ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия: пятно, контраст, тональные отношения, фактура.

Практическое задание: изображение природы в разно­образных состояниях (буря, гроза, шторм, туман, серый дож­дик, солнечный день) (возможны варианты задания).

Материалы: тушь, бумага, кисть.

Зрительный ряд: П. В. М иту р и ч. Фикус; А. А. Де й н е ка. Девочка у окна; Е. М. Рачёв. Олени; Дж. Констебл. Вид на реку Стур; учебные рисунки (учебник, с. 34—37).

Данная тема продолжает темы, посвящённые рисунку и линии. Основная художественная проблема урока — изу­чение выразительных возможностей пятна, знакомство с тональными отношениями различных пятен. Линия и пят­но — основные средства изображения на плоскости, но вос­принимаются линии и пятна на листе по-разному.

Есть множество сценариев проведения уроков по данной теме, но лучше начать со сравнения линии и пятна. Учитель предлагает учащимся нанести чёрное пятно на лист бумаги или наносит его сам на лист бумаги, прикреплённый к до­ске. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что пят­но имеет свой вес, приводит лист в движение, т. е. нарушает впечатление равновесия. С одной стороны, чёрное тяжёлое пятно, а с другой — белое поле нетронутой бумаги. Что пере­вешивает? Как восстановить равновесие, которое имел чи­стый лист и которое нарушили, введя чёрное пятно? Учащи­еся предлагают свои варианты решения.

Можно вырезать пятно из чёрной бумаги, поместить его на лист белой бумаги, прикрепив этот лист на демонстраци­онную доску с помощью магнитов. Пятно двигают по листу и добавляют к нему дополнительные элементы, пока не будет найдено равновесие.

День и ночь, свет и тень... Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в при­роде вообще. Для художника белый и чёрный цвета являются наиболее сильным выразительным средством, ведь тёмное и светлое образуют контраст. Учитель может предложить рассмотреть цветы, стоящие на подоконнике (против све­та). На светлом фоне окна так красиво и чётко вырисовы­вается силуэт цветка или ветки, что хочется взяться за ра­боту! Художник П. В. Митурич много раз рисовал этот мотив («Фикус»). На чистом листе бумаги узор силуэтов по-новому раскрыл всем знакомую натуру. Изучая натуру, художник ста­рался понять в ней самое характерное и передать сложность, ритмичность форм. «Подобно тому, как стрелок из лука точно намечает себе цель, натягивает тетиву и выпускает стрелу, так и пишущий должен сосредоточиться, представить себе форму знаков, а затем с уверенностью в себе сильно и решительно вести кистью» — так говорили китайские живописцы.


Если ввести в рисунок ещё и серое пятно, то отношения изменятся. Учитель добавляет на демонстрационный рису­нок серое пятно и предлагает учащимся подумать и ответить на вопросы: «Серое пятно светлое или тёмное? При каких условиях серое пятно будет светлым, а при каких — тёмным?» Они совместно приходят к выводу: определить тон какого-ли­бо пятна можно, только сравнив его с другим пятном, т. е. определив тональные отношения этих пятен.

Тональные переходы, иногда совсем незаметные, мяг­кие, — важное выразительное средство изобразительного ис­кусства. Художник должен уметь строить рисунок не только на основе контраста белого и чёрного, но и с учётом отноше­ний к серому пятну, т. е. должен владеть тональной шкалой. Тональные отношения улавливают переходы света и тени от самого тёмного по ступенькам серого к самому светло­му. Тон вбирает в себя и представления о цвете предмета. Например, густо-красное кажется более тёмным, чем свет­ло-жёлтое, а голубое по светлоте отличается от красного, жёлтого, зелёного или коричневого. Нередко в набросках, зарисовках, эскизах композиции используются одновремен­но линия, штрих и тональное пятно (или комбинация «линия и тон»), а также цветовое пятно, когда необходимо передать контрасты тональные и цветовые.

Обратим внимание учащихся на то, что само пятно может иметь разную фактуру — поверхность формы (шероховатую, гладкую и др.). Можно предложить учащимся получить пят­но, поставив отпечаток пальцами, набрызгами, кляксой, сухой кистью, процарапыванием или путём оттиска смятой бума­гой, оттиска любого другого предмета (например, ластиком, кусочком картофеля, плотно свёрнутой бумажной трубочкой и др.). Разнообразная фактура усиливает выразительность рисунка.

Практическая работа. Возможно несколько вариантов выполнения задания.

Первый вариант: выполнение ступенчатой тональной шка­лы. Для этого на листе бумаги намечаем полосу и делим её, например, на десять частей. Закрашиваем чёрной и белой краской крайние её части. Далее закрашиваем части, до­биваясь мягкого и сложного перехода от чёрного через от­тенки серого к белому. Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что между частями не должно быть раздели­тельных полос. Ещё один важный момент работы — в природе нет чёрной и белой красок, всегда найдётся что-то светлее и темнее, поэтому не рекомендуется использовать в работе краски из банок (сразу берутся условные смеси).



Второй вариант: изображение природы в разных состо­яниях. Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзаж Дж. Констебла (учебник, с. 37), а затем рассказать о настро­ении, выраженном в этой работе, определив художественные средства, которые художник использовал (резкие контрасты: чёрная масса деревьев, земли и динамичные пятна-отраже­ния туч в зеркале воды; чёрная масса деревьев, земли и не­ба; чёткие формы замка и динамика природных форм и т. д.). Можно использовать в работе мягкий контраст, т. е. сближен­ные тона, и изобразить туман: светлую гряду деревьев, по­хожих на дальние горы, на горизонте и серые силуэты дере­вьев на первом плане. Работать надо сразу кистью «от пятна», без предварительного рисунка. Все рисунки надо начинать с определения композиционного расположения главных объ­ектов изображаемого пейзажа (например, дерево, сарай и до­рога; деревья, линия горизонта, контур дальнего леса; край берега реки и лодка; стог сена и ёлка и т. п.). Чтобы добиться выразительной композиции, целесообразно предварительно поискать её в набросках, эскизах, а также использовать видо­искатель (в середине листа бумаги вырезаем прямоугольник).

Постепенно задачи изображения нужно усложнять: учить­ся чувствовать настроение природы — спокойную, умиротво­рённую гладь тихого лесного озера, тревожный закат ноч­ного летнего неба, душистое дыхание цветущей сирени, взволнованность предгрозовой поры, чудо-радугу, празднич­ность блестящего миллиардами серебристых звёздочек инея на деревьях, романтичность убегающей змейкой за дере­венские дома и дальше в поле дороги и т. д. В соответствии с этими задачами необходимо выбирать изобразительные средства.

Планируемые результаты:

  • знать понятия «основной цвет», «составной цвет», «до­полнительный цвет» и уметь объяснять их значение;

  • иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;

  • иметь представление о воздействии цвета на челове­ка;

  • иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах;

  • объяснять значение понятий «цветовой круг», «цвето­тональная шкала», «насыщенность цвета»;

  • приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону;

  • приобретать навык смешения красок, получать различ­ные оттенки цвета;

  • углублять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета;

  • создавать выразительные образы цветной страны, ис­пользуя различные возможности цвета.


Понятия: цветоведение, спектр, основные и дополнитель­ные цвета, хроматический цвет, ахроматический цвет, цвето­вой оттенок, цветовой контраст, тёплые и холодные цвета, цветотональная шкала.

Практическая работа: учебные и игровые задания на раз­личение цветовых оттенков.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: цветовой круг, основные и дополни­тельные цвета, цветотональная шкала (учебник, с. 38—42); Н. П. Крымов. Солнечный день, Зимний день, К весне, Зи­ма. Крыши.

Главная художественная проблема урока — систематизи­ровать знания учащихся о цвете и помочь сделать новые от­крытия в области цветоведения. Изучение цвета — интерес­ная и любимая учителями и учащимися тема. Для художника видимый цветной мир — это мир наших чувств, переживаний, представлений о красоте. Ещё в начальной школе вёлся раз­говор о важности и значительности цвета в жизни человека («что было бы, если бы все цвета исчезли?»), учащиеся позна­комились с тремя основными (красный, жёлтый, синий) и тре­мя составными (оранжевый, зелёный, фиолетовый) цветами. В VI классе вспоминаем и расширяем знания о теории цвета. Поможет в этом учителю и учащимся учебник.

Учение о цвете, включающее совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры, называется цветове- дением. По физическому состоянию цвет — составная часть света. Физическая теория света (спектр, основные и состав­ные цвета) подробно рассмотрена в учебнике. Учителю, быть может, полезно восстановить в памяти и некоторые другие понятия цветоведения.

Красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и чёрные цвета принято называть ахроматическими (бес цветными).

Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым оттенком, насыщенностью (интенсивностью) и светлотой.

Цветовой оттенок — это то, что в повседневной жизни мы называем красным, зелёным, фиолетовым, жёлто-зелё­ным и другими цветами.

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Эталоном на­сыщенности принято считать цвета спектра. Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее. Насыщенность хро­матических цветов в природе неодинакова: у одних цветов она выражена больше, а у других — меньше. Примером мало­насыщенных цветов могут служить светло-жёлтый, розовый, светло-голубой, бежевый или тёмно-коричневый, тёмно-си­ний и т. п. цвета. В практике малонасыщенные цвета можно получить путём добавления к хроматическому цвету белой или чёрной краски. От добавления белил полученный цвет становится светлее, от добавления чёрной краски — темнее.


Светлота — это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Напри­мер, жёлтый цвет и его оттенки значительно светлее коричне­вых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например, светло- и тёмно-красный помидор). Светлота цвета зависит также от того, на каком фоне предмет рассматривается.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т. е. один цвет относительно светлее или тем­нее другого. Однако среди ахроматических цветов существует большое разнообразие белых, серых, чёрных оттенков.

Учитель, знакомя учащихся с теорией цвета, активизирует участие самих учащихся в беседе, задавая вопросы, напри­мер: «Какие цвета входят в группу ахроматических цветов? Чем отличаются ахроматические цвета от хроматических? Перечислите основные характеристики цвета» и др. В под­тверждение всех теоретических выводов полезно попросить учащихся привести примеры. Например, на простом примере

легко убедиться, как отличаются друг от друга ахроматиче­ские цвета по светлоте. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса, кусочка сахара, белой ткани и белил (гу­ашь, темпера, масло), то окажется, что одни из них светлее или теплее, чем другие. Чёрные цвета тоже неодинаковы: на­пример, чёрный бархат темнее чёрного сукна, а чёрное сукно темнее чёрного ситца. Но больше всего градаций по светлоте дают многочисленные серые тона (вспомним материал пре­дыдущей темы).

Условный, лишённый оттенков основной цвет, свойствен­ный данному предмету, принято называть собственным или локальным. Однако в природе собственную одноцветную окраску предметов увидеть трудно. Цвет в природе всегда на­ходится в соседстве или окружении других цветов. В резуль­тате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цве­товому оттенку, светлоте и насыщенности. Чем ближе друг к другу расположены разноокрашенные предметы, тем яснее и определённее их взаимное влияние.

Сохраняя относительное постоянство, собственный цвет предметов и объектов в природе обязательно изменяется под воздействием следующих основных факторов:

  • контрастное взаимовлияние соседних цветов;

  • свойства рассматриваемого предмета и его поверх­ности;

  • воздушная среда и расстояния;

  • сила и спектральный состав прямого и отражённого света.