Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 377
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
же необходимо выделять составляющие его компоненты.
Указанное обстоятельство будем иметь в виду, когда (в следующем параграфе) перейдем к изложению вопроса о содержании материала, на котором решаются перечисленные выше задачи и общая цель рассматриваемого педагогического процесса— формирование речи как средства общения и орудия мышления, изучение языка как предмета.
§ 4. Содержание и составные части работы по обучению языку (обзор программы)
Как было показано выше, в специальном обучении овладение языком неразрывно связано с познанием учащимися окружающей действительности. Поэтому под содержанием работы по обучению языку нужно понимать как сам реальный материал (предметы, явления окружающего мира), так и совокупность представлений, понятий, знаний о нем и соответствующих им языковых средств, которые обозначают и обобщают эти представления, понятия, а также отношения между ними (логические связи). В данном разделе дадим лишь схематически обзор содержания работы по разделам программы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Подробнее и конкретнее программные требования изучаются студентами в следующих частях курса.
Программа начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из следующих разделов: «Развитие речи», «Формирование произношения», «Грамота», «Грамматика и правописание», «Чтение».
Общее количество недельных часов, выделяемых на обучение языку на уроках (по всем разделам), составляет 12—13, а на индивидуальных занятиях 4—6. Каждая составная часть работы над языком имеет специфическое содержание, однако объединяет их то, что на уроке по любому разделу программы совершается процесс развития речи и мышления учащихся. Эта особенность программы специально оговаривается в объяснительной записке к ней: «Каждый из разделов программы обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цели — ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития у ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями» .
Ведущим в программе является раздел «Развитие речи».
Реализация требований этого раздела составляет основу формируемых речевых умений и навыков. Эти занятия обычно предваряют работу на уроках по другим разделам, а также дают речевую практику для усвоения всего материала. Поэтому рассмотрение программных требований начнем с данного раздела.
Развитие речи. Этот раздел программы содержит комплекс требований, призванных обеспечить формирование речи в целом,
на базе овладения предлагаемым языковым материалом в устной и письменной форме (лексика, фразеология, модели синтаксических конструкций, общие и частные грамматические категории). Программные требования предусматривают усвоение лексики и грамматических законов в процессе овладения пониманием и продуцированием разных по коммуникативной направленности предложений (в виде отдельных реплик, в составе диалога, повествования, описания). Языковой материал и требования к речевым навыкам располагаются в данном разделе программы в последовательности, обусловленной степенью их сложности.
Таким образом, содержание и построение рассматриваемого раздела позволяет охватить все направления работы по формированию речи детей, обеспечить постепенное накопление речевого запаса, коррекцию и усовершенствование всех сторон их речевого развития. В связи с этим в объяснительной записке к программе по русскому языку указывается: «На специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической связной речи у детей на основе обогащения и уточне
ния словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка» '.
Сначала в программе дается для введения в работу материал, который необходим для самых элементарных форм общения (обиходная лексика, побудительные фразы простейших конструкций). Постепенно вводится материал, позволяющий перейти к выражению мыслей, понятий отвлеченного характера, дающий возможность осознавать и обсуждать более широкий круг явлений действительности. Это требует и усложнения грамматической стороны речи, перехода от диалогического типа речи к описательно-повествовательному, к составлению устных и письменных связных текстов. Включение в речь детей постепенно усложняющегося лексико-грамматического материала оказывается возможным благодаря преимущественному использованию в начале занятий ситуативных форм общения (в наглядной обстановке), создающих базу для речевой деятельности на основе контекста.
Раздел «Развитие речи» имеет подразделы: «Развитие разговорной и описательно-повествовательной речи» и «Формирование грамматического строя речи». В первом из них представлена система постепенно усложняющихся требований к устной, и письменной (диалогической и монологической) речи детей; указывается, какими речевыми навыками должны овладеть дети (например, понимать поручения и вопросы, отвечать на них, вести разговор на тему, составлять подписи под картинами и т. п.), какой усвоить словарь (иногда он указан в виде конкретного минимума, чаще — тематически), какие модели словосочетаний, предложений необходимо научить понимать и употреблять в речи (для словосочетаний указываются выражаемые значения и отношения, для предложений — тип, состав).
Реализация программных требований к развитию речи осуществляется тематически. Для этого программой каждого класса предусмотрен перечень тем («Учебные вещи», «Класс», «Школа», «Одежда», «Двор», «Улица», «Сад», «Природа зимой» и т. п.). Каждая тема в программе содержит примерный объем: сведений по ней, перечислене объектов для наблюдений, их признаки и т. п. Тем самым намечается определенный круг понятий, связей и отношений окружающей действительности для: познания учащимися в единстве с овладением соответствующим языковым материалом.
Тематическая группировка познавательного материала позволяет присоединять к каждой из тем некоторое количества слов и словосочетаний. Будучи включенными в доступные по грамматическому оформлению фразы, они обеспечат детям общение (в ограниченных пределах данной темы), познание объектов и их признаков, обобщение, систематизацию, уточнение сведений о том или ином явлении. Дальнейшее закрепление и расширение лексики по теме обеспечивается двумя путями, обращением (с использованием новых слов) к пройденной теме на следующих годах обучения, а также обобщением ранее пройденных тем (например, лексика по теме «Одежда» может быть включена вторично в тему «Магазин», «Ателье» в данном классе или в следующих). На тематически подобранном материале выполняются разные виды заданий по развитию диалогической и монологической устной и письменной речи, которые предусмотрены программой для данного класса
В подразделе «Формирование грамматического строя речи»
программа указывает для каждого класса синтаксические конструкции, а также отдельные общие и частные морфологические категории, практическое овладение которыми начинается в процессе отработки тем по развитию речи. На уроках по реализации требований подраздела ранее введенный в речь грамматический материал становится предметом специальных занятий. Имеется в виду, что постепенно учащиеся освоят минимум грамматических значений, отношений и средств их выражения в составе сначала простого распространенного, а затем и простейших видов сложного предложения, т. е. предполагается, что морфологический и синтаксический материал усваивается во взаимосвязи, хотя он в ряде случаев в программе представлен раздельно.
Раздел «Развитие речи» содержит также указания относительно того, что на уроках по этому разделу должно быть уделено внимание и всем остальным сторонам речи и речевым навыкам (развитие фонематического слуха, уточнение звуко-слоговой и буквенной структуры слов, автоматизация произношения, орфография, орфоэпия).
Обучение произношению. Этот раздел содержит требования и материал для развития произносительной стороны устной речи, включая звукопроизношение (артикулирование звуков), фонематическое восприятие (фонематический слух), передачу звуко-слоговой структуры слов, произношение слов, синтагм, предложений, соблюдение ритма, темпа, ударения, интонации. Учащиеся по этому разделу овладевают произношением звуков (фонем) в установленной последовательности, которая отражает закономерные, системные связи между фонемами русского языка, а также учитывает требования доступности произношения тех или(иных звуков на разных стадиях овладения звукопроизношением, состав имеющихся в речи детей к моменту начала занятий тех или иных звуков, необходимость создания возможностей для различия звуков на слух и другие факторы.
На основе этих факторов звуки для их прохождения объединяют в группы. Устанавливается также последовательность освоения слогов разных типов и слов разной слоговой структуры.
В связи с овладением звуками указывается примерный материал, на котором достигается введение их в речь, развитие навыков произношения на уровне фразы; содержатся требования к
Указанное обстоятельство будем иметь в виду, когда (в следующем параграфе) перейдем к изложению вопроса о содержании материала, на котором решаются перечисленные выше задачи и общая цель рассматриваемого педагогического процесса— формирование речи как средства общения и орудия мышления, изучение языка как предмета.
§ 4. Содержание и составные части работы по обучению языку (обзор программы)
Как было показано выше, в специальном обучении овладение языком неразрывно связано с познанием учащимися окружающей действительности. Поэтому под содержанием работы по обучению языку нужно понимать как сам реальный материал (предметы, явления окружающего мира), так и совокупность представлений, понятий, знаний о нем и соответствующих им языковых средств, которые обозначают и обобщают эти представления, понятия, а также отношения между ними (логические связи). В данном разделе дадим лишь схематически обзор содержания работы по разделам программы школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Подробнее и конкретнее программные требования изучаются студентами в следующих частях курса.
Программа начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи состоит из следующих разделов: «Развитие речи», «Формирование произношения», «Грамота», «Грамматика и правописание», «Чтение».
Общее количество недельных часов, выделяемых на обучение языку на уроках (по всем разделам), составляет 12—13, а на индивидуальных занятиях 4—6. Каждая составная часть работы над языком имеет специфическое содержание, однако объединяет их то, что на уроке по любому разделу программы совершается процесс развития речи и мышления учащихся. Эта особенность программы специально оговаривается в объяснительной записке к ней: «Каждый из разделов программы обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цели — ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития у ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями» .
Ведущим в программе является раздел «Развитие речи».
Реализация требований этого раздела составляет основу формируемых речевых умений и навыков. Эти занятия обычно предваряют работу на уроках по другим разделам, а также дают речевую практику для усвоения всего материала. Поэтому рассмотрение программных требований начнем с данного раздела.
Развитие речи. Этот раздел программы содержит комплекс требований, призванных обеспечить формирование речи в целом,
на базе овладения предлагаемым языковым материалом в устной и письменной форме (лексика, фразеология, модели синтаксических конструкций, общие и частные грамматические категории). Программные требования предусматривают усвоение лексики и грамматических законов в процессе овладения пониманием и продуцированием разных по коммуникативной направленности предложений (в виде отдельных реплик, в составе диалога, повествования, описания). Языковой материал и требования к речевым навыкам располагаются в данном разделе программы в последовательности, обусловленной степенью их сложности.
Таким образом, содержание и построение рассматриваемого раздела позволяет охватить все направления работы по формированию речи детей, обеспечить постепенное накопление речевого запаса, коррекцию и усовершенствование всех сторон их речевого развития. В связи с этим в объяснительной записке к программе по русскому языку указывается: «На специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую речевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и монологической связной речи у детей на основе обогащения и уточне
ния словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка» '.
Сначала в программе дается для введения в работу материал, который необходим для самых элементарных форм общения (обиходная лексика, побудительные фразы простейших конструкций). Постепенно вводится материал, позволяющий перейти к выражению мыслей, понятий отвлеченного характера, дающий возможность осознавать и обсуждать более широкий круг явлений действительности. Это требует и усложнения грамматической стороны речи, перехода от диалогического типа речи к описательно-повествовательному, к составлению устных и письменных связных текстов. Включение в речь детей постепенно усложняющегося лексико-грамматического материала оказывается возможным благодаря преимущественному использованию в начале занятий ситуативных форм общения (в наглядной обстановке), создающих базу для речевой деятельности на основе контекста.
Раздел «Развитие речи» имеет подразделы: «Развитие разговорной и описательно-повествовательной речи» и «Формирование грамматического строя речи». В первом из них представлена система постепенно усложняющихся требований к устной, и письменной (диалогической и монологической) речи детей; указывается, какими речевыми навыками должны овладеть дети (например, понимать поручения и вопросы, отвечать на них, вести разговор на тему, составлять подписи под картинами и т. п.), какой усвоить словарь (иногда он указан в виде конкретного минимума, чаще — тематически), какие модели словосочетаний, предложений необходимо научить понимать и употреблять в речи (для словосочетаний указываются выражаемые значения и отношения, для предложений — тип, состав).
Реализация программных требований к развитию речи осуществляется тематически. Для этого программой каждого класса предусмотрен перечень тем («Учебные вещи», «Класс», «Школа», «Одежда», «Двор», «Улица», «Сад», «Природа зимой» и т. п.). Каждая тема в программе содержит примерный объем: сведений по ней, перечислене объектов для наблюдений, их признаки и т. п. Тем самым намечается определенный круг понятий, связей и отношений окружающей действительности для: познания учащимися в единстве с овладением соответствующим языковым материалом.
Тематическая группировка познавательного материала позволяет присоединять к каждой из тем некоторое количества слов и словосочетаний. Будучи включенными в доступные по грамматическому оформлению фразы, они обеспечат детям общение (в ограниченных пределах данной темы), познание объектов и их признаков, обобщение, систематизацию, уточнение сведений о том или ином явлении. Дальнейшее закрепление и расширение лексики по теме обеспечивается двумя путями, обращением (с использованием новых слов) к пройденной теме на следующих годах обучения, а также обобщением ранее пройденных тем (например, лексика по теме «Одежда» может быть включена вторично в тему «Магазин», «Ателье» в данном классе или в следующих). На тематически подобранном материале выполняются разные виды заданий по развитию диалогической и монологической устной и письменной речи, которые предусмотрены программой для данного класса
В подразделе «Формирование грамматического строя речи»
программа указывает для каждого класса синтаксические конструкции, а также отдельные общие и частные морфологические категории, практическое овладение которыми начинается в процессе отработки тем по развитию речи. На уроках по реализации требований подраздела ранее введенный в речь грамматический материал становится предметом специальных занятий. Имеется в виду, что постепенно учащиеся освоят минимум грамматических значений, отношений и средств их выражения в составе сначала простого распространенного, а затем и простейших видов сложного предложения, т. е. предполагается, что морфологический и синтаксический материал усваивается во взаимосвязи, хотя он в ряде случаев в программе представлен раздельно.
Раздел «Развитие речи» содержит также указания относительно того, что на уроках по этому разделу должно быть уделено внимание и всем остальным сторонам речи и речевым навыкам (развитие фонематического слуха, уточнение звуко-слоговой и буквенной структуры слов, автоматизация произношения, орфография, орфоэпия).
Обучение произношению. Этот раздел содержит требования и материал для развития произносительной стороны устной речи, включая звукопроизношение (артикулирование звуков), фонематическое восприятие (фонематический слух), передачу звуко-слоговой структуры слов, произношение слов, синтагм, предложений, соблюдение ритма, темпа, ударения, интонации. Учащиеся по этому разделу овладевают произношением звуков (фонем) в установленной последовательности, которая отражает закономерные, системные связи между фонемами русского языка, а также учитывает требования доступности произношения тех или(иных звуков на разных стадиях овладения звукопроизношением, состав имеющихся в речи детей к моменту начала занятий тех или иных звуков, необходимость создания возможностей для различия звуков на слух и другие факторы.
На основе этих факторов звуки для их прохождения объединяют в группы. Устанавливается также последовательность освоения слогов разных типов и слов разной слоговой структуры.
В связи с овладением звуками указывается примерный материал, на котором достигается введение их в речь, развитие навыков произношения на уровне фразы; содержатся требования к