ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно выбрать более сложную форму диспута, на кото­ром обсуждаются следующие проблемы: «Значение изобрази­тельного искусства в жизни человека»; «Особенности видения картины мира в разные эпохи»; «Действительность и её ото­бражение в искусстве»; «Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника»; «Язык изобразительного искус­ства» и т. п. Возможен также вариант предварительной под­готовки выступлений и высказываний учащихся по теме урока.

При любом сценарии итогового занятия акцент делает­ся на значении изобразительного искусства в жизни людей. Повторяются жанры изобразительного искусства и средства выразительности, основы образного языка. Рассматриваются понятия «эпоха» (и её отражение в искусстве), «направление в искусстве» (и их разнообразие), «творческая индивиду­альность художника» (и как она проявляется). Подчёркива­ется роль художника, помогающего своим искусством уви­деть людям мир во всём его многообразии. Акцент ставится на формирование понимания того, что произведение искус­ства — это всегда диалог художника и зрителя. Поэтому очень важно подчеркнуть, что возможны разные уровни понима­ния произведений искусства — от поверхностного, наивного до глубокого, развитого опытом осознания искусства. «Пони­мание искусства — непростой труд души» (Б. М. Неменский).

«Общение с искусством — это творчество, которое позво­ляет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способ­ность понимать окружающих людей, проникать в строй души предшествующих поколений» (учебник, с. 172).

Задача учителя раскрыть своим ученикам это великое значение искусства и построить свои уроки так, чтобы обще­ние с искусством — и восприятие его, и собственное творче­ство — приносило детям радость.

Очень важно в конце учебного года подготовить вместе с ребятами экспозицию итоговой выставки, которую мож­но провести в кабинете изобразительного искусства. Затем можно организовать более широкий показ в выставочном за­ле школы. Выставку должны увидеть учителя школы, друзья и, главное, родители. Ребята готовятся и проводят экскурсии по выставке своих работ, используя в рассказе багаж знаний, полученных в VI классе.

На уроке также организуется презентация выставочных проектов, которые готовились в течение года.

Приложение


НАТЮРМОРТ

Вечное цветение

Натюрморт в истории мирового искусства — это не «мёртвая натура», запечатлённая кистью художника, а летопись человеческо­го мировосприятия, меняющегося от особенностей познания мира в разные эпохи, это предметный мир, одушевлённый чувствами и эмоциями, это и творческая лаборатория художника.

Как самостоятельный жанр натюрморт появляется в творчестве нидерландских художников в начале XVII в. И время, и место не слу­чайны.

В эпоху Возрождения происходит распад единой синкретичной картины мира, сложившейся в эпоху Средних веков. Искусство ре­агирует на это своими средствами: изображения предметов быта, природы, людей выделяются в самостоятельные жанры — натюрморт, пейзаж, портрет. Религиозный символизм Средневековья сменяется в XVI в. символическим пантеизмом, который предполагает присут­ствие Бога во всём, в том числе и во множественности предметного мира человека.

Основоположники нидерландской живописи Р. Кампен (1378— 1444) и Я. ван Эйк (1390—1441) традиционно помещали религиозные сюжеты в подробно охарактеризованные интерьеры. Кампен пред­ставляет сцену Благовещения так, словно она происходит в комнате бюргерского дома — мирном, уютном и покойном. Все предметы на­писаны с величайшим вниманием к форме, фактуре и освещению, но эти предметы присутствуют здесь не для того, чтобы показать бытовую обстановку дома, они раскрывают сакральный смысл Благо­вещения. Белая лилия в вазе на столе — символ непорочности Девы Марии, три цветка на стебле символизируют Троицу, свеча уподо­бляется Христу и т. д., т. е. принцип отбора предметов в картине про­диктован религиозной символикой.

Такой принцип мышления помогал соотнести каждую мельчай­шую частицу с миром божественным. Историк искусства Эрвин Пановски назвал это «скрытым символизмом». Для человека того времени это был общепринятый и понятный язык метафор, кото­рым были написаны сочинения религиозных мистиков. Живописцы переводили словесные метафоры в зримые образы.

К концу столетия развитие светских начал в культуре приводит к тому, что интерес к земному, реальному миру выступает на первый план, и изображение предметного мира обосабливается в самосто­ятельный жанр — натюрморт, картину, сюжетом которой являются определённым образом организованные предметы.



Особое развитие натюрморт получил в Голландии, и именно гол­ландский натюрморт дал классические образцы этого жанра, к кото­рым потом обращались художники многих поколений. Особенностью голландского натюрморта была специализация художников по те­мам, и в разных городах были свои излюбленные типы натюрморта.

Характерный вид голландского натюрморта — «Завтраки». В «За­втраках» П. Класа натюрморт становится отражением индивидуаль­ных вкусов человека, его образа жизни. В колорите картин В. Хеды преобладал серо-серебристый тон, и за эту колористическую сдер­жанность их стали называть «монохромными завтраками».

В Утрехте появляется нарядный цветочный натюрморт. Глав­ные его представители Я. Д. де Хем, Ф. ван Хейсум. В Гааге, центре морского промысла, П. де Кюттер и А. ван Бейерен довели до со­вершенства изображения рыб и других обитателей моря.

Университетский Лейден создал тип философского натюрмор­та «Суета сует», повествующего о бренности всего земного и при­оритете духовного.

Голландские живописцы передают материальный мир во всём бо­гатстве и разнообразии, демонстрируют блестящее мастерство пе­редачи реальности, но здесь предлагается пища не только для глаз, но и для ума. Картина обязательно вступает в диалог со зрителем, погружая его в философские размышления о смысле жизни. Реаль­ность воспринималась сквозь призму иносказаний и символических ассоциаций. Отличительной особенностью светской культуры Север­ной Европы XVII столетия был сильно выраженный морально-дидак­тический характер, опиравшийся на христианскую этику, но в отличие от Средневековья художник и зритель имели определённую свободу выбирать и комбинировать толкования. В это время были очень рас­пространены сборники эмблем, эмблемность, когда любой объект из окружающего мира воплощает некое высшее, сверхчувственное понятие. Таким образом, зная символику предметов, картину мож­но было читать, как книгу.

В натюрморте В. Л. ван дер Винне «Суета сует» книги — людская мудрость; рисунки и музыкальные инструменты — атрибуты искус­ства; знамя — символ воинской славы; песочные часы — быстротеку­щее время; опрокинутый бокал — пустой и хрупкий сосуд, которому подобен мирской человек
; стеклянная сфера — символ мироздания. Всё это служит наглядной иллюстрацией к словам, написанным на листе бумаги: «Вся слава мирская есть пустое и обманчивое бес­покойство». В стеклянной сфере отражается мастерская живопис­ца и он сам, а на столе — автопортрет — воплощение популярной в то время идеи «жизнь коротка, искусство долговечно».

В других европейских школах художники также отдавали дань увле­чения изображению вещного мира. Во Фландрии цветочные натюрмор­ты Я. Брейгеля Старшего стоят у истоков жанра. С барочным разма­хом и динамикой, изобильно и красочно написаны рыбные, овощные, фруктовые, мясные «кухни», «лавки» и «рынки» Ф. Снейдерса. Я. Фейс составлял натюрморты из охотничьих трофеев — битой дичи и птицы. Фламандский натюрморт — это гимн плодородию и щедрости земли.

В Италии ранние образцы жанра встречаются у Караваджо, и развитие натюрморта происходит в кругу караваджистов. Изо­бражение обыденных вещей у испанцев Ф. Сурбарана и А. Нереды отмечено возвышенной строгостью и особой значительностью, от­решённостью от быта.

В натюрмортах Сурбарана предметы расставлены в строгом по­рядке. Обычно выдвинутые к переднему краю холста, они обретают своеобразную монументальную значительность и строгость. Фон представлен неопределённым, духовно «несущественным» простран­ством мира.

Один из крупнейших мастеров XVIII в. во Франции Ж.-Б. Шар­ден в своём натюрморте «Атрибуты искусства» расположил предметы согласно академическим правилам построения композиции: первый план — введение в сюжет, второй план — место основного действия, третий план — спокойный фон. Этот натюрморт говорит нам о высо­ком предназначении художника и о награде за свои труды, о при­знании его обществом (орден на переднем плане).

У Шардена иное отношение к вещам, чем у голландцев. «Натюр­морт с кувшином и курительной трубкой» — это уже не аллегория преходящей жизни, а сама жизнь, жизнь спокойная, размеренная, с оттенком философской созерцательности. По этому натюрморту можно составить представление о хозяине вещи в отличие от гол­ландских натюрмортов, где вещи выражают какую-либо идею.

В искусстве импрессионистов и постимпрессионистов натюр­морт уже не имеет повествовательного сюжета. Живопись импрес­сионистов передавала ощущение непосредственного, сиюминутного взгляда на мир, предметы как бы растворялись в воздухе и свете.


Постимпрессионист В. Ван Гог решал другие задачи в живописи натюрмортов. Мазки, оставленные кистью Ван Гога, рассказывают о состоянии его души. Он постоянно пребывал в состоянии твор­ческого неистовства, независимо от того, изображал ли он пылаю­щее солнце или обыкновенные вещи. Художник не очень заботился о «правильности изображения», он хотел, чтобы его картины выра­жали то, что он чувствует, и, если искажение помогало ему достигать этой цели, прибегал к искажению.

П. Сезанна в натюрморте интересовало взаимоотношение фор­мы и цвета, он также сознательно отказался от «имитации натуры», утрировал, а порой изменял облик вещей, если это отвечало его це­лям. Своей задачей в искусстве Сезанн поставил вернуть в живопись (используя открытия импрессионистов) ощущение порядка и зако­номерности, как в живописи классицизма. Натюрморты Сезанна вы­страиваются из отдельных первоформ (круг, квадрат и т. д.), в них есть ощущение материальной плотности и устойчивости.

В начале XX в. художники стремятся утвердить в натюрморте новое видение и новые способы передачи формы и пространства. Сезанн рекомендовал молодым художникам рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Пикас­со буквально воплотил эту идею в своих кубистических натюрмор­тах. В «Натюрморте со скрипкой» художник не ставил своей задачей передать, как выглядит скрипка, или показать какую-либо идею. Это определённая интеллектуальная и художественная игра — конструи­рование формы из отдельных плоскостных проекций.

Современник Пикассо — Матисс постоянно обращался к жанру натюрморта. Для его картин характерна плоскостно-декоративная структура композиции, основанная на ритмах цветовых пятен.

Итальянец Д. де Кирико, основатель метафизической живопи­си, писал: «Каждый объект имеет два аспекта: обычный, видимый всем и каждому, и призрачный, доступный лишь немногим». И это свойство натюрморта — содержать в себе неизмеримо больше, чем просто изображено, присуще произведениям всех времён. «Вся­кий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение: сознательно составленную криптограмму или неосознанно оставленный след».

Если посмотреть на натюрморт «глазами человека, который тво­рит», то нам откроется огромный мир человеческих чувств, мыслей, отношений, рассказанных с помощью порой самых обычных пред­метов. И поскольку натюрморт всегда был творческой лабораторией художника, то он может быть больше, чем другие жанры, подвержен тем изменениям в развитии искусства, которые происходили на про­тяжении веков.