ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1152
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ.
2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КРИМИНАЛИСТИКИ.
КРИМИНАЛИСТИКА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ.
4. КРИМИНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.
5. СИСТЕМА КРИМИНАЛИСТИКИ. СООТНОШЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ (РАЗДЕЛОВ).
6. ОБЩАЯ И ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ КРИМИНАЛИСТИКИ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, СООТНОШЕНИЕ И ВИДЫ ЧАСТНЫХ ТЕОРИЙ.
7. МОДЕЛИРОВАНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКЕ И ПРАКТИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
8. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ.
10. ОБЪЕКТЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
11. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ВЕРСИЙ.
13. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ.
14. ОТРАСЛИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ: ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
16. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ И ВИДЕОЗАПИСЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОБЪЕКТЫ И ЗНАЧЕНИЕ.
17. МЕТОДЫ ЗАПЕЧАТЛЕВАЮЩЕЙ ФОТОГРАФИИ.
18. ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ФОТОСЪЁМКИ НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.
19. СИГНАЛЕТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ.
20. ФОТОСЪЁМКА: ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕЁ РЕЗУЛЬТАТОВ.
21. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ФОТОГРАФИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ.
22. ВИДЕОЗАПИСЬ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ: ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ.
24. СЛЕДЫ: ПОНЯТИЕ, МЕХАНИЗМ СЛЕДООБРАЗОВАНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ СЛЕДОВ.
25. ТРАСОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ.
26. ДАКТИЛОСКОПИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, СИСТЕМА.
27. СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, КЛАССИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ПАПИЛЛЯРНЫХ УЗОРОВ.
28. ВИДЫ СЛЕДОВ РУК. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ РУК.
29. ВИДЫ СЛЕДОВ НОГ. СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ НОГ.
30. СЛЕДЫ ТРАНСПОРТА И МЕХАНИЗМ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБНАРУЖЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТА.
31. СЛЕДЫ ОРУДИЙ ВЗЛОМА И ИНСТРУМЕНТОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ И СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ СЛЕДОВ ВЗЛОМА.
32. МИКРОЧАСТИЦЫ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
33. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ БАЛЛИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ, ЗНАЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
35. ОБНАРУЖЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ СЛЕДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ.
36. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ.
37. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ И ЕГО РОЛЬ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
38. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ КАК ОТРАСЛЬ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ.
39. ДОКУМЕНТ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ.
40. ВИДЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
43. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОЗМОЖНОСТИ АВТОРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ.
44. ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ. ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
45. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ ПОДДЕЛКИ ДОКУМЕНТОВ. МЕТОДЫ ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ.
50. КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОРТРЕТ: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ.
51. СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ: ПОНЯТИЕ, ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ.
53. СИСТЕМА И СПОСОБЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ.
54. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
55. ВИДЫ УЧЁТОВ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ МВД РФ.
56. ВИДЫ УЧЁТОВ В ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МВД РФ.
58. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ.
59. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА И ЕГО ОЦЕНКА.
60. СИСТЕМА ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ.
63. ТАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ (КОМБИНАЦИИ): ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ЗНАЧЕНИЕ.
64. СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ.
65. ОСНОВАНИЯ И ТАКТИКА ЗАДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
67. ТАКТИКА ОСМОТРА ПРЕДМЕТОВ И ДОКУМЕНТОВ.
68. ТАКТИКА ОСМОТРА ТРУПА. ВОПРОСЫ, РАЗРЕШАЕМЫЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ. РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПРИ ОСМОТРЕ.
69. ТАКТИКА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ.
72. ТАКТИКА ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ.
73. ТАКТИКА ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
76. ТАКТИКА ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ.
77. ТАКТИКА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
78. ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
79. ТАКТИКА ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ.
80. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ОПЕРАТИВНЫХ РАБОТНИКОВ В РАСКРЫТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
82. ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. СТРУКТУРА И ВИДЫ ЧАСТНЫХ МЕТОДИК.
85. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО «ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ»: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
86. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ.
87. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ИЗНАСИЛОВАНИЙ.
88. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ.
89. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЕВ.
90. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА.
91. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА.
92. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА.
93. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.
Криминалистическая характеристика налоговых преступлений
Типовые следственные ситуации и версии
Первоначальные и последующие следственные действия
Наличие в показаниях перечисленных данных тем не менее еще не исключает ложного признания, поскольку допрашиваемый, оговаривая себя, может знать о подробностях преступления от лица, действительно его совершившего, или других лиц. Например, известную трудность для разоблачения представляет ложное признание, которое приносится с целью оградить от ответственности своих близких. Поэтому для распознавания подобных случаев нужно внимательно изучать личностные особенности допрашиваемого, его связи и не торопиться с исключением версии о совершении преступления другими лицами. В разоблачении самооговора большое значение имеют проверка показаний на месте, проверка алиби и тщательное, скрупулезное сопоставление полученных признательных показаний с другими добытыми по долу данными.
При анализе показаний нужно обязательно обращать внимание и на использование допрашиваемым несвойственных ему выражений, формулировок, понятий, что может свидетельствовать о формировании содержания показаний под воздействием заинтересованных лиц. Диагностировать ложное признание помогают повторные допросы. О ложном признании могут информировать буквально дословное повторение допрашиваемым первоначальных показаний, а также обратное явление, когда подозреваемый (обвиняемый) в силу естественного процесса забывания вносит на последующих допросах в свои показания все новые и новые подробности, нередко противоречащие тем сведениям, которые были изложены им вначале.
В конфликтной ситуации общим правилом является использование возможностей свободного рассказа для установления психологического контакта с допрашиваемым, более глубокого изучения его личностных особенностей и получения как можно более полных показаний по всем обстоятельствам, интересующим следствие.
Довольно часто конфликтная ситуация складывается при допросе подозреваемого. Конфликтность подобного допроса обусловлена прежде всего позицией допрашиваемого, отрицающего свою причастность к совершенному преступлению. Кроме того,
поскольку допрос происходит в начале расследования, следователь обычно не располагает достаточной совокупностью доказательств для полного изобличения допрашиваемого. К тому же еще и нет полной уверенности, что подозреваемый – то самое лицо, которое виновно в преступлении. Поэтому первый допрос подозреваемого носит в определенной мере разведывательный характер и направлен на выяснение личностных особенностей допрашиваемого, его позиции, аргументов и получение той информации, которую он намерен сообщить.
При этом нужно учитывать, что подозреваемому свойственны противоречивые психические переживания. С одной стороны, он рассчитывает, что следствие не располагает достаточными доказательствами, и поэтому надеется, что ему удастся уйти от ответственности. С другой же стороны, факт задержания или внезапного вызова на допрос довольно часто оказывается для такого лица неожиданным, ослабляет его уверенность в том, что преступление останется нераскрытым, и способствует формированию в его сознании представления о неизбежности предстоящего разоблачения.
Противоречивость переживаний лица, совершившего преступление, их особая острота, затрудняют правильную оценку ситуации и приводят к грубым просчетам и неверным решениям.
Тактика допроса подозреваемого должна быть максимально осторожной, избирательной, поскольку не исключено, что подозрение в отношении определенного лица возникло в результате неблагоприятного стечения обстоятельств, оговора, заблуждения или ошибки. Известно, что фактор задержания или ареста может сломить волю лица, не виновного в совершении преступления, и привести к самооговору. Поэтому особенно важно проверить причастность допрашиваемого к расследуемому событию и получить от него такую информацию, которая может быть известна только лицу, совершившему преступление.
О причастности допрашиваемому к расследуемому преступлению чаще всего свидетельствуют характерные умолчания (например, сокрытие факта знакомства с лицом, связь с которым допрашиваемого по делу установлена), а также нередко появляющиеся в показаниях проговорки
, т.е. невольное сообщение сведений, в которых проявляется осведомленность об отдельных обстоятельствах расследуемого преступления (например, о размерах, приметах похищенного, месте преступления).
При допросе подозреваемого нередко возникает необходимость в проверке его ссылок на алиби. Тщательный и детальный допрос выявит незнание допрашиваемым подробностей и обстоятельств, относящихся к пребыванию в определенное время в том месте, на которое он ссылается, заявляя о своей непричастности к совершенному преступлению. Например, неосведомленность о порядке проведения вечера отдыха или же незнание названия и содержания пьесы, которую он якобы смотрел дома по телевизору, и т.п.
На допросе могут быть использованы и данные о поведении подозреваемого после совершенного преступления – так называемые «улики поведения». Известно, что некоторые преступники до задержания проявляют повышенный интерес к ходу и результатам расследования, в частности результатам осмотра места происшествия, состоянию здоровья потерпевших и т.д. В других случаях, наоборот, окружающим может броситься в глаза нарочитая незаинтересованность такого лица в случившемся или проявлении им опасения и страха перед возможностью задержания и ареста.
В процессе допроса подозреваемого можно воспользоваться и большим психологическим влиянием на допрашиваемого будущих доказательств, которые могут появиться в распоряжении следствия позднее. С этой целью целесообразна некоторая демонстративность при подготовке и проведении отдельных следственных действий, а также различных экспертиз, разъяснение их сущности и тех доказательств, которые могут быть получены в результате их проведения. Например, получение пальцевых отпечатков, назначение судебно-медицинской экспертизы, изъятие образцов слюны, крови, волос, одежды, ее осмотр, состриг ногтей, изъятие подногтевого содержимого и т.п. следует производить таким образом, чтобы допрашиваемый понял, что у следователя в самое ближайшее время будет достаточно доказательств, чтобы установить истину.
При проведении допроса важно умело сочетать предъявление доказательств и изобличение допрашиваемого во лжи с использованием приемов, активизирующих эмоциональные переживания лица, совершившего преступление. Поколебать позицию допрашиваемого можно путем активизации в его сознании угрызений совести, усиления нередко довольно мучительных переживаний, обусловленных пониманием противоправности совершенного деяния и его тяжких последствий, а также разъяснением обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность.
При участии в допросе подозреваемого (обвиняемого) защитника тактический рисунок следственного действия усложняется. Нельзя не учитывать, что защитник, имея право задавать вопросы (отведенные следователем вопросы подлежат занесению в протокол), может в значительной мере повлиять на ход следственного действия и его результаты. Поэтому необходимо особенно тщательно готовиться к такому допросу, предусмотреть позицию, которую займет защитник, с тем чтобы не упустить инициативу и при недобросовестных намерениях защитника не дать ему возможности помешать установлению истины.
74. ТАКТИКА ДОПРОСА МАЛОЛЕТНИХ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ГЛУХОНЕМЫХ, СЛЕПЫХ И ЛИЦ, НЕ ВЛАДЕЮЩИХ ЯЗЫКОМ, НА КОТОРОМ ВЕДЁТСЯ РАССЛЕДОВАНИЕ.
Тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени обусловлена:
-
-
особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), -
незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов.
-
Следователь, готовясь к допросу несовершеннолетнего, должен обратить особое внимание на степень развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенностей его характера. От этого в первую очередь зависит выбор места допроса. Детей младшего возраста целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке: в школе, детском учреждении, иногда у них дома. Наоборот, на несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет официальная обстановка места допроса оказывает положительное влияние: проникаясь чувством ответственности, они скорее скажут правду.
Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность долгое время сосредоточивается на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос. Если допрос все же оказывается продолжительным, то целесообразно устраивать специальные перерывы, во время которых малолетним следует предоставить возможность отвлечься, отдохнуть за игрой, успокоиться.
Ложные показания несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, помимо сознательного отказа говорить правду, могут объясняться самовнушением, повышенным влиянием взрослых, в чем несовершеннолетние не отдают себе отчет, могут быть плодом их фантазии или следствием немотивированного желания солгать. При фантазировании в показаниях несовершеннолетних ложь мешается с правдой или придуманными нелогичными подробностями.
Основным средством изобличения во лжи малолетних являются приемы эмоционального воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания допрашиваемым самого факта изобличения, так и в силу "духа противоречия", свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной лжи. Эффективным может оказаться и повторный допрос с учетом следующих моментов.