Файл: Особенности взаимодействия педагогов и родителей в адаптационный период детей раннего возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекомендации родителям:
- в течение лета перестройте режим ребенка так, чтобы он начал просыпаться за час-полтора до того, как нужно выходить из дома в детский сад;
- научите ребенка самостоятельной гигиене в туалете, приучите его отправлять естественные потребности в одно и то же время (лучше рано утром);
- максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, следите, чтобы малыш не перекусывал между едой;
- закаливайте ребенка (ходьба босиком, водные процедуры и т.д.), это поможет укрепить не только иммунную, но и нервную систему малыша;
- примерно за месяц до того, как ребенок пойдет в детский сад, ограничьте время пребывания рядом с ним;
- создавайте ситуации, когда ребенок сам захочет, чтобы мама отлучилась на некоторое время (сделать маме сюрприз, выполнить ее поручение);
- формируйте необходимые навыки общения с другими детьми: научите малыша здороваться с группой детей, предлагать сверстникам свои игрушки, попросить разрешение играть с ними, правильно реагировать на отказ;
- приучайте ребенка брать собой только те игрушки, которыми он готов поделиться с другими детьми;
- рассказывайте ребенку о детском саде, объясняйте, что изменится в его жизни, сходите вместе в детский сад, обращая его внимание на новый маршрут;
- говорите, что очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад;
- не усложняйте проблему – старайтесь не обсуждать при ребенке возможных затруднений и негативных изменений, которые могут произойти в жизни семьи;
- не приукрашивайте ситуацию – малыш может приобрести непра-вильную установку и горько разочароваться в первый же день пребывания в детском саду;
- старайтесь относиться к переменам в вашей жизни как к необхо-димости, но не напоминайте каждый день ребенку о том, что его ждет;
- в первый день сразу не уходите, побудьте немного с ребенком, лучше, если он сам вас отпустит;
- приходите в детский сад чуть позже – не нужно, чтобы ребенок был свидетелем чужих слез при расставании с мамой;
- не отдавать ребенка в детский сад в разгар кризиса трех лет;
- по возможности заранее познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет;
- стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;
- настроить малыша как можно
положительнее к его поступлению в детский сад;
- «раскрыть секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми;
- не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские гре-хи, а также за непослушание;
- не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка с детский сад;
- планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там на целый день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами проведена опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста в МБДОУ «Детский сад № 9 общеразвивающего вида» пгт Лучегорск.
Анализ изученной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что адаптация — это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды.
Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ — неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т.е., каждый ребенок привыкает по-своему.
На основе результатов констатирующего эксперимента нами составлена и реализована программа психолого-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к ДОУ с учетом возрастных особенностей младших дошкольников.
На этапе формирующего эксперимента были получены следующие результаты: легкий уровень адаптации изменился с 17% до 33%; такие дети полностью готовы к обучению и воспитанию в ДОУ. Они легко соблюдают режим, у них хороший аппетит, они активно включаются в процесс игры и общения.
Средний уровень адаптации к ДОУ изменился с 33% до 50%; у детей сформировали более стабильное эмоциональное состояние, сформирован сон, повышено желание общения со сверстниками.
И тяжелый уровень адаптации изменился с 50% до 17%.
По результатам исследования и на основе полученных результатов, были разработаны рекомендации воспитателям и родителям по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших дошкольников к ДОУ.
Таким образом, все поставленные в исследовании задачи решены, цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
-
Российская Федерация. Законы. Об образовании : Федеральный закон №2731-ФЗ : [принят Государственной думой 12 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года].
Научная литература:
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
3. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
4. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - С. 31-35.
5. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
6. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Проспект, 2002. - 414 с.
7. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
8. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.
9. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
10. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
11. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 18 - 21.
12. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
13. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007.
14. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.
15. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003.
16. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4.
17. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
18. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.
19. Луговская, А. Ребенок без проблем! / А Луговская, М.М. Кравцова, О.В. Шевнина. – М.: Эксмо, 2008.
20. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 2: Психология образования.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2007.
22. Остроухова, А. Успешная адаптация / А. Остроухова // Обруч. – 2000. - №3.
23. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика Синтез, 2004.
24. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2.
25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007.
Интернет источники:
-
Адаптация детей к условиям ДОУ. – URL: http://bookconf.ru/detsad-shkola (дата обращения: 01.02.2023). -
Организация взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7707/2/Bykova.pdf (дата обращения: 15.12.2022). -
Взаимодействие родителей и педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/23/vzaimodeystvie-pedagogov-s-roditelyami-v-period-adaptatsii-detey (дата обращения: 10.01.2023).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проведение обследования и обработка данных на первом этапе
Как уже отмечалось выше, обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (так называемые «Карты наблюдений»).
Анкета для родителей
Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях. Желательно проведение анкетирования родителей до начала посещения ребенком детского сада.