Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формирование правильного произношения является также не­обходимым условием, создающим предпосылки для овладения письменностью (алфавит, правила графики, орфографии) и письменной формой речи (чтение, построение текста).

Наряду с обучением устной речи выдвигается и задача обу­чения письменной речи. Значение этой формы в решении обще­школьных задач очень велико, особенно если принять во внима­ние положительное влияние использования письма и письмен­ной речи на устную речь и познавательную деятельность детей.

Важную коррекционно-развивающую роль письменная речь в специальном обучении выполняет благодаря своей специфике как опосредованного вида общения, более отвлеченного, чем непосредственное устное общение. Однако в условиях обуче­ния детей с глубоким речевым недоразвитием задача овладе­ния письмом и письменной речью превращается в сложную проблему, решение которой связано не только с созданием не­обходимых предпосылок в виде формирования произношения и устной речи в целом (ее словаря, грамматического строя), но и с совершенствованием наглядно-образного, а также отвлечен­ного, словесно-понятийного мышления.

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение имеет тот факт, что между устной и письменной речью есть закономерные связи и отношения. Установление их начи­нается на уроках грамоты (воспитание элементарных навыков, чтения и письма) и продолжается на уроках объяснительного чтения, грамматики, правописания. Система занятий грамотой в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи строится на звуковой основе. Расчет на опережающее овладение правильным восприятием и произношением звуков направлен на предупреж­дение дисграфий и дислексии.

Развитие письменной речи предполагает использование раз­личных видов обучающих тренировочных упражнений, в том числе изложений, описаний, сочинений. Увеличение доли само­стоятельности в выполнении постепенно усложняющихся учеб­ных заданий направлено на активизацию лексики и более сво­бодное владение грамматическими закономерностями языка, на развитие логического мышления. Смысловая, содержательная сторона языкового материала (лексика, фразеология, синтакси­ческие конструкции), используемого при выполнении письмен­
ных работ, служит тем познавательным багажом, который обо­гащает сознание учащихся сведениями из разных областей зна­ний об окружающем мире.

В развитии речи и мышления школьников особая роль при­надлежит самостоятельным (непосредственно на данном уроке не подготовленным) письменным работам Их выполнение мак­симально активизирует речевые и познавательные возможности детей, формирует важнейшее качество речи—-самостоятель­ность. Вероятность возникновения различных ошибок в таких работах больше, чем при выполнении подготовленных работ, однако это не должно служить причиной отказа от самостоя­тельных письменных заданий Напротив, дополнительная работа над ошибками, осознание их сущности и причин, процесс их преодоления выступают в роли факторов, способствующих развитию речи

Многообразны и сложны по своей реализации задачи фор­мирования словарного запаса учащихся. Словарь является од­ним из компонентов языка Слова своей содержательной сторо­ной выступают как совокупность лексических значений, в кото­рых обобщенно отражены представления и понятия о явлениях реальной действительности, предметах, их действиях, состояниях, признаках и качествах. Но слова, кроме лексических, обладают еще и грамматическими значениями, которые естественно вовле­каются в процесс усвоения лексики учащимися.

Если иметь в виду семантическую сторону лексики, то зада­ча овладения словарем выступает как задача последовательно­го усвоения совокупности понятий и отношений между ними, об­леченных в языковую форму. Рассматривая лексику с точки зрения ее материально-языкового выражения и оформления, сле­дует обратить внимание на произносительную сторону слова, характерные черты его морфологического строения, особенности передачи звуко-слогового состава слова на письме (графика и орфография).

В речевой деятельности, в ходе упражнений все стороны сло­ва оказываются представленными в единстве, что заставляет формирование словарного запаса рассматривать как составную часть работы по развитию речи, а в качестве основного крите­рия оценки в овладении той или иной лексической единицей принять правильность ее употребления в самостоятельной речи

ученика Таким образом, и задача формирования лексического состава выступает не изолированно, а в тесной связи с решением других задач.

Для правильного понимания задач словарной работы весьма существенно то, что слова языка находятся в системных отно­шениях между собой и, следовательно, лексический состав пред­ставляет собой сложное структурное образование С учетом этого обстоятельства процесс овладения лексикой нужно пони­мать не как линейное усвоение слова за словом (в любом поряд­ке), а как постепенное овладение группами слов, представляю­щих определенную семантическую и логическую общность, имеющую в ряде случаев свое формальное выражение в морфологической структуре Отмеченные особенности лексики как: сложного структурно-системного образования находят свое ме­тодическое выражение в построении словарной работы, отбор и группировка слов по разным смысловым и формальным при­знакам, дифференцированный подход к работе с разными группами слов. Так, выделяется непроизводная и производная, кон­кретная и абстрактная лексика, слова с общим значением пред­метности, действия, признака, слова видового и родового зна­чения и др.

Усвоение слова — это длительный процесс, имеющий свои стадии, или этапы. Так, владение словом может характеризо­ваться уровнями понимания и активного употребления в речи, словом можно пользоваться как названием только одного пред­мета, явления или как обозначением понятия (обобщения), груп­пы понятий (полисемия). Наличие указанных уровней усвоения слова обязывает к определенной дифференциации задач словар­ной работы на разных этапах усвоения того или иного слова

Следовательно, задача формирования словарного состава далеко не сводится только к овладению некоторым количеством лексических единиц, а состоит в том, что в процессе ее решения должны быть достигнуты сдвиги в речевом развитии, в содержа­тельной и логической стороне познавательной деятельности учащихся за счет овладения системой лексических понятий.

Рассмотрение задач обучения языку, относящихся к овладе­нию им как средством общения, завершим задачей формирова­ния у детей грамматического строя речи.

Грамматическая система языка как совокупность взаимосвя­
занных морфологических и синтаксических категорий, понятий, отношений, находящих свое выражение в различных формаль­ных языковых средствах, выполняет по отношению к лексике ор­ганизующие функции. Слова в речи с присущими им лексически­ми и грамматическими значениями закономерно (по определен­ным правилам) изменяются и сочетаются для выражения поня­тий в их отношении друг к другу (словосочетания), мыслей (предложения), логико-смысловых связей и отношений между относительно законченными мыслями (сложное синтаксическое целое, текст). Эти грамматические значения, категории, отно­шения, закономерности, а также языковые средства и способы их выражения и служат предметом усвоения в период практиче­ского овладения языком.

Используя термины «закономерность», «правило», мы имеем в виду не словесное выражение (определение, описание) того или иного грамматического закона, а сами законы, проявляю­щиеся в определенной типичности, регулярности, идентичности изменений и сочетаний слов в речи при выражении отношений между понятиями. Каждый грамматический закон отражает об­щее, свойственное какому-то классу, типу языковых явлений. Следовательно, познание этих законов, практическое пользование ими связано с усвоением содержания грамматических поня­тий и способов их выражения в отвлечении от конкретных зна­чений слов.

Овладение грамматическими понятиями, отношениями, за­кономерностями в еще большей степени, чем овладение лекси­кой (и соответственно лексическими понятиями), требует от уча­щихся способности к мыслительной деятельности высокого уровня — в форме абстрактных понятийных обобщений. По­скольку эти способности сами зависят от прогресса в речевом развитии, постольку на ранних этапах овладения языком возни­кает противоречие между уровнем, формами познавательной деятельности (наглядно-действенное и наглядно-образное мыш­ление) и необходимостью усвоения отвлеченных грамматических категорий и законов. Преодоление данного противоречия и со­ставляет сущность специального методического подхода в решении рассматриваемой задачи. В осуществлении этого специ­ального подхода важную роль играют способы организации грамматического материала, его отбор в соответствии с зада­
чей практического овладения грамматическими понятиями, от­ношениями и способами их выражения Функциональный (смысловой) принцип организации материала сочетается с ис­пользованием специальных приемов его семантизации, введения в речь и закрепления с постепенным переходом от упражнений, выполняемых преимущественно на наглядной основе, к речевой практике на словесно-контекстной основе.

Работа над усвоением грамматического строя языка должна рассматриваться и как средство, развивающее речь в целом. Так, упражнения в морфолого-синтаксическом анализе проводятся на определенном словарном материале и тем самым способст­вуют развитию лексических обобщений. Различного рода опе­рации в расчленении, сравнении, синтезе слов ведут не только к познанию грамматических особенностей лексики, но и посте­пенно приводят к более основательному овладению ее звуко-слоговой структурой, звуковым анализом и синтезом, к закреп­лению и дифференциации звуковых обобщений (фонем). Будучи -сами одним из видов речевой практики, грамматические упражнения, следовательно, увеличивают ее и тем самым совер­шенствуют самостоятельную речь.

Кроме того, развивающую роль практических занятий по -формированию грамматических понятий, умений и навыков нужно видеть и в том, что их воздействие благотворно сказы­вается на познавательной деятельности Она совершенствуется в процессе наблюдений и анализа, сравнения, синтеза языково­го материала, его сопоставления с реальными явлениями и си­туациями. В ходе этой деятельности у детей образуются языко­вые обобщения, что способствует развитию понятийных форм мышления. В свою очередь, прогресс в совершенствовании про­цессов и операций мышления оказывает обратное положительное влияние на речь в целом (ускоряет ее развитие, повышает эффективность речевых занятий).

Итак, рассмотренные выше задачи способствуют реализации -цели формирования речи как средства общения и орудия мыш­ления. Последовательное решение этих задач создает возмож­ности для изучения русского языка как предмета школьного об­разования. Перейдем теперь к рассмотрению задач, относящих­ся к изучению русского языка как предмета.

Поскольку школа для детей с тяжелыми нарушениями речи