Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 372
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формирование правильного произношения является также необходимым условием, создающим предпосылки для овладения письменностью (алфавит, правила графики, орфографии) и письменной формой речи (чтение, построение текста).
Наряду с обучением устной речи выдвигается и задача обучения письменной речи. Значение этой формы в решении общешкольных задач очень велико, особенно если принять во внимание положительное влияние использования письма и письменной речи на устную речь и познавательную деятельность детей.
Важную коррекционно-развивающую роль письменная речь в специальном обучении выполняет благодаря своей специфике как опосредованного вида общения, более отвлеченного, чем непосредственное устное общение. Однако в условиях обучения детей с глубоким речевым недоразвитием задача овладения письмом и письменной речью превращается в сложную проблему, решение которой связано не только с созданием необходимых предпосылок в виде формирования произношения и устной речи в целом (ее словаря, грамматического строя), но и с совершенствованием наглядно-образного, а также отвлеченного, словесно-понятийного мышления.
В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение имеет тот факт, что между устной и письменной речью есть закономерные связи и отношения. Установление их начинается на уроках грамоты (воспитание элементарных навыков, чтения и письма) и продолжается на уроках объяснительного чтения, грамматики, правописания. Система занятий грамотой в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи строится на звуковой основе. Расчет на опережающее овладение правильным восприятием и произношением звуков направлен на предупреждение дисграфий и дислексии.
Развитие письменной речи предполагает использование различных видов обучающих тренировочных упражнений, в том числе изложений, описаний, сочинений. Увеличение доли самостоятельности в выполнении постепенно усложняющихся учебных заданий направлено на активизацию лексики и более свободное владение грамматическими закономерностями языка, на развитие логического мышления. Смысловая, содержательная сторона языкового материала (лексика, фразеология, синтаксические конструкции), используемого при выполнении письмен
ных работ, служит тем познавательным багажом, который обогащает сознание учащихся сведениями из разных областей знаний об окружающем мире.
В развитии речи и мышления школьников особая роль принадлежит самостоятельным (непосредственно на данном уроке не подготовленным) письменным работам Их выполнение максимально активизирует речевые и познавательные возможности детей, формирует важнейшее качество речи—-самостоятельность. Вероятность возникновения различных ошибок в таких работах больше, чем при выполнении подготовленных работ, однако это не должно служить причиной отказа от самостоятельных письменных заданий Напротив, дополнительная работа над ошибками, осознание их сущности и причин, процесс их преодоления выступают в роли факторов, способствующих развитию речи
Многообразны и сложны по своей реализации задачи формирования словарного запаса учащихся. Словарь является одним из компонентов языка Слова своей содержательной стороной выступают как совокупность лексических значений, в которых обобщенно отражены представления и понятия о явлениях реальной действительности, предметах, их действиях, состояниях, признаках и качествах. Но слова, кроме лексических, обладают еще и грамматическими значениями, которые естественно вовлекаются в процесс усвоения лексики учащимися.
Если иметь в виду семантическую сторону лексики, то задача овладения словарем выступает как задача последовательного усвоения совокупности понятий и отношений между ними, облеченных в языковую форму. Рассматривая лексику с точки зрения ее материально-языкового выражения и оформления, следует обратить внимание на произносительную сторону слова, характерные черты его морфологического строения, особенности передачи звуко-слогового состава слова на письме (графика и орфография).
В речевой деятельности, в ходе упражнений все стороны слова оказываются представленными в единстве, что заставляет формирование словарного запаса рассматривать как составную часть работы по развитию речи, а в качестве основного критерия оценки в овладении той или иной лексической единицей принять правильность ее употребления в самостоятельной речи
ученика Таким образом, и задача формирования лексического состава выступает не изолированно, а в тесной связи с решением других задач.
Для правильного понимания задач словарной работы весьма существенно то, что слова языка находятся в системных отношениях между собой и, следовательно, лексический состав представляет собой сложное структурное образование С учетом этого обстоятельства процесс овладения лексикой нужно понимать не как линейное усвоение слова за словом (в любом порядке), а как постепенное овладение группами слов, представляющих определенную семантическую и логическую общность, имеющую в ряде случаев свое формальное выражение в морфологической структуре Отмеченные особенности лексики как: сложного структурно-системного образования находят свое методическое выражение в построении словарной работы, отбор и группировка слов по разным смысловым и формальным признакам, дифференцированный подход к работе с разными группами слов. Так, выделяется непроизводная и производная, конкретная и абстрактная лексика, слова с общим значением предметности, действия, признака, слова видового и родового значения и др.
Усвоение слова — это длительный процесс, имеющий свои стадии, или этапы. Так, владение словом может характеризоваться уровнями понимания и активного употребления в речи, словом можно пользоваться как названием только одного предмета, явления или как обозначением понятия (обобщения), группы понятий (полисемия). Наличие указанных уровней усвоения слова обязывает к определенной дифференциации задач словарной работы на разных этапах усвоения того или иного слова
Следовательно, задача формирования словарного состава далеко не сводится только к овладению некоторым количеством лексических единиц, а состоит в том, что в процессе ее решения должны быть достигнуты сдвиги в речевом развитии, в содержательной и логической стороне познавательной деятельности учащихся за счет овладения системой лексических понятий.
Рассмотрение задач обучения языку, относящихся к овладению им как средством общения, завершим задачей формирования у детей грамматического строя речи.
Грамматическая система языка как совокупность взаимосвя
занных морфологических и синтаксических категорий, понятий, отношений, находящих свое выражение в различных формальных языковых средствах, выполняет по отношению к лексике организующие функции. Слова в речи с присущими им лексическими и грамматическими значениями закономерно (по определенным правилам) изменяются и сочетаются для выражения понятий в их отношении друг к другу (словосочетания), мыслей (предложения), логико-смысловых связей и отношений между относительно законченными мыслями (сложное синтаксическое целое, текст). Эти грамматические значения, категории, отношения, закономерности, а также языковые средства и способы их выражения и служат предметом усвоения в период практического овладения языком.
Используя термины «закономерность», «правило», мы имеем в виду не словесное выражение (определение, описание) того или иного грамматического закона, а сами законы, проявляющиеся в определенной типичности, регулярности, идентичности изменений и сочетаний слов в речи при выражении отношений между понятиями. Каждый грамматический закон отражает общее, свойственное какому-то классу, типу языковых явлений. Следовательно, познание этих законов, практическое пользование ими связано с усвоением содержания грамматических понятий и способов их выражения в отвлечении от конкретных значений слов.
Овладение грамматическими понятиями, отношениями, закономерностями в еще большей степени, чем овладение лексикой (и соответственно лексическими понятиями), требует от учащихся способности к мыслительной деятельности высокого уровня — в форме абстрактных понятийных обобщений. Поскольку эти способности сами зависят от прогресса в речевом развитии, постольку на ранних этапах овладения языком возникает противоречие между уровнем, формами познавательной деятельности (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление) и необходимостью усвоения отвлеченных грамматических категорий и законов. Преодоление данного противоречия и составляет сущность специального методического подхода в решении рассматриваемой задачи. В осуществлении этого специального подхода важную роль играют способы организации грамматического материала, его отбор в соответствии с зада
чей практического овладения грамматическими понятиями, отношениями и способами их выражения Функциональный (смысловой) принцип организации материала сочетается с использованием специальных приемов его семантизации, введения в речь и закрепления с постепенным переходом от упражнений, выполняемых преимущественно на наглядной основе, к речевой практике на словесно-контекстной основе.
Работа над усвоением грамматического строя языка должна рассматриваться и как средство, развивающее речь в целом. Так, упражнения в морфолого-синтаксическом анализе проводятся на определенном словарном материале и тем самым способствуют развитию лексических обобщений. Различного рода операции в расчленении, сравнении, синтезе слов ведут не только к познанию грамматических особенностей лексики, но и постепенно приводят к более основательному овладению ее звуко-слоговой структурой, звуковым анализом и синтезом, к закреплению и дифференциации звуковых обобщений (фонем). Будучи -сами одним из видов речевой практики, грамматические упражнения, следовательно, увеличивают ее и тем самым совершенствуют самостоятельную речь.
Кроме того, развивающую роль практических занятий по -формированию грамматических понятий, умений и навыков нужно видеть и в том, что их воздействие благотворно сказывается на познавательной деятельности Она совершенствуется в процессе наблюдений и анализа, сравнения, синтеза языкового материала, его сопоставления с реальными явлениями и ситуациями. В ходе этой деятельности у детей образуются языковые обобщения, что способствует развитию понятийных форм мышления. В свою очередь, прогресс в совершенствовании процессов и операций мышления оказывает обратное положительное влияние на речь в целом (ускоряет ее развитие, повышает эффективность речевых занятий).
Итак, рассмотренные выше задачи способствуют реализации -цели формирования речи как средства общения и орудия мышления. Последовательное решение этих задач создает возможности для изучения русского языка как предмета школьного образования. Перейдем теперь к рассмотрению задач, относящихся к изучению русского языка как предмета.
Поскольку школа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Наряду с обучением устной речи выдвигается и задача обучения письменной речи. Значение этой формы в решении общешкольных задач очень велико, особенно если принять во внимание положительное влияние использования письма и письменной речи на устную речь и познавательную деятельность детей.
Важную коррекционно-развивающую роль письменная речь в специальном обучении выполняет благодаря своей специфике как опосредованного вида общения, более отвлеченного, чем непосредственное устное общение. Однако в условиях обучения детей с глубоким речевым недоразвитием задача овладения письмом и письменной речью превращается в сложную проблему, решение которой связано не только с созданием необходимых предпосылок в виде формирования произношения и устной речи в целом (ее словаря, грамматического строя), но и с совершенствованием наглядно-образного, а также отвлеченного, словесно-понятийного мышления.
В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое значение имеет тот факт, что между устной и письменной речью есть закономерные связи и отношения. Установление их начинается на уроках грамоты (воспитание элементарных навыков, чтения и письма) и продолжается на уроках объяснительного чтения, грамматики, правописания. Система занятий грамотой в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи строится на звуковой основе. Расчет на опережающее овладение правильным восприятием и произношением звуков направлен на предупреждение дисграфий и дислексии.
Развитие письменной речи предполагает использование различных видов обучающих тренировочных упражнений, в том числе изложений, описаний, сочинений. Увеличение доли самостоятельности в выполнении постепенно усложняющихся учебных заданий направлено на активизацию лексики и более свободное владение грамматическими закономерностями языка, на развитие логического мышления. Смысловая, содержательная сторона языкового материала (лексика, фразеология, синтаксические конструкции), используемого при выполнении письмен
ных работ, служит тем познавательным багажом, который обогащает сознание учащихся сведениями из разных областей знаний об окружающем мире.
В развитии речи и мышления школьников особая роль принадлежит самостоятельным (непосредственно на данном уроке не подготовленным) письменным работам Их выполнение максимально активизирует речевые и познавательные возможности детей, формирует важнейшее качество речи—-самостоятельность. Вероятность возникновения различных ошибок в таких работах больше, чем при выполнении подготовленных работ, однако это не должно служить причиной отказа от самостоятельных письменных заданий Напротив, дополнительная работа над ошибками, осознание их сущности и причин, процесс их преодоления выступают в роли факторов, способствующих развитию речи
Многообразны и сложны по своей реализации задачи формирования словарного запаса учащихся. Словарь является одним из компонентов языка Слова своей содержательной стороной выступают как совокупность лексических значений, в которых обобщенно отражены представления и понятия о явлениях реальной действительности, предметах, их действиях, состояниях, признаках и качествах. Но слова, кроме лексических, обладают еще и грамматическими значениями, которые естественно вовлекаются в процесс усвоения лексики учащимися.
Если иметь в виду семантическую сторону лексики, то задача овладения словарем выступает как задача последовательного усвоения совокупности понятий и отношений между ними, облеченных в языковую форму. Рассматривая лексику с точки зрения ее материально-языкового выражения и оформления, следует обратить внимание на произносительную сторону слова, характерные черты его морфологического строения, особенности передачи звуко-слогового состава слова на письме (графика и орфография).
В речевой деятельности, в ходе упражнений все стороны слова оказываются представленными в единстве, что заставляет формирование словарного запаса рассматривать как составную часть работы по развитию речи, а в качестве основного критерия оценки в овладении той или иной лексической единицей принять правильность ее употребления в самостоятельной речи
ученика Таким образом, и задача формирования лексического состава выступает не изолированно, а в тесной связи с решением других задач.
Для правильного понимания задач словарной работы весьма существенно то, что слова языка находятся в системных отношениях между собой и, следовательно, лексический состав представляет собой сложное структурное образование С учетом этого обстоятельства процесс овладения лексикой нужно понимать не как линейное усвоение слова за словом (в любом порядке), а как постепенное овладение группами слов, представляющих определенную семантическую и логическую общность, имеющую в ряде случаев свое формальное выражение в морфологической структуре Отмеченные особенности лексики как: сложного структурно-системного образования находят свое методическое выражение в построении словарной работы, отбор и группировка слов по разным смысловым и формальным признакам, дифференцированный подход к работе с разными группами слов. Так, выделяется непроизводная и производная, конкретная и абстрактная лексика, слова с общим значением предметности, действия, признака, слова видового и родового значения и др.
Усвоение слова — это длительный процесс, имеющий свои стадии, или этапы. Так, владение словом может характеризоваться уровнями понимания и активного употребления в речи, словом можно пользоваться как названием только одного предмета, явления или как обозначением понятия (обобщения), группы понятий (полисемия). Наличие указанных уровней усвоения слова обязывает к определенной дифференциации задач словарной работы на разных этапах усвоения того или иного слова
Следовательно, задача формирования словарного состава далеко не сводится только к овладению некоторым количеством лексических единиц, а состоит в том, что в процессе ее решения должны быть достигнуты сдвиги в речевом развитии, в содержательной и логической стороне познавательной деятельности учащихся за счет овладения системой лексических понятий.
Рассмотрение задач обучения языку, относящихся к овладению им как средством общения, завершим задачей формирования у детей грамматического строя речи.
Грамматическая система языка как совокупность взаимосвя
занных морфологических и синтаксических категорий, понятий, отношений, находящих свое выражение в различных формальных языковых средствах, выполняет по отношению к лексике организующие функции. Слова в речи с присущими им лексическими и грамматическими значениями закономерно (по определенным правилам) изменяются и сочетаются для выражения понятий в их отношении друг к другу (словосочетания), мыслей (предложения), логико-смысловых связей и отношений между относительно законченными мыслями (сложное синтаксическое целое, текст). Эти грамматические значения, категории, отношения, закономерности, а также языковые средства и способы их выражения и служат предметом усвоения в период практического овладения языком.
Используя термины «закономерность», «правило», мы имеем в виду не словесное выражение (определение, описание) того или иного грамматического закона, а сами законы, проявляющиеся в определенной типичности, регулярности, идентичности изменений и сочетаний слов в речи при выражении отношений между понятиями. Каждый грамматический закон отражает общее, свойственное какому-то классу, типу языковых явлений. Следовательно, познание этих законов, практическое пользование ими связано с усвоением содержания грамматических понятий и способов их выражения в отвлечении от конкретных значений слов.
Овладение грамматическими понятиями, отношениями, закономерностями в еще большей степени, чем овладение лексикой (и соответственно лексическими понятиями), требует от учащихся способности к мыслительной деятельности высокого уровня — в форме абстрактных понятийных обобщений. Поскольку эти способности сами зависят от прогресса в речевом развитии, постольку на ранних этапах овладения языком возникает противоречие между уровнем, формами познавательной деятельности (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление) и необходимостью усвоения отвлеченных грамматических категорий и законов. Преодоление данного противоречия и составляет сущность специального методического подхода в решении рассматриваемой задачи. В осуществлении этого специального подхода важную роль играют способы организации грамматического материала, его отбор в соответствии с зада
чей практического овладения грамматическими понятиями, отношениями и способами их выражения Функциональный (смысловой) принцип организации материала сочетается с использованием специальных приемов его семантизации, введения в речь и закрепления с постепенным переходом от упражнений, выполняемых преимущественно на наглядной основе, к речевой практике на словесно-контекстной основе.
Работа над усвоением грамматического строя языка должна рассматриваться и как средство, развивающее речь в целом. Так, упражнения в морфолого-синтаксическом анализе проводятся на определенном словарном материале и тем самым способствуют развитию лексических обобщений. Различного рода операции в расчленении, сравнении, синтезе слов ведут не только к познанию грамматических особенностей лексики, но и постепенно приводят к более основательному овладению ее звуко-слоговой структурой, звуковым анализом и синтезом, к закреплению и дифференциации звуковых обобщений (фонем). Будучи -сами одним из видов речевой практики, грамматические упражнения, следовательно, увеличивают ее и тем самым совершенствуют самостоятельную речь.
Кроме того, развивающую роль практических занятий по -формированию грамматических понятий, умений и навыков нужно видеть и в том, что их воздействие благотворно сказывается на познавательной деятельности Она совершенствуется в процессе наблюдений и анализа, сравнения, синтеза языкового материала, его сопоставления с реальными явлениями и ситуациями. В ходе этой деятельности у детей образуются языковые обобщения, что способствует развитию понятийных форм мышления. В свою очередь, прогресс в совершенствовании процессов и операций мышления оказывает обратное положительное влияние на речь в целом (ускоряет ее развитие, повышает эффективность речевых занятий).
Итак, рассмотренные выше задачи способствуют реализации -цели формирования речи как средства общения и орудия мышления. Последовательное решение этих задач создает возможности для изучения русского языка как предмета школьного образования. Перейдем теперь к рассмотрению задач, относящихся к изучению русского языка как предмета.
Поскольку школа для детей с тяжелыми нарушениями речи