ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Натюрморт в России появляется в XVIII в. во времена Петров­ских реформ. Вещь впервые начала осознаваться как важный эле­мент культуры, а частный быт — как дело государственной важности. Любимый вид натюрморта этого времени — обманка (обман зрения). Иллюзорность изображения вполне понятна — русские живописцы не привыкли ещё к условной картинности европейского искусства. Сам подбор предметов в обманках говорит о новой идеологии: на­ряду с предметами «вседневного», будничного существования в на­тюрмортах присутствуют вещи, говорящие о мире высоких духовных интересов: книги, гравюры, картины и т. д.

В XIX в. обманка, как правило, не претендует уже на титул про­изведения искусства. Это просто трюк, шутка, хотя и требующая хо­рошего профессионального мастерства. А. Н. Мордвинов, камергер и способный живописец, пишет натюрморт-обманку «Подрамник, папка и гипсовый барельеф», где уже присутствует не материальная характеристика вещей художников прошлого столетия, а уважение мастера к своим материалам и инструментам, поэтизация своего художественного быта. «Пейзаж под папиросной бумагой» Ф. П. Тол­стого — это та же игра на грани реальности и воображения, иллюзии и осязаемой подлинности вещи.

Натюрморты И. Т. Хруцкого и художников его круга представляют другой тип картины — парадный натюрморт. Предметы в этих карти­нах подобраны по принципу эффектности, красочности. Натюрморты этих художников ярко декоративны, нарядны и торжественны.

Натюрморт в XVIII—XIX вв. не даёт образцов «высокого искус­ства», но характеристика мировоззренческой основы людей того вре­мени ярко выражается в картинах А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, П. А. Федотова, у передвижников и т. д. через изображение вещного мира. Подлинный расцвет жанра натюрморта происходит в конце

  1. — начале XX в. Натюрморт этого времени замечательно выражает разнообразную, очень насыщенную художественную жизнь России.

Ретроспективизм, погружение в прошлое, материализуемое че­рез подбор старых вещей, у художников «Мира искусства» не только стиль искусства, но и стиль жизни — мечта об утраченном золотом веке искусства. В натюрмортах К. А. Сомова, А. Я. Головина, C. Ю. Су- дейкина каждый предмет, тщательно и любовно воссозданный, вос­принимается как явление стиля, как предмет искусства.

Вещи в картинах этого времени отделяются от людей, от быта, обобщаются до символа, обретают смысл, несоизмеримый с их буд­ничной сущностью.


К. С. Петров-Водкин в своих натюрмортах «Скрипка», «Утренний натюрморт» декларирует выявление предметной сущности и про­странственных соотношений вещей. Своеобразная перспектива его холстов создаёт напряжённое пространство, где вещи взаимодей­ствуют друг с другом.

Художники объединения
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

«Бубновый валет» выражали че­рез натюрморт собственное отношение к миру. Никогда ещё вещь не утверждала себя с такой энергией, не была так полна собствен­ной, не отражённой от её владельца значительностью. Шероховатая, грубая фактура, резкие подчёркнутые ритмы придавали предметам небывалый в этом жанре пафос, значительность, жизненную силу. Не­даром натюрморт П. П. Кончаловского с обычными глиняными горшка­ми и утюгом получил название «Героический». Бубнововалетцы с бо­гемным презрением к хорошему вкусу и житейскому уюту ищут новые критерии, утверждают непривычные ценности. Подлинную драматич­ность, тревожное ожидание выражает «Красная мебель» Р. Р. Фаль­ка. Впервые в русской живописи вещи изображаются как особый мир — мир, полный своей значительности, мир напряжённый и яркий.

В творчестве советских художников натюрморт занимает почёт­ное место. В советской России другими стали быт и нравы, вкусы и понимание искусства, и всё это было выражено в натюрмортах.

Картины Ю. И. Пименова называют лирическо-бытовым репор­тажем, в них он ловит радужную поверхность жизни, радуется её переливам и блеску. «Натюрморт с телефоном», «Актриса» — новая жизнь, новые приметы времени. Вещи в его картинах — это вещи времени, а не вещи своих хозяев. Тема обновляющегося, жизнера­достного быта характерна для творчества художников 50-х гг. ХХ в.

В отличие от Ю. И. Пименова В. Ф. Стожаров обратился к вневре­менному — к тому, что идёт издалека, но продолжает жить и сегодня. Основной сюжет натюрмортов Стожарова — вещи крестьянского быта. Пафос этих работ — в прикосновении к истокам, в утверждении проч­ности духовных ценностей народной культуры. Отсюда и статичность этих вещей, и спокойная плотность золотисто-коричневых тонов.

Тема Великой Отечественной войны также нашла своё отражение в натюрморте. М. С. Сарьян, например, создал натюрморт-памятник, названный им «Армянам — бойцам, участникам Отечественной вой­ны». На нём изображены плоды и цветы Армении как дар и благо­дарность воюющим и побеждающим вдали от Родины и как надежда на будущую мирную жизнь.

Самопознание в искусстве, тема творчества, неизбежно возникаю­щая в поворотные моменты развития искусства, характерна для 60-х гг.

  1. в. Ведущая тема натюрмортов Т. Т. Салахова, А. Ю. Никича, И. В. Го­лицына (представителей «сурового стиля») — значение и место худож­ника в современном мире, выражение духовного мира автора.


«Торжественный натюрморт» А. Ю. Никича — гимн труду худож­ника. Желание обобщить в натюрморте своё отношение к миру, вы­разить в изображении вещей свои стремления и эмоции чувствуется в картине Т. Т. Салахова «Окно».

Натюрморт России в XX в. отражает духовные поиски и осмыс­ление художниками действительности, это самодостаточный жанр, которому подвластно отражение мира вокруг и человека в этом мире.

ПОРТРЕТ

«Человек — мера всех вещей, видимых и невидимых»

Человек — главная тема мирового искусства, но только в портре­те он выключается из потока событий и предстаёт перед зрителем личностью, со своими индивидуальными качествами.

Портрет показывает образ конкретного человека, поэтому одним из критериев в портрете является сходство изображения с пор­третируемым. Но что такое сходство в портрете — близость лич­ности к её отражению на полотне?

Художник создаёт не копию модели, а живописное пересоздание. Это одна из центральных проблем искусства — сходство в природе и в художественном произведении. Если понимать портрет как фокус со сходством, как список примет, то вряд ли широкому кругу зри­телей будет интересно такое произведение. Главный критерий цен­ности портрета — это художественная убедительность, цельность изображения, тот мир, который открывает для нас портрет.

Портрет в изобразительном искусстве — это художественное вы­сказывание, имеющее содержание и способ выражения.

Какова тема портрета?

Всеобщая (инвариантная) тема портрета — индивидуальная жизнь человека, форма его бытия. Но портрет опускает то, что принадле­жит простой случайности, мимолетной ситуации, присущей человеку в реальной жизни. Для портрета характерен одушевлённый покой, внутреннее созерцание. В этом состоянии субъект вбирает в себя весь мир, все коренные вопросы человеческого существования.

Портрет не только передаёт внешность портретируемого, но и выражает индивидуальность художественной личности автора, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т. д. Худож­ник как бы вживается в сущность модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности. В результате рождается новое единство, подобное тому, которое возникает меж­ду актёром и его ролью. Благодаря этому появляется впечатление одушевлённости модели, что также является важным свойством пор­трета. Известно, что, когда папа Иннокентий Х увидел свой портрет, написанный Веласкесом, он произнёс: «Слишком правдиво». Такова была сила постижения художником сущности портретируемого.


Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета. В зависимости от назначения, специфики формы, харак­тера исполнения различают портреты станковые и монументальные, парадные, интимные, погрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, парные и групповые. Портрету подвластны все художественные ма­териалы: портрет может быть скульптурный, живописный, графиче­ский, в виде фрески, мозаики и т. д. В разные эпохи получают рас­пространение портреты на медалях и монетах, на геммах, портрет­ная миниатюра и т. д.

Границыжанра очень подвижны, и часто собственно портрет мо­жет сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Таков портрет-картина, где портретируемый представлен в смысло­вой и сюжетной взаимосвязи с окружающим его миром вещей, при­родой, архитектурными мотивами и т. д. Портрет Ван Дейка «Карл I на охоте» — парадный портрет, хотя король изображён в охотничьем костюме, на фоне природы, с конём и слугой, но низкая линия гори­зонта, величественная поза, аристократические манеры, утончённая куртуазность представляют нам английского монарха таким, каким он сам хотел бы войти в историю, т. е. человеком неоспоримого ав­торитета и высокой культуры, держателем благодатной королевской власти, не нуждающимся в доказательствах своего прирождённого превосходства.

Другой образ мы видим в «Портрете П. А. Демидова» Д. А. Левицко­го. Потомок тульских кузнецов, возведённый Петром I в ряд именитых людей, баснословный богач, странный чудак, даже самодур, П. А. Де­мидов вместе с тем разделял многие взгляды русских просветителей, сам был одарённым человеком — ботаником, садоводом (оставившим драгоценный гербарий Московскому университету), филантропом, ме­ценатом. Его поза обычна для парадных портретов, но весь его вид не соответствует традиционной схеме такого портрета, а главное, ей не соответствует выражение его лица: это не светская маска, на нём нет ни тени самодовольства, сословной горделивости. Через предме­ты, представленные в картине, позу, выражение лица автор не только рассказывает о жизни Демидова, но и раскрывает весь его непростой внутренний мир, который он так тщательно оберегал от посторонних глаз за ширмой чудачеств и экстравагантных поступков.