Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
же необходимо выделять составляющие его компоненты.

Указанное обстоятельство будем иметь в виду, когда (в следующем параграфе) перейдем к изложению вопроса о содержа­нии материала, на котором решаются перечисленные выше за­дачи и общая цель рассматриваемого педагогического процес­са— формирование речи как средства общения и орудия мыш­ления, изучение языка как предмета.


§ 4. Содержание и составные части работы по обучению языку (обзор программы)

Как было показано выше, в специальном обучении овладе­ние языком неразрывно связано с познанием учащимися окру­жающей действительности. Поэтому под содержанием работы по обучению языку нужно понимать как сам реальный матери­ал (предметы, явления окружающего мира), так и совокупность представлений, понятий, знаний о нем и соответствующих им языковых средств, которые обозначают и обобщают эти пред­ставления, понятия, а также отношения между ними (логиче­ские связи). В данном разделе дадим лишь схематически об­зор содержания работы по разделам программы школы для де­тей с тяжелыми нарушениями речи. Подробнее и конкретнее программные требования изучаются студентами в следующих частях курса.

Программа начальных классов школы для детей с тяжелы­ми нарушениями речи состоит из следующих разделов: «Разви­тие речи», «Формирование произношения», «Грамота», «Грам­матика и правописание», «Чтение».

Общее количество недельных часов, выделяемых на обуче­ние языку на уроках (по всем разделам), составляет 12—13, а на индивидуальных занятиях 4—6. Каждая составная часть ра­боты над языком имеет специфическое содержание, однако объ­единяет их то, что на уроке по любому разделу программы совершается процесс развития речи и мышления учащихся. Эта особенность программы специально оговаривается в объяс­нительной записке к ней: «Каждый из разделов программы обя­зательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, ко­торая осуществляется разными путями, но ведет к единой це­ли — ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития у ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями» .

Ведущим в программе является раздел «Развитие речи».

Реализация требований этого раздела составляет основу формируемых речевых умений и навыков. Эти занятия обычно предваряют работу на уроках по другим разделам, а также да­ют речевую практику для усвоения всего материала. Поэтому рассмотрение программных требований начнем с данного раз­дела.

Развитие речи. Этот раздел программы содержит комплекс требований, призванных обеспечить формирование речи в целом,

на базе овладения предлагаемым языковым материалом в уст­ной и письменной форме (лексика, фразеология, модели синтак­сических конструкций, общие и частные грамматические кате­гории). Программные требования предусматривают усвоение лексики и грамматических законов в процессе овладения пони­манием и продуцированием разных по коммуникативной на­правленности предложений (в виде отдельных реплик, в составе диалога, повествования, описания). Языковой материал и тре­бования к речевым навыкам располагаются в данном разделе программы в последовательности, обусловленной степенью их сложности.

Таким образом, содержание и построение рассматриваемого раздела позволяет охватить все направления работы по формированию речи детей, обеспечить постепенное накопление рече­вого запаса, коррекцию и усовершенствование всех сторон их речевого развития. В связи с этим в объяснительной записке к программе по русскому языку указывается: «На специальных уроках по развитию речи учащиеся получают практическую ре­чевую подготовку и приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих уроках ведется работа по развитию разговорной и моноло­гической связной речи у детей на основе обогащения и уточне
ния словарного запаса и практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка» '.

Сначала в программе дается для введения в работу матери­ал, который необходим для самых элементарных форм обще­ния (обиходная лексика, побудительные фразы простейших конструкций). Постепенно вводится материал, позволяющий пе­рейти к выражению мыслей, понятий отвлеченного характера, дающий возможность осознавать и обсуждать более широкий круг явлений действительности. Это требует и усложнения грам­матической стороны речи, перехода от диалогического типа ре­чи к описательно-повествовательному, к составлению устных и письменных связных текстов. Включение в речь детей постепен­но усложняющегося лексико-грамматического материала ока­зывается возможным благодаря преимущественному использо­ванию в начале занятий ситуативных форм общения (в нагляд­ной обстановке), создающих базу для речевой деятельности на основе контекста.


Раздел «Развитие речи» имеет подразделы: «Развитие раз­говорной и описательно-повествовательной речи» и «Формиро­вание грамматического строя речи». В первом из них представ­лена система постепенно усложняющихся требований к устной, и письменной (диалогической и монологической) речи детей; указывается, какими речевыми навыками должны овладеть дети (например, понимать поручения и вопросы, отвечать на них, ве­сти разговор на тему, составлять подписи под картинами и т. п.), какой усвоить словарь (иногда он указан в виде конкрет­ного минимума, чаще — тематически), какие модели словосоче­таний, предложений необходимо научить понимать и употреб­лять в речи (для словосочетаний указываются выражаемые зна­чения и отношения, для предложений — тип, состав).

Реализация программных требований к развитию речи осу­ществляется тематически. Для этого программой каждого клас­са предусмотрен перечень тем («Учебные вещи», «Класс», «Шко­ла», «Одежда», «Двор», «Улица», «Сад», «Природа зимой» и т. п.). Каждая тема в программе содержит примерный объем: сведений по ней, перечислене объектов для наблюдений, их признаки и т. п. Тем самым намечается определенный круг по­нятий, связей и отношений окружающей действительности для: познания учащимися в единстве с овладением соответствующим языковым материалом.

Тематическая группировка познавательного материала по­зволяет присоединять к каждой из тем некоторое количества слов и словосочетаний. Будучи включенными в доступные по грамматическому оформлению фразы, они обеспечат детям общение (в ограниченных пределах данной темы), познание объектов и их признаков, обобщение, систематизацию, уточнение сведений о том или ином явлении. Дальнейшее закрепление и расширение лексики по теме обеспечивается двумя путями, об­ращением (с использованием новых слов) к пройденной теме на следующих годах обучения, а также обобщением ранее пройден­ных тем (например, лексика по теме «Одежда» может быть включена вторично в тему «Магазин», «Ателье» в данном клас­се или в следующих). На тематически подобранном материале выполняются разные виды заданий по развитию диалогической и монологической устной и письменной речи, которые преду­смотрены программой для данного класса

В подразделе «Формирование грамматического строя речи»
программа указывает для каждого класса синтаксические кон­струкции, а также отдельные общие и частные морфологические категории, практическое овладение которыми начинается в про­цессе отработки тем по развитию речи. На уроках по реализа­ции требований подраздела ранее введенный в речь граммати­ческий материал становится предметом специальных занятий. Имеется в виду, что постепенно учащиеся освоят минимум грамматических значений, отношений и средств их выражения в составе сначала простого распространенного, а затем и про­стейших видов сложного предложения, т. е. предполагается, что морфологический и синтаксический материал усваивается во взаимосвязи, хотя он в ряде случаев в программе представлен раздельно.

Раздел «Развитие речи» содержит также указания относи­тельно того, что на уроках по этому разделу должно быть уде­лено внимание и всем остальным сторонам речи и речевым на­выкам (развитие фонематического слуха, уточнение звуко-слоговой и буквенной структуры слов, автоматизация произноше­ния, орфография, орфоэпия).

Обучение произношению. Этот раздел содержит требования и материал для развития произносительной стороны устной ре­чи, включая звукопроизношение (артикулирование звуков), фонематическое восприятие (фонематический слух), передачу звуко-слоговой структуры слов, произношение слов, синтагм, предложений, соблюдение ритма, темпа, ударения, интонации. Учащиеся по этому разделу овладевают произношением звуков (фонем) в установленной последовательности, которая отражает закономерные, системные связи между фонемами русского языка, а также учитывает требования доступности произноше­ния тех или(иных звуков на разных стадиях овладения звукопроизношением, состав имеющихся в речи детей к моменту на­чала занятий тех или иных звуков, необходимость создания возможностей для различия звуков на слух и другие факторы.

На основе этих факторов звуки для их прохождения объеди­няют в группы. Устанавливается также последовательность ос­воения слогов разных типов и слов разной слоговой структуры.

В связи с овладением звуками указывается примерный матери­ал, на котором достигается введение их в речь, развитие навы­ков произношения на уровне фразы; содержатся требования к