Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 371
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
призвана наряду со своими специфическими задачами решать и задачи, свойственные массовой школе, обратимся к ее программе по русскому языку. В объяснительной записке к этой программе указывается, что курс русского языка для начальных классов следует рассматривать как пропедевтический, элементарный по отношению к курсу русского языка за среднюю школу, где его изучение имеет систематический характер. В программе особо обращается внимание на практическую направленность начального курса, на служебную роль приобретенных знаний по фонетике, грамматике и правописанию (в том числе, графике, орфографии и пунктуации): «Задачи начального курса русского языка: научить детей осмысленно читать, говорить и писать; обогащать речь учащихся; сообщать начальные сведения по языку и литературе, развивать у детей внимание и интерес к языку и чтению; развивать и обогащать представления детей об окружающем мире; способствовать выработке у детей умений владеть устными и письменными формами языка в пределах, доступных для их возраста».
Как видим, все, что касается практической стороны изучения языка как предмета начального образования, во многом созвучно рассмотренным выше задачам формирования и развития речи.
Под изучением основ науки о языке в начальных классах понимают приобретение сведений из области грамматики и правописания (материал по фонетике, словообразованию и лексике присоединяют к грамматическому разделу) и формирование на этой основе комплекса навыков устной и письменной речи. Поэтому, выясняя задачи изучения языка, остановимся на тех, которые решаются в процессе изучения грамматики и правописания.
Об общности с массовой школой и вместе с тем определенной специфичности задач изучения элементарного курса грамматики в специальной школе в программе по русскому языку школы для детей с тяжелыми нарушениями речи сказано: «Изучение начального курса грамматики имеет задачей закрепление практически усвоенных учащимися грамматических закономерностей на уроках развития речи и первоначальное ознакомление с составом и строем русской речи».
В решении единых с массовой школой задач по изучению
элементарного курса грамматики в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи приходится учитывать, что необходимы специфические пути их реализации. Если применительно к мае совой школе задача совершенствования речи учащихся на базе изучения языка ставится с ориентировкой на уже сформированную устную речь, то по отношению к специальной школе эта же задача на уроках изучения языка решается в условиях развивающегося вместе с речью словесно-понятийного, отвлеченного мышления. Поэтому задачи совершенствования речи на базе изучения языка как предмета могут успешно решаться на уроках в специальной школе при условии, что для овладения тем или иным теоретическим языковым материалом создаются практические предпосылки в виде занятий по преодолению пробелов в фонетической, лексической и грамматической сторонах речи. В программе по русскому языку для начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеется на этот счет специальное указание: «Занятия по развитию речи, произношению должны предвосхищать усвоение детьми определенных грамматических формулировок, определений, правил. Лишь после того, как учащиеся практически усвоят ту или иную речевую форму и те отношения, которые посредством ее выражаются, можно перейти к соответствующим выводам и обобщениям» 2.
В ходе изучения элементарного курса грамматики у детей вырабатывается осознанное отношение к языковым фактам и явлениям. Понимание их особенностей, усвоение выводов о правилах использования тех или иных категорий в речи позволяет учащимся более произвольно решать практические речевые задачи.
В процессе выполнения упражнений по грамматике и правописанию дети учатся наблюдать и анализировать звуки, слова, фразы, связный текст, сравнивать формы языка, устанавливать различия в их значениях. Эти наблюдения касаются не только готового материала, но и собственных высказываний детей. Следовательно, аналитическое, осознанное отношение к речи, вырабатываемое в процессе придумывания примеров, выполнения самостоятельных заданий, дает ученикам возможность сознательно контролировать правильность высказываний.
Языковой анализ, сопровождаемый комментариями учителя и учащихся, способствует развитию навыков в обсуждении осо
бенностей тех или иных слов, предложений и их построения, умений делать общие заключения на основе частных сходных признаков, формулировать выводы в виде правил и определений.
Прямое влияние результатов изучения языка как предмета развитие речи и мышления можно представлять себе достаточно широко. Так, приобретаемые по грамматике знания влияют на лексический состав речи учащихся, способствуют уточнению и расширению значений уже известных слов Сознательное овладение морфемным и словообразовательным анализом и синтезом ведет к расширению используемых в речи новых слов, создаваемых по изученным моделям. Вместе с ростом словаря и развитием сознательного подхода к значению и строю слова совершенствуются умения выбирать для выражения мыслей и чувств необходимую лексику. Различный подход к анализу слова (по звукам и слогам, по морфемам, по лексико-грамматическим значениям) учит детей обращать внимание на разные стороны (аспекты) речи - фонетическую, лексическую, грамматическую, что также важно для осуществления прогресса в речевом развитии учащихся.
Особое значение для практического владения языком имеет работа над словосочетанием и предложением. Грамматический разбор, изучение строя предложения, выяснение связей между словами во фразе направлены на совершенствование синтаксической стороны речи детей. Анализ грамматических форм в связи с выяснением их значений развивает языковое чутье, создает предпосылки к овладению разными по коммуникативной направленности высказываниями и функционально-смысловыми разновидностями речи, делает ее более выразительной, точной, обстоятельной, ведет к овладению новыми видами логических отношений и средствами их выражения.
Велика служебная роль изучения грамматики (а также фонетики) в овладении нормами письменной речи. Орфографические правила, базирующиеся на морфологическом и фонетическом принципах, получают опору в осознании звуковых и грамматических особенностей слов.
Развитие у учащихся специальной школы осознанного отношения к языковому материалу, ведущее к отвлечению формальных средств от содержательной стороны слов и предложений,
"важно и для развития навыков самостоятельного чтения, так как способствует анализу текста, более тонкому осмысливанию использованных в нем слов, речевых оборотов, фраз.
Изучение орфографических аспектов фонетики и грамматики связано с практикой установления соответствий и несоответствий между произношением и написанием, поэтому оно способствует осознанию норм литературной речи (орфоэпия).
Таким образом, качественное совершенствование речевого опыта детей в процессе изучения языка как предмета должно быть ведущим направлением в этой работе. Чтобы занятия фонетикой, грамматикой и правописанием выполнили свою (описанную выше) развивающую роль, в изучении этих сторон языка преследуется ряд конкретных задач-
а) усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающее к изучению систематического курса языка средней школы. Эти сведения касаются звуков, слогового и морфологического состава слова, частей речи и свойственных им частных морфологических категорий, структуры предложения, синтаксических связей между членами предложения, наиболее важных орфограмм. Приобретаемые сведения должны оформляться в определениях, правилах, выводах;
б) обогащение речевой практики детей, развитие умений в
сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и
правописанию. Решение этой задачи предполагает, что учащиеся научатся различать звуки, буквы, части речи и свойственные
им частные грамматические признаки, находить их при необходимости в тексте, пользоваться правилами изменения и сочетания слов, выполняя практические задания. Одним из показателей сознательного владения теоретическим материалом является способность ученика приводить примеры, иллюстрирующие определения и правила, объяснять фонетические и грамматические особенности изменения слов, устанавливать соответствия
между синтаксическими связями и морфологическими средства
ми их выражения, определять, на какое правило должно опираться то или иное написание, какие операции необходимо проделать, чтобы выяснить правописание орфограмм, и т. д.;
в) овладение способами выполнения различных видов упражнений, поскольку в них моделируются разные речевые операции. Упражнения подбираются так, чтобы одни из них учили находить нужные фонетические, грамматические или орфографические явления в тексте, другие — их анализировать, третьи — создавать конкретные языковые единицы (образование слов, составление словосочетании, фраз, связных текстов).
В процессе занятий с использованием разнообразных упражнений вырабатывается последовательность действий и операций в речевом анализе и синтезе. Выполняемые сначала под контролем сознания, эти действия и операции постепенно автоматизируются, что является признаком сформировавшихся навыков.
Так, при помощи упражнений (с овладением соответствующими приемами действий) должна быть постепенно выполнена развивающая роль изучения языка;
г) воспитание умения работать с учебником, таблицами, справочным материалом по русскому языку. Такие умения и навыки приобретаются в ходе текущих занятий на уроках и при выполнении домашних заданий. Их роль состоит в том, что они повышают степень сознательности, активности и самостоятельности учащихся в овладении материалом (так как все эти действия состоят в поисках ответа на возникший вопрос, в сравнении частного случая с общей закономерностью, правилом, на основе выделения определенных языковых признаков используемой лексики, форм, конструкций). Усвоение этих видов деятельности приучает к самоконтролю, способствует овладению его способами. Степень сформированности соответствующих действий и операций может быть одним из показателей уровня владения языковыми знаниями, умениями и навыками.
Как видим, названные задачи работы по изучению языка не только соприкасаются с задачами обучения языку как средству общения, но и в определенном отношении выступают их продолжением. Следовательно, на что указывалось в начале параграфа, обе группы задач представляют собой единство. Если на самых ранних этапах специального обучения (подготовительный— 1-й классы) явный приоритет принадлежит задачам первой группы, то в дальнейшем, с началом изучения языка как предмета все задачи решаются во взаимосвязи, в едином потоке работы по развитию речи, в котором в методических целях все
Как видим, все, что касается практической стороны изучения языка как предмета начального образования, во многом созвучно рассмотренным выше задачам формирования и развития речи.
Под изучением основ науки о языке в начальных классах понимают приобретение сведений из области грамматики и правописания (материал по фонетике, словообразованию и лексике присоединяют к грамматическому разделу) и формирование на этой основе комплекса навыков устной и письменной речи. Поэтому, выясняя задачи изучения языка, остановимся на тех, которые решаются в процессе изучения грамматики и правописания.
Об общности с массовой школой и вместе с тем определенной специфичности задач изучения элементарного курса грамматики в специальной школе в программе по русскому языку школы для детей с тяжелыми нарушениями речи сказано: «Изучение начального курса грамматики имеет задачей закрепление практически усвоенных учащимися грамматических закономерностей на уроках развития речи и первоначальное ознакомление с составом и строем русской речи».
В решении единых с массовой школой задач по изучению
элементарного курса грамматики в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи приходится учитывать, что необходимы специфические пути их реализации. Если применительно к мае совой школе задача совершенствования речи учащихся на базе изучения языка ставится с ориентировкой на уже сформированную устную речь, то по отношению к специальной школе эта же задача на уроках изучения языка решается в условиях развивающегося вместе с речью словесно-понятийного, отвлеченного мышления. Поэтому задачи совершенствования речи на базе изучения языка как предмета могут успешно решаться на уроках в специальной школе при условии, что для овладения тем или иным теоретическим языковым материалом создаются практические предпосылки в виде занятий по преодолению пробелов в фонетической, лексической и грамматической сторонах речи. В программе по русскому языку для начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеется на этот счет специальное указание: «Занятия по развитию речи, произношению должны предвосхищать усвоение детьми определенных грамматических формулировок, определений, правил. Лишь после того, как учащиеся практически усвоят ту или иную речевую форму и те отношения, которые посредством ее выражаются, можно перейти к соответствующим выводам и обобщениям» 2.
В ходе изучения элементарного курса грамматики у детей вырабатывается осознанное отношение к языковым фактам и явлениям. Понимание их особенностей, усвоение выводов о правилах использования тех или иных категорий в речи позволяет учащимся более произвольно решать практические речевые задачи.
В процессе выполнения упражнений по грамматике и правописанию дети учатся наблюдать и анализировать звуки, слова, фразы, связный текст, сравнивать формы языка, устанавливать различия в их значениях. Эти наблюдения касаются не только готового материала, но и собственных высказываний детей. Следовательно, аналитическое, осознанное отношение к речи, вырабатываемое в процессе придумывания примеров, выполнения самостоятельных заданий, дает ученикам возможность сознательно контролировать правильность высказываний.
Языковой анализ, сопровождаемый комментариями учителя и учащихся, способствует развитию навыков в обсуждении осо
бенностей тех или иных слов, предложений и их построения, умений делать общие заключения на основе частных сходных признаков, формулировать выводы в виде правил и определений.
Прямое влияние результатов изучения языка как предмета развитие речи и мышления можно представлять себе достаточно широко. Так, приобретаемые по грамматике знания влияют на лексический состав речи учащихся, способствуют уточнению и расширению значений уже известных слов Сознательное овладение морфемным и словообразовательным анализом и синтезом ведет к расширению используемых в речи новых слов, создаваемых по изученным моделям. Вместе с ростом словаря и развитием сознательного подхода к значению и строю слова совершенствуются умения выбирать для выражения мыслей и чувств необходимую лексику. Различный подход к анализу слова (по звукам и слогам, по морфемам, по лексико-грамматическим значениям) учит детей обращать внимание на разные стороны (аспекты) речи - фонетическую, лексическую, грамматическую, что также важно для осуществления прогресса в речевом развитии учащихся.
Особое значение для практического владения языком имеет работа над словосочетанием и предложением. Грамматический разбор, изучение строя предложения, выяснение связей между словами во фразе направлены на совершенствование синтаксической стороны речи детей. Анализ грамматических форм в связи с выяснением их значений развивает языковое чутье, создает предпосылки к овладению разными по коммуникативной направленности высказываниями и функционально-смысловыми разновидностями речи, делает ее более выразительной, точной, обстоятельной, ведет к овладению новыми видами логических отношений и средствами их выражения.
Велика служебная роль изучения грамматики (а также фонетики) в овладении нормами письменной речи. Орфографические правила, базирующиеся на морфологическом и фонетическом принципах, получают опору в осознании звуковых и грамматических особенностей слов.
Развитие у учащихся специальной школы осознанного отношения к языковому материалу, ведущее к отвлечению формальных средств от содержательной стороны слов и предложений,
"важно и для развития навыков самостоятельного чтения, так как способствует анализу текста, более тонкому осмысливанию использованных в нем слов, речевых оборотов, фраз.
Изучение орфографических аспектов фонетики и грамматики связано с практикой установления соответствий и несоответствий между произношением и написанием, поэтому оно способствует осознанию норм литературной речи (орфоэпия).
Таким образом, качественное совершенствование речевого опыта детей в процессе изучения языка как предмета должно быть ведущим направлением в этой работе. Чтобы занятия фонетикой, грамматикой и правописанием выполнили свою (описанную выше) развивающую роль, в изучении этих сторон языка преследуется ряд конкретных задач-
а) усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающее к изучению систематического курса языка средней школы. Эти сведения касаются звуков, слогового и морфологического состава слова, частей речи и свойственных им частных морфологических категорий, структуры предложения, синтаксических связей между членами предложения, наиболее важных орфограмм. Приобретаемые сведения должны оформляться в определениях, правилах, выводах;
б) обогащение речевой практики детей, развитие умений в
сознательном использовании знаний по фонетике, грамматике и
правописанию. Решение этой задачи предполагает, что учащиеся научатся различать звуки, буквы, части речи и свойственные
им частные грамматические признаки, находить их при необходимости в тексте, пользоваться правилами изменения и сочетания слов, выполняя практические задания. Одним из показателей сознательного владения теоретическим материалом является способность ученика приводить примеры, иллюстрирующие определения и правила, объяснять фонетические и грамматические особенности изменения слов, устанавливать соответствия
между синтаксическими связями и морфологическими средства
ми их выражения, определять, на какое правило должно опираться то или иное написание, какие операции необходимо проделать, чтобы выяснить правописание орфограмм, и т. д.;
в) овладение способами выполнения различных видов упражнений, поскольку в них моделируются разные речевые операции. Упражнения подбираются так, чтобы одни из них учили находить нужные фонетические, грамматические или орфографические явления в тексте, другие — их анализировать, третьи — создавать конкретные языковые единицы (образование слов, составление словосочетании, фраз, связных текстов).
В процессе занятий с использованием разнообразных упражнений вырабатывается последовательность действий и операций в речевом анализе и синтезе. Выполняемые сначала под контролем сознания, эти действия и операции постепенно автоматизируются, что является признаком сформировавшихся навыков.
Так, при помощи упражнений (с овладением соответствующими приемами действий) должна быть постепенно выполнена развивающая роль изучения языка;
г) воспитание умения работать с учебником, таблицами, справочным материалом по русскому языку. Такие умения и навыки приобретаются в ходе текущих занятий на уроках и при выполнении домашних заданий. Их роль состоит в том, что они повышают степень сознательности, активности и самостоятельности учащихся в овладении материалом (так как все эти действия состоят в поисках ответа на возникший вопрос, в сравнении частного случая с общей закономерностью, правилом, на основе выделения определенных языковых признаков используемой лексики, форм, конструкций). Усвоение этих видов деятельности приучает к самоконтролю, способствует овладению его способами. Степень сформированности соответствующих действий и операций может быть одним из показателей уровня владения языковыми знаниями, умениями и навыками.
Как видим, названные задачи работы по изучению языка не только соприкасаются с задачами обучения языку как средству общения, но и в определенном отношении выступают их продолжением. Следовательно, на что указывалось в начале параграфа, обе группы задач представляют собой единство. Если на самых ранних этапах специального обучения (подготовительный— 1-й классы) явный приоритет принадлежит задачам первой группы, то в дальнейшем, с началом изучения языка как предмета все задачи решаются во взаимосвязи, в едином потоке работы по развитию речи, в котором в методических целях все