм и т. д.). Можно использовать в работе мягкий контраст, т. е. сближенные тона, и изобразить туман: светлую гряду деревьев, похожих на дальние горы, на горизонте и серые силуэты деревьев на первом плане. Работать надо сразу кистью «от пятна», без предварительного рисунка. Все рисунки надо начинать с определения композиционного расположения главных объектов изображаемого пейзажа (например, дерево, сарай и дорога; деревья, линия горизонта, контур дальнего леса; край берега реки и лодка; стог сена и ёлка и т. п.). Чтобы добиться выразительной композиции, целесообразно предварительно поискать её в набросках, эскизах, а также использовать видоискатель (в середине листа бумаги вырезаем прямоугольник).
Постепенно задачи изображения нужно усложнять: учиться чувствовать настроение природы — спокойную, умиротворённую гладь тихого лесного озера, тревожный закат ночного летнего неба, душистое дыхание цветущей сирени, взволнованность предгрозовой поры, чудо-радугу, праздничность блестящего миллиардами серебристых звёздочек инея на деревьях, романтичность убегающей змейкой за деревенские дома и дальше в поле дороги и т. д. В соответствии с этими задачами необходимо выбирать изобразительные средства.
Планируемые результаты:
-
знать понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение; -
иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком; -
иметь представление о воздействии цвета на человека; -
иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах; -
объяснять значение понятий «цветовой круг», «цветотональная шкала», «насыщенность цвета»; -
приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону; -
приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета; -
углублять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции; -
различать основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета; -
создавать выразительные образы цветной страны, используя различные возможности цвета.
Понятия: цветоведение, спектр, основные и дополнительные цвета, хроматический цвет, ахроматический цвет, цветовой оттенок, цветовой контраст, тёплые и холодные цвета, цветотональная шкала.
Практическая работа: учебные и игровые задания на различение цветовых оттенков.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: цветовой круг, основные и дополнительные цвета, цветотональная шкала (учебник, с. 38—42); Н. П. Крымов. Солнечный день, Зимний день, К весне, Зима. Крыши.
Главная художественная проблема урока — систематизировать знания учащихся о цвете и помочь сделать новые открытия в области цветоведения. Изучение цвета — интересная и любимая учителями и учащимися тема. Для художника видимый цветной мир — это мир наших чувств, переживаний, представлений о красоте. Ещё в начальной школе вёлся разговор о важности и значительности цвета в жизни человека («что было бы, если бы все цвета исчезли?»), учащиеся познакомились с тремя основными (красный, жёлтый, синий) и тремя составными (оранжевый, зелёный, фиолетовый) цветами. В VI классе вспоминаем и расширяем знания о теории цвета. Поможет в этом учителю и учащимся учебник.
Учение о цвете, включающее совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры, называется цветове- дением. По физическому состоянию цвет — составная часть света. Физическая теория света (спектр, основные и составные цвета) подробно рассмотрена в учебнике. Учителю, быть может, полезно восстановить в памяти и некоторые другие понятия цветоведения.
Красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и чёрные цвета принято называть ахроматическими (бес цветными).
Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым оттенком, насыщенностью (интенсивностью) и светлотой.
Цветовой оттенок — это то, что в повседневной жизни мы называем красным, зелёным, фиолетовым, жёлто-зелёным и другими цветами.
Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Эталоном насыщенности принято считать цвета спектра. Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее. Насыщенность хроматических цветов в природе неодинакова: у одних цветов она выражена больше, а у других — меньше. Примером малонасыщенных цветов могут служить светло-жёлтый, розовый, светло-голубой, бежевый или тёмно-коричневый, тёмно-синий и т. п. цвета. В практике малонасыщенные цвета можно получить путём добавления к хроматическому цвету белой или чёрной краски. От добавления белил полученный цвет становится светлее, от добавления чёрной краски — темнее.
Светлота — это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Например, жёлтый цвет и его оттенки значительно светлее коричневых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например, светло- и тёмно-красный помидор). Светлота цвета зависит также от того, на каком фоне предмет рассматривается.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т. е. один цвет относительно светлее или темнее другого. Однако среди ахроматических цветов существует большое разнообразие белых, серых, чёрных оттенков.
Учитель, знакомя учащихся с теорией цвета, активизирует участие самих учащихся в беседе, задавая вопросы, например: «Какие цвета входят в группу ахроматических цветов? Чем отличаются ахроматические цвета от хроматических? Перечислите основные характеристики цвета» и др. В подтверждение всех теоретических выводов полезно попросить учащихся привести примеры. Например, на простом примере
легко убедиться, как отличаются друг от друга ахроматические цвета по светлоте. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса, кусочка сахара, белой ткани и белил (гуашь, темпера, масло), то окажется, что одни из них светлее или теплее, чем другие. Чёрные цвета тоже неодинаковы: например, чёрный бархат темнее чёрного сукна, а чёрное сукно темнее чёрного ситца. Но больше всего градаций по светлоте дают многочисленные серые тона (вспомним материал предыдущей темы).
Условный, лишённый оттенков основной цвет, свойственный данному предмету, принято называть собственным или локальным. Однако в природе собственную одноцветную окраску предметов увидеть трудно. Цвет в природе всегда находится в соседстве или окружении других цветов. В результате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Чем ближе друг к другу расположены разноокрашенные предметы, тем яснее и определённее их взаимное влияние.
Сохраняя относительное постоянство, собственный цвет предметов и объектов в природе обязательно изменяется под воздействием следующих основных факторов:
-
контрастное взаимовлияние соседних цветов; -
свойства рассматриваемого предмета и его поверхности; -
воздушная среда и расстояния; -
сила и спектральный состав прямого и отражённого света.